Скачать 1.38 Mb.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030501. 65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, МОСКВА, 2013 Учебно-методический комплекс подготовлен Костогладовой Л.П, кандидатом философских наук Обновления учебно-методического комплекса одобрены кафедрой Общих гуманитарных, математических и социально-экономических дисциплин протокол от 18 января 2013 №5 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года Рецензент: Шелухина Е.Г, кандидат педогогических наук Рецензент: Матушевская Е.Г, кандидат филологических наук, доцент © МНЮИ Оглавление 4.2 План семинарских занятий для студентов очно-заочная форма обучения. 17 4.3 План семинарских занятий для студентов заочной формы обучения. 20 8.5 Требования к зачету для студентов очной формы обучения. 66 8.6 Требования к зачету для студентов очно-заочной и заочной форм обучения. 66 8.7 Методические рекомендации преподавателю 67 8.8 Методические указания студентам 68 10.1 Процессуальные термины и выражения. 72 10.2 Юридическая фразеология 73 10.3 Латинские крылатые фразы и выражения 76 Раздел XII. Gaudeamus 89 Раздел I. Пояснительная записка. 1. Требования ГОС по дисциплине "Латинский язык"
2. Краткие сведения о дисциплине «Латинский язык» специальность: 030501.65 – юриспруденция. На изучение курса латинского языка для всех форм обучения учебным планом отведено 216 часов. Для студентов дневной формы обучения отводится: 72 часа – аудиторных занятий. Из них: 46 часов - на проведение лекций, семинарских и практических занятия, 26 часов – самостоятельная работа. Изучение курса завершается контрольными работами по грамматике и переводу, защитой реферата по выбранной теме, недифференцированным зачетом. Для студентов очно – заочной формы обучения отводится: 72 часа – аудиторных занятий. Из них: на проведение лекционно-семинарских занятий – 38 часов, на самостоятельную работу – 34 часа. Изучение курса также завершается недифференцированным зачетом. Для студентов заочной формы обучения 72 часа отводится на аудиторные занятия, которые распределяются следующим образом: 18 часов – лекционно-семинарские занятия, 54 часов – самостоятельная работа. Изучение курса завершается недифференцированным зачетом. Курс "Латинский язык" изучается студентами в первом семестре. В конце семестра обучаемые по очной и очно – заочной формам сдают недифференцированный зачет. Студентам – заочной формы обучения на установочной лекции выдаются рекомендации по самостоятельному изучению разделов курса, проводятся семинарские занятия, после чего они сдают зачет. Важной формой углубленного изучения конкретных проблем учебной дисциплины "Латинский язык" и отчётности для студентов с высшим или средним специальным образованием, обучающихся по сокращенной программе, является подготовка реферата по выбранной теме. Реферат представляет собой малую научную работу, предусматривающую собственное осмысление обучаемым поставленной проблемы и изложение своих мыслей в письменной форме. Он выполняется под руководством преподавателя, оформляется в соответствии с установленными требованиями и является обязательным элементом учебной работы по освоению курса "Латинский язык". Главным методом освоения курса латинского языка и важнейшим условием усвоения знаний по предмету является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа с источниками, словарями латинского языка, словарями латинских изречений и пословиц, тестами и грамматическими справочниками. Отсутствие такой работы ведет к тому, что у обучаемых остаются лишь обрывочные, поверхностные представления о языке. При изучении латинского языка обучаемым оказывается помощь в виде разнообразных форм учебной работы. Таковыми являются лекции, семинары, практические занятия, индивидуальные контрольные работы. Целью изучения учебной дисциплины "Латинский язык" является формирование у студентов стройной системы грамматических знаний, выработка у них умений филологического анализа текста, способностей к самостоятельному правильному построению латинского предложения, а также развитие у обучаемых навыков осуществления грамотного выполнения тестирования по предмету, склонение существительных и прилагательных, а также выбор правильных форм латинского инфекта и повелительного наклонения. Основные задачи изучения курса латинского языка – это формирование у обучающихся: знаний: предмета латинского языка, основных категорий существительных, глаголов, прилагательных, а также их склонение (существительные и прилагательные) и спряжение (глаголы). умений: ориентироваться в системе инфекта, пяти склонениях существительных, применять эти знания в профессиональной деятельности. навыков: филологического анализа различных типов текстов, использования различных изречений и пословиц в ходе своей профессиональной деятельности. Латинский язык – обязательный предмет обучения во всех юридических и медицинских ВУЗах как в нашей стране, так и за рубежом. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальностям: 030501.65 – юриспруденция по курсу латинский язык включают следующие дидактические единицы: предмет – латинский язык? Грамматические категории латинского языка. Морфологические составляющие поля латинского глагола. Временной понятийный аппарат системы инфекта и повелительного наклонения. Словарные формы имен прилагательных. Дальнейшее углубление и конкретизация филологических знаний студентов происходит при изучении учебных дисциплин «Иностранный язык», «Русский язык». Раздел II. Тематический план 2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения
2.2 Тематический план курса для студентов очно-заочной формы обучения
2.3 Тематический план для студентов заочной формы обучения
Раздел III. Содержание дисциплины Раздел I. Латинский язык, его связь с историей развития диалектологии. Влияние латинского языка на формирование романских языков. Тема 1. Латинский язык как филологическая наука, его происхождение, предмет и специфика. Структура морфологического и семантического полей грамматических категорий. Латинский язык (lingua Latma) - язык древних римлян. Распространение латинского языка на Европейском континенте. Существование латинского языка в двух формах: литературный язык и разговорный («вульгарная латынь»). Скрещивание народной латыни. Формирование романских языков. Периоды развития литературного латинского языка. «Золотая латынь». Предмет ее изучения. Источники обязательные: 4,9 дополнительные: 1, 3, 7. Тема 2. Периоды развития литературного латинского языка. Долитературный период - эпиграфическими памятниками (надписи на латинском языке и фрагменты «царских законов») В 451–450 годах до н.э. издание в Риме греческих законов Солона - Законов двенадцати таблиц (древнейший памятник римского законодательства), освящавший частную собственность рабовладельцев. Архаический период (III – II вв. до н.э.)- литературные произведения: комедии Тита Макция Плавта и Публия Теренция Афра, трактаты Марка Порция Катона. Закладывание основ римской юриспруденции. Фрагменты сочинений юристов Республики: Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, Сципион Назика, известные юристы Сцеволы (отец и сын), с которыми связано возникновение европейской юридической науки. Развитие юриспруденции в республиканский период его связь с ораторским искусством. Первый консул римской республики Юний Брут и борцы за земледельческую реформу Тиберий и Гай Гракхи. Источники обязательные: 4, 9 дополнительные: 1, 6. Раздел II. Морфологическое поле глагола в латинском языке. Тема 3. Видовременные формы глагола латинского языка. Понятие спряжения глагола, его типы. Понятие «глагол» в латинском языке. Образование видовременных форм глагола. Повелительное наклонение, употребление его стандартных форм. Образование и употребление страдательных форм латинского глагола. Источники обязательные: Источники дополнительные: Раздел III. Грамматическая категория имени существительного в латинском языке. Тема 4. Существительное. Типы склонения существительных латинского языка. Исключения в склонении существительных. Существительное как член предложения. Источники обязательные: Источники дополнительные: Раздел IV. Местоимения и предлоги, их частотные формы в латинском языке. Тема 5. Местоимение, его место в английском предложении. Склонение местоимений в латинском языке. Тема 6. Предлоги, их виды. Место предлогов в латинском предложении. Источники обязательные: 4,9 дополнительные: 8, 5. Раздел V. Особенности образования и употребления числительных, наречий и союзов латинского языка. Тема 7. Числительные количественные и порядковые. Их особенности образования в латинском языке. Тема 8. Наречия, их место в латинском предложении простом и сложном. Наречие как член предложения. Тема 9. Союзы. Виды союзов в латинском языке. Источники обязательные: 4, 9. дополнительные: 10, 2, 5. Раздел VI. Словарные формы имен прилагательных в латинском языке. Тема 10. Имя прилагательное как член предложения. Согласование прилагательных и существительных, Склонение имен прилагательных. Основные случаи исключения в системе склонения имен прилагательных. Источники обязательные: 4, 9 дополнительные: 1, 2, 7. Раздел IV. Планы семинарских и практических занятий 4.1 План семинарских занятий для студентов очной формы обучения. Семинарско-практическое занятие №1 по теме: «Введение в предмет» (Время – 4 часа) Цель: дать определение предмета латинский язык, охарактеризовать историческую справку развития латинского языка. Задачи: определить сущность предмета, этапы его развития, связь и его влияние на развитие романских языков; дать характеристику основным историческим путям развития латинского языка; охарактеризовать специфику и структуру литературного латинского языка, разговорного и «золотой латыни». Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практикум: 1 л. Источники: обязательные 4 дополнительные 1, 2. Семинарско-практическое занятие № 2 по теме: «Морфологическое поле латинского глагола». (Время 4 часа) Цель: дать определение категории глагола, его спряжения. Задачи: определить сущность грамматической категории глагола; охарактеризовать спряжение латинских глаголов, их специфику. Вопросы для обсуждения:
Заслушивание научных сообщений, их обсуждение: - жители области Лаций и их латынь; - влияние латыни на язык древних римлян. Задания для самостоятельной работы:
Практикум: 2л. Источники: обязательные 4 дополнительные3, 5, 11. Семинарско-практическое занятие № 3 по теме «Образование и употребление форм повелительного наклонения в стандартных формах латинского языка. Простое предложение. Презенс глаголов». (время 4 часа) Цель: дать определение повелительного наклонения латинских глаголов, определить основные положения образования презенса, порядок слов простого предложения. Задачи: научить образовывать повелительное наклонение латинского глагола; научить образовывать презенс латинских глаголов; определить порядок слов в простом латинском предложении. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практический вид работы: контрольная работа № 1. Источники: обязательные 4. Дополнительные 3, 5, 11, 2. Семинарско-практическое занятие № 4 по теме: «Грамматическая категория имени существительного». (Время 6 часа) Цель: определить основные особенности склонений имен существительных латинского языка. Задачи: научить склонять существительные в зависимости от их принадлежности к типам склонений. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практикум: 2 л. Источники: обязательные 4, 2. дополнительные 3. 5. Семинарско-практическое занятие № 5 по теме: « Словарные формы имен прилагательных. Частотные отрезки местоимений и предлогов» (Время 4 часа) Цель: представить словарные формы имен прилагательных в их сравнении с основными типами склонений; отметить частотные отрезки местоимений и предлогов латинского языка. Задачи: научить склонять прилагательные соотносительно с типами склонений; научить выделять все виды местоимений латинского языка; познакомить с предлогами латинского языка и их семантическим полем. Вопросы для обсуждения:
Заслушивание научных сообщений, их обсуждение: - словарные формы прилагательных в комедии Тита Макция Плавта и Публия Теренция Афра; - трактаты Марка Порция Катона и грамматическая категория имен существительных. Задания для самостоятельной работы:
Практикум: контрольная работа № 2. Источники: обязательные 4. дополнительные 3. 5. 11. 2. Семинарско-практическое занятие № 6 по теме: «Временной понятийный аппарат системы инфекта». (Время 2 часа) Цель: предсавить определение инфекта, системы инфекта. Задачи: научить образовывать основные видовременные формы латинского глагола; выделить основные сходства и различия при их образовании; тренировать в образовании и спряжении глаголов в презенсе, имперфекте и будущем времени. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практикум: 3 л. Источники: обязательные 4. дополнительные 3, 5. 2. 11. Семинарско-практическое занятие № 7 по теме: « Ядерная форма страдательного залога и личные окончания глаголов». (Время 4 часа) Цель: определить составляющие и основные признаки страдательного залога в латинском языке. Задачи: научить образовывать страдательный залог глаголов; определить основные личные окончания глаголов; установить связь временных глагольных форм во всех временах инфекта. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практикум: контрольная работа № 3. Источники: обязательные 4. дополнительные 2, 3, 5. Семинарско-практическое занятие № 8 по теме « Лексико- семантическое поле времен системы перфекта». (Время 2 часа) Цель: представить лексико-семантическое поле времен системы перфекта в сравнении с другими видовременными формами латинского глагола. Задачи: научить различать систему глаголов инфекта от перфекта; учить образовывать формы перфекта, плюсквамперфекта и будущего II. Вопросы для обсуждения:
4. Будущее II. Заслушивание научных сообщений, их обсуждение: - «золотая латынь» произведений поэтов Тита Лукреция Кара, Публиция Вергилия Марона и оратора Гая Юлия Цезаря; - латинский литературный язык в произведениях прозаика Марка Теренция и Марка Туллия Цицерона. Задания для самостоятельной работы:
Практикум: контрольная работа № 4. Источники: обязательные 4. дополнительные 5, 13. Семинарско-практическое занятие № 9 по теме: «Особенности образования и употребления числительных, наречий и союзов латинского языка». Цель: определить основные признаки порядковых и количественных числительных, типы наречий и видов союзов в латинском языке. Задачи: научить образовывать порядковые числительные; выделить характерные особенности употребления наречий в латинском предложении; научить определять порядок слов латинского предложения в зависимости от типа союзов. (Время 4 часа) Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практикум: 4 л. Источники: обязательные 4. дополнительные 2, 5, 11, 2. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине латинский язык и античная культура Пенза 2007 Программа по дисциплине " Латинский язык и античная культура" составлена в соответствии с требованиями Госстандарта впо по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины латинский язык В соответствии с фгос впо дисциплина латинский язык относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, базовая... | Аннотация рабочей программы дисциплины латинский язык В соответствии с фгос впо дисциплина латинский язык относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, базовая... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080502 «Экономика... Учебно-методический комплекс «Деловой иностранный язык (Испанский язык)» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения социально экономического, финансового и юридического... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения социально экономического, финансового и юридического... | ||
Латинский язык в искусстве Западной Римской империи в V в под натиском варварских племён. Вплоть до XII xiii вв латинский язык оставался единственным литературным... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» Специальность: 031001.... Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык (английский)» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Деловой английский язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |