Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться





НазваниеСамара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться
страница1/6
Дата публикации30.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Право > Литература
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

О ПРАВАХ РЕБЕНКА

ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

(Пособие для детей и родителей).


САМАРА 2006


«Знать свои права и уметь за них бороться

значит, быть сильным.

Уважать права других

значит, быть справедливым.

Жить по праву

значит, жить в мире и согласии».


Права и обязанности каждого человека – это тот необходимый материал, из которого строится здание общего блага. Подобно тому, как невозможно выстроить дом только из кирпича, не используя цемент, невозможно выстроить общее благо только из прав, не скрепляя их обязанностями. Более того, зачастую право и обязанность – это одно и то же. Например, у человека есть право на благоприятную окружающую среду, и одновременно человек обязан бережно относиться к природе. Или у человека есть право на образование. И вместе с тем каждый обязан учиться. Или у родителей есть право воспитывать своих детей. Но вместе с тем они обязаны заботиться о детях. Или каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и одновременно каждый обязан заботиться о сохранении культурного наследия, беречь памятники. И, наконец, если у каждого человека есть права, то это значит, что никто не может их нарушать. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность уважать наши права.

Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы».

(Из учебного пособия «Конституция России», М, 2003)[14].

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….4

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ………….………………..5

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……..……………………..………………….15

О ПРАВАХ, ОБЯЗАННОСТЯХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕБЕНКА….….….……………………………………...……………24

1. ПРАВА РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ…..……..25

2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА.................................................................................................31 3. ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ РЕБЕНКА……………………………….…..34

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕБЕНКА В ЗАВИСИОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ……………………...…36

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ И ОРГАНЫ МИЛИЦИИ………....41

КУДА ОБРАТИТЬСЯ В ЗАЩИТУ ПРАВ РЕБЕНКА………......46


КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ)…….52

ПРАВОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ИЗУЧЕНИЯ (КНИГИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА)....56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…… …………..57

ВВЕДЕНИЕ.

Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители, учителя, все взрослые должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям.
В размышлениях детей о своих правах [27] есть такое умозаключение: «Мир прост и чист. Еще утром встает солнышко – шар тепла и красоты. Все живое, прекрасное тянется к нему. Возьмите нежный лучик от него и с улыбкой подарите своим детям. Это будет начало гармонии в мире... Сделайте так, чтобы не было жестоких, кровопролитных войн! Вы будете очень страдать, научив нас воевать. Мы имеем право на жизнь и мир!».

И еще одно мнение ребенка о правах детей: «Ребенок должен жить в семье, у него должны быть отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры. Самые главные права ребенка – жить и быть счастливым. Об этом должны позаботиться взрослые».

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ.

В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало и дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства, подходам к формированию личности ребенка, его воспитанию. Воспитание начинается с момента рождения ребенка. В семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание [12]. Успенский К.Д. справедливо писал, что «не должно забывать, что первое понятие о человеке образуется в бессловесный период жизни ребенка, и на образование этого понятия имеют решающее влияние те первые личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущего отношения к людям» [26]. Взрослым для достижения успеха в процессе воспитания ребенка необходимо много знать; так, психологи предлагают 36 уроков для родителей «Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка?»[1].

36 уроков для родителей:

«Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка?»



Урок 1. Старайтесь видеть хорошее.

Довольно легко проследить, когда вы концентрируетесь на негативном (плохо выспались, проблемы на работе, стресс). Это случаи, когда вы начинаете видеть вокруг только плохое, не замечая тех особо приятных моментов, которых великое множество в повседневной жизни.

Урок 2. Будьте примером.

Большая часть информации воспринимается детьми в раннем возрасте, благодаря наблюдению. И наиболее частым объектом для наблюдения являются, конечно же, родители.

Урок 3. Учитесь хорошему у других.

Чтобы чему-то научиться, человек должен перестать делать так, как он привык, освободиться от своих установок по поводу этого и наблюдать за другими.
Урок 4. Уважайте детей.

Взрослые привыкли воспринимать уважение как односторонний процесс. Детям часто говорят, что нужно уважать старших. Часто ли мы говорим, что старшие тоже должны уважать детей. А между тем, это совершенно необходимое условие для создания любовных и доверительных отношений с ребенком.

Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности родителей [23]:

  • недостаточное представление о целях, задачах, формах и методах воспитания;

  • отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;

  • слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»;

  • неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);

  • чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. Павел Наторн сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости наказания нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;

  • нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: “Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели”;

  • перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, милиция…);

  • отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);

  • неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;

  • отсутствие должного, но уважительного, контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов;

  • попытка создать ребенку тепличные условия;

  • ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).

Урок 5. Будьте постоянны.

Каждый день нам приходится сталкиваться со множеством стрессов и перемен. Наш разум, наше тело, наши отношения и надежды меняются каждый день. Чтобы выжить и всегда находиться «на плаву» при любых обстоятельствах, дети должны знать, что есть что-то постоянное и неизменное (семейные традиции, вкусный ужин в пятницу, семейный поход на каток в субботу…).

Урок 6. Будьте смелыми.

Родители не могут не беспокоиться за своих детей. В безопасности ли он? Сможет ли он завести друзей? Не болен ли он? Страх за ребенка может измучить до полусмерти. Родителям надо быть смелыми.

Урок 7. Пусть доброта станет нормой.

В нашем жестоком мире проявление доброты в определенных случаях, считается, чуть ли, не подвигом. Дети впитывают информацию о мире. Поэтому из средств массовой информации они могут сделать вывод, что добро – очень редкое явление, и человеку не надо быть добрым всегда, что экстраординарные поступки гораздо важнее, чем простое каждодневное проявление доброты и заботы.

Урок 8. Умейте слушать.

Нам дано два уха и один язык, чтобы мы больше слушали и меньше говорили. Есть разница между «слышать» и «слушать». Можно слушать, даже если вы не осознаете полностью всех событий и не знаете внутренних ощущений партнера. А слышать можно, только если вы внимательно вникаете во все и полностью увлечены как собеседником, так и тем, что он говорит. Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали.

Урок 9. Растите вместе с детьми.

Дети ненасытны в познании жизни и окружающего мира. Они постоянно открывают для себя новые места и познают мир. Родители часто думают, что дети должны учиться, а задача родителей их учить. Но если посмотреть на этот процесс по-другому, то увидите, что очень увлекательно учиться и познавать мир вместе с детьми.

Урок 10. Установите ограничения.

Доверие возникает из чувства безопасности. Поэтому детям необходимо постоянно показывать свою любовь. Если их никак не ограничивают, они не чувствуют любви родителей и ищут ее в другом месте. Иногда кажется, что дети просто притягивают к себе разные экстремальные и опасные ситуации. Они постоянно проверяют границы своих способностей, безопасности, выносливости и правил. В результате все это доставляет много беспокойства и волнений их родителям. Родители часто недооценивают важность ограничений для детей. А между тем, дети лучше растут и развиваются в удобно организованном пространстве и времени. Именно отсутствие ограничений толкает детей на многие необдуманные и опасные поступки (поздний приход домой и др.).

Урок 11. Учитесь соглашаться.

Если ребенок делает все ради одобрения, он учится ладить с самим собой. Иногда родители настолько концентрируются на том, чего они хотят для своих детей, что забывают спросить самих детей, чего хотят они. Мамы и папы так часто решают все за детей, что подавляют их индивидуальность.

Урок 12. Будьте защитником.

Родители обязаны помогать своим детям, когда они в них нуждаются. Иногда возникают ситуации, когда дети не могут защитить себя сами, и в такие моменты родительская помощь им наиболее необходима. Но когда вы защищаете ребенка, делайте это справедливо и с чувством уважения к другой стороне. Только в таком случае будет положительный результат.

Урок 13. Настойчивость.

«Чтобы лампа постоянно горела, в нее надо добавлять масло». Иногда в воспитании детей очень важно быть настойчивым и не сдаваться при первой трудности. Даже если на пути встречаются трудности, пытайтесь делать свое дело снова и снова, и тогда это даст результат (приобщение к чтению).

Урок 14. Распределяйте время.

«Я должен управлять своим временем, а не оно мной». Мы живем в сумасшедшем мире. С каждым годом свободного времени становится все меньше. Поэтому, несмотря на нехватку времени, современные родители должны правильно его планировать и разумно использовать для общения с детьми. Всех гениев на земном шаре когда-то поддерживали и вдохновляли их родители, поэтому они смогли полностью раскрыть свои таланты, способности и воплотить свои мечты.

Урок 15. Умейте прощать.

Ссоры могут возникать по самым тривиальным поводам: очередь в игре или потерянный пульт дистанционного управления. Как только обвинение брошено, очень трудно забрать его назад. Из маленькой ссоры может вырасти большой конфликт. Если все в семье быстро прощают и забывают обиды, то мелких ссор практически не бывает. Если вы будете уважать людей, в том числе детей, и извиняться в тех случаях, когда были не правы, то сможете предотвратить многие проблемы еще до их проявления.

Взрослому, решающему наказать ребенка за проступок, необходимо подумать: «Зачем?!» и помнить

7 правил В. Леви «для всех» [6]:

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…

  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

  3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу невообразимое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Излишне последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные месяц спустя, а то и год, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск, внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.

  5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

  6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

  7. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует только в обратную сторону.

Урок 16. Учитесь сострадать.

Дети выходят в мир и начинают познавать его, сталкиваясь с самыми разными его проявлениями практически постоянно. Поэтому очень важно, чтобы родители следили за безопасностью детей и умели сострадать и жалеть их в нужный момент.

Урок 17. Показывайте свою любовь.

Жизнь вокруг детей постоянно меняется, поэтому для них крайне важно знать, что любовь их родителей к ним остается неизменной. Проявляя свою любовь, вы даете детям понять, что всегда поддержите и пожалеете их. И детство от этого становится счастливее и радостнее.

Урок 18. Принимайте дружбу.

Самая величайшая мудрость, которая делает жизнь счастливее, - это умение дружить (Эпикур). Поддержка друзей очень важна и для вас самих, и для ваших детей.

Урок 19. Будьте терпеливы.

Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание. Когда родители терпеливы по отношению к своим детям и их поступкам, они создают, таким образом, атмосферу доверия и безопасности, в которой дети развиваются свободно и радостно. Учитесь быть терпеливым, пусть это войдет у вас в привычку.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: уметь находить деепричастные обороты и правильно ставить знаки препинания при них, знать виды деепричастий, уметь...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconУрок математики Тема : Неравенства (1 класс. Система Л. В. Занкова)...
Дети вслед за учителем повторяют сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко слова «Я», «очень», «хороший»
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconУрок 1 (8 класс)
Цели урока: уметь определять роль и особенность науки, уметь перечислять методы, применяемые в химии и знать их особенности; уметь...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconРабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки...
Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconКол час
Обучающиеся должны знать основные свойства цвета, уметь составлять производные цвета. Обучающиеся должны знать теплые, холодные цвета,...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconРабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки...
Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Должны уметь сопоставлять территорию России с другими государствами и материками, должны четко знать границы государства и приграничные...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconРуководство тайных и невидимых учителей достаточно хорошо известно...
Они, эти мудрецы, почти всеведущи и практически всемогущи. Укрыться от них невозможно, секретов для них не существует, бороться,...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconТема урока Колич
Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Уметь различать гласные и согласные звуки. Уметь отличать звук от буквы
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconКалендарно-тематическое планирование, 11 класс № Наименование раздела
Знать и уметь применять правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера. Иметь представление об устройстве и принципе действия электроизмерительных...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться icon"Лесной царь" драма с несколькими действующими лицами. У них свои...
Лесной царь драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться icon«Енисейская губерния: источники модернизации»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать состав чисел первого десятка, уметь решать простые и составные задачи. Уметь читать и записывать числа от 0 до 100, сравнивать...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconМетодические рекомендации по проведению краевой акции «v уставный урок»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,...
Самара 2006 Знать свои права и уметь за них бороться iconСпецсеминара
Цель учебной дисциплины – научить студента работать с информацией, уметь ее визуализировать, планировать и делать инфографику. А...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск