Скачать 181.11 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа№3 п. Михайловка«Конфликт. Стиль разрешения конфликтов»Отрытое занятие элективного курса «Деловое общение»2009План отрытого урока по курсу «Деловое общение»Тема: «Конфликт. Стиль разрешения конфликтов»в 10 - м классе МОУ СОШ №3Методическая цель: Познакомить с понятием «конфликт», дать представление о различных стилях разрешения конфликта. Актуальность: Вашему вниманию предлагается открытый урок в 10 – классе предпоследний из темы «Конфликты в деловом общении и конструктивное преодоление конфликтов», который должен выполнить главную задачу сформировать навык преодоления и способам выхода из конфликта и конфликтных ситуаций. Этот урок актуален по нескольким причинам.
Проблема: данное занятие охватывает несколько блоков. Содержательная проблема заключается в том, что переходя в старшее звено у учащиеся формируются, иное мнения о себе, коллективе. Отсюда и возникают разногласия в планах, принципах и способах достижения поставленной цели. Наша задача заключается в том, чтобы учащиеся смогли реально оценить свои уровень конфликтности, и при необходимости нашли правильный выход из конфликтной ситуации. Дидактико-технологическая проблема урока заключается в том, что фронтальный метод обучения на психологических уроках не эффективен. Поэтому игровая, работа в парах и индивидуальная работа на занятии более приемлемая – этот метод работы формирует у учащихся способность к самопознанию, осмысленной деятельности, и возможность оценить себя самостоятельно и сравнить с мнением однокашников. Исследовательская проблема урока заключается в том, что полученная информация по пройденному тесту - конфиденциальна и результаты можно сообщать только лично, но некоторые учащиеся желают озвучивание результата сразу и получить сиюминутную консультацию, а это конечно нарушает этический кодекс психолога. Исходя из ряда полученных проблем, была сформулирована тема психологического урока «Конфликт. Стиль разрешения конфликтов» Ход урока
Психолог: Беседа с подростком по понятию “Конфликт”: Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду.
Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека. Определение конфликта. Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" Книга «Конфликтология» Слайд №11 Основная задача при преодолении конфликта :
Вопрос ученикам – Как разворачивается конфликт? – К чему он может привести? – Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации? – Можно ли избежать конфликта? Психолог
По Кричевскому (Слайд 1) Три фазы развития конфликта возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид; стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами»; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере; разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; «формирование образа врага» и установка на борьбу с ним. Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент (Слайд 2,3,4) ИнцидентИнцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Стадия развития конфликта Каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта:
Эту стадию еще называют эскалация конфликта (от лат. Scala — лестница), т.е. здесь конфликт как бы «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон.
По мнению Джонсона, Е.Мелибруды Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, минимум, от четырех факторов: 1)адекватность восприятия конфликта; 2)открытость и эффективность общения; 3)создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; 4)определение существа конфликта. Межличностные стили разрешения конфликтов Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
Рекомендации по урегулированию конфликта (Слайд №5) (Раздатка)
Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза. Рефлексия: – Расскажи, что происходило с тобой в разные моменты “общения” с чужими руками. – Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? - Ты почувствовал его? – Что хотелось сделать? - Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было?
(раздатка) Психолог:
Заключение. Рефлексия: – Что нового ты узнал сегодня на занятии? – Было ли оно полезным для тебя? – Что ты понял, какие выводы смог сделать? – Что ты будешь использовать в жизни из того, что узнал сегодня? Есть ли такие моменты? Домашнее задание Ответить на тест «Определение способа решения конфликта» Приложение №1 Тест «Конфликтная ты личность?» В каждом вопросе выбери один из трех вариантов ответа.
Определение способа решения конфликта Из двух вариантов решения конфликта выбери тот, который наиболее близок тебе, и обведи его:
Отзыв на урок психологии в 10 классе 2008 – 2008 учебный год Провёл психолог: Гайдарёва Татьяна Александровна Тема урока «Конфликт. Стиль разрешения конфликтов»
Самоанализ открытого урока элективного курс «Деловое общение » Проведенного педагогом - психологом Гайдарёвой Татьяной Александровной. Дата: 08.04.09 Тема: «Конфликт. Стиль разрешения конфликтов» Цель: Познакомить с понятием «конфликт», дать представление о различных стилях разрешения конфликта Задачи:
Форма: Комбинированный урок Актуальность Предложенный вашему вниманию открытый урок предпоследний из темы «Конфликты в деловом общении и конструктивное преодоление конфликтов», который должен выполнить главную задачу сформировать навык преодоления и способам выхода из конфликта и конфликтных ситуаций. Этот урок актуален по нескольким причинам.
В соответствии актуальностью и темой была поставлена цель и задача урока. Занятие строилось в форме комбинированного урока, так как именно такая форма позволяет усвоить, осознать полученную информацию каждому учащемуся, психологу предоставляется хорошая возможность установить обратную связь с учащимися услышать мнение каждого ученика, а так же получить диагностический материал для дальнейшей индивидуальной и групповой работы. На уроке присутствовало 13 учащихся ученики 10 класса Для проведения данного мероприятия была проведена большая работа , была изучена литература по данной теме , произведен подбор материала для оформления слайдов, подготовлен раздаточный материал (тесты) каждому участнику занятия включая присутствующих, памятки для участников, участникам оформлены карточки с заданиями. Это позволило заинтересовать учащихся, материал сделать более доступным для восприятия и интересным. Использовалось следующее оборудование Листы А -4, ручки, мультимедийное сопровождение (слайды), конверты с заданиями для групповой работы (вырезки из статей журналов и газет), тестовым материалом, видеомагнитофон памятки («Урегулирование конфликта», «Межличностные стили разрешения конфликтов»). Занятие включало в себя три этапа:
С целью снятия напряжения и создание положительного настроя на работу использовалась игра «Дождик» участникам предлагалось похлопать в ладоши и показать как идет дождь с начало мелкий и тихий , а затем с увеличением до ливня. Это позволило участникам расслабиться и почувствовать себя боле спокойно. Для проведения основной части урока были использованы разные методы и приёмы работы с детьми это: диалог, демонстрация слайдов, выполнение тестовых заданий, лекция, игра для снятия напряжения и расслабляющие, проигрывание ситуаций, работа в парах и группах. Это позволило сделать урок интересным, увлекательным и в то -же время познавательным и результативным. Это доказали результаты рефлексии. Учащиеся с удовольствием выполняли предлагаемые задания, были активны в обсуждении предложенных вопросов. При обсуждении темы и проигрывания и обсуждения конфликтных ситуаций учащиеся самостоятельно старались найти причины возникновения конфликта, обсуждали как конфликт влияет на межличностные отношения и отмосферу в коллективе. Пришли к выводу, что для каждого конфликта применимы разные стили разрешения конфликта. В лекционной части «Конфликты. Стили разрешения конфликта» прозвучали статистические данные по количеству конфликтов на рабочих местах ведущих к кризисным ситуациям на производствах и осложнениям межличностных осложнений в коллективах – это наглядно показало, что эта тема актуальна и необходима. Используя на уроке упражнение “Конфликт рук” позволило при проигрывании ситуации Почувствовать , что происходило с ним в разные моменты “общения” с чужими руками. Что переживает человек в момент ссоры и борьбы? И ответить для себя на вопрос. Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было? На занятии бала вручена памятка «Урегулирование конфликта» Общие выводы:
08.04.09 Психолог __________(Гайдарёва Т.А,) |
М. В. Колтунова язык и деловое общение Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых,... | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения.... Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо» | ||
О. А. Баева ораторское искусство и деловое общение ... | Методические указания по дисциплине «Деловое общение» составлены... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема урока: «Деловое общение» (Раздел «Культура речи») Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... | Методические указания по курсу «Деловое общение» Команда единомышленников: особенности ролевого поведения и личностных качеств ее членов | ||
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 Г. Тард; Б. Спиноза; Т. Гоббс; Дж. Локк; П. А. Гольбах; К. А. Гельвеция; ж-ж руссо; Вольтер; И. Кант; Л. Уорд; Ф. Г. Гиддингс; объект... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи и деловое... Культура речи и деловое общение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 30 с | ||
Тема: «Конструктивное разрешение конфликтов» Цели: обучающая: актуализировать знания о психологии конфликта и способах его разрешения | Памятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение» Модуль Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности | ||
Конфликт и способы его разрешения Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие... | Классный час на тему: "Разрешение конфликтов без насилия" Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения... | ||
Публичный доклад Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов Культура речи и деловое общение Охватывает ряд вопросов, касающихся норм владения современным литературным русским языком у специалистов нефилологического профиля.... | ||
Ip-телефония. Основные понятия Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Информационное письмо №2 Уважаемый коллега! Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... |