Скачать 75.54 Kb.
|
Развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста Подготовила Терещенко Анна, студентка бакалавриата 1 курса специальности «начальное образование» Школы педагогики ДВФУ Содержание:
Речь - это основное средство человеческого общения. Без которых человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек не мог бы никак узнать, как жили раньше, чем занимались люди. У нас у людей не было бы возможности так открыто и красиво говорить о своих чувствах, эмоциях переживаниях . Благодаря речи как средству общения человек , не ограничивается личным опытом, он еще обогащается опытом других людей. Через речь опыт одних людей становятся доступным другим людям, обогащая их, способствуя их развитию.
Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей, посредствам языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Виды:
Так же речь подразделяется на :
1 месяц ребенок уже начинает реагировать на общение с ним: престает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяц характеризуется улыбкой при общении 3 месяц начинается оживление при взрослом, гуление. Такие звуки возникают на улыбку и разговор взрослого с ребенком. Преобладают гласны е и согласные звуки. 4 месяц появляется первых смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. 5 месяц ребенок реагирует на направления звука, поет меняя интонацию голоса. 6 месяц к этому времени у ребенка появляется первый слог « ба» или «ма». 7 месяц ребенок уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения окружающих. 8 месяц у ребенка появляется лепет : « ба-ба па-па» и другие. 9 месяц ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в ладушки. 10 месяцев на этом этапе ребенок использует в общении 1-2 лепетных слова. 11 месяцев у ребенка уже как минимум 3 лепетных слова. 12 месяцев к этому сроку нормальный ребенок уже использует 5-6 лепетных слов, и он понимает, что от него хотят взрослые. В 1 год ребенок уже может показывать 3 части тела и может использовать фразу из 2 слов. В 2 года ребенок имеет как минимум 50 слов, верно использует местоимения. В 3 года словарный запас ребенка 250-700 слов. Использует предложения из 5- 8 слов. В 4 года в речи малыша уже встречаются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В 5 лет словарный запас у ребенка увеличивается от 2500 до 3000 слов. Активно употребляет обобщенные слова, называет большое количество явлений и предметов. В 6 – 7 лет в этот период словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются слова и выражения, устойчивые словосочетания(ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединения в предложениях. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развиваются языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Дислалия (косноязычие) До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» — «сапка», не «рак», а «лак». Ринолалия Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи. Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков. Дизартрия Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение — дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи. Но необходимо знать, что это — не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно. Алалия Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов. С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть). Задержка речевого развития (ЗРР) Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР — неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. Заикание (логоневроз) Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания. Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать. Дисграфия и дислексия Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии. Заключение: Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий. Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора. В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой". Выделяются следующие признаки речи:
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. Список литературы:
|
Живая азбука Приморского края-А: аист и астра Подготовила Стародубцева Анна, студентка 1 курса бакалавриата образовательной программы «Начальное образование» | Страхи детей младшего школьного возраста Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна | ||
Развитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста | Инновационный педагогический опыт «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Информация об участнике фестиваля «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Решение тригонометрических уравнений, 10 класс «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста» для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое... | «утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Древесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Знакомство дошкольников со временами года Подготовила Осипова Татьяна студентка бакалавриата 1 курса образовательной программы «Дошкольное образование» | Т. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической... «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы... Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста | Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы... Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста | ||
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием... ... |