Скачать 153.75 Kb.
|
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ УРОК Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагогики: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых. Рассмотрим подходы к организации главной составляющей образовательного процесса — урока и способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Прежде всего, рассмотрим концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель — принципы — средства —результаты — условия. Здоровьесберегающее образование Направлено на цель — создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся. Опирается на принципы — научности, креативности, личност-но-деятельностный, системности. Достигается через средства — здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни. Приводит к результатам — меньше становится пропусков по болезни; ребята меньше устают; у них возникает потребность в здоровом образе жизни. Зависит от ресурсов — кадровых (в том числе личного примера педагогов в здоровом образе жизни); технологических (использование специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных. В последнее время больше внимания стало уделяться укреплению физического здоровья, чему, конечно, содействуют дополнительные уроки физкультуры, установка ионизирующих аппаратов в классах и т.п. Не менее важно знать и понимать: что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранялось психическое здоровье школьников? Для того чтобы грамотно ответить на этот вопрос, нужно разработать концепцию, технологии и диагностические процедуры оценки качества урока с точки зрения здо-ровьесберегающей направленности. Наша концепция здо-ровьесберегающего обучения может быть представлена следующей логической цепочкой. Здоровьесберегающее обучение Направлено на цель — обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на принципы — природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через средства — учёт особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к результатам — предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной деятельности. Зависит от ресурсов — личный пример педагога; использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке. Далее рассмотрим роль специальных педагогических технологий в обеспечении здо-ровьесбережения на уроке. Технология личностно ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр социально значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные [4]. Личностно ориентированный подход создаёт оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств. Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Её цель — оказать психологическую и методическую помощь школьникам, чтобы их учебная деятельность была успешной. Следовательно, эта технология позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приёмы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу. Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Технология ненасильственного обучения позволяет использовать психологические и педагогические средства ненасильственного воздействия на человека, помогает педагогу уйти от авторитарного и мани-пулятивного стиля управления на уроке, даёт возможность увлечь, заинтересовать школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Всё это говорит о том, что учитель с помощью технологии ненасильственного обучения создаёт благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию через разнообразные формы коллективной деятельности. Владея технологией эффективной речевой деятельности, учитель способен постоянно следить как за своей речью, так и речью школьников, причём независимо от того, какой предмет он преподаёт. Технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи. Технология диалогового обучения даёт возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога, как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учёт особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учёта особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использования приёмов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности. Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности),отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности. Для того чтобы здоровье-сберегающая направленность урока не имела декларативного характера, необходимо отслеживать и оценивать деятельность педагогов на уроке. Наиболее эффективный способ отслеживания вклада учителя в здоровьесбережение — мониторинг, который организуют и ведут руководители образовательного учреждения. В педагогической науке мониторинг здоровьесберегающего обучения практически не разработан. Сложность задачи заключается в необходимости применять доступные (для внешнего наблюдателя), универсальные (по отношению к преподаваемому предмету) и унифицированные (по процедуре сбора, обработки и интерпретации данных) методы и средства отслеживания показателей здоровьесбе-режения. Только в этом случае мониторинг способен стать объективным средством суждения о качестве деятельности учителя на уроке, а средства мониторинга учитель может использовать для самооценки своей деятельности. Для мониторинга здоровьесберегающего обучения удобно использовать разработанную нами анкету качества урока [1, 2]. С помощью этой анкеты можно наблюдать и оценивать вклад педагогов школы в здоровье-сбережение на отдельных уроках, в серии уроков, по ступеням обучения, учебным предметам. По своей форме анкета представляет собой набор признаков (качеств) урока, сформулированных в повествовательной форме. Это позволяет эксперту, посещающему урок, выявить реализованные учителем признаки. По совокупности реализованных признаков (в одном или серии уроков) оценивается качество преподавания, в том числе здоровьесберегающей направленности урока; по совокупности наблюдений по всем педагогам — оценка состояния преподавания и здоровьесбережения в образовательном учреждении в целом. Анкета содержит 21 пункт, из которых 18 «работают» на здоровьесбережение. Для полноты изложения приводим анкету здесь. Анкета качества урока Отметить кружком номера проявлений на уроке ____________________________учителем ___________________________________ (вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)
На уроке использует приёмы (методы):
Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1 — учёт особенностей аудитории; 2 — создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 — использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 — создание условий для самовыражения учащихся; 5 — инициация разнообразных видов деятельности;.6 — предупреждение гиподинамии,4 Приведённая ниже матрица отражает соответствие пунктов анкеты показателям здоровьесбережения. Очевидно, что анкета «покрывает» все 6 показателей здоровьесбережения. Наибольшее внимание анкета уделяет таким показателям, как использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу (11 пунктов из 18); создание условий для самовыражения учащихся, а также инициация разнообразных видов деятельности (по 8 пунктов из 18). Думается, это соответствует реальности, так как отражает истинную специфику учебной деятельности, которая должна не утомлять, не отбивать желания учиться, а вызывать чувство удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Достаточное внимание, на наш взгляд, в анкете уделяется учёту особенностей аудитории (7 пунктов из 18) и созданию благоприятного психологического фона на уроке (7 пунктов из 18). Анализ матрицы убеждает: здоровьесберегающее обучение можно считать закономерным следствием того, насколько учитель владеет современными педагогическими технологиями (5 пунктов из 18). Это означает, что педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, использовать разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. Что касается предупреждения гиподинамии на уроке, то из матрицы следует, что на реализацию этого показателя работают 3 пункта из 18, что также позволяет осуществлять её диагностику. Вместе с тем предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приёмов, положительно влияющих прежде всего на зрение и позвоночник. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая, в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительные, так и двигательные функции организма за счёт активной работы в микрогруппах. В целом наибольший вклад в здоровьесберегающий урок способны вносить технологии диалогового обучения (охватывают 5 из 6 показателей), а также коллективной мыслительной деятельности и проблемного обучения (4 из 6). Проведённое исследование доказывает пригодность анкеты к диагностике здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Максимально возможное число баллов, которое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в последней строке матрицы. На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показателей здоровьесбережения. Для количественной оценки показателей можно использовать процент реализации каждого из них относительно максимально возможной (из анкеты) суммы баллов. При регулярном использовании анкеты качества урока появляется возможность накапливать массивы первичных данных и использовать их в школьном управлении [1-4]. Приведём пример анализа данных мониторинга здоровьесберегающего обучения. Здесь использованы данные 2002/03 учебного года трёх средних школ Пермской области: Березовской № 1 (в выборку попали данные о 141 уроке, которые провели 35 учителей), Карагайской № 2 (345 уроков, 56 учителей), Ильинской № 2 (121 урок, 32 учителя). Все эти школы расположены в районных центрах, относятся к категории сельских и уже несколько лет используют специальные педагогические технологии здоровьесбережения. Уровень реализации показателей здоровьесбережения на уроках в этих школах представлен в следующей таблице.
Несмотря на то, что цифровые показатели различны, не следует сопоставлять достижения школ, так как первичные данные мониторинга собирали разные эксперты (в каждой школе свои эксперты). Как авторы анкеты, мы рекомендуем экспертам одной школы договариваться о едином понимании пунктов анкеты. Сложно добиться единого понимания от экспертов из разных школ. Это, кстати, означает, что на муниципальном уровне управления лучше воздерживаться от сопоставления цифровых показателей качества урока, предоставляемых школами: ведь анкета — это средство внутри-школьного мониторинга, но не средство мониторинга на муниципальном или тем более на региональном уровне. Проведём анализ данных мониторинга здоровьесберегающего урока. Прежде всего обратимся к анализу составляющих здоровьесбережения. Из таблицы видно, что в Березовской школе нет «западающих» показателей, при этом явно выделяется в лучшую сторону показатель 2 — создание благоприятного психологического фона на уроке. В дальнейшем анализе можно попытаться установить причинно-следственные связи между количественной оценкой этого показателя и первичными эмпирическими данными мониторинга. Так, количественная оценка показателя «создание благоприятного психологического фона на уроке» есть следствие реализации семи пунктов анкеты: 3, 4, 11, 12, 15, 18, 21. В статистическом плане это означает, что на большинстве уроков учителя демонстрируют этикетную речь, ненасильственные приёмы обучения, поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные достижения, вовремя заканчивают урок, используют технологию диалогового обучения, а также приёмы, исключающие утомляемость и перегрузку учащихся. Однако на фоне в целом благоприятной картины можно указать и на некоторые проблемы. На рис.1 показаны достижения групп учителей школы, откуда следует, что показатели учителей математики заметно ниже показателей коллег. Анализ первичных данных мониторинга позволяет увидеть, что учителя математики проигрывают при использовании технологий дифференцированного (30% относительно 65% по школе в целом), рефлексивного обучения (30% относительно 53%) и коллективной мыслительной деятельности (20% относительно 40%), хотя эти технологии играют важную роль в здоровьесберегающей направленности урока (см. приведённую выше матрицу соответствия). Заметим, что в Берёзовской школе современные педагогические технологии используются довольно широко, поскольку многие педагоги на протяжении двух лет проходили специальное обучение. Таким образом, данные мониторинга позволяют убедиться в значении современных педагогических технологий для здоровьесберегающего обучения, а руководство школы получает объективные сведения о профессиональном уровне педагогов. В Карагайской школе наиболее слабо реализован показатель 1 — учёт особенностей аудитории. Это означает, что многие педагоги школы не владеют технологиями дифференцированного и диалогового обучения. Продолжим анализ с точки зрения ступеней обучения, предметов, педагогического опыта и профессионального уровня учителей. Самый низкий уровень учёта особенностей аудитории продемонстрировали учителя начальных классов (в среднем 26% при разбросе данных от 11 до 40%). Для сравнения — на 2-й и 3-й ступенях обучения достигнут средний уровень 35%. Отметим также устойчивое повышение этого показателя в зависимости от профессиональной категории и педагогического стажа (от 25% для учителей, не имеющих категорию, до 42% для учителей высшей категории и от 23% для молодых учителей до 30% для учителей со стажем свыше 15 лет). В дополнение к этим данным на рис. 2 показана диаграмма уровня здоровьесберегающей направленности уроков (средние значения по всем шести показателям), которая позволяет определять качество преподавания в школе. Данные мониторинга по методическим объединениям не дали контрастных различий. Что касается учебных предметов, то наиболее высокий уровень здоровьесбережения показали учителя иностранного языка (40%), что, впрочем, естественно (малые группы, диалоговое обучение, индивидуальный подход и т.п.), а самый низкий уровень — учителя физики (20%), истории (25%) и алгебры (28%). При необходимости можно проанализировать уроки отдельных учителей по усмотрению руководителей школы. Обратимся к данным мониторинга в Ильинской школе. Уровень здоровьесберегающей направленности уроков по ступеням обучения составил: 53% (1-я ступень), 36% (2-я ступень), 30% (3-я ступень). Как видно, показатели падают при переходе на старшие ступени обучения. По мнению руководства школы, это связано с желанием учителей, работающих в старших классах, добиться высоких результатов на Едином госэкзамене. Однако анализ имеющихся данных свидетельствует, что это делается в ущерб здоровью старшеклассников. На этом и других противоречиях ЕГЭ акцентируется внимание в нашей работе [5]. На рис. 3 дана диаграмма здоровьесберегающей направленности уроков учителей старшей ступени обучения Ильинской школы (использована приведённая выше нумерация показателей здоровьесберегающего обучения). На рисунке видно, что учителя старшей ступени пренебрегают приёмами, препятствующими гиподинамии. Относительно слабо реализован показатель 1 — учёт особенностей аудитории старшеклассников: значит, учителя плохо владеют технологией дифференцированного обучения. Директор школы принял решение о проведении на базе школы научно-методических семинаров по технологии дифференцированного обучения. Таким образом, предложенная технология мониторинга позволяет регулярно и объективно оценивать здоровьесберегающую направленность урока в школе. Компьютерные технологии позволяют автоматизировать процесс обработки и обобщения первичных данных, выявлять слабые места, устанавливать причинно-следственные связи между признаками урока и показателями здоровьесбережения. На этой эмпирической основе появляется возможность разумно, обоснованно планировать деятельность школы. Литература
|
Использование здоровьесберегающей технологии Здоровьесберегающий урок воспитывает, стимулирует у детей желание жить, быть здоровыми, учит их ощущать радость от каждого прожитого... | Тип проекта: Здоровьесберегающий Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Большереченского района" | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни далее Значительный здоровьесберегающий потенциал несут в себе типические свойства умк «Гармония», предполагающие | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проект «Школа – развивающий и здоровьесберегающий центр образовательного пространства» на 2011–2015 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Здоровьесберегающий подход в обучении» | Здоровьесберегающий подход в обучении математике Но самым трагичным здесь оказалось то, что, не проанализировав глубоко причины данного явления, возникшие технологии были внедрены... | ||
Программа курса «технология» Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В данном материале рассматривается игра как здоровьесберегающий фактор в обучении детей с овз (в частности детей с нарушенным слухом)... | ||
Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... Голубева Н. В. Здоровьесберегающий аспект музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | ||
Рабочая программа курса «технология» Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ... | Расписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11.... Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская... | ||
Урок формирования знаний Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др | Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии.... |