| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «История политических и правовых учений» для специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Права
Программа дисциплины
«История политических и правовых учений»
для специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки
специалиста Автор программы:
Владимир Игоревич Карпец, кандидат юридических наук, доцент, kafedratgp@hse.ru
с участием учебного ассистента Палюлина А.Ю.
Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ
«___» ____________ 2013 г. (протокол № ___)
Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________ В.Б. Исаков
Утверждена деканом факультета Права «___» _____________2013 г. Декан факультета права, к.ю.н., доцент _________________Е.Н. Салыгин
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция», изучающих дисциплину История политических и правовых учений.
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501.65 «Юриспруденция», утвержденным Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2000 г., базовым и учебным планами факультета Права НИУ ВШЭ по специальности 030501.65 «Юриспруденция».
2.Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «История политических и правовых учений» – обогатить знания, полученные студентами в ходе изучения теории государства и права, истории отечественного и зарубежного государства и права, отраслевых юридических дисциплин у будущих специалистов в различных отраслях права, показать им основные закономерности развития взглядов на государственно-правовую реальность на протяжении истории и при необходимости научить их применять свои знания в научной и практической деятельности.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные этапы развития политико-правовых идей на Востоке и Западе с древнейших времен до наших дней, особенности эволюции концепций основных отраслей права, основные подходы отечественных и зарубежных мыслителей к государству и праву, их сходство и различия.
Уметь: работать с памятниками историко-правовой мысли и смежными с ними (религиозными, философскими и т.д.) источниками, анализировать их, сопоставлять типологические модели политико-правовых идеологий и взглядов на отраслевые вопросы в прошлом и настоящем, выявлять политико-правовые традиции, их жизнеспособные и нежизнеспособные стороны.
Иметь навыки: сравнительного исследования памятников права, реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов и курсовых работ по проблематике курса.
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Теория государства и права;
История отечественного государства и права;
История государства и права зарубежных стран.
5.Тематический план учебной дисциплины №
| Наименование разделов и тем
| Лекции
| Семинары
| Всего ауд.
| Самост.
| 11.
| Предмет и метод истории государства и права. Метафизические корни политико-правовых идеологий и их основные парадигмы.
| 2
| 2
| 4
| 4
| 22.
| Политико-правовые идеи Древнего Востока: Китай, Индия, Междуречье, Иран, Израиль.
| 4
| 2
| 6
| 8
| 33.
| Политико-правовая мысль античности: Древняя Греция, Древний Рим. Славяно-кельтский и германский мир.
| 4
| 2
| 6
| 8
| 44.
| Политико-правовые идеи эпохи становления и расцвета христианства (Восточная и Западная Церковь, Византия, Русь, Римо-католическая Европа).
| 4
| 4
| 8
| 8
| 55.
| Политико-правовая мысль в средние века в иных мировых религиях (ислам, иудаизм) и на Востоке (тюрко-монгольская ойкумена).
| 2
| 2
| 4
| 8
| 66.
| Политико-правовые учения нового времени: от Реформации и Ренессанса до начала ХХ в. Либерализм. Юридический позитивизм и естественное право.
| 4
| 4
| 8
| 8
| 77.
| Социализм, коммунизм и иные революционные идеологии: политико-правовые аспекты.
| 4
| 2
| 6
| 8
| 88.
| Политико-правовая мысль конца модерна и постмодерна. Судьбы государства и права и глобализация.
| 4
| 2
| 6
| 8
|
| Итого:
| 28
| 20
| 48
| 60
|
6.Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
| Работа на семинарах
|
|
| *
|
|
| Реферат
|
|
| *
|
| 10–15 тыс. знаков
| Итоговый
| Зачет
|
|
| *
|
| Устный зачет 90 минут
|
Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Для получения положительной оценки за реферат студент должен демонстрировать навыки аналитической работы с законодательными актами. При написании письменных работ студент должен демонстрировать способность провести самостоятельное исследование, сделать выводы на основе сведений, полученных из источников и научной литературы. Обязательным требованием ко всем письменным работам является грамотность оформления и наличие научно-справочного аппарата. Критерии оценки письменных работ (реферат)
| 8-10 баллов
| 6-7 баллов
| 4-5 баллов
| 1-3 балла
| 0 баллов
| Знания:
| Работа основана на использовании значительного объема учебной и научной литературы, монографий и научных статей.
| Работа основана на использовании учебной литературы и некоторых научных источников.
| Работа основана на материале учебников и лекциях.
| Работа содержит грубые ошибки, свидетельствующие, что студент не разобрался в теме.
| Работа не выполнена, списана или скачана из интернета или содержит признаки плагиата.
|
Критерии оценки на зачете
Признаки
| Оценка
| Незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников.
| Не зачтено:
1-3 балла по 10-балльной шкале
| Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников
| Зачтено:
4-5 баллов по 10-балльной шкале
| Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, а также дополнительной учебной и методологической и литературы
| Зачтено:
6-7 баллов по 10-балльной шкале
| Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника, основных законодательных памятников, дополнительной учебной и методологической литературы, а также научной литературы, знание разных точек зрения по вопросу
| Зачтено:
8-10 баллов по 10-балльной шкале
|
Порядок формирования оценок по дисциплине Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезульт = 0,3* Ореф + 0,7 *·Озач
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. После перевода преподавания дисциплины в LMS формирование оценки производится по правилам системы LMS.
7.Содержание дисциплины
|