Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 417.58 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации29.10.2013
Размер417.58 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ивэсэп


ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА» В Г. КИРОВЕ


История политических

и правовых учений
Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

Киров

2007

ББК 67.0

И 90
История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. В.А. Меркушев. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2008. – 34 с.


Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 6 от 17.03.2008 г.


Автор-составитель: ст. преподаватель В.А. Меркушев


Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор

педагогических наук, профессор

И.М. Машаров


© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»

в г. Кирове, 2008

© Меркушев В.А., 2008

Требования ГОС

к обязательному минимуму содержания учебной

дисциплины «История политических и правовых учений»

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»
Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; политические и правовые учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-право­вые учения; основные политические и правовые учения второй половины ХIХ в. (Остин, Еллинек и др.) и ХХ в. (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

Пояснительная записка
История политических и правовых учений относится к числу учебных дисциплин историко-правового цикла. Она непосредственно взаимодействует с историей государства и права (как зарубежных стран, так и России), с теорией государства и права. В ряде случаев в ней затрагиваются проблемы отраслевых юридических наук (конституционного, уголовного, международного права и др.). Данная дисциплина также очень тесно связана с философией, поскольку происхождение и образ мыслей большинства ученых обусловлены, прежде всего, их общефилософской позицией.

Данный курс имеет большое значение в формировании профессиональной культуры будущих юристов, становлении гуманистический направленности в их сознании путём приобщения к изучению важнейших политических и правовых теорий России и мировой цивилизации.

Курс «История политических и правовых учений» охватывает всемирную историю политико-правовой мысли. В нём изучаются взгляды, идеи, концепции классиков политико-правовой мысли (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон, Ф. Аквинский, Н. Ма­киавелли, Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.), которые заложили фундамент современных знаний о политике, государстве и праве.

В центре курса – политико-правовые учения, сложившиеся в определенное время и в определенной стране. При их изучении необходимо ориентироваться в особенностях исторической обстановки, когда они были созданы. Из поля зрения не должны выпадать и общие сведения о жизни, творческой деятельности, политической ориентации авторов учений.

Как правило, при характеристике каждого учения важно осветить взгляды его автора на государство (происхождение, сущность, формы государства, оптимальное государственное устройство) и право (понятие права, источники права, соотношение права и морали, права и закона, отношение к законности). В целом ряде случаев идеи в области государства и права приходится вычленять из общефилософского наследия мыслителей прошлого (например, Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля). Кроме того, необходимо охарактеризовать место анализируемого учения в рамках соответ­ствующей школы, течения, направления (например, школы естественного права, просветительства и др.), рассказать об исторических судьбах данного учения, той или иной школы, направления и т.п.

В результате изучения курса студенты должны:

1) Иметь представление о происхождении важнейших политических и правовых учений, оказавших влияние на развитие современной мировой и отечественной политико-правовой идеологии.

2) Знать предпосылки возникновения, сущность и историческое значение важнейших политико-правовых теорий, направления и особенности их эволюции и влияния на развитие государственности в России и в зарубежных странах.

3) Уметь объяснять историческое происхождение современных политико-правовых теорий, особенности их взаимовлияния и применения в построении современной государственной организации и системы права, понимать их научный и гуманистический смысл.
Виды занятий и методики обучения

Изучение дисциплины проводится в форме лекций и семинарских занятий. Основная часть времени, отведенного на изучение дисциплины, предусматривает самостоятельное изучение курса студентами. Заканчивается курс написанием контрольной работы и сдачей экзамена.

Лекционные занятия составляют 8 часов, практические занятия – 2 часа. Лекции организуются по потокам.

Семинарские занятия проводятся по группам. Используются следующие формы проведения семинаров: сообщения, дискуссии по теме занятия, обсуждения проблемной ситуации.

Самостоятельная работа (общий объем – 80 часов) осуществляется студентом при подготовке к семинару, при изучении учебных материалов для написания контрольной работы и при подготовке к экзамену.
Формы контроля

Оперативный контроль проводится путем устных опросов во время лекций и семинарских занятий для определения того, насколько успешно и глубоко студенты понимают излагаемый теоретический материал.

Рубежный контроль осуществляется при проверке контрольных работ преподавателем и собеседовании по обнаруженным ошибкам и недостаткам.

Итоговый контроль. Изучение курса завершается сдачей экзамена, цель которого – выявление уровня теоретических знаний, проверка наличия навыков применения полученных теоретических знаний при решении практических заданий и умения самостоятельно работать с литературой.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины
Значительная часть курса «История политических и правовых учений» изучается студентом самостоятельно, главным образом, во время подготовки к написанию контрольной работы и при самоподготовке к сдаче экзамена.

При распределении времени на самостоятельное изучение пред­мета следует руководствоваться рекомендациями учебно-темати­ческого плана, где дано минимальное определение объема времени, необходимого для усвоения тем в основных чертах.

При изучении отдельно взятой темы студенту следует придерживаться следующей последовательности:

1) изучение соответствующего раздела учебной программы и главы учебника (учебного пособия);

2) углубление знаний на основе прочтения дополнительной литературы;

3) самостоятельное формулирование главных выводов по изученной теме (основные черты изучаемого политического или правового учения, его связь с иными учениями, влияние на развитие государственного устройства и политической идеологии, значение для современности).

Особого внимания требует изучение вопросов курса, тематически связанных с историей отечественного государства и права. В таких темах важно уяснить связь между основными особенностями социально-политического развития России в ту или иную историческую эпоху и формированием конкретного политико-правового учения.

В теме 1 студентам важно понять значение предмета истории политических и правовых учений в формировании личности юриста, связь с историей государства и права зарубежных стран, историей отечественного государства и права, теории государства и права.

Появление первых политико-правовых учений, представлений о божественном происхождении власти на Древнем Востоке изучается во второй теме; здесь же необходимо рассмотреть начало рационализации политико-правовых теорий на примере конфуцианства и легизма.

Развитию политико-правовой мысли античного мира посвящены темы 3–5; на их материале студенты могут познакомиться с вкладом древних греков и римлян в учение о разнообразии форм государств, разработку идеи правового государства, идеи взаимосвязи политики и права.

Политико-правовые учения средневековья (темы 6–7) создавались под сильным влиянием церкви; всесторонний разбор учения Фомы Аквинского позволяет показать такое влияние.

На примере содержания тем 8–9 студенты знакомятся с важными изменениями в политических и правовых учениях, возникших в Западной Европе и Северной Америке под влиянием буржуазных революций, с появлением новых политико-правовых теорий – естественных прав личности, договорной теории происхождения государства, идей народного суверенитета, демократического республиканизма, разделения властей и др.

В темах 11–12 рассматривается появление и развитие политико-правовых теорий, возникших после буржуазных революций, в частности развитие идеологии либерализма, появление марксистской концепции государства и права.

Изучение истории политико-правовой мысли в нашей стране начинается с периода Киевской Руси (тема 10), где рассматриваются первые политико-правые теории, обусловленные развитием централизованного государства. В дальнейшем большое внимание необходимо уделить развитию политико-правовой мысли под влиянием абсолютизма, появление либеральных, революционно-демо­кра­тических и консервативных учений (тема 13).

Новейший период в развитии зарубежных политико-правовых теорий охватывает период с середины XIX в. В этих рамках изучаются учения, оказавшие значительное влияние на развитие правовой мысли ХХ столетия, развивавшие идеи правового равенства, свободы, принципов гражданского общества и правого государства.

Изучение материала о развитии политико-правовых учений в нашей стране завершается на примерах из истории политико-пра­вовой идеологии большевизма, концепций советского правопонимания и теории социалистического государства. В завершение изучения данной темы рассматривается содержание новых направлений в постсоветской юриспруденции, новые правовые подходы к оценке роли государства и права в Росси и в современном мире.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса


Наименование тем

Количество часов

Лекции

Семинары

Самост. работа

Всего

История политических и правовых учений как наука

1

-

2

3

Политико-правовые учения в странах Древнего Востока

-

-

4

4

Политико-правовые учения в Древней Греции: эпоха античной классики

1

-

4

5

Политические и правовые учения в Древней Греции: эпоха эллинизма

-

-

4

4

Политические и правовые учения в Древнем Риме

1

-

4

5

Особенности западноевропейской средневековой политико-правовой мысли

1

-

4

5

Политические и правовые учения в Западной Европе: эпоха Возрождения и Реформации

-

-

4

4

Политические и правовые учения Нового времени (XVII–XVIII вв.)

-

-

4

4

Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость

-

-

4

4

Политико-правовая мысль в России (XI–XVII вв.)

1

2

6

9

Политические и правовые учения в Германии: конец XVIII – начало XIX вв.

1

-

4

5

Политические и правовые учения в Западной Европе: первая половина XIX в.

1

-

4

5

Политические и правовые учения в России: XVIII – первая половина XIX вв.

1

-

6

7

Основные направления политико-правовой мысли в Западной Европе и США: вторая половина XIX – середина XX вв.

-

-

4

4

Основные направления политико-правовой мысли в России: вторая половина XIX – начало XX вв.

1

-

8

9

Политико-правовая мысль в СССР и в современной России

1

-

8

9

Итого:

8

2

80

90

Содержание курса
Тема 1. История политических и правовых учений как наука

Предмет истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин.

Политические и правовые учения как формы общественного сознания, идеологии и культуры. Влияние политико-правовых идей на современные социально-политические процессы, на формирование политической и правовой культуры общества.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск