Сборник научных статей





НазваниеСборник научных статей
страница1/21
Дата публикации22.09.2014
Размер3.08 Mb.
ТипУченые записки
100-bal.ru > Психология > Ученые записки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ученые записки МГПУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сборник научных статей

Выпуск 11

Мурманск

2011

УДК 159.9(062.552)

ББК 88я54

М91

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Научные редакторы: И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ);

А.А. Сергеева, канд. пед. наук, доцент (МГПУ)

Рецензенты: А.В. Прялухина, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске), канд. психол. наук, доцент;

Е.Г. Трудкова, канд. пед. наук, доцент (МГПУ).


Коллектив авторов


Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. – Мурманск: МГПУ, 2011. –200 с.
Одиннадцатый выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» обозначает актуальные вопросы возрастной, педагогической и социальной психологии, рассматривает психологические современной семьи, затрагивает проблематику психологии развития дошкольников и школьников и социализации молодежи.

В сборник трудов включены научные публикации преподавателей кафедр: психологии, педагогики, дошкольного и начального образования, английского языка и английской филологии, физики и методики обучения физики МГПУ и представлены научные исследования педагогов, психологов, социальных работников из разных городов, регионов России и ближнего зарубежья: Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Ковдор, г. Кола, г. Североморск, п. Коашва, п. Никель и др.), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п. Сосново), Ярославля и др., Беларусии (г. Витебск).

Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии.

ISBN 978-5-4222-0046-7 Мурманский государственный

педагогический университет

(МГПУ), 2011

Введение
Изменения, которые произошли в современном обществе, свидетельствуют о глубине разрушения базовых основ мира, в котором мы жили совсем недавно; изменения самого человека, его жизненных ритмов, отношений между людьми, между поколениями.

Реформирование системы образования ставит цели обеспечения охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; разностороннего и современного развития детей, их индивидуальных и творческих способностей; формирования навыков самообразования; самореализации личности. На современном этапе развития общества образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и ее саморазвития. Педагог в процессе сотрудничества и совместной с ребенком деятельности помогает ему найти свою дорогу в этом сложном, полном противоречия мире. Целостное развитие системы образования требует решения этих задач на всех его ступенях.

Процесс гуманизации и «психологизации» педагогики, разработка проблем защиты детства, личностно-ориентированного образования все более ориентирует образование на особенности развития человека в онтогенезе - на специфику потребностей каждого возрастного этапа в образовательных услугах, когда система образования существует для полного, всестороннего раскрытия всех способностей, талантов и дарований человека, а не человек – для системы образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует систему: базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования; основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании; ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности.

На современном этапе развития российского общества основной задачей духовно-нравственного воспитания и развития школьников является формирование личностной, семейной и социальной культуры.

Личностная культура определяется: 1) готовностью и способностью к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; 2) готовностью и способностью открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; 3) способностью к самостоятельным поступкам, принятию ответственности за их результаты, целеустремленностью и настойчивостью в достижении результата; 4) трудолюбием, бережливостью, жизненным оптимизмом; 5) осознанием ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности.

Семейная культура - это: 1) осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; 2) понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; 3) бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура определяется: 1) осознанием себя гражданином России на основе национальных духовных и нравственных ценностей; 2) верой в Россию, чувством личной ответственности за Отечество; 3) верным восприятием ценностей общества (прав человека, ценностей семьи, гражданского общества); 4) готовностью солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; 5) развитостью чувства патриотизма и гражданской солидарности; 6) способностью к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению и развитию; 6) заботой о преуспевании единого многонационального российского народа.

Десятый выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» предлагает материалы Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», проходившей в Мурманском государственном педагогическом университете 5-7 апреля 2010 года.

Статус конференции обуславливает представление научных поисков педагогов, психологов, социальных работников и др. из разных городов, регионов России и ближнего зарубежья: г. Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Ковдор, г. Кола, г. Североморск, п. Коашва, п. Никель и др.), г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п. Сосново), г. Ярославля и др., Беларусии (г. Витебск).

Во втором томе сборника трудов традиционно включены научные статьи преподавателей кафедры психологии, а также кафедр: педагогики, дошкольного и начального образования, английского языка и английской филологии, физики и методики обучения физики МГПУ.

В тематическом плане сборник определяет секции научно-практической конференции по направлениям исследований психологических проблем: современной семьи; развития детей дошкольного и школьного возраста; социализации молодежи.

Представленные материалы могут быть интересны научным работникам в области психологии и педагогики, практическим специалистам в их профессиональной деятельности.


Глава I. Психологические проблемы

современной семьи
А.П. Авдеев

Некоторые региональные особенности демографического

и социально-экономического состояния семьи

Мурманской области
В социологии нет единого определения понятия семья. В своем исследовании мы пользуемся тем определением, которое дано в философском энциклопедическом словаре: «Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [1, с.602].

В качестве исходного положения исследования мы руководствуемся структурой и функциями семьи. Как социальный институт семья находится в стадии постоянного изменения. Однако, в связи с демографическими проблемами, мировым финансово-экономическим кризисом, миграцией населения семья в Российской федерации, в том числе и в Мурманской области, переживает острый кризис. Семья в Российской федерации также испытывает глубокий кризис ценностей, преодоление которого выходит за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности.

Самое большое число жителей Мурманской области – 1 миллион 105 тысяч человек – было зарегистрировано в 1989 году. С тех пор население региона сократилось на 28 процентов и к 2010 году составило 838 тысяч [3]. Особо критическая ситуация в регионе сложилась с численностью старших подростков, т.е. с теми, кому сегодня от 15 до 17 лет включительно. А ведь это те, кто завтра будет реализовывать трудовой и репродуктивный потенциал области. Дети – это всего около 20 процентов населения Кольского края. Стариков становится больше, молодежи – меньше. Старение населения – очевидный фактор, отчетливо проявляющийся на Кольском полуострове. В Мурманской области проживают почти 237 тысяч пенсионеров. Это более 30 процентов всего населения.

Однако по данным Мурманскоблкомстата в 2009 году в регионе родились более 9 тысяч детей. Положительные демографические показатели на наш взгляд свидетельствуют не только о социальном оптимизме, но и о том, что созданная система социальной и экономической поддержки семьи стимулирует создание полной многодетной семьи.

Любое счастье, а семейное, прежде всего, нуждается в прочной экономической основе. Величина прожиточного минимума за второй квартал 2009 года в Мурманской области составила 7627 рублей. В том числе по социально-демографическим группам: трудоспособное население – 7879 рублей; пенсионеры – 6405 рублей; дети – 7581 рублей в месяц [4].

По результатам исследований, проведенных Всероссийским центром уровня жизни [5] имеют доходы ниже среднего уровня 90 процентов россиян, а значит, живут по заниженным стандартам. По мнению В. Бокова, директора названного центра (ВЦУЖ), если разделить наше общество по уровням жизни, можно получить 5 групп:

  • самые бедные – это те, чьи доходы ниже среднего прожиточного минимума (ПМ), сегодня это 5153 рубля на человека в Российской Федерации;

  • низкообеспеченные (с доходом 1 – 3 ПМ);

  • обеспеченные ниже среднего уровня (3 – 7 ПМ);

  • среднеобеспеченные (7 – 11 ПМ);

  • высокообеспеченные (более 11 ПМ).

Число низкообеспеченных (с доходом 5 – 15 тысяч рублей) в Российской федерации – 51,6 процента. В Мурманской области – значительно выше.

Во время кризиса по данным центра обострилась проблема социального неравенства. Разница в получении денежных средств между самыми бедными и самыми богатыми россиянами – более чем в 20 раз. Одной из самых тревожных характеристик материального положения семьи региона остается широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми и пенсионерами.

В Мурманской области распространенным типом семьи является нуклеарная семья, включающая родителей и несовершеннолетних детей. Около 30 процентов семей на Кольском полуострове являются неполными, состоящими из одного родителя с детьми.

В системе внутрисемейных отношений определяющими выступают отношения между супругами. Именно они создают нравственно-эмоциональную среду в семье. К сожалению, особенностью семьи Мурманской области является остроконфликтность, что в свою очередь ведет к разводам. Причин конфликтности много.

Мотивы конфликтов можно разделить на внешние и внутренние. К внешним мотивам мы относим демографические проблемы, экономический и финансовый кризис, безработицу, бедность, отсутствие жилья и др. К внутренним мотивам конфликтов относим низкий уровень психолого-педагогической культуры, слабую психологическую и практическую подготовку молодежи к вступлению в брак, пьянство, наркоманию, эгоизм и др. Как правило, эти мотивы выступают в единстве.

Отличительной особенностью семьи, обусловленной миграцией населения, массовым появлением неполных семей и распространением гражданского брака, является утрата преемственности поколений, потеря уз кровного родства. А узы кровного родства – самые сильные психологические мотивы, укрепляющие семью. Неполная семья не может эффективно выполнять все семейные функции, а главным образом, - воспитательную.

В современных экономических условиях легче выжить одному человеку, чем семье. Вот почему молодые люди не торопятся вступать в брак и отодвигают деторождение на более старший возраст. Следует отметить, что даже в условиях острого финансово-экономического кризиса, семья является основной формой социализации человека. Полная семья, в которой царит родительская и братская любовь, является одним из важнейших условий становления личности.

Удовлетворение потребности в общении с родными по крови во всех возрастах благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье человека, но особенно в возрасте от рождения до 3 лет. Вот почему мать должна иметь возможность до 3 лет постоянно быть с ребенком. Переоценить положительную силу воспитательного воздействия путем личного контакта матери и ребенка невозможно.

С целью реализации Концепции демографичекой политики Российской Федерации до 2025 года в Мурманской области последовательно выполняется план мероприятий, направленных на увеличение населения области за счет улучшения жизни всех слоев населения. Начиная с 1 января 2010 года, с учетом индексации и районного коэффициента государственные пособия гражданам, имеющим детей стали:

  • единовременное пособие при рождении ребенка – 15384 рубля;

  • ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком – 2884 рубля;

  • по уходу за вторым и последующими детьми – 5769 рублей;

  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 24362 рубля;

  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 10441 рубль.

С января 2010 года размер материнского капитала составил 343 тысячи 387 рублей, которые можно потратить на ипотеку, погашение кредита, взятого на приобретение жилья, и др. С улучшением материального положения матерей в Мурманской области наблюдается значительное увеличение удельного веса семей, в которых малыш стал вторым или третьим ребенком. Женщины – матери рассматривают материнство, как вид оплачиваемой деятельности.

В Мурманской области в 2009 году реализовывались 20 долгосрочных целевых программ и 12 ведомственных, содержащих мероприятия по демографическому развитию, в том числе региональная программа «Обеспечение жильем молодых семей» [3].

Последовательная реализация Концепции демографической политики Российской Федерации, национальных проектов здравоохранения и образования, национальной образовательной инициативы «Новая школа» и др., направленных на улучшение жизненного уровня жизни граждан региона, способствуют созданию условий, направленных на укрепление семьи, оказание ей материальной и духовной поддержки, развитию семейной политики с учетом региональных особенностей.

Литература

  1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

  2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Р 76. Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 672 с., Т. 2 – М – Я – 1999. – 672 с.

  3. Мурманский вестник. – 2010, 15 апреля.

  4. Российская газета. – 2009, 16 сентября.

  5. Российская газета. – 2010, 28 апреля.


О.Н. Поздеева

Психологические особенности и проблемы молодой семьи
Проблемы молодой семьи представляют собой интерес для исследования поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья необходима человеку для жизнеобеспечения и продолжения рода, хранения и передачи культурно-исторического опыта.

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.

Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения в обществе. О современной молодой семье в средствах массовой информации говорят либо с сочувствием, либо с осуждением. Современная семья испытывает существенные трудности. Имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления. Молодая семья характеризуется объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, нестабильностью отношений между ее членами, освоением ими социальных ролей, а также социализацией семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта. Проблемы молодой семьи – это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. К психологическим проблемам относят: совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей. Супруги склонны обвинять друг друга в том, что его (её) роль в семье принижена. Основная тяжесть по выполнению домашней работы по-прежнему ложится на плечи женщины. 55% женщин считают, что жена имеет больше возможностей для выполнения домашней работы и лишь 3% женщин придерживаются такого же мнения относительно мужа.

В браке молодые семьи на первое место ставят взаимопонимание, доброжелательность; на второе - эмоциональные отношения; на третье – материальное благополучие; и лишь четвертое место – детей. В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга. Молодая семья предпочитает ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем месте для многих семей стоит спорт, туризм, что можно объяснить объективными условиями (платными услугами).

Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя:

  • разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

  • адаптацию молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;

  • создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;

  • создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;

  • стимулирование деловой активности молодежи; организацию семейного досуга и отдыха.


Литература

  1. Деменьтьева И.Ф. Проблемы становления молодой семьи – М., 1991.

  2. Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе – СПб, 1999.


С.А. Трофимова

Психологические проблемы современной семьи
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не любит его так сильно и не заботиться о нем так бескорыстно, как его семья. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать его семья [27].

Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко; сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. [6, с.143].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник научных статей iconСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17...
Сборник научных статей iconСборник статей
Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007....
Сборник научных статей iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Сборник научных статей iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Сборник научных статей iconИнформация о научных результатах, полученных в сфере научных направлений,...
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Сборник научных статей icon«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей
Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической...
Сборник научных статей iconКомпетентностный подход как концептуальная основа современного образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.)
Сборник научных статей iconУрок по изобразительному искусству «Выражение намерений через украшения»...
Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г
Сборник научных статей iconР. Г. Пихоя. Историческое значение и уроки Февральской революции 1917 г в России
Сборник научных статей по материалам регионального научного семинара (Екатеринбург, 2 марта 2007 г.)
Сборник научных статей iconПроблемы компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 3 декабря 2008 года
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Лебедева Л. С, Андреева Е. В. – Исследования, разработки, испытания и опыт эксплуатации высоковольтных тиристорных преобразователей...
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Анализ систем защиты от перенапряжений в каскадно-мостовых преобразователях ппт. Дайновский Р. А. – Исследования и разработки мощных...
Сборник научных статей iconСборник статей и материалов, посвящённых традиционной культуре Новосибирского...
Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой....
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Модели и методы анализа живучести электроэнергетических систем и объединений. Гук Ю. Б., Карпов В. В. – Проблема обеспечения надежности...
Сборник научных статей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыка и молодежь: теоретические и практические аспекты: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2011....
Сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Разработка координированной системы противоаварийной автоматики на уровне еэс. Богомолова И. А., Кац П. Я., Кощеев Л. А., Садовский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск