Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык





Скачать 213.63 Kb.
НазваниеРечевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык
Дата публикации28.06.2013
Размер213.63 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат


На правах рукописи

ЛЕОРДА Светлана Владимировна

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ

СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
10.02.01 – Русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук
Саратов – 2006

Работа выполнена на кафедре русского языка и речевой коммуникации

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского»
Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор

Маргарита Анатольевна Кормилицына

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Кочеткова Татьяна Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент

Куприна Светлана Владимировна


Ведущая организация – Тамбовский государственный университет
Защита состоится 1 марта 2007 г. в 16 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.03 в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (410056, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Автореферат разослан «26» декабря 2006 г., представлен для размещения на сайте Саратовского государственного университета (www.sgu.ru/news) «____» _________________ 200… г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

профессор ________________ Ю.Н. Борисов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Реферируемая диссертация посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного студента.

Носителями молодежного языка принято считать школьников, студентов, молодых специалистов и представителей творческой интеллигенции. Студенчество – социально-возрастная группа, представляющая большой интерес для изучения, так как именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них. Кроме того, члены данной группы являются будущими специалистами. Во время обучения в вузе происходит становление и развитие языковой личности студента; будущие специалисты станут представителями интеллигенции, которая, по нашему глубокому убеждению, будет продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Именно в этом заключается актуальность исследования.

Объектом исследования стала устная речь и материал анкетирования современных студентов г. Саратова, а также граффити на стенах, столах и шкафах в учебных и жилых помещениях вузов г. Саратова.

Предметом исследования стали особенности лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных студентов.

Цель работы – дать анализ специфичных для современного студенчества особенностей в выборе и наборе языковых единиц, а также особенностей речевого поведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить работы, посвященные исследованию понятия речевого портрета в русской лингвистике;

  2. Проанализировать лексикон современных студентов и выявить его особенности;

  3. Показать особенности речевого поведения современных студентов (набор устойчивых формул общения и прецедентных феноменов, речевые способы завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, интерпретация, обобщение), а также анкетирование.

Материал исследования составил около пятнадцати тысяч словоупотреблений (14 897). В основном это ручные и диктофонные записи устной речи студентов в неофициальной обстановке, а также материал сайтов www.spbgu.ru, www.krasgu.ru, www.5ballov.ru, www.konf-csu@narod.ru. Особенностью материала является также и то, что о его записи, как правило, информанты не знали. Материал собирался в период с 2001 по 2006 гг.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественной лингвистике представлено комплексное описание речевого портрета современных студентов как социально-возрастной группы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие антропоцентрической лингвистики, психо- и социолингвистики и тем самым способствует дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по основам стилистики, культуре речи, в спецкурсах по психо- и социолингвистике, по речевому этикету.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на конференциях молодых ученых в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (2002, 2006 гг.), в том числе всероссийских (2004, 2005); на конференции «Язык: теория и методика преподавания» в Саратовской государственной академии права (2004 г.), а также на международной научной конференции «Власть и жизненный мир личности», организованной МИОН (2003 г.), материалы которой были опубликованы в межвузовском сборнике научных трудов «Проблемы речевой коммуникации» (Вып. № 4). Общее содержание работы и результаты исследования изложены в 7 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Наиболее яркими особенностями современного студенческого лексикона являются использование специфического студенческого жаргона, обыгрывание иностранных слов и сознательное употребление сниженной лексики как способа снять напряжение и поэкспериментировать с языковыми нормами и правилами общения.

  2. Тенденция к лаконизации этикетных формул, пренебрежение ими в процессе общения, возрастающая агрессивность речи, частое употребление инвектив, демонстрация в речи фамильярного отношения к преподавателям свидетельствует о постепенной трансформации в студенческой речи традиций русской речевой культуры.

  3. Главная черта речевого поведения студентов – стремление сделать свою речь успешной, яркой, красочной и нетривиальной. Для этого используются самые разнообразные приемы языковой игры, прецедентные феномены.

  4. Особый вид общения современных студентов – общение посредством граффити, с помощью которых манифестируется отношение к окружающему миру с точки зрения члена данной группы.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, определяются цель, основные задачи, материал и методы исследования, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы изучения речевого портрета в современной лингвистике» излагаются основные понятия и теоретические положения работы. В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер и пр.) [Э.М. Ножкина, Т.А. Милехина, Л.П. Крысин, А.В. Занадворова, К.Ф. Седов и др.] Вследствие этого в лингвистику органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. При всем внимании к индивидуальности интерес ученых в первую очередь привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности [Ю.Н. Караулов, Н.Н. Розанова, М.В. Китайгородская, Т.В. Кочеткова и др.].

При изучении языка города возникла необходимость составить представление о свойствах языка и речевого поведения достаточно четко очерченных групп городского населения, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Причем особое внимание исследователи уделяют изучению социально маркированных способов выбора и употребления языковых средств и особенностям речевого поведения членов определенной группы [Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, Т.И. Ерофеева и др.]. Наиболее близкой к студентам группой является интеллигенция. Для этой группы характерными особенностями речи являются языковая игра, употребление прецедентных феноменов, выбор и неприятие определенных языковых единиц и пр. [Л.П. Крысин и др.].

Итак, в речи каждой социально-возрастной группы реализуются специфический для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ совокупности этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности современного студенчества.

Во второй главе «Особенности лексикона современных студентов» представлены результаты анализа характерных черт лексикона современного студента. Наиболее яркими особенностями современного студенческого лексикона являются, на наш взгляд, следующие: употребление студенческого жаргона, обыгрывание иностранных слов и сознательное сниженной лексики. Основной особенностью речевого общения описываемой группы является активное использование ее представителями жаргонных обозначений специфических для студентов бытовых реалий.

Большая часть студенческих жаргонизмов – это переделанные официальные наименования. Все жаргонизмы, используемые в современной студенческой речи, условно можно разделить на несколько тематических групп: обучение, обучаемые, время, предметные составляющие студенческой жизни, студенческий быт, преподаватели и их физические и психологические особенности. Самые разнообразные жаргонные названия даются студентами наибо­лее важным для их жизни предметам, людям и отрезкам времени.

Огромное количество жаргонизмов используется студентами для назы­вания учебных предметов и дисциплин. Если название изучаемой дисцип­лины состоит из одного слова, то оно в основном остается в речевом обще­нии студентов в неизменном виде: философия, история, риторика и т.д. Если оно состоит из нескольких слов (впрочем, это типично для разговорной речи в целом) используются универбаты: античка (античная литература), вышка (высшая математика), начерталка (начертательная геометрия), макруха (мак­роэкономика), аббревиация: МРЯ (методика преподавания русского языка), СРЯ (современный русский язык), сопромат (сопротивление материалов), матан (математический анализ) и эллиптические словосочетания (редуцированные): ос­новы (основы журналистики), стиль (стилистика русского языка) и мн. др.

Особыми, часто жаргонными, в студенческой речи являются номина­ции преподавателей. Издавна преподавате­лей называли преп, препод/преподша. В зависимости от возраста и занимае­мой должности, читаемой дисциплине преподавателя студенты могут звать козликом, мальчиком на побегуш­ках (молодой), ассом (ассистент), проф/профа/профи (профессор), завкаф, гав-гав (заведующий кафедрой), псих (психология), бух (бухгалтерское дело), вексель (экономика), хромосома (генетика). Декан распоряжается «жиз­нью» и «смертью» студента, воспринимается студентами как «вершитель судьбы», «воспитатель», поэтому он Персефона, Прозерпина, клизма, лишало стипендии и пр.

В студенческой речи разграничены различные стадии обучения. Начало обучения в вузе воспринимается как зарождение новой жизни, поэтому абитуриенту дается так много наименований со значением «мелкого, ма­ленького, ничтожного существа, зародыша»: головастик, желторотик, зе­лень, комар, икра, личинка. Кроме того, встречается много сокращений слова «абитуриент»: абита, абитень, абитура, абитурь, абитуха (все перечислен­ные слова могут также обозначать и определенный отрезок времени – «жизнь в качестве абитуриента»). В отличие от жаргона курсантов военных вузов (который в нашем исследовании не рассматривается и в кото­ром существуют обозначения, специально придуманные для студентов каж­дого курса и отражающие их течение жизни: ср.: пятикурсники – богатые женихи, потому что скоро получат должность по распределению и должны жениться для более удачного и выгодного жребия), студенты гражданских ву­зов дают особые названия, пожалуй, только первокурсникам (первак, перваш, первокур) и выпускникам-пятикурсникам (пятак, диплошник).

Одной из важнейших составляющих студенческой жизни во все вре­мена является учебник. Современному студенту он, увы, все чаще представ­ляется никчемной вещью (набор кирпичей, безделуха, туалетная бумага), источником мучений из-за его чрезвычайной сложности для понимания (мучеб­ник, заумник, камасутра) и даже вещью, бывшей в употреблении и по­этому уже потерявшей вид (макулатура, сэконд-хэнд, тряпка, драник). Однако учебник все еще вос­принимается современными студентами и как источник знаний (кирпич со смыслом, мозги, гранит науки), и как помощник (скорая помощь, репетитор, решебник).

Огромное значение в студенческой жизни имеют контрольная, зачет, экзамен. Они часто воспринимаются как нечто ужасное, переходный момент, связанный с риском для жизни (ма­ленький ад, конец лафы, лотерея, бойня, допрос, здравствуй, армия!).

Наиболее интересным объектом для изучения студенческих номинаций бытовых реалий является общежитие. Студентами оно часто называется как жилище животных (гнездо, зверинец, кошара, курят­ник), отмечаются и его негативные особенности (клоповник, таракановка, мышатник).

Еще одной важной особенностью лексикона современных студентов является частое употребление ими в процессе общения иностранных слов и экспериментирование над их формой и значением. По справедливому замечанию многих информантов, непонятность таких слов служит символом учености, потому и речь, содержащая иноязычные слова, часто расценивается как социально престижная. Иностранные слова, обозначающие приоритетные для данной социально-возрастной группы реалии, составляют самую большую группу в речи студентов. Это термины (употребляются чаще всего в процессе общения на учебные темы): маркетинг, гемодиализ, инвариант, номинации предметов и понятий, приоритетных для данной социально-возрастной группы (музыка: RnB, рейтинг, кантри, ди-джей, шлягер; спорт: бодибилдинг, виндсерфинг, фитнес, фристайл; техника: кроссовер, эквалайзер, процессор, сабвуфер, тюнер, провайдер, сайт, портал).

Экспериментирование над формой иностранного слова – один из самых интересных приемов языковой игры в студенческом общении. Представление слова как иностранного (целого или его части) – главный прием языковой игры («Feelfuck – это тема! Отрывайся!»; «Я NEVERнусь!»). Таким образом, иностранные слова в неизменном или трансформированном виде довольно часто органично вписываются в речь современных студентов, являются частью их лексикона, яркой его особенностью.

В современном речевом общении (особенно в устном) довольно часто употребляется сниженная (и даже ненормативная) лексика, просторечные выражения. Просторечную лексику употребляют практически все студенты, однако в ситуации официального и полуофициального общения они стараются контролировать свою речь. Чаще всего грубая и табуированная лексика используется студентами в неофициальном общении, в дружеской компании, хотя в последние годы отмечается и употребление ее в официальной обстановке (например, на семинаре, коллоквиуме). Однако следует сразу отметить, что студент либо тотчас поправляет сам себя, либо его ошибку исправляют сокурсники: Они (критики 19 века) бухали… пили постоянно, поэтому у них и статьи такие (из ответа на семинаре).

Следует отметить, что часто современные студенты употребляют грубую и сниженную лексику бессознательно. Грубая и сниженная лексика в таких случаях заполняет паузы в процессе общения, а также используется для номинации любого непонятного или сложного предмета (Эта… ерундень… как ее…политэкономика, когда будет?). Впрочем, можно отметить стремление студентов к самоконтролю и соблюдению этикетных норм в речи (Я попрошу впредь при мне не выражаться; Не матерись; При мне не ругайтесь; Фу, как некультурно и т.д.).

Использование сниженной, грубой и табуированной лексики в речи современных студентов, как правило, гендерно дифференцировано: женщины заменяют обсценизмы эвфемизмами или омофоничными словами либо заменяют их менее грубыми. Мужчины более склонны к экспериментированию с подобной лексикой. Сознательное использование в собственной речи сниженной лексики студенты объясняют ее особыми функциями для данной группы. Во-первых, это снятие профессионального напряжения, во-вторых, способ самовыражения и выделения из общей массы, в-третьих (и самое главное), это способ сломать стереотип общения, а это главная задача студенческого (да и молодежного в целом) общения.

Таким образом, самое главное в речи современных студентов (да и молодежи в целом) – отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация.

В третьей главе «Особенности речевого поведения современного студента» выделяются и описываются характерные для современного студенчества особенности устного общения в неофициальной обстановке.

Современное студенчество как особая, традиционная устойчивая социально-возрастная группа имеет свои особенности речевого поведения. Так, студентам во все времена было присуще при общении друг с другом использовать определенные устойчивые формулы (как прецедентные, так и этикетные), экспериментировать над языковыми нормами (как национального языка, так и иностранных). Для них характерна особая манера общения с преподавателями и другими студентами. Они используют различные речевые способы завоевания авторитета в группе и пр. Все эти особенности, являясь в какой-то мере признаками речевого поведения членов данной социально-возрастной группы, в разное время наполняются разным содержанием, их распространенность и периодичность использования в речи изменяется.

На наш взгляд, можно выделить некие общие закономерности устного общения, присущие речевому поведению большей части современного студенчества. Это трансформация традиционных и выработка авторских этикетных формул, языковая игра, употребление прецедентных феноменов, особые речевые способы завоевания авторитета в группе.

Вежливость не может сочетаться с агрессивным отношением к собеседнику, однако такое отношение постоянно проявляется в процессе общения современных студентов друг с другом, считается в их среде «в принципе, нормальной реакцией» (из записи устной речи). В ситуации дружеского неофициального общения грубость и фамильярность постоянны (например, суффикс -к- в составе имени не имеет пренебрежительного оттенка; он считается нормой общения: Светка, Валька, Ленка). Обращает на себя внимание и все большее распространение в студенческой среде прозвищ (Шурила, Кортни, Шейла). Кроме того, черты фамильярного обращения студентов к преподавателям стали наблюдаться все чаще. Наверное, это результат копирования традиций американского общения. Особой, специфичной для современного студенчества, формой «диалога» с преподавателем и друг с другом являются граффити. Чаще всего это надписи на партах, адресатом которых является либо конкретный человек (Кирилл Михалыч! Возьмите меня в «Студгород»!), либо просто преподаватель (К преподавателю: Тебя родили на пять минут, чтобы посмеяться, а ты выжил, и оказалось не смешно).

По нашим наблюдениям, студенты чаще всего экспериментируют с этикетными формулами в таких речевых жанрах, как приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, пожелание и поздравление. Они используют и общепринятые этикетные формулы, и специально изобретенные, употребляемые только в студенческой группе (нескольких группах): Привет, как жизнь? Бьет ключом? Да, и все время по голове, и индивидуальные, то есть применяющиеся одним человеком (чаще всего автором): Good morning, Ленуська! Bad morning, Натах! Я с похмелья... Последний тип этикетных формул, кроме своих основных функций, выполняет и иные, сиюминутно необходимые автору (например, сообщить о своем состоянии).

По нашим наблюдениям, в неофициальном общении студенты чаще всего предваряют просьбу апелляцией к дружеским отношениям между коммуникантами, а в качестве формулы-просьбы используют различные устойчивые конструкции. Наиболее частотными, на наш взгляд, являются конструкции Дай погонять что-либо; Верни на базу что-либо. Более вежливы, с точки зрения современных студентов, фразы, начинающиеся с подтверждения дружеских отношений между ними: Ты мне друг или, причем вторая часть фразы не соответствует ожиданиям адресата: или портянка? или кто? или где!, тем самым ломается коммуникативный стереотип, а ломка всяческих (в том числе и коммуникативных) стереотипов – еще один признак речевого общения современных студентов.

Изобретение студентами этикетных формул происходит по нескольким причинам. Во-первых, говорящим движет стремление выделиться, сделать свою речь боле яркой, непохожей на других. Это достигается с помощью различных приемов языковой игры. Во-вторых, студенты постоянно спешат, поэтому для экономии времени и собственных речевых усилий изобретают такие этикетные формулы, в которых вместе с чисто этикетной функцией выполняются и иные, например, передается, в зависимости от ситуации, свое настроение, состояние, особое отношение к собеседнику и др.

Для оживления процесса речевого общения студентами используется языковая игра. Чаще всего темами общения, в процессе которого возникает языковая игра, являются события и явления, происходящие в наше время, а также учеба, культурно-исторические реалии современной жизни.

В работе дается классификация типов языковой игры, распространенных в устном речевом общении студентов. При анализе материала учитывался способ создания комического эффекта в рамках как одного слова, так и целой фразы.

Языковая игра в рамках одного слова реализуется на разных уровнях языка: фонетическом (Вот закончится семестр – и передохнéм. – Да, если до этого не передóхнем), лексическом (У меня жизнь бьет ключом. Гаечным. По голове), словообразовательном (Я очарован и обколдован), грамматическом (морфолого-синтаксическом: Миша, пойдем пиво «Пит» и водка жрат!).

Наиболее распространенным типом реализации языковой игры в целой фразе является трансформация прецедентных высказываний. Чаще всего трансформируются цитаты из известных литературных произведений, кинофильмов, рекламных роликов, крылатые выражения, лозунги, строчки популярных песен, названия музыкальных групп и прочие прецеденты (Нет повести печальнее на свете, чем повесть о студенческой диете).

Кроме трансформации прецедентных высказываний, в процессе неофициального общения студенты могут создавать собственные афоризмы, парадоксальные высказывания, пародировать определенные стили или жанры общения (Когда Бог раздавал разум, студент был на лекции; Сто грамм – не стоп-кран: дернешь – не остановишься; Не восхрапи на лекции, дабы не разбудить ближнего своего!).

Афоризмы являются полностью авторским созданием, плодом лингвокреативного мышления современных студентов. Среди афоризмов можно выделить несколько разновидностей, которые отличаются тематикой. Наиболее распространены студенческие афоризмы, посвященные обучению в вузе, а также всему, что с ним связано (Есть только три причины, по которым студент не пришел на лекцию: забыл, забил, запил). Есть в речи студентов и англизированные афоризмы, которые предполагают определенный уровень знания адресатом английского языка для понимания языковой игры (Без кайфа нет лайфа, хоть фейсом об тейбл!).

Распространены в речи современных студентов и парадоксальные высказывания. Часто они имеют двухчастную структуру, при этом языковая игра основана на парадоксальном сравнении в первой части фразы, которое совершенно неожиданно объясняется во второй части (Студенты как тараканы: сколько ни дави, все равно выживают). Встречаются также высказывания, комический эффект в которых достигается с помощью приема обманутого ожидания (Я читаю Толстого и, читая, толстею!).

Еще одной разновидностью языковой игры в целой фразе является пародирование определенного стиля (иначе прием речевой маски) или жанра общения либо его нетрадиционное использование. В основном в речевом общении студентов пародируется стиль православных книг (активнее всего используется церковнославянская лексика), а также жанр объявления (Возлюби препода своего, ибо собака – друг человека!; Продам нервную систему в хорошем состоянии. Заводится с полуоборота). С помощью языковой игры создается позитивный настрой – основа успешной коммуникации, вырабатывается оптимистическое восприятие окружающего мира. Огромное количество различных типов языковой игры в разнообразных ситуациях их употребления является характерной особенностью речи студентов.

Одной из характеристик речевого поведения человека является использование им в своей речи прецедентных феноменов. Нашей основной задачей стало выявление источников наиболее употребительных прецедентных феноменов в речи студентов. По нашим данным, в процессе неофициального общения современные студенты употребляют чаще всего цитаты из рекламных роликов и известных литературных произведений, при этом преимущественно подвергая их трансформации с помощью приемов языковой игры:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А небритым ваххабитам

Стыд и срам, стыд и срам! (К.И. Чуковский)

Желудок у студента меньше наперстка, а сил для учебы ему требуется много! (реклама корма «Вискас»).

При анализе материала было выявлено, что источником прецедентов для современных студентов становится преимущественно массовая культура во всех ее проявлениях (Ваша киска купила бы виски!). Вероятно, это обусловлено тем, что студенты живут в сфере господства массовой культуры, прецедентные феномены которой часто повторяются и поэтому легко запоминаются. Меньшая доля прецедентов в сознании и речи студентов приходится на цитаты из литературных произведений (в основном из произведений, включенных в школьную программу и принадлежащих русским классикам: Легкость в желудке необыкновенная (Н.В. Гоголь «Ревизор», исходный текст: «Легкость в мыслях необыкновенная»)). Прецедентные феномены из области истории и философии студенты в своей речи используют редко (Все течет, все изменяется, – сказал водопроводчик; Кто к нам с бухлом пришел – от бухла и погибнет). Наименее продуктивной базой прецедентных феноменов для современных студентов являются библейские тексты (Вначале было Слово, поэтому древнейшая профессия – филолог).

При анализе реакций современных студентов на прецедентный стимул была выявлена профессиональная и гендерная дифференциация прецедентных феноменов в их сознании. К примеру, студенты-филологи реагировали на стимул АРГО преимущественно так: жаргон, язык, зона, феня, «Собор Парижской Богоматери», Столярова (преподаватель лексикологии на факультете филологии и журналистики СГУ – С.Л.). Студенты других вузов и факультетов соотносили данное слово прежде всего с кораблем, аргонавтами, Ясоном, мифом, Грецией.

Прецедентный феномен может изменить свой смысл с течением времени. Прецедентное высказывание белокурая бестия (прежние типичные реакции – Ницше, мужчина, фашизм), имевшее всего несколько десятилетий назад зловещий оттенок, сейчас практически утратило негативное значение и понимается современными студентами прежде всего как блондинка-стерва или Мерилин Монро.

Прецедентное высказывание может изменить в сознании студентов источник своего происхождения. К примеру, прецедентное высказывание «А был ли мальчик?», ранее всегда соотносимое с романом М.Горького «Жизнь Клима Самгина», теперь воспринимается студентами прежде всего как название одного из альбомов А.Б.Пугачевой.

В сознании современных студентов отмечается и контаминация прецедентных высказываний (беден как сокол; Феникс ясный сокол; беден как сапожник). В последнем примере к тому же наблюдается соотнесенность со значением «пьянство», следовательно, бедность как следствие пьянства имеет в сознании современных студентов негативную оценку.

Исследуя записи устной речи современных студентов, мы пришли к выводу, что она пронизана множеством интертекстуальных вкраплений: цитатами из различного рода текстов или ссылками на них. Такое насыщение речи обусловлено стремлением сделать свою речь более информативной при минимальном объеме, так как прецедент ведет к компрессии. Это свойственно всем возрастным группам, однако это не главная функция прецедентов в студенческой речи. Употребляемые в процессе общения студентами прецеденты сигнализируют окружающим о кругозоре, развитии, степени образованности, общем культурном уровне студента. Насыщение речи прецедентами делает ее необычной, уникальной, интересной для слушателей. Умение говорить свободно, интересно и на любую тему имеет огромное значение для современного студента. Это гарантия и успешной сдачи экзамена, и активного общения со сверстниками. Кроме всего, умело вставленный в речь прецедент оживляет процесс общения.

Активное и уместное употребление в речи прецедента служит одним из способов завоевания авторитета студентом в группе, повышая его социальный и профессиональный статус и самооценку.

Время учебы в вузе – это время построения собственной системы ценностей, предпочтений, период осознания и определения своих способностей и возможностей. Молодой человек, став студентом, приобретает более высокий социальный статус. В это время у него возникает желание реализовать себя как личность. Социализация студента в группе, построение взаимоотношений невозможно без распределения социальных ролей в группе. Для завоевания авторитета в группе используются самые разные способы, в том числе и речевое воздействие. При анализе собранного материала были выявлены факторы, способствующие завоеванию студентами авторитета с помощью речевых средств в группе. К ним относятся: правильность речи, владение литературными нормами и терминологией, вежливое и корректное отношение к собеседнику, учет уровня его образованности и интересов.

Препятствующими созданию уважительного отношения к себе и своей речи следует считать использование в общении вербальной агрессии, перебивов, поддакиваний, некорректно задаваемых вопросов, то есть нарушение этических и коммуникативных норм общения. При этом следует отметить, что некорректные по содержанию вопросы, на наш взгляд, чаще задают женщины, а некорректные по форме – мужчины. Интересно, что некорректное содержание, выраженное в приятной для собеседника форме, вызывает у него меньшую негативную реакцию или вовсе не вызывает ее, поэтому общение женщин-студенток носит, на наш взгляд, более дружелюбный характер.

Особенностью письменной формы общения современных студентов друг с другом является переписка на различного рода поверхностях (столы в учебных корпусах, стены туалетов и учебных корпусов). Граффити такого рода свидетельствуют о многом: о приоритетах в жизни современных студентов, об их отношении к жизни, преподавателям и друг к другу. На наш взгляд, эта традиция должна исчезнуть, потому что очень часто такие надписи являются свидетельством низкой общей культуры человека, оскорбляют эстетические чувства окружающих.

Кнопка остановки лектора. Инструкция. Во время скучной лекции нажмите лбом и не отпускайте в течение 45 минут.

Интересной деталью таких надписей является то, что на столах обычно ведется переписка студентов разных групп и курсов, в процессе которой ведется обсуждение физических и психологических особенностей преподавателей и отдельных студентов (чаще всего женщин), а также выражается желание познакомиться с кем-либо (иногда даже в грубой форме) или просто высказываются собственные мысли, желания и предпочтения (Лектор! Иди домой!; Лучше быть отцом макаки, чем учиться на истфаке!; Быть филологом с дипломом лучше, чем работать ломом!).

Как видно, письменная форма общения современных студентов друг с другом активно используется ими в любых условиях и обстоятельствах. Посредством граффити современный студент выражает свое отношение к миру в целом, демонстрируя при этом свои жизненные ценности, предпочтения и неприятия. Пишущий обнаруживает свою принадлежность к определенной социальной общности и манифестирует отношение к окружающему его миру с точки зрения члена особой социально-возрастной группы. Однако в зависимости от степени удаленности пишущего от его воображаемого адресата меняется стиль и смысловая наполненность граффити. Граффити, адресованные последующим поколениям, отличаются дидактичностью, стремлением передать им накопленный пишущим «житейский» опыт и сохранить традиции студенчества.

В заключении диссертации сформулированы основные результаты исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Долганова (Леорда) С.В. Языковая игра в студенческой речи // Филологические этюды. Саратов, 2003. Вып. 6. С. 199-203.

  2. Леорда С.В. Речевые способы завоевания авторитета студентами в группе // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2004. Вып. 4. С. 178-183.

  3. Леорда С.В. Иностранное слово в речи современных студентов// Язык: теория и методика преподавания. Саратов, 2004. С. 169–171.

  4. Леорда С.В. Прецеденты в сознании и речи современных студентов// Филологические этюды. Саратов, 2005. Вып. 8. Ч. III. С. 118–122.

  5. Леорда С.В. Вежливость в современном студенческом общении// Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. Вып. 5. С. 112-117.

  6. Леорда С.В. Современный студенческий жаргон // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2006. Вып. 6. С. 124–135.

7. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. № 6. С. 59–60.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык icon«Речевой портрет современного семиклассника»
Реферат посвящён исследованию особенностей речевого портрета современного семиклассника
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconПрограмма "Русский язык и культура речи" для учащихся 9 классов
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconРеферат выступление презентация Мурзаева Яна 7А 6 5 4 «Язык современной...
«Язык современной молодежи. Школьный сленг» (Речевой портрет учеников 7-8 классов)
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconКалендарно-тематическое планирование. Русский язык 12 класс
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык icon1. Систем а современного русского языка Прочитайте тексты
Цель выполнения контрольных заданий состоит в том, чтобы научить студента пользоваться литературой, привить умение популярно излагать...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconМода на японию как социокультурный феномен современного российского общества
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconМоу «Вознесеновская сош»
«Русский язык» А. В. Полякова, мультимедийное оборудование, стихотворение А. С. Пушкина «Осень» (отрывок), портрет А. С. Пушкина
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык icon1. общие характеристики и понятия: русский язык, СОВРЕМЕННЫЙ русский...
Собов словообразования. Индоевропейцы, как народ, перестали существовать несколько тысячелетий назад. Одним из ответвлений индоевропейского...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconПрограмма «Русский язык» ассоциация 21 в 2006г Русский язык М. С....
Мбоу «Сысоевская средняя общеобразовательная школа им. С. Р. Суворова» на 2012-2013 учебный год
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconПроект на тему: “Какой язык учить для успешной карьеры” Работу выполнил...
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык...
Речевой портрет современного студента 10. 02. 01 Русский язык iconЭкзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая...
Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск