Пояснительная записка Нормативно-правовые документы преподавания предмета
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Приказ от 29 декабря 2014 года N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ВМР «Кубенская средняя школа имени А.Ф. Клубова»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах на 2015-2016 учебный год
Учебный план МБОУ ВМР «Кубенская средняя школа имени А.Ф. Клубова»
Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10 с.87-134). Москва.2010
Рабочая программа по истокам реализует региональный компонент образовательного учреждения в части изучения культурно-исторического своеобразия Вологодской области, утвержденный приказом департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 г. № 574.
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Вклад учебного предмета в общее образование Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры России составлена для УМК по линии А.В. Камкина, И.А. Кузьмина.
Содержание курса основ духовно-нравственной культуры России в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении основам духовно-нравственной культуры России вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления данного образования:;
реализация межпредметной интеграции с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами;
отражение связей основ духовно-нравственной культуры России с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
воспитание ценностного отношения к духовно-нравственным категориям России.
Изучение основ духовно-нравственной культуры России основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами гуманитарного и естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с с рукотворными и нерукотворными памятниками России, традициями и обычаями разных народов. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие с социумом . Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.
Общие цели учебного предмета для уровня обучения
В образовательном отношении – уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;
В воспитательном отношении – формирование чувства личной причастности к представленной системе жизненных установок, осознание неразрывности с духовно – нравственной традицией нашего народа;
В личностно – развивающем отношении – утверждение жизненной позиции и ценностных ориентиров, основанных на многовековом опыте нашего народа.
«Основы духовно-нравственной культуры России» — интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Главной целью курса «Основы духовно-нравственной культуры России» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся курс «Основы духовно-нравственной культуры России» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся курс «Основы духовно-нравственной культуры России» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Основы духовно-нравственной культуры России» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду. Место учебного предмета, курса в учебном плане Учебный предмет ОСНОВЫ ДУХОВНО_ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ относится к образовательной области « Гуманитарные предметы» учебного плана школы. Учебным планом МБОУ ВМР «Кубенская средняя школа им. А.Ф. Клубова» на изучение курса Основы духовно-нравственной культуры народов России 34 часа в год Общая характеристика учебного предмета, курса Рабочая программа составлена на основании программы Камкина А. В., Кузьмина И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10 с.87-134). Москва.2010 Общие цели и задачи основного общего образования:
Программа « Основы Духовно-нравственной культуры народов России» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.
Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Основ духовно- нравственной культуры народов России» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Учебно – воспитательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.
Благодаря «Основам духовно-нравственной культуры народов России» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни.
Основные методы, формы обучения
Содержание курса направлено на развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В учебном курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):
Универсалии духовного мира;
Универсалии нравственности;
Универсалии деятельности;
Универсалии социума;
Универсалии природно – культурного пространства.
Программой предусмотрено изучение на уроках национально-регионального компонента – материала о местных наиболее типичных и интересных в культурном отношении объектах, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В ходе изучения данного курса у учащихся формируются следующие ценностные ориентиры:
- научные знания, научные методы познания;
- уважительное отношение к природе, обществу, человеку;
- понимание необходимости сохранения культурного наследия народов России;
- осознание необходимости изучения истории традиций и обычаев Отечества;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности;
- правильное использование традиционной символики, народов России;
- развитие потребности вести диалог, выслушать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса Основ духовно-нравственной культуры народов России на уровне основного образования являются:
Познавательная деятельность:
Использование методов: наблюдение, эксперимент, моделирование, опрос, интервьюирование, исследование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели Содержание учебного курса
Содержание программы
5 класс
Введение (1 час)
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.
Предметные результаты обучения
Учащиеся узнают:
- значение слова «памятник»;
-как вести библиографию о памятниках России.
Учащиеся научатся:
- понимать содержание основных понятий;
-подбирать ключевые слова и с их поморщью характеризовать текст;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
-находить краеведческий материал в разных источниках, в том числе и в Интернете;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
- планировать алгоритм его выполнения,
- корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
. -пределять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
- использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу.
Соха и топор (4 часа)
Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.
Предметные результаты обучения
Учащиеся узнают:
- что такое соха и топор, условия их применения;
- традиции использования сохи топора на Руси.
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
|