Закон Российской Федерации «Об образовании»





Скачать 351.68 Kb.
НазваниеЗакон Российской Федерации «Об образовании»
страница1/3
Дата публикации13.08.2014
Размер351.68 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Психология > Закон
  1   2   3

e:\программа 004.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение состояния здоровья детей. По мнению большинства исследователей, это обуславливается многими причинами, среди которых весомое значение имеют факторы, связанные со школьной средой (интенсификация учебного процесса, недостаток ночного сна, гиподинамия, негативный психоэмоциональный фон общения дидактогении, вредные привычки, несбалансированное и несвоевременное питание, интенсивное использование компьютера).

Здоровье ребенка целесообразнее сохранить, чем лечить приобретенные болезни. Здоровье ребенка сегодня должно являться заботой не только семьи (где опыт родителей часто недостаточен), не только медицинских учреждений (имеющих дело преимущественно с уже имеющимися нарушениями здоровья), а так же системы образования, способной предотвратить появление многих «школьных» заболеваний. К числу таких заболеваний относят, прежде всего, заболевания органов зрения, пищеварительной системы и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства.

Школа может и должна быть активным участником системы «родитель - медицинские учреждения – общество» в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни.

Все более осознается как актуальная необходимость государства, общества и всех его социальных институтов сообща преодолевать тревожную тенденцию снижения уровня здоровья детей, повсеместного распространения вредных привычек и нездорового образа жизни среди населения России в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Основная задача современной школы в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

Не остается в стороне и наша школа. Особое внимание педагогический коллектив уделяет вопросам сохранения и укрепления здоровья и физического развития учащихся.

На период 2011-2016 г. в МАОУ Алабинской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов вступает в силу проект «Организация «Центра здоровья» как модели здоровьесбережения в ОУ» для наиболее эффективного внедрения здоровьесберегательных технологий в образовательную среду школы.

Данная программа «Здоровье» является составной частью указанного проекта, разработана на период 2011-2016 г.г. и основывается на следующих нормативных документах:

1.Конвенция ООН о Правах Ребенка;

2.Конституции Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4. Национальная Доктрина образования Российской Федерации.

Цель программы:

Содействие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса путем оптимизации учебного процесса, организации просветительской, профилактической и коррекционной здоровьесберегающей деятельности с применением современных здоровьесберегающих технологий; создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и социально-психологических условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся.
Задачи программы :

  • Создание методических и технологических условий для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе;

  • Оптимизация режимов учебно-воспитательной работы: контроль за соблюдением требований СанПин; анализ уроков с позиций здоровьесбережения (нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания и режима дня, освоения педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся);

  • Повышение психологической культуры педагогов школы, повышение уровня социально-психологической адаптации педагогов, оптимизация общения участников образовательного процесса;

  • Профилактика профессиональных деформаций и «эмоционального выгорания» педагогов школы;

  • Профилактика дидактогении;

  • Содействие социально-психологической адаптации учащихся;

  • Организация психолого-педагогической помощи при нарушениях школьной адаптации учащихся (разработка психолого-педагогических рекомендаций всем участникам образовательного процесса по формированию индивидуального подхода к ребенку; разработка и осуществление индивидуальных и групповых психолого-педагогических и логопедических программ; разработка и осуществление ИОП);

  • Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

  • Обеспечение учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и жизненного стиля, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • Расширение и разнообразие видов взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья; содействие просвещению родителей в вопросах здоровьесбережения и формирования ЗОЖ;

  • Оптимизация процесса приема пищи в школьной столовой; контроль за своевременностью, качеством и полноценностью горячего питания в школьной столовой;

Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

3. Программа должна находиться в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служить основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

Основные виды деятельности по программе «Здоровье»

Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются методическая деятельность, консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение.

Методическая деятельность направлена на изучение научно-методической литературы по вопросам грамотной организации здоровьесберегающей деятельности в ОУ; формирование методической базы, «копилки» здоровьесберегающих технологий и методик; организацию обмена опытом между преподавателями по вопросам применения различных здоровьесберегающих технологий в ОУ; содействие внедрению эффективных методик в ОУ.

Диагностическая деятельность направлена на решение задач мониторинга актуального состояния систем с целью определения направлений коррекционно-развивающей или профилактической работы.

Специалисты школы решают следующие конкретные диагностические задачи:

  • мониторинг социально-психологической адаптации педагогов;

  • мониторинг состояния эмоциональной сферы педагогов;

  • мониторинг физического состояния, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

  • диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;

  • диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации ребенка;

  • диагностика причин школьной дезадаптации ребенка;

  • контроль за качеством и сбалансированностью питания учащихся в школе;

2. Коррекционно-развивающая деятельность ориентирована на оказание

  • помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей;

  • индивидуальной помощи всем участникам образовательного процесса при возникновении трудностей школьной адаптации различных видов.

3. Профилактическая и просветительская деятельность заключается в:

  • формировании у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни;

  • расширении и углублении знаний участников образовательного процесса о факторах негативного воздействия на организм человека и способах устранения их влияния;

  • расширении и углублении социально-психологических знаний и компетенций участников образовательного процесса;

  • повышении культуры общения в ОУ, формирование навыков позитивного общения и конструктивного разрешения конфликтов;

  • повышение культуры педагогического общения, изучение негативных факторов и способов преодоления их влияния на организм в профессиональной деятельности педагогов;

  • расширение репертуара школьной библиотеки литературой валеологического содержания;

4. Консультативная деятельность ориентирована на оказание индивидуальной или групповой помощи участникам образовательного процесса по вопросам практического применения тех или иных здоровьесберегающих технологий; в разрешении конкретных проблем, связанных с применением здоровьесберегающих технологий, оптимизацией жизнедеятельности; преодолением трудностей школьной адаптации; оздоровления детей и т.д.

По определению ВОЗ, «Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни».

К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Таким образом, в современном понимании понятие «здоровье» включает в себя множество составляющих: соматическое, психическое, социальное, духовное, экологическое, поэтому работа по осуществлению деятельности здоровьесбережения должна вестись в различных направлениях, тесно связанных между собой.

В школе принято решение создать Центр здоровья для организации и координации всех видов здоровьесберегающей деятельности по основным направлениям:

  1. «Здоровое тело» - забота о соматическом здоровье участников образовательного процесса;

  2. «Физическое развитие» - внедрение эффективных программ физического воспитания учащихся, привлечение их к занятиям в спортивных секциях;

  3. «Социальное здоровье» - внедрение программ социальной помощи семьям учащихся, формирование здоровых преставлений о семье и семейных взаимоотношениях, культуры семейного общения, навыков социальной адаптации; профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения;

  4. «Психологическое здоровье» - комплекс мероприятий, направленных на формирование психологических компетенций всех участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи;

  5. «Духовное здоровье» - помощь участникам в развитии духовно-нравственной составляющей личности, привлечение к творческой деятельности; волонтерскому движению;

  6. «Здоровое питание» - комплекс мероприятий по формированию культуры здорового питания;

  7. «Экологическое здоровье» - организация работы по формированию экологической культуры учащихся; участие в мероприятиях по улучшению экологической обстановки в школе и городке;

«Центр здоровья» является структурным образованием ОУ и определяется «Положением о центре здоровья». Деятельность по направлениям осуществляется согласно планам работы по направлениям, подготовленным ответственными исполнителями в согласовании с программой «Здоровье».

Направления деятельности

Виды деятельности

ответственные

Диагностика

Консультиро-вание

Профилактика просвещение

Коррекционно-развивающая работа

Организаци-онно-методическая работа

«Здоровое тело»

Выявление количества заболеваний; групп здоровья учащихся; осмотр детей; контроль соблюдения гигиенических норм СанПин в школе;

Рекомендации по укреплению здоровья; контроль качества питания;

Участие в родительских лекториев, бесед с учащимися, классных часов;

Оказание первичной и профилактической медицинской помощи;

Подготовка буклетов, сообщений, стендовой информации.

Медработники

«Физическое развитие»

Диагностика физического развития учащихся согласно нормативам; изучение динамики физического развития учащихся;

Рекомендации по вопросам организации и проведения утренней зарядки в школе; подбора индивидуальных комплексов физических упражнений для учащихся; выбора спортивных секций;

Расширение и углубление знаний детей о мире спорта, формирование мотивации учащихся к занятиям спортом и физически активному образу жизни;

Внедрение эффективных программ физического воспитания учащихся; привлечение их к занятиям в спортивных секциях; подготовка и участие в соревнованиях;


Подготовка программ физического развития учащихся; пополнение методической литературы по физическому воспитанию учащихся; подготовка буклетов, сообщений, стендовой информации.

Учителя физкультуры

«Социальное здоровье»


Выявление и учет семей, нуждающихся в социальной поддержке; мониторинг посещаемости школы учащимися; диагностика семейных проблем;

Рекомендации по общению и взаимодействию в семье; помощь в решении юридических вопросов, связанных с семьей;

Формирование здоровых преставлений о семье и семейных взаимоотношениях; культуры семейного общения; навыков социальной адаптации; профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения;


Внедрение программ социальной помощи семьям учащихся; индивидуальная помощь учащимся в социальной адаптации;

Подготовка программ социальной работы, пополнение методической литературы; подготовка буклетов, сообщений, стендовой информации.

Социальный педагог

«Психологическое здоровье»

Групповая и индивидуальная диагностика школьной адаптации; эмоциональной сферы, уровня работоспособности учащихся и педагогов; уровня социально-психологической компетентности педагогов;

Рекомендации по организации общения, разрешения конфликтов; применения индивидуального подхода к учащимся; оптимизации режима труда и отдыха; выработке продуктивных психологических защит и индивидуального профессионального стиля деятельности; помощь в подготовке и осуществлении ИОП; оказание психологической помощи по запросу;

Комплекс мероприятий, направленных на формирование психологических компетенций всех участников образовательного процесса;

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; осуществление ИОП совместно со специалистами школьного ПМПк; групповая и индивидуальная работа по развитию социально-психологической компетентности педагогов и навыков педагогического общения;

Подготовка программ индивидуальной и групповой работы, пополнение методической литературы; подготовка буклетов, сообщений, стендовой информации.

Педагог-психолог

«Духовное здоровье»

Исследование системы ценностей; диагностика воспитанности; мониторинг учащихся, занятых творческой деятельностью;

Помощь в понимании нравственных категорий; литературных и художественных произведений;

Индивидуальные и групповые беседы с учащимися о развитии духовно-нравственной составляющей личности (жизненные ценности, мораль, нравственность, свобода, ответственность, честь, долг и т.д.) и способах самореализации личности;

Привлечение учащихся к творческой деятельности; художественной литературе; волонтерскому движению;


Пополнение методической литературы; подготовка сообщений, стендовой информации по теме.

библиотекарь

«Здоровое питание»

Контроль своевременности и качества горячего питания в школьной столовой;

Рекомендации по составлению меню в разное время года; советы по организации сбалансированного питания согласно возрастным нормам;


Мероприятия, направленные на формирование культуры здорового питания и поведения за столом;


-

Пополнение методической литературы; подготовка буклетов, сообщений, стендовой информации.

Медработники

«Экологическое здоровье»

Контроль и наблюдение за соблюдением требований экологической безопасности в школе, пришкольном участке, «экологической тропе»;

Помощь в выборе возможных мер для максимальной оптимизации экологической ситуации в школе;

Советы по улучшению экологической среды в школе, на пришкольном участке, на «экологической тропе»;

Работа по формированию экологической культуры учащихся (учебная деятельность, беседы, классные часы, диспуты, интеллектуальные игры);

Организация и участие в мероприятиях по улучшению экологической обстановки в школе и городке;


Пополнение методической литературы; подготовка буклетов, сообщений, стендовой информации.

Учитель географии
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон...
Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой...
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Россий ской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск