Скачать 55.15 Kb.
|
Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Аннотация В данном материале рассматривается игра как здоровьесберегающий фактор в обучении детей с ОВЗ (в частности детей с нарушенным слухом) младшего школьного возраста. В современной педагогике существует множество образовательных технологий и их элементов: личностно-ориентированная технология обучения; технология уровневой дифференциации и индивидуализации; проблемное обучение; исследовательские методы в обучении; обучение на интегративной основе; игровые технологии; тестовые технологии; групповая технология; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Все они дополняют друг друга. Например, игровые и здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие учащиеся нашего учреждения (школа-интернат II вида) кроме нарушений слуха имеют сложную структуру дефекта, дополнительные заболевания. Дети с ОВЗ соматически ослаблены. Поэтому задача учителя строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью учащихся. Однообразная учебная деятельность в течение дня лишь ухудшает самочувствие детей с ОВЗ, снижает активность. Кроме уроков физической культуры, динамических пауз, физкультминуток, прогулок, внеурочной деятельности, спортивных секций игра также является здоровьесберегающим фактором в обучении и развитии младших школьников с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. И, кроме того, что она помогает активизировать учебный процесс, освоить учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие школьников на уроке. Чтобы определить роль и место игры на уроке, учитель должен понять функции и классификации педагогических игр. По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
Особо остановлюсь на рекреационной функции. На фоне больших затрат физических, психических и интеллектуальных игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е. реализуется рекреационная функция. Как известно, игры бывают разные: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-общение, игра-труд, словесные, художественные, музыкальные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые. В своей педагогической деятельности для здоровьясбережения учащихся с ОВЗ я использую такие игровые технологии: Физкультминутки. Чтобы дети отдохнули во время урока и лучше усвоили учебный материал, я использую на уроке тематические физкультминутки.
Дидактические игры. Существует огромное количество дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные.2 Я использую дидактические игры на различных уроках. Дети к ним проявляют большой интерес.
Материал игры: вагоны с частями слов. Содержание игры. Учащимся предлагается составить слова из частей, написанных на вагончиках. В итоге получается поезд.
Материал игры: личные вещи учащихся, мешочек. Содержание игры. Учитель достает из мешочка чью-либо вещь. Один из учащихся должен сказать полным предложением кому принадлежит данный предмет.
Материал игры: упаковки от шоколадных яиц с заданиями, волшебный мешочек. Содержание игры. Учащиеся по очереди тянут из мешочка «яйцо» с заданием и выполняют его. Внеклассные мероприятия. Внеклассные мероприятия доставляют учащимся особую радость и удовольствие, вызывают положительные эмоции. Такое занятие не проходит статично. Дети не сидят за партами, не пишут в течение всего урока. Ребята активны, свободны в движениях. Такие занятия дают особый положительный результат. Компьютерные обучающие игры, презентации. Сегодня существует масса компьютерных обучающих программ и игр как для учащихся массовых школ («Урок грамоты», «Говори правильно» и др.), так и для детей с ОВЗ («В городском дворе», «Состав числа», «Видимая речь»). В современном мире без компьютерных технологий невозможно представить полноценный урок. Я использую презентации на разных этапах урока: при изучении нового материала, во время устного счета, для проведения физкультминуток. В этот момент дети «оживают», анимации вызывают восторг.
Загадки, кроссворды, головоломки. Данный вид игр можно использовать для актуализации знаний учащихся, на обобщающих уроках.
Сели на страничк… 33 сестрички. Сели рядом – не молчат, Нам загадки говорят. (Азбука.)
Две Клавочки, Делили булочки.
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?)3 Активное внедрение здоровьесберегающей технологии в обучение детей с ОВЗ ведет к снижению заболеваемости, улучшению микроклимата в детском коллективе, улучшает эмоциональный фон. Игра как один из факторов здоровьясбережения играет в этом процессе немаловажную роль. 1 Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994; 2 Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы:пособие для учителя-дефектолога/Е. Г. Речицкая.-М.: Гуанитар. изд.центр ВЛАДОС,2005. 3 Красильникова О. А., Киреева Г. А. формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. |