По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н





НазваниеПо специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н
страница1/5
Дата публикации26.06.2014
Размер0.63 Mb.
ТипВыпускная квалификационная работа
100-bal.ru > Психология > Выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4   5


Министерство образования РФ

Иркутский педагогический колледж № 2

Харинчук Дарья Александровна

Особенности построения внеклассной работы по иностранному языку в седьмом классе

Выпускная квалификационная работа по специальности 0303 «Иностранный язык»
Руководители: Яссак Р.В.

Седова Н.Н.

Иркутск

2003

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Психолого-педагогические основы внеклассной работы по иностранному языку………………………………………………………………..7

1.1.Система внеклассной работы по иностранному языку в средней школе..…7

1.2.Принципы внеклассной работы по иностранному языку…………………..13

1.3.Формы внеклассной работы по иностранному языку………………………21

Выводы…………………………………………………………………………….27

Глава 2. Практические подходы к построению внеклассной работы по иностранному языку в средней школе…………………………………………..28

2.1. Анализ внеклассной работы по иностранному языку……………………..28

2.2. Изучение влияния проведения внеклассной работы по иностранному языку в 7 классе на интерес учащихся к предмету……………………………..31

Выводы…………………………………………………………………………….35

Глава 3. Формирование интереса к изучению иностранного языка у учащихся седьмого класса через использование внеклассной работы……………………36

Рекомендации к построению внеклассной работы по иностранному языку в средней школе………………………………………………………………….….39

Выводы…………………………………………………………………………….43

Заключение………………………………………………………………………...44

Литература………..………………………………………………………………..46

Приложение………………………………………………………………………..49

Введение

Общеизвестно, что основной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

В реформе общеобразовательной и профессиональной школы основное внимание уделяется повышению результативности обучения и качества усвоения учениками знаний, умений и навыков по предметам, изучаемым в школе.

Поскольку международные связи нашей страны в различных сферах деятельности человека с каждым годом расширяются, повышается и роль владения иностранными языками, основа знаний которых закладывается в общеобразовательной школе.

Для достижения практической, образовательной и воспитательной целей обучения иностранным языкам учителя стремятся использовать различные формы организации работы: уроки основного и факультативного курсов, домашние и лабораторные работы, внеурочную работу. Одним из существенных факторов, способствующих успешному обучению иностранному языку, многие учителя считают именно организацию внеклассной работы, более тесную связь обучения и воспитания учащихся.

Предполагая те же цели, что и обязательный курс обучения иностранному языку, внеклассная работа своими увлекательными формами вызывает определённый эмоциональный настрой, что значительно облегчает достижение этих целей; поэтому она является мощным рычагом мотивации учения. Особенно в такой мотивации нуждаются учащиеся 7 класса, дети подросткового возраста. Важная особенность этого возраста – чувство взрослости. Оно проявляется в стремлении подростков к самостоятельности и независимости, и в склонности детей не подчиняться влиянию старших. Подростки часто не признают авторитета взрослых, игнорируют их требования, предъявляемые им, критически относятся к словам и поступкам учителей и родителей.

В процессе овладения основами наук у подростка расширяется кругозор, обогащается жизненный опыт, формируются и развиваются интересы познавательного характера. В связи с интересами и склонностями под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений у подростков начинают формироваться и ярко проявляться различные способности.

Задача учителей, во-первых, всемерно развивать уже проявившиеся способности, а во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников. Эти задачи можно решить с помощью внеклассной работы, которая в свою очередь решает две главных задачи:

Во-первых, это способствует развитию интереса к изучению данного предмета. В 7 – 8 классах зачастую наблюдается снижение интереса учащихся к иностранному языку. Накопившийся языковой материал частично забывается, а развитое мышление приходит в некоторое противоречие с возможностями выразить свои мысли при помощи ограниченного запаса языковых средств. Естественная же потребность в общении на иностранном языке отсутствует. Внеклассная работа поможет предупредить забывание языкового материала путём активизации знаний, умений и навыков учащихся, предотвратить снижение интереса к иностранному языку.

Во-вторых, это организация свободного времени учащегося с целью их общего развития и воспитания. Иностранный язык как учебный предмет может оказывать большое воспитательное воздействие на школьников, как в процессе обучения, так и во внеклассной работе. Внеклассная работа оказывает большое влияние на осуществление гуманистического воспитания школьников и на формирование их мировоззрения. Особую роль в этом отношении выполняют утренники и вечера, посвященные выдающимся общественным деятелям, прогрессивным ученым, представителям разных областей искусства, таким, как Генрих Бель, Бертольд Брехт, Мартин Лютер Кинг, Габриэль Гарсия Маркес и другие, чья деятельность – пример нравственного подвига. Без сомнения, вечера, посвященные этим людям, принесут большую пользу и окажут доброе влияние на учащихся. Подобную роль выполняют и вечера, посвященные знаменательным событиям в стране, странах изучаемого языка: взятие Бастилии (французский язык), День независимости (английский язык). Внеклассная работа развивает творческую фантазию детей. Они чувствуют себя более свободно и раскованно вне класса, чем на уроке, поэтому эта форма работы привлекает их. Комфортная обстановка, сопровождающая классные вечера, стимулирует развитие инициативы школьника, его способности, снятию всяческих психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению; каждый может и хочет проявить себя. Поэтому участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и чувство «зависимой ответственности» [29].

Проблема нашего исследования – особенности построения внеклассной работы по английскому языку в седьмом классе. Тема работы была выбрана исходя из того, что внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов. Мы считаем, что эта тема никогда не потеряет своей актуальности, так как наука не стоит на месте и всё больше новых технологий и форм организации обучения вводится учителями в современный процесс обучения иностранным языкам для повышения качества знаний учащихся по предмету и интереса к его изучению.

Изучив и проанализировав научно – исследовательскую литературу по данной теме, мы определили цель, задачи, объект, предмет и гипотезу нашего исследования.

Цель исследования: изучение специфики построения внеклассной работы по формированию интереса у детей седьмого класса к изучению английского языка.

Объект: внеклассная работа по английскому языку в средней школе как средство повышения интереса к изучению иностранного языка учащимися седьмых классов.

Предмет: особенности построения внеклассной работы по обучению иностранному языку в седьмом классе.

Из всего этого вытекает ряд задач:

  1. Раскрыть теоретические основы построения внеклассной работы по обучению детей английскому языку.

  2. Изучить особенности построения внеклассной работы по обучению детей седьмого класса английскому языку.

  3. Изучить влияние проведения внеклассной работы по иностранному языку в седьмом классе на интерес учащихся к предмету.

  4. Сформировать у учащихся интерес к изучению иностранного языка, используя проведение внеклассной работы по предмету.

  5. Сформулировать общие выводы по результатам теоретически – экспериментального исследования.

Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что эффективное обучение учащихся седьмого класса иностранному языку возможно при формировании у них интереса к его изучению через проведение внеклассной работы по иностранному языку, построенной с опорой на основной курс обучения и имеющей тематическую направленность. Мы считаем, что основными наиболее подходящими и доступными формами проведения внеклассной работы по английскому языку в седьмых классах являются праздники, вечера и конкурсы.

Глава 1. Психолого-педагогические основы внеклассной работы по иностранному языку

1.1.Система внеклассной работы по иностранному языку в средней школе

Изучением внеклассной работы по иностранному языку занимаются многие методисты, такие как М.Э.Андреева, А.В.Воейкова, А.Я.Димент, Р.С.Змитрук, Г.И.Мокроусова, С.Н.Савина и др. Каждый из них утверждает, что воспитание не может ограничиваться лишь уроками. Оно продолжается и углубляется и во внеурочное время. В процессе обучения невозможно в полном объёме осуществить сложные и многогранные задачи воспитания. Для того чтобы процесс обучения иностранным языкам имел большую результативность, по мнению методистов, нужна разнообразная внеурочная воспитательная деятельность (внеклассная работа), то есть организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, что содействует всестороннему развитию и разумной организации досуга детей.

В.И.Шепелева [37] определяет внеклассную работу как организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые в школе и вне школы под руководством учителя.

И.Н.Цейтин [34] считает, что внеклассная работа по иностранному языку – это одно из важных средств развития творческой активности учащихся, формирования у них марксистско-ленинского мировоззрения.

Г.И.Мокроусова [24] утверждает, что внеклассная работа по иностранному языку – это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ.

По мнению С.Н.Савиной [32]: «Внеклассная работа по иностранному языку является неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательных средств формирования личности. Задача учителя – сделать её полноценным компонентом учебно-воспитательного процесса».

В соответствии с современными требованиями педагогики и методики внеклассная работа по предмету должна быть оптимально полезной и максимально направленной на предмет. Её следует проводить с учётом трёх основных целей: практической, образовательной и воспитательной, и решать определённые специфичные для данного предмета задачи.

Каждый методист утверждает в своей работе, что очень важно, чтобы при подготовке и организации внеклассных мероприятий учитель опирался на содержание обучения иностранному языку. В процессе обучения любому иностранному языку на определённом этапе предполагается усвоение определённого объёма языкового и речевого материала, развитие навыков и умений у учащихся пользоваться им в общении на изучаемом языке, овладение приёмами учения, необходимыми для успешного продвижения в изучении данного иностранного языка.

Что касается содержания обучения иностранному языку на среднем этапе, то здесь предусматривается закрепление, обобщение и систематизация ранее приобретённых учащимися знаний, умений и навыков, формирование новых знаний, умений и навыков с целью обеспечить гармоничный переход к старшему этапу обучения. Обучение производится с обязательным учётом требований государственного стандарта к базовому уровню владения иностранными языками. В седьмом классе происходит дальнейшее развитие и совершенствование речевых умений, аудирования и говорения, за счёт накопления активной лексики и средств грамматического оформления высказываний в связи с усложнением тематики и речевых ситуаций, расширением сфер общения.

На первый план здесь выдвигается обучение продуктивным видам деятельности, а именно, говорению. Продолжается работа над совершенствованием произношения, правильного интонационного оформления речи, выразительности речи и повышения темпа высказывания.

При обучении диалогической речи акцент делается на развитие механизмов диалогического общения, развитие реакции на реплику собеседника, выбор адекватной стратегии и тактики общения, перехват инициативы. К концу седьмого класса учащиеся должны уметь без подготовки вести несложную беседу с речевым партнёром на предъявленную тему или ситуацию, адекватно реагировать на его реплики, запрашивать дополнительные сведения и использовать речевые формулы и клише этикетного характера в рамках языкового материала предшествующих классов. Высказывание каждого собеседника должно содержать 6-8 правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче реплик.

В обучении монологическому высказыванию учащиеся должны уметь без подготовки высказаться логично, последовательно, в соответствии с предложенной ситуацией общения или в связи с услышанной или увиденной информацией. Объём высказывания не менее 8-12 правильно оформленных в языковом отношении и соответствующих заданной тематике фраз.

В основном, новыми грамматическими явлениями для английского языка в седьмом классе будут The Present Continuous Tense, The Present Perfect Tense, употребление The Present Indefinite Tense вместо The Future Indefinite Tense в придаточных предложениях времени и условия.

При обучении чтению задача сводится к тому, чтобы научить семиклассников извлекать информацию из текстов, построенных на знакомом языковом материале с незначительным количеством незнакомых слов. В плане формирования лексических навыков чтения ставится задача расширить рецептивный словарь до 1834 лексических единиц (в седьмом классе изучается 563 лексические единицы).

В седьмом классе очень важную роль играет обучение аудированию. На данном этапе выделяют два вида аудирования: аудирование с полным пониманием воспринимаемого на слух текста и аудирование с пониманием основной информации. Общий объём лексических единиц для аудирования в седьмом классе 1350 единиц (350 единиц изучается в седьмом классе). К концу года учащиеся должны понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе в предъявлении учителя или в звукозаписи. Длительность звучания текстов 2-2,5 минуты.

Также на среднем этапе продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. Учащиеся записывают слова, словосочетания, предложения, чтобы лучше их запомнить, а также выполняют письменные задания, помогающие усвоению лексико-грамматического материала.

Обучение иностранным языкам в седьмом классе, направленно на то, чтобы учащиеся познакомились с жизнью своих зарубежных сверстников в Великобритании и Америке, то есть обучение имеет страноведческую направленность.

Учитывая практическое, образовательное, воспитательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся в школе, учителя уделяют ей большое внимание. Каждому учителю иностранного языка известно, что даёт внеклассная работа, какой огромный потенциал в неё заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения, воспитанию учащихся, расширения их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое.

Таким образом, внеклассную работу можно охарактеризовать как систему неоднородных по содержанию, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ.

При правильном сочетании внеклассной работы с классной обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.

В создании системы важно учесть преемственность различных возрастных этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Уровень языковой подготовки учащихся и их психофизические особенности определяют выбор содержания, форм методов работы, а также характер взаимоотношений учителя и ученика.

В основе любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса.

А.Д.Хотинская [33] считает, что для того, чтобы избежать превращения внеклассных мероприятий в мероприятия развлекательные, при планировании внеклассной работы следует исходить из основных целей, задач, требований, предъявляемых к проведению данного вида работы.

С. Н.Савина [32] выделяет следующие цели при проведении внеклассной работы по иностранному языку:

  1. Расширить и углубить знания, умения, навыки учащихся в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью.

  2. Стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка.

  3. Способствовать всестороннему развитию личности.

Внеклассные мероприятия должны содействовать общему культурному развитию учащихся, то есть оказывать воспитывающее воздействие на её участников.

Названные цели определяют задачи внеклассной работы, которые могут варьироваться учителем, в зависимости от того, какие цели ставит перед собой учитель и от плана проведения его работы.

Данные цели, в свою очередь, также могут быть конкретизированы учителем в соответствии с построенной им моделью системы. При этом учитывается специфика и возможности предмета. Очень важно, чтобы учитель опирался при планировании внеклассной работы в седьмом классе на содержание обучения английскому языку на среднем этапе общеобразовательной школы.

Существуют разнообразные формы и виды внеклассной работы. В методической литературе принято различать следующие три формы, исходя из количества участников в ней: массовую, групповую и индивидуальную.

Г. В.Рогова [29] выделяет две формы: массовую и групповую, считая, что индивидуальная « растворяется» в них.

Массовая форма внеклассной работы может проводиться периодически и эпизодически, но во всех случаях она должна органически включаться в общешкольный план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники, конкурсы, олимпиады. КВН, викторины, пресс-конференции, день иностранного языка. В них принимают участие целые классы, параллели классов, этапы обучения, а иногда и вся школа.

К групповой форме относятся кружки, клубы. Групповая форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников (10-15 человек), регулярностью занятий.

Обе формы – массовая и групповая – планируются, подготавливаются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом. Следует отметить, что главным и основным критерием в определении формы работы должно быть содержание внеклассной работы по иностранному языку, которое в свою очередь заключается в органическом единстве её основных направлений:

  1. прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, некоторых доступных умений и навыков художественной деятельности, на старших этапах – организованных навыков и умений);

  2. гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире);

  3. аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности и т.д.).

Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку.

Как уже говорилось, в процессе осуществления внеклассной работы могут достигаться различные цели в комплексе. Постановка целей определяет содержание, отбор материала, выбор формы проведения внеклассной работы. Но от выбора формы внеклассной работы, от организации данной формы и её содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом отдельном случае.
1.2. Принципы внеклассной работы по иностранному языку

О том, что внеклассная работа по иностранному языку основывается на свои принципы, говорится только в работах Г.И.Мокроусовой и С.Н.Савиной

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание и формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

По Г.И.Мокроусовой [24]: «Принципы внеклассной работы – это исходные положения, определяющие требования к её содержанию, методам и формам организации. Они соответствуют целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в средней школе и определяют сущность педагогической деятельности учителя-организатора внеклассной работы».

Принцип добровольности и массовости во внеклассной работе означает добровольное участие всех участников в подготовке и проведении мероприятий по иностранному языку. Заинтересованность – главное условие добровольного и массового участия в работе. Если каждый ученик найдёт себе занятие по душе, то учителю не придётся призывать его к активности и сознательности. Его надо увлечь! Следовательно, при проведении внеклассных мероприятий необходимо учитывать интересы всех участников без исключения. При этом следует иметь в виду, что во внеурочных занятиях могут принимать участие ученики с разной языковой подготовкой, поэтому учитель должен предусмотреть посильное задание или поручение каждому, отвечающее его запросам и желаниям. Нельзя надеяться на стопроцентный охват учащихся во внеклассной работе, но стремиться к этому нужно. Задача учителя – организовать внеклассную работу так, чтобы она была интересной для учащихся и побуждала тем самым их принимать активное участие в ней. Поэтому учитель старается всесторонне продумывать содержание материала, с которым учащимся предстоит работать, формы проведения мероприятия.

Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка. Этот принцип требует общественно-полезной направленности мероприятий. В отличие от уроков внеклассная работа должна иметь непосредственную направленность полученных учениками знаний, навыков и умений по иностранному языку и другим учебным предметам. Кроме того, во внеклассной работе проявляется возможность практического применения иностранного языка, связи его с другими школьными предметами и доказательства значимости иностранного языка в разных областях жизни.

Принцип коммуникативной активности. Коммуникативность во внеклассной работе несколько отличается от коммуникативности на уроке иностранного языка, что обусловлено различием целевых установок и условий деятельности. Внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию.

Принцип коммуникативной активности во внеклассной работе обеспечивается отбором языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для учащихся, созданием ситуаций и условий, приближающих общение учащихся к общению в естественных условиях, широким использованием наглядности и ТСО (технических средств обучения), предоставлением возможности интеллектуального и эмоционального самоутверждения.

Соблюдая принцип коммуникативной активности, следует помнить о том, что у учащихся 5-6 класса она поддерживается в основном новизной предмета, удовольствием от участия в различных видах деятельности, оценкой и поощрением. Они мало внимания обращают на содержание своих высказываний, в то время как учащиеся 7-8 класса уже критически относятся к вынужденной примитивности и искусственности своей иноязычной речи. Их не удовлетворяет общение в психологически фальшивой ситуации, характеризуемой ограниченностью тематики, регламентацией, несовпадением привычного диапазона речи на родном и иностранном языках, низкой информативностью. Подростков разочаровывают отсутствие личностных переживаний, невозможность выразить полностью намерения и мысли, неестественность обмена репликами и т.д.

При соблюдении принципа коммуникативной активности нужно учитывать различные «структуры личности». Индивидуально-типологические особенности школьников, проявляющиеся в речевой деятельности, многообразны: у одних хорошо развит слух, способность к имитации, другие имеют хорошо развитую логическую и механическую память, легко запоминают. Методика внеклассной работы по иностранному языку должна способствовать развитию индивидуальных преимуществ каждого ученика. Видеть перспективу развития внеклассных занятий, создавать условия для реализации и совершенствования индивидуальных особенностей, направлять деятельность учащихся на преодоление противоречий между требуемым и достигнутым уровнем владения иноязычной речью – важные аспекты труда учителя, как организатора внеклассной работы.

Принцип учёта уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка. Во внеклассной работе, также как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к иноязычной деятельности. При отборе материала внеклассной работы учитель должен чувствовать допустимый уровень языковых трудностей, превышение которого превращает внеклассное занятие в урок, а также учитывать знания, умения и навыки учащихся.

Избежать языковой перегрузки во внеклассной работе позволяет установление тесной связи с уроками иностранного языка. Её следует рассматривать как один из способов систематизации языкового материала урочной и внеурочной работы, упорядочения опыта иноязычной деятельности учащихся. Соблюдение преемственности означает учёт и максимальное использование тех возможностей, которые созданы на предшествующем этапе обучения иностранному языку, планирование и проведение внеклассных мероприятий на основе программных тем вслед за их изучением, наблюдение за речевой деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, её коррекцию. Преемственность между урочной и внеурочной работой стимулирует деятельность учащихся за счёт повышения готовности участвовать в ней, объединяет мотивы учебной и вне учебной деятельности, даёт возможность практически применять знания, умения, навыки в работе над темой, близкой к изучаемой. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков, формирование потребности в общении вне урока.

Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирования темы, форм и методов работы. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Каждый этап обучения иностранному языку характеризуется определёнными целевыми установками, реализация которых обеспечивается содержанием программ и учебно-методических комплектов, системой методов и приёмов педагогической деятельности.

Данная работа посвящается изучению построения внеклассной работы в седьмом классе (средний этап в обучении иностранному языку), поэтому мы подробнее остановимся именно на данном возрастном этапе. Средний этап в обучении иностранному языку совпадает с наиболее противоречивым и трудным в воспитательном отношении периодом. Он характеризуется стремлением учащихся к самостоятельности, взрослости и недостаточными возможностями (мал кругозор, несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценивать свои силы). И вместе с тем происходит интенсивное формирование понятий, убеждений, идеалов, развитие нравственного сознания и самосознания. Большинство учащихся проявляют любознательность, любопытство, они открыты к восприятию нового, интересного, значительного. Появляется желание знать и уметь делать что-либо по-настоящему. Приобретение знаний часто становится субъективно важным и необходимым для настоящего и подготовки к будущему (личностный смысл). Также отмечается уменьшение поглощённости учёбой: они усваивают то, что считают популярным, и занимаются тем, чем интересно, чем хочется заниматься.

В этом возрасте ученики осваивают собственное «Я», как бы изучают самого себя, но вне общения со сверстниками жить не могут. Подросток пытается познать себя, определить свой стержневой интерес, отсюда нежелание участвовать в тех видах деятельности, которые не соответствуют его интересам, дискредитируют чувство взрослости. При организации внеклассной работы на данном возрастном этапе очень важны контроль и постоянное, твёрдое руководство, но не мелочная опека, навязчивость, назойливость, грубые требования и категоричные распоряжения. В установлении делового и эмоционального контакта с подростком необходимо говорить с ним как с равным, считаться с его обострённым чувством собственного достоинства и проявлять интерес и уважение к его личности.

Итак, опираясь на свойства личности школьников средней ступени обучения:

  1. Необходимо учитывать объём работы каждому учащемуся, ставить приблизительные сроки исполнения.

  2. Следует учитывать совместимость ребят при выполнении какой-либо деятельности совместно.

  3. Желательно исключить навязывание какой-либо деятельности, полностью исключить приказной тон.

  4. Разумно было бы давать детям больше самостоятельности, доверять им (рассчитывать на их ответственность).

  5. Необходимо давать соответствующую оценку деятельности учащихся, продумать способы поощрения и наказания по отношению к каждому ученику, подготовить детей к возможным неудачам.

  6. Нужно не забывать о том, что этот возраст благоприятен для нравственного воспитания. Дети восприимчивы к усвоению норм. Следовательно, во внеклассной работе следует учитывать это.

  7. Следует учитывать интересы и увлечения учащихся.

  8. Правомерно прислушиваться к мнениям, интересам и отношениям ребят, использовать их в работе.

  9. Необходимо исключить резкие суждения, так как это может плохо отразиться и на ходе самого мероприятия, и на оценке его школьниками.

  10. Внеклассная работа по иностранному языку в седьмом классе имеет тематический характер, что обусловлено накоплением языкового материала и его тематической организацией с целью создания условий для речевого общения. Поэтому следует уделять большое внимание всем видам наглядности, с помощью которых облегчается восприятие иноязычной речи, прочно усваивается лексика и речевые структуры, создаётся особая атмосфера коллективного праздника.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Подготовка учащихся к иноязычному общению с различными партнёрами в различных ситуациях – одна из важнейших задач, стоящих перед урочной и внеурочной работой по предмету. Коллектив учащихся характеризуется общностью интересов и целей, совместной деятельностью, наполненной смыслом и имеющей личностную значимость для её участников. Проблема личности в коллективе и проблема организации общения тесно связаны. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. Объединённые общими интересами и деятельностью общения учащиеся чутко реагируют на требования, предъявляемые коллективом и ситуацией общения, преодолевают психологическую скованность, проявляют свои способности и задатки. Под влиянием ценностных ориентаций коллектива и его требований формируются самооценка деятельности и сама деятельность.

Подготовка коллективных мероприятий включает групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. Группы, сплочённые общностью интересов и стремлений, взаимными симпатиями, опытом совместной деятельности, ответственным поручением, вместе готовят мероприятие по внеклассной работе. В организации групповых видов деятельности во внеклассной работе необходимо учитывать, что иногда душевное настроение и творческая активность школьника зависят не от признания его всем коллективом, а от симпатии его близких друзей. В связи с этим одним из путей формирования групп во внеклассной работе является предоставление учащимся свободы выбора партнёров деятельности или вовлекать учащихся в групповую работу при помощи организации различных видов деятельности по интересам.

Основанная на добровольных началах внеклассная работа предъявляет особые требования к учёту индивидуальных особенностей личности во всех видах деятельности. Индивидуализация внеклассной работы по иностранному языку предполагает разработку избыточных заданий для её участников, варьирование этих заданий с учётом контингента и условий.

Умелое сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Значение этого принципа обусловлено единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой гармонической личности, а также единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в проведении внеклассной работы по иностранному языку обогащает её, способствует повышению интереса к ней у учащихся и качества её проведения.

Принцип увлекательности. Его реализация проявляется в выборе конкретных, интересных, увлекательных приемов, заданий, игр и т.п., позволяющих с большей эффективностью решать поставленные задачи. «Этот принцип находит свое выражение, прежде всего в разнообразности и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблонов, схем, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями». [24]. Необходимо стремиться к разнообразию форм, к выбору того или иного конкретного мероприятия в зависимости от подготовленности учеников, наличие у них интереса, условий и традиций школы, а так же в зависимости от этапа обучения.

Все указанные выше принципы внеклассной работы имеют разное значение, поэтому не одному из них нельзя отдать предпочтение. Дополняя друг друга, они в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности. Вместе они составляют нерасторжимое единство. В этом проявляется их системный, основополагающий характер.
1.3. Формы внеклассной работы по иностранному языку

Как уже говорилось ранее, формы внеклассной работы делятся на групповую и массовую. К массовым формам внеклассной работы относятся такие виды работы, как утренники, вечера, концерты, соревнования по иностранному языку, недели и декады иностранного языка, а также выпуск стенных газет. Они проводятся один-два раза в год (полугодие, четверть), в зависимости от количества учителей иностранного языка и условий школы. К групповым формам работы относятся кружки, секции КИД, редколлегии стенгазет и радиопередач на иностранном языке. Они проводятся постоянно раз в неделю.

Как показывает практика, наиболее доступной и популярной формой внеклассной работы в седьмом классе являются утренники, вечера и конкурсы, так как данные формы работы имеет ряд преимуществ.

Во-первых, она даёт возможность привлекать к участию неограниченное количество учащихся всех классов одной параллели. При этом одни номера или части программы (песни, считалки, рифмовки) могут разучиваться и исполняться всеми. Другие номера (стихи, песни, инсценировки) разучиваются всеми, но исполняются они лучшими учениками. И, наконец, третьи номера могут готовиться как сюрпризы разными классами, но аудируются всеми присутствующими.

Во-вторых, утренники и вечера отличает структурная гибкость. Хотя их основные компоненты постоянны, объём и характер частей программы могут варьироваться в зависимости от класса, уровня языковой подготовки учащихся и условий школы.

Именно эти виды внеклассной работы мы подробнее рассмотрим в нашей работе, так как мы считаем, что они максимально подходят для работы в седьмом классе.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность внеклассной работы по предмету, является принцип сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм деятельности учащихся. Организация утренников, вечеров и концертов способствует претворению этого принципа в жизнь. В их подготовке и проведении могут участвовать школьники с разным уровнем владения иностранным языком, выполняя роли сценаристов, режиссёров, артистов, гримёров, декораторов, костюмеров, художников и пр. При этом их художественная деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью общения на иностранном языке.

Утренники – это, как правило, мероприятия для 6-7 классов, которые проводятся в дневное время, в редких случаях на уроке. Проведение утренников не составляет особых трудностей. Проводятся они обычно в кануны праздников. Можно выбрать праздничные даты не только нашего календаря, но и праздники стран изучаемого языка. Это будет способствовать расширению кругозора учащихся, знакомству их с традициями этих стран. Тематика утренников отражает психологические особенности и уровень языковой подготовленности школьников этого возраста: «Детская поэзия страны изучаемого языка», «В гостях у наших друзей», «Весёлый алфавит» и т.д. На утренниках учащиеся исполняют и прослушивают песни и стихи на изучаемом языке, разучивают хороводы и любимые игры детей страны изучаемого языка, участвуют в инсценировках, конкурсах, знакомятся с жизнью их сверстников за рубежом. На утренниках номера программы красочно оформлены и динамично следуют друг за другом. Утренник – это весёлый детский праздник. Повысить интерес к участию в утреннике помогает проведение различных конкурсов, на лучшее исполнение песни или стихотворения, на лучший рисунок и т.д.

Продолжительность утренника 25-30 минут.

Вечера на иностранном языке организуются для учащихся 5-11 классов. Наиболее распространённые из них: тематические вечера, вечера интересных встреч, отчётные вечера, подводящие итог изучению программной темы.

Структура вечера определяется его тематикой и этапом изучения иностранного языка. Так, в 7-8 классах преобладают вечера, программой которых предусмотрено не большое сообщение ведущего или учителя на русском или иностранном языке и концерт художественной самодеятельности. На этих вечерах рекомендуется использовать аудиовизуальные средства обучения (АВСО), которые способствуют лучшему восприятию материала. Также как и во время проведения утренника, присутствующие на вечере участвуют в викторинах и конкурсах, коллективном разучивании песен, стихов, игр и хороводов. Наибольшей популярностью у учащихся этого возраста пользуются вечера инсценированной песни или поэзии, спектакли с музыкальным сопровождением и танцами, тематически вечера, посвящённые стране изучаемого языка, её литературе и искусству, обычаям и традициям. Школьников привлекает такая организация вечера, при которой предоставляется возможность участвовать в его подготовке и проведении всему коллективу класса. Особое значение в подготовке и проведении вечеров на иностранном языке имеет страноведческая тематика. В подготовке и проведении вечера на иностранном языке о стране изучаемого языка имеется реальная возможность объединить усилия всего коллектива школьников. Содержание страноведческого вечера должно соответствовать этапу изучения иностранного языка. В 7-8 классах обязательным элементом программы вечера становится воображаемое путешествие в страну изучаемого языка или экскурсия по достопримечательностям её столицы.

Кроме того, организуя вечер на определённую тему, учитель имеет возможность сообщить учащимся новую информацию по данной теме, и расширить их познавательные горизонты.

Очень часто составной частью тематического вечера являются концерты художественной самодеятельности. Основными требованиями к созданию концертной программы являются разнообразие представленных в ней номеров, их соответствие характеру и возможностям исполнителей, эстетическая выразительность. Как правило, концерты включают исполнение песен, музыкальных фрагментов, декламацию стихов, постановку пьес. Наибольшую пользу для изучения иностранных языков представляют концерты, программа которых построена по тематическому принципу.

Внеклассные мероприятия в форме отчётных концертов являются одновременно своего рода формой самоконтроля и самовыражения учащихся в области владения иностранными языками.

Проведение во внеклассной работе разнообразных конкурсов помогает учителю активизировать повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные учащимися знания, умения и навыки и сделать изучение английского языка привлекательным.

Игровые приемы работы вызывают у детей наибольший интерес: приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

Игра может быть организована на материале любой изученной темы, желательно на заключительном этапе изучения определенного программой цикла. Это позволяет провести своеобразный тестовый контроль аудирования, проверки усвоения изученного лексического и грамматического материала, навыков говорения.

Игру можно проводить и на уроке, и во внеурочное время как внеклассное мероприятие.

В процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы по английскому языку. Учащихся не нужно убеждать в важности и полезности подготовленной работы. Стремление померяться своими силами, проверить знания, умения и навыки в соревновании с друзьями, ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-то новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся осознанно мотивированный характер.

Конкурсы проводятся как самостоятельные мероприятия или включаются в программу вечера, утренника. Условно их можно поделить на две группы: 1) языковые конкурсы с целью выявления степени усвоения английского языка; 2) творческие конкурсы с целью развития художественной самодеятельности учащихся на английском языке. Конкурсы могут проводиться как серьезные состязания знатоков языка или быть игровыми, шуточными. Достоинством конкурсов является вовлечение в коллективную деятельность на английском языке даже наиболее пассивных, инертных школьников, которым предоставляется возможность разделить вместе с одноклассниками радость успеха или горечь поражения. Во время конкурсов школьники учатся самостоятельно оценивать работу своих товарищей и свою работу, правильно воспринимать критические замечания.

В подготовке и проведении конкурсов учитывается возраст учащихся. Так, в 5-7-х классах больше внимания рекомендуется уделять лексическим и фонетическим конкурсам, конкурсам на выразительное чтение, на лучшую инсценировку песен и стихов, постановку небольших сценок, драматизацию диалогов.

А.Д.Хотинская [33] считает, что факторами, определяющими эффективность проведения утренника, вечера или конкурса, являются:

- содержательность выступлений, их характер и качество подготовки;

- психологическая и языковая готовность аудитории к восприятию программы;

- индивидуальность исполнителей (их внешний вид, дикция, умение держаться на сцене);

- соответствие формы проведения внеклассного мероприятия его тематике и содержанию.

Таким образом, можно утверждать, что эффективность проведения внеклассной работы по иностранному языку в седьмом классе во многом зависит от выбора формы, темы и программы мероприятия. Наиболее удобными и доступными и для учащихся, и для учителя являются такие формы работы как утренники, вечера, конкурсы и концерты. Выбор той или иной формы проведения внеклассной работы, в свою очередь, основывается на содержании работы, запланированной учителем. Не исключено, что вышеописанные формы работы могут комбинироваться и варьироваться учителем. Учитель может вносить свои изменения в программу проведения мероприятия, добавлять различные этапы работы. С помощью данных форм проведения внеклассной работы по иностранному языку можно проверять степень овладения учащимися языковым материалом по пройденной теме. Всё это зависит от учителя, его задумок, плана работы.

Выводы

Изучив научно-исследовательскую литературу по данному вопросу, мы определили, что внеклассная работа по иностранному языку является неотъемлемой частью учебного процесса. Она проводится неразрывно с обязательным курсом иностранного языка, что нужно обязательно учитывать при подготовке материала для внеклассного мероприятия по иностранному языку.

При помощи внеклассных занятий учащиеся лучше усваивают и углубляют проходимый на классных занятиях материал. Во время участия во внеклассной работе учащиеся получают знания в более интересной и увлекательной форме, чем во время работы на уроке. Также наиболее эффективными являются виды массовой работы (утренники, вечера, концерты и конкурсы), так как все они проходят в интересной, увлекательной форме. Школьники не чувствуют, никакой нагрузки на этих мероприятиях.

Для большей результативности внеклассной работы по иностранному языку необходимо учитывать все принципы, на которых она базируется. Главное опираться на возрастные особенности учащихся, на языковые способности и подготовленность учащихся в этом плане.

Задача учителя заинтересовать класс в участии, привлечь как можно больше участников и сделать так, чтобы проведение внеклассной работы было максимально направлено на язык, на предмет. Также не стоит использовать одни и те же методы и приёмы во внеклассной работе. Учитель должен каждый раз проявлять и своё творчество при планировании работы, иначе у детей пропадёт интерес к участию во внеклассной работе по иностранному языку, а это не допустимо.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050100. 62...
Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) специальности «Иностранный язык»
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная...
Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и...
Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи
...
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С другими дисциплинами специальности 050303 «иностранный язык» и «иностранный язык»
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconПояснительная записка Цели и задачи. Основной целью дисциплины «Иностранный язык (Английский)»
Иностранный язык (Английский язык). Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 «Филология»....
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconПрограмма дисциплины: иностранный язык для специальности (группы...
Савиной Н. А. по дисциплине Иностранный язык в соответствии с «Государственным образовательным стандартом спо»
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconУчебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго...
Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык»
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconСтилистика английский язык учебно-методическое пособие
Настоящее пособие предназначено для студентов IV курса специальности 050303 «Иностранный язык (английский)» и направлений «Филологическое...
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
«Иностранный язык», утвержденной для специальности 23. 02. 01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) с учетом...
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconРабочая программа по дисциплине б иностранный язык (английский яз.)
Целью дисциплины «Иностранный язык в неязыковом (технологическом) вузе является обучение практическому владению языком специальности...
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconРабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303....
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303....
По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н iconРабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск