ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
«Утверждаю»
Проректор
по учебной работе
________________ А.А. Вологдин
«___» _______________ 2010г.
ПРоГРАММА по дисциплине
«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
для студентов 4 курса дневного отделения
Международно-правового факультета
специальность 0300501.65 «Юриспруденция»
Обсуждена и рекомендована к
утверждению на заседании кафедры
протокол № 10 от «18» мая 2009г.
Москва, 2010. Составитель: ст. преподаватель Огнева Ю.В. Рецензент: д.ю.н. Шумилов В.М., зав.кафедрой Публичного права СОДЕРЖАНИЕ 1. Организационно-методический раздел 4
2. Тематический план изучения дисциплины 5
3. Оценка успеваемости студентов 6
4. Содержание дисциплины 8
5. Планы семинарских занятий 18
6. Перечень вопросов к зачету 31
7. Литература по дисциплине 32 1. Организационно-методический раздел.
Программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» разработана для студентов МПФ ВАВТ с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция».
1.1 Цель изучения дисциплины. Дисциплина "История политических и правовых учений" ставит своей целью изучение наиболее важных, с теоретической точки зрения, политических и правовых теорий, характеризующих уровень развития политико-правовой мысли рассматриваемых эпох и оказавших идейное влияние на последующую эволюцию воззрений на государство и право.
1.2 Задачи дисциплины. Дисциплина «История политических и правовых учений» предполагает формирование у студентов политического и правового сознания, умений и навыков самостоятельного анализа политико-правовых концепций прошлого и современности, а также воспитание политической и правовой культуры.
При знакомстве с предметом науки важно обратить внимание, что он касается главным образом теоретически оформленных в доктрину взглядов на государство и право, содержащих решение общих проблем теории государства и права. Вопросы отраслевых юридических наук история политических и правовых учений затрагивает только тогда, когда они неразрывно связаны с общетеоретической концепцией мыслителя. Особое внимание при изучении дисциплины следует обратить на горизонтальные (внутри рассматриваемого периода) и вертикальные (между учениями разных эпох) преемственные связи между самостоятельными политическими и правовыми доктринами.
Методологической основой дисциплины служат сравнительный, исторический и системный методы познания.
1.3 Место дисциплины в системе социогуманитарного образования. Дисциплина имеет тесную связь с рядом юридических (теория и история государства и права, философия права) и иных гуманитарных дисциплин (философия, политология, социология). В отличие от них история политических и правовых учений изучает возникновение и развитие теоретически оформленных в доктрину взглядов на государство и право.
1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
- иметь представление об основных направлениях развития политико-правовой идеологии;
- уметь выделять этапы в истории развития политических и правовых учений, а также видеть отличительные черты каждого из этапов;
- знать содержание доктрин о государстве и праве, которые оказали заметное влияние на формирование представлений о государстве и праве, свойственных той или иной исторической эпохе;
- видеть взаимное влияние теоретических учений о государстве и праве и государственно-правовой действительности. 2. Распределение учебных часов по дисциплине
№
п/п
| Наименование тем и разделов
| Всего часов
| Аудиторные
занятия
| Самост.
работа
| В том числе
| лекции
| семинары
| 1.
| Вводная лекция.
| 4
| 2
|
| 2
| Раздел I. Политико-правовая идеология эпохи сословно-кастового общества.
| 2.
| Тема 1. . Основные направления развития политических учений периода Древности.
| 6
| 2
| 1
| 3
|
| Тема 2. Основные направления развития правовых учений периода Древности.
| 8
| 2
| 1
| 5
| 3.
| Тема 3. Политические и правовые учения в странах арабского Востока и в Европе в период средних веков (до XVI в.)
| 8
| 2
| 1
| 5
| 4
| Тема 4. Политико-правовые концепции Киевской Руси и Московского государства.
| 8
| 2
| 1
| 5
|
Раздел II. Политико-правовые концепции периода перехода к гражданскому обществу.
| 5
| Тема 5. Политические доктрины Западной Европы в XVI – XVIII вв.
| 8
| 2
| 1
| 5
| 6.
| Тема 6. Правовые доктрины Западной Европы в XVI – XVIII вв.
| 8
| 2
| 1
| 5
| 7.
| Тема 7. .Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма (XVII – XVIII).
| 8
| 2
| 1
| 5
| Раздел III. Политические и правовые учения гражданского общества.
| 8.
| Тема 8. Политические концепции Западной Европы XIX – XX вв.
| 8
| 2
| 1
| 5
| 9.
| Тема 9. Основные правовые концепции Западной Европы XIX – XX вв.
| 8
| 2
| 1
| 5
| 10.
| Тема 10. Отечественные политические и правовые концепции XIX-XX вв.
| 8
| 2
| 1
| 5
|
| Итого:
| 82
| 22
| 10
| 50
|
Текущая форма контроля – реферат
Итоговая форма контроля - зачет 3. Оценка успеваемости студентов.
Учет работы студентов в ходе семестра будет оцениваться на основании следующих критериев:
Работа студента по дисциплине оценивается, исходя из 100 баллов;
Работа по дисциплине состоит из двух частей – работа в течение семестра и ответ на зачете.
Распределение 100 баллов по этим двум частям осуществляется поровну – 50 баллов – на оценку работы в семестре и 50 баллов – на оценку ответа на зачете.
В течение семестра студенты оцениваются по следующим позициям:
Посещение занятий (не более 8 баллов за семестр)
* Присутствие на всех занятиях месяца – 2 балла
* Присутствие на половине занятий в месяц – 1 балл
Учитывается посещение как лекционных, так и семинарских занятий. Семинарских
* Активная работа на семинаре, демонстрирующая владение необходимыми навыками и информацией – 3 балла.
* Менее активная работа с наличием незначительных ошибок или пробелов – 2 балла.
* Малоактивная работа или наличие ошибок в ответе - 1 балл.
* Если присутствующий студент демонстрирует неготовность к занятию – 0 баллов.
Лекционных
* интересные вопросы студентов – 1-2 балла.
* ответы на задаваемые лектором вопросы – 1-2 балла.
* ответы на краткие письменные экспресс-опросы – 1-3 балла. * Работа, написанная на «отлично» - 5 баллов.
* Работа, написанная на «хорошо» - 4 балла.
* Работа, написанная на «удовлетворительно» - 3 балла. * Работа, написанная на «отлично» - 5 баллов.
* Работа, написанная на «хорошо» - 4 балла.
* Работа, написанная на «удовлетворительно» - 3 балла.
Активное участие в работе студенческих научных кружков, участие в конференциях, чтениях и т.п. могут стать основанием для получения дополнительных «премиальных» баллов. Шкала перевода оценки знаний по 100-балльной шкале
в эквивалент пятибалльной по спецдисциплинам
Отлично
| Хорошо
| Удовлетворительно
| Неудовлетворит.
| 85-100
| 70-84
| 52-69
| 51 и менее
| Данная шкала применяется для перевода суммарной балльной оценки знаний студента (балльная оценка за текущую работу в семестре + балльная оценка, полученная на экзамене/зачете) в традиционную пятибалльную оценку по всем предметам. Обе оценки (по 100-балльной и пятибалльной системе) представляются в экзаменационную ведомость и зачетку студента. 4. Содержание дисциплины. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ.
Предмет и задачи истории политических и правовых учений. Место дисциплины в системе юридических и иных гуманитарных наук. Методология истории политических и правовых учений. Роль политических и правовых теорий в истории цивилизаций. Преемственность политико-правовой мысли. Проблема периодизации истории политических и правовых учений. РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОСЛОВНО-КАСТОВОГО ОБЩЕСТВА. ТЕМА 1. ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ
МЫСЛИ В ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ.
Политические и правовые учения в странах Древнего Востока. Особенности древневосточной политической мысли. Развитие взглядов на государство и право в Древнем Египте, Древней Индии. Учения Лао Цзы (VI век до н.э.) и Кун Фуцзы (551-479 гг. до н.э.) в Древнем Китае.
Политические и правовые учения в древней Греции.
Эволюция взглядов на государство и право до Сократа. Идеи права и справедливого общественного устройства в поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) и Гесиода (VII в. до н.э.). Пифагор (580-500 гг. до н.э.) и Гераклит (530-470 гг. до н.э.) о правлении "лучших". Демокрит (ок.470-370 гг. до н.э.) об «естественном» и «искусственном" в развитии общества, защита им демократических идеалов. Учение старших софистов (Протагор, Гиппий) о справедливости, демократии, естественных и человеческих законах. Положения младших софистов (Фрасимах, Пол, Калликл) о природе справедливости, права и государственной власти. Справедливость, законность и разумное правление в учении Сократа (469-399 гг. до н.э.).
Политическое учение Платона (472-347 г. до н.э.). Круговорот форм государства в диалогах "Государство" и "Политик". Платоновская теория идеального государства ("Государство"). Создание "второго по достоинству государственного строя" (диалог "3aкoны").
Политическое и правовое учение Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Взгляды мыслителя на происхождение, цели и сущность государства. Аристотель о "политической природе" человека, обоснование им необходимости рабства и частной собственности. Классификация государственных форм. Полития как идеал государства Аристотеля. Соотношения государства и права, естественного и положительного (установленного) права.
Политико-правовая мысль эллинизма. Эпикур (341-270 гг. до н.э. ) о свободе человека и справедливости. Государство и закон как результат договора между людьми. Политические и правовые идеи стоицизма. Зенон (336-264 гг. до н.э.) о естественном законе, мировом государстве и вселенском гражданстве. Критика рабства. Идеи круговорота форм государства и смешанной формы государственной власти у Полибия (210-123 гг. до н.э.).
Политические и правовые учения Древнего Рима.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) о происхождении и сущности государства, о "простых" и "смешанной" формах государства и о естественном праве.
Право и его виды в сочинения римских юристов.
Становление политических и правовых идеалов раннего христианства. Критика Аврелием Августином (354-430) "Града земного" и учение о "Граде божьем". Августин о божественной сущности естественного права.
ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В ПЕРИОД
СРЕДНИХ ВЕКОВ.
Формирование и развитие арабо-мусульманской политической и правовой мысли. Политические и правовые идеалы Корана. Аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Ибн Рушд (1126-1198) о праве и государстве, Ибн Халдун (1332-1406) о развитии общества и государства и формах правления. ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ (до XVI в.).
Учение Фомы Аквинского (1225-1274) о государстве и праве. Католическое истолкование политико-правового учения Аристотеля. Теория божественного происхождения государственной власти и её три элемента. Учение о четырех видах законов. Обоснование верховенства католической церкви над государством.
Политическая идеология еретических движений. Бюргерские ереси Дж. Уиклифа (1320-1384) и Яна Гуса (XV в.). Крестьянско-плебейские ереси богомилов (альбигойцев) и лоллардов.
ТЕМА 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Положения о независимости Русского государства, статусе и законности верховной власти, моральном облике и ответственности правителя в русской мысли XI-XVI веков.
Политическая концепция "Москва - третий Рим" Филофея (нач. XVI в.).
Политическая программа И.С. Пересветова (сер, XVI в.).
Политические требования еретических движений в России.
Полемика о сущности государственной власти между Иваном Грозными A.M. Курбским (1528-1583). РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ДОКТРИНЫ ПЕРИОДА ПЕРЕХОДА К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ.
|