Здоровьесберегающий урок





Скачать 153.75 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающий урок
Дата публикации09.08.2014
Размер153.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ УРОК

Многие годы человек проводит в стенах образовательных уч­реждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образо­вание не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным ме­роприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Прак­тика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников автори­тарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагоги­ки: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых.

Рассмотрим подходы к организации главной составляющей образовательного процесса — урока и способам оценки его каче­ства с точки зрения здоровьесбережения. Прежде всего, рассмот­рим концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логиче­ской схемы: цель — принципы — средства —результаты — условия.

Здоровьесберегающее образование

Направлено на цель — создание условий для укрепления и раз­вития как психического, так и физического здоровья учащихся.

Опирается на принципы — научности, креативности, личност-но-деятельностный, системности.

Достигается через средства — здоровьесберегающее обуче­ние; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни.

Приводит к результатам — меньше становится пропусков по болезни; ребята меньше устают; у них возникает потребность в здоровом образе жизни.

Зависит от ресурсов — кадровых (в том числе личного приме­ра педагогов в здоровом образе жизни); технологических (исполь­зование специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных.

В последнее время больше внимания стало уделяться ук­реплению физического здоро­вья, чему, конечно, содействуют дополнительные уроки физкуль­туры, установка ионизирующих аппаратов в классах и т.п. Не ме­нее важно знать и понимать: что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранялось психическое здоровье школьников? Для того чтобы грамотно ответить на этот вопрос, нужно разработать кон­цепцию, технологии и диагнос­тические процедуры оценки ка­чества урока с точки зрения здо-ровьесберегающей направлен­ности.

Наша концепция здо-ровьесберегающего обучения может быть представлена сле­дующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на цель — обес­печение психического здоровья учащихся.

Опирается на принципы — природосообразности, преем­ственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через средст­ва — учёт особенностей аудито­рии (изучение и понимание че­ловека); создание благоприят­ного психологического фона на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных ви­дов деятельности; предупреж­дение гиподинамии.

Приводит к результатам — предотвращает усталость и утомляемость; усиливает моти­вацию к учебной деятельности.

Зависит от ресурсов — лич­ный пример педагога; исполь­зования специальных педагоги­ческих технологий, эффектив­ных средств самооценки дея­тельности педагога на уроке.

Далее рассмотрим роль специальных педагогических технологий в обеспечении здо-ровьесбережения на уроке.

Технология личностно ори­ентированного обучения пред­полагает развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр социально значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, ком­муникативные, творческие, фи­зические, эмоционально-чувст­венные [4]. Личностно ориенти­рованный подход создаёт опти­мальные условия для самовыраже­ния учащихся, поскольку само­выражение в данном случае становится эффективным спо­собом закрепления тех или иных личностных качеств.

Технология дифференциро­ванного, в том числе индивидуа­лизированного обучения опира­ется на изучение особенностей человека (социально-демогра­фических, социально-психоло­гических, индивидуально-лич­ностных, экзистенциально-лич­ностных). Её цель — оказать психологическую и методичес­кую помощь школьникам, чтобы их учебная деятельность была успешной. Следовательно, эта технология позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать ус­ловия для самовыражения учащихся, подбирать приёмы, влияю­щие на сохранение интереса к учебному материалу.

Технология проблемного обучения предполагает поста­новку развивающей цели, фор­мулирование проблемной си­туации или проблемного во­проса, а также поиск вариантов решения.

Технология ненасильст­венного обучения позволяет ис­пользовать психологические и педагогические средства нена­сильственного воздействия на человека, помогает педагогу уйти от авторитарного и мани-пулятивного стиля управления на уроке, даёт возможность ув­лечь, заинтересовать школьни­ков учебным материалом, по­буждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллек­тивной мыслительной деятель­ности. Всё это говорит о том, что учитель с помощью техно­логии ненасильственного обу­чения создаёт благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию че­рез разнообразные формы коллек­тивной деятельности.

Владея технологией эффек­тивной речевой деятельности, учитель способен постоянно следить как за своей речью, так и речью школьников, причём независимо от того, какой предмет он преподаёт. Техно­логия помогает педагогу созда­вать благоприятный психологиче­ский микроклимат главным об­разом через этикетность речи.

Технология диалогового обучения даёт возможность пе­дагогу строить урок на диалого­вой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются та­кие грани диалога, как: инфор­мативная (информационный обмен), интерактивная (органи­зационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен иде­ями), перцептивно-когнитивная (учёт особенностей собеседни­ка в процессе общения), био­энергетическая (энергетичес­кий обмен). Это означает, что на уроке приоритетными стано­вятся взаимоуважение, взаи­мопонимание, взаимообогаще­ние, взаимодополнение, взаи­моподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыра­жения учащихся, учёта особенно­стей аудитории, создания благо­приятного психологического фона, использования приёмов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность от­слеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенно­сти их психологического состо­яния (степень усталости, утом­ляемости, заинтересованности),отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с по­мощью обратной связи. Техно­логия помогает создать усло­вия для самовыражения учащих­ся, инициирует разнообразные ви­ды деятельности.

Для того чтобы здоровье-сберегающая направленность урока не имела декларативного характера, необходимо отсле­живать и оценивать деятель­ность педагогов на уроке. Наи­более эффективный способ от­слеживания вклада учителя в здоровьесбережение — мони­торинг, который организуют и ведут руководители образова­тельного учреждения. В педаго­гической науке мониторинг здоровьесберегающего обуче­ния практически не разработан. Сложность задачи заключается в необходимости применять доступные (для внешнего на­блюдателя), универсальные (по отношению к преподаваемому предмету) и унифицированные (по процедуре сбора, обработ­ки и интерпретации данных) методы и средства отслежива­ния показателей здоровьесбе-режения. Только в этом случае мониторинг способен стать объективным средством сужде­ния о качестве деятельности учителя на уроке, а средства мониторинга учитель может ис­пользовать для самооценки своей деятельности.

Для мониторинга здоровье­сберегающего обучения удобно использовать разработанную нами анкету качества урока [1, 2]. С помощью этой анкеты мож­но наблюдать и оценивать вклад педагогов школы в здоровье-сбережение на отдельных уро­ках, в серии уроков, по ступеням обучения, учебным предметам. По своей форме анкета пред­ставляет собой набор признаков (качеств) урока, сформулиро­ванных в повествовательной форме. Это позволяет эксперту, посещающему урок, выявить ре­ализованные учителем призна­ки. По совокупности реализо­ванных признаков (в одном или серии уроков) оценивается ка­чество преподавания, в том чис­ле здоровьесберегающей на­правленности урока; по сово­купности наблюдений по всем педагогам — оценка состояния преподавания и здоровьесбережения в образовательном уч­реждении в целом. Анкета со­держит 21 пункт, из которых 18 «работают» на здоровьесбере­жение. Для полноты изложения приводим анкету здесь.

Анкета качества урока

Отметить кружком номера проявлений на уроке

____________________________учителем ___________________________________

(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)


  1. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развивать личностные качества учащихся на уроке (например, мышление, речь, волю, нравственность, коммуникативность, эстетическое воспри­ятие) и осуществляет их средствами учебного предмета.

  2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.

  3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.

  4. Демонстрирует ненасильственные приёмы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).

  5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.

  6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).

  7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.

  8. Использует динамичные дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстра­ции, приборы и т.п.).

  9. Даёт разноуровневые домашние задания.

  10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из
    других областей знания.

  11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

  12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.

  13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чув­ственное восприятие.

  14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.

  15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.


На уроке использует приёмы (методы):

  1. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).

  2. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).

  3. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).

  4. Рефлексивного обучения (оценки ученикам полезности урока, своего психологического со­
    стояния).

  5. Коллективной мыслительной деятельности.

  6. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1 — учёт особен­ностей аудитории; 2 — создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 — использова­ние приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 — созда­ние условий для самовыражения учащихся; 5 — инициация разнообразных видов деятельности;.6 — предупреждение гиподинамии,4 Приведённая ниже матрица отражает соответствие пунктов анкеты показателям здоровьесбережения.




Очевидно, что анкета «по­крывает» все 6 показателей здоровьесбережения. Наи­большее внимание анкета уде­ляет таким показателям, как ис­пользование приёмов, способству­ющих появлению и сохранению ин­тереса к учебному материалу (11 пунктов из 18); создание усло­вий для самовыражения учащихся, а также инициация разнообраз­ных видов деятельности (по 8 пунктов из 18). Думается, это соответствует реальности, так как отражает истинную специ­фику учебной деятельности, ко­торая должна не утомлять, не отбивать желания учиться, а вызывать чувство удовлетворе­ния, осознанную познаватель­ную потребность. Достаточное внимание, на наш взгляд, в ан­кете уделяется учёту особеннос­тей аудитории (7 пунктов из 18) и созданию благоприятного психо­логического фона на уроке (7 пунк­тов из 18).

Анализ матрицы убеждает: здоровьесберегающее обуче­ние можно считать закономер­ным следствием того, насколь­ко учитель владеет современ­ными педагогическими техно­логиями (5 пунктов из 18). Это означает, что педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцирован­ное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, ис­пользовать разные виды и фор­мы коллективной мыслитель­ной деятельности. Что касается предупреждения гиподинамии на уроке, то из матрицы следует, что на реализацию этого пока­зателя работают 3 пункта из 18, что также позволяет осуществ­лять её диагностику. Вместе с тем предупреждение гиподина­мии на уроках требует от педа­гогов знания специальных валеологических методик и при­ёмов, положительно влияющих прежде всего на зрение и по­звоночник. Немаловажную роль в решении этой проблемы игра­ет технология коллективной мыслительной деятельности, которая, в отличие от традици­онной организации урока, сти­мулирует как мыслительные, так и двигательные функции ор­ганизма за счёт активной рабо­ты в микрогруппах. В целом на­ибольший вклад в здоровьесберегающий урок способны вно­сить технологии диалогового обучения (охватывают 5 из 6 по­казателей), а также коллектив­ной мыслительной деятельнос­ти и проблемного обучения (4 из 6).

Проведённое исследова­ние доказывает пригодность анкеты к диагностике здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Максимально возможное число баллов, кото­рое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в послед­ней строке матрицы. На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация


реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показате­лей здоровьесбережения. Для количественной оценки показа­телей можно использовать про­цент реализации каждого из них относительно максимально возможной (из анкеты) суммы баллов.

При регулярном использо­вании анкеты качества урока появляется возможность накап­ливать массивы первичных дан­ных и использовать их в школь­ном управлении [1-4]. Приве­дём пример анализа данных мониторинга здоровьесберегающего обучения. Здесь исполь­зованы данные 2002/03 учебно­го года трёх средних школ Пермской области: Березов­ской № 1 (в выборку попали данные о 141 уроке, которые провели 35 учителей), Карагайской № 2 (345 уроков, 56 учите­лей), Ильинской № 2 (121 урок, 32 учителя). Все эти школы рас­положены в районных центрах, относятся к категории сельских и уже несколько лет используют специальные педагогические технологии здоровьесбереже­ния. Уровень реализации пока­зателей здоровьесбережения на уроках в этих школах пред­ставлен в следующей таблице.


Школа

Показатели,%

1

2

3

4

5

6

Березовская

60

74

63

66

61

61

Карагайская

34

68

49

49

47

49

Ильинская

33

54

49

42

42

22


Несмотря на то, что цифро­вые показатели различны, не следует сопоставлять достиже­ния школ, так как первичные данные мониторинга собирали разные эксперты (в каждой школе свои эксперты). Как ав­торы анкеты, мы рекомендуем экспертам одной школы дого­вариваться о едином понима­нии пунктов анкеты. Сложно до­биться единого понимания от экспертов из разных школ. Это, кстати, означает, что на муници­пальном уровне управления лучше воздерживаться от сопо­ставления цифровых показате­лей качества урока, предостав­ляемых школами: ведь анке­та — это средство внутри-школьного мониторинга, но не средство мониторинга на муни­ципальном или тем более на ре­гиональном уровне.

Проведём анализ данных мониторинга здоровьесберегающего урока. Прежде всего об­ратимся к анализу составляю­щих здоровьесбережения. Из таблицы видно, что в Березов­ской школе нет «западающих» показателей, при этом явно вы­деляется в лучшую сторону по­казатель 2 — создание благо­приятного психологического фона на уроке. В дальнейшем анализе можно попытаться установить причинно-следствен­ные связи между количествен­ной оценкой этого показателя и первичными эмпирическими данными мониторинга. Так, ко­личественная оценка показате­ля «создание благоприятного психологического фона на уро­ке» есть следствие реализации семи пунктов анкеты: 3, 4, 11, 12, 15, 18, 21. В статистическом плане это означает, что на боль­шинстве уроков учителя демон­стрируют этикетную речь, нена­сильственные приёмы обуче­ния, поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные до­стижения, вовремя заканчива­ют урок, используют техноло­гию диалогового обучения, а также приёмы, исключающие утомляемость и перегрузку уча­щихся.

Однако на фоне в целом благоприятной картины можно указать и на некоторые пробле­мы. На рис.1 показаны дости­жения групп учителей школы, откуда следует, что показатели учителей математики заметно ниже показателей коллег.

Анализ первичных данных мониторинга позволяет уви­деть, что учителя математики проигрывают при использова­нии технологий дифференци­рованного (30% относительно 65% по школе в целом), ре­флексивного обучения (30% от­носительно 53%) и коллектив­ной мыслительной деятельнос­ти (20% относительно 40%), хо­тя эти технологии играют важ­ную роль в здоровьесберегающей направленности урока (см. приведённую выше матрицу со­ответствия). Заметим, что в Берёзовской школе современные педагогические технологии ис­пользуются довольно широко, поскольку многие педагоги на протяжении двух лет проходили специальное обучение. Таким образом, данные мониторинга позволяют убедиться в значе­нии современных педагогичес­ких технологий для здоровьесберегающего обучения, а ру­ководство школы получает объ­ективные сведения о профес­сиональном уровне педагогов. В Карагайской школе наи­более слабо реализован пока­затель 1 — учёт особенностей аудитории. Это означает, что многие педагоги школы не вла­деют технологиями дифферен­цированного и диалогового обучения. Продолжим анализ с точки зрения ступеней обуче­ния, предметов, педагогичес­кого опыта и профессионально­го уровня учителей. Самый низ­кий уровень учёта особеннос­тей аудитории продемонстрировали учителя начальных клас­сов (в среднем 26% при раз­бросе данных от 11 до 40%). Для сравнения — на 2-й и 3-й ступенях обучения достигнут средний уровень 35%. Отметим также устойчивое повышение этого показателя в зависимос­ти от профессиональной кате­гории и педагогического стажа (от 25% для учителей, не имею­щих категорию, до 42% для учи­телей высшей категории и от 23% для молодых учителей до 30% для учителей со стажем свыше 15 лет). В дополнение к этим данным на рис. 2 показана диаграмма уровня здоровьесберегающей направленности уроков (средние значения по всем шести показателям), кото­рая позволяет определять каче­ство преподавания в школе. Данные мониторинга по мето­дическим объединениям не да­ли контрастных различий. Что касается учебных предметов, то наиболее высокий уровень здоровьесбережения показали учителя иностранного языка (40%), что, впрочем, естествен­но (малые группы, диалоговое обучение, индивидуальный подход и т.п.), а самый низкий уровень — учителя физики (20%), истории (25%) и алгебры (28%). При необходимости можно проанализировать уроки отдельных учителей по усмот­рению руководителей школы.

Обратимся к данным мо­ниторинга в Ильинской школе. Уровень здоровьесберегающей направленности уроков по сту­пеням обучения составил: 53% (1-я ступень), 36% (2-я сту­пень), 30% (3-я ступень). Как видно, показатели падают при переходе на старшие ступени обучения. По мнению руковод­ства школы, это связано с же­ланием учителей, работающих в старших классах, добиться высоких результатов на Едином госэкзамене. Однако анализ имеющихся данных свидетель­ствует, что это делается в ущерб здоровью старшекласс­ников. На этом и других проти­воречиях ЕГЭ акцентируется внимание в нашей работе [5].

На рис. 3 дана диаграмма здоровьесберегающей направ­ленности уроков учителей стар­шей ступени обучения Ильин­ской школы (использована при­ведённая выше нумерация по­казателей здоровьесберегающего обучения).

На рисунке видно, что учи­теля старшей ступени прене­брегают приёмами, препятст­вующими гиподинамии. Отно­сительно слабо реализован по­казатель 1 — учёт особеннос­тей аудитории старшеклассников: значит, учителя плохо вла­деют технологией дифферен­цированного обучения. Дирек­тор школы принял решение о проведении на базе школы на­учно-методических семинаров по технологии дифференциро­ванного обучения.










Таким образом, предло­женная технология мониторин­га позволяет регулярно и объ­ективно оценивать здоровьесберегающую направленность урока в школе. Компьютерные технологии позволяют автома­тизировать процесс обработки и обобщения первичных дан­ных, выявлять слабые места, устанавливать причинно-след­ственные связи между призна­ками урока и показателями здоровьесбережения. На этой эм­пирической основе появляется возможность разумно, обосно­ванно планировать деятель­ность школы.

Литература

  1. СеврукАЛ., Юнина ЕЛ. Мониторинг качества преподавания в школе: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003.

  2. СеврукАЛ., Юнина ЕЛ. Диагностика состояния преподавания в школе // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 163-169.

  3. СеврукАЛ., Юнина ЕЛ. Мониторинг состояния преподавания средствами компьютерного моделирования. М.: Стандарты и мониторинг, 2002. № 5. С. 49-52.

  4. СеврукАЛ., Юнина ЕЛ., Савицкая ИЛ. Развитие ученика на уроке: от конспекта до мониторинга // Школьные технологии. 2003. № 4. С. 170-186.

  5. СеврукАЛ., Юнина ЕЛ. Тестовая компонента ЕГЭ: несоответствие замысла исполнению // Народное обра­зование. 2003. № 6. С. 71-76.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающий урок iconИспользование здоровьесберегающей технологии
Здоровьесберегающий урок воспитывает, стимулирует у детей желание жить, быть здоровыми, учит их ощущать радость от каждого прожитого...
Здоровьесберегающий урок iconТип проекта: Здоровьесберегающий
Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Большереченского района"
Здоровьесберегающий урок iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни далее
Значительный здоровьесберегающий потенциал несут в себе типические свойства умк «Гармония», предполагающие
Здоровьесберегающий урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект «Школа – развивающий и здоровьесберегающий центр образовательного пространства» на 2011–2015 г
Здоровьесберегающий урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Здоровьесберегающий подход в обучении»
Здоровьесберегающий урок iconЗдоровьесберегающий подход в обучении математике
Но самым трагичным здесь оказалось то, что, не проанализировав глубоко причины данного явления, возникшие технологии были внедрены...
Здоровьесберегающий урок iconПрограмма курса «технология»
Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного...
Здоровьесберегающий урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В данном материале рассматривается игра как здоровьесберегающий фактор в обучении детей с овз (в частности детей с нарушенным слухом)...
Здоровьесберегающий урок iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...
Голубева Н. В. Здоровьесберегающий аспект музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Здоровьесберегающий урок iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Здоровьесберегающий урок iconРабочая программа курса «технология»
Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ...
Здоровьесберегающий урок iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Здоровьесберегающий урок iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Здоровьесберегающий урок iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Здоровьесберегающий урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Здоровьесберегающий урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск