Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.»





Скачать 158.68 Kb.
НазваниеКонспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.»
Дата публикации15.07.2013
Размер158.68 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина


Кафедра дошкольной педагогики

Конспект по методике развития речи

Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.»
Разработала студентка

556 группы Кабатова Ирина.

Преподаватель НПК:
Методист НГПУ:


Нижний Новгород, 2012 год

Цель: Формирование представлений о методике развития речи и ее научных основах.

Задачи:

  • Познакомить студентов с предметом, задачами и основами методики;

  • Развивать умение сопоставлять основные понятия науки;

  • Осознание профессиональной причастности к методике развития речи.


Тип: Урок по изложению нового материала.

Средства обучения: лекционный материал.

План урока с хронометражем:


  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Основная часть (1 час 20 минут)

  3. Первичная проверка знаний. (5 минут)

  4. Подведение итогов. (3 минуты)

  5. Домашнее задание. (1 минута)


Ход занятия.

    1. Орг. момент.

Преподаватель: «Здравствуйте, уважаемые студенты! Меня зовут Ирина Сергеевна. Сегодня мы познакомимся с такой важной наукой, как методика развития речи.»

П.: «Тема нашего занятия: Предмет методики развития речи, ее научные основы.

Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.

Важнейшая роль в разработке теоретических основ ме­тодики принадлежит смежным наукам, объектами изуче­ния которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс.

? Как вы считаете, какие науки можно назвать смежными с методикой развития речи?

Студенты высказывают свои предположения.

П.: «Это теория познания, ло­гика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные ее отрасли). Их данные позволяют оп­ределить и обосновать место и значение, принципы и за­дачи, содержание и методику работы с детьми.

Итак, запишем план данной темы.

  1. Понятие, предмет и задачи методики развития речи.

  2. Методологическая основа методики.

  3. Психологическая основа.

  4. Лингвистическая основа.

Запишем основную литературу по теме:

  1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997г.

  2. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей»/раннего и дошкольного возраста/ - М., 1981г.

  3. К.Д.Ушинский «О первоначальном преподавании русского языка»// Избр.пед.соч. – Т.1.- М., 1974г.

2. Основная часть.

1)Подробнее остановимся на первом пункте плана.

? Как вы думаете, что изучает данная наука?

По мнению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, МРР – это педагогическая наука, которая изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

·         чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

·         как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

·         почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

? Что по-вашему подразумевают эти вопросы: «чему учить», «как учить», «почему так, а не иначе»?

«Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике (СНОСКА: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. С.59-60).

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

1.      методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;

2.      использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

2) Переходим ко второму пункту плана.

Методологической основой методики развития речи яв­ляются положения материалистической философии о язы­ке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодей­ствия людей, о его связи с мышлением. Такой подход от­ражается в понимании процесса освоения языка как слож­ной человеческой деятельности, в ходе которой приобре­таются знания, формируются умения, развивается личность.

? Как вы понимаете, что такое язык?Речь?

Важнейшим, значимым для методики положением яв­ляется то, что язык — это продукт общественно-истори­ческого развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.

Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

Этим определяется важнейший принцип методики — овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

Следующей методологически значимой для методики характеристикой языка является определение его как важ­нейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и раз­витие личности.

Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает рече­вые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Характеристика языка как средства человеческого об­щения отражает его коммуникативную функцию и опреде­ляет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду. В методике обращается особое внима­ние на роль развивающей социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматривается с самого раннего возраста развитие речи как сред­ства общения, предлагаются приемы организации речево­го общения. В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.

Третья методологическая характеристика языка касает­ся его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным пла­нирование интеллектуальной деятельности. Язык — сред­ство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отраже­ния объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое — обобщенное — отражение действительности. Оба эти поня­тия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность опреде­лить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.

Обучение родному языку рассматривается как важней­шее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одно­временно развивает и мышление.

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окру­жающего мира. Язык является средством логического по­знания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетического, лексического, грамматического). Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языко­вых обобщений, элементарного осознавания явлений язы­ка и речи. В результате повышается уровень развития как речи, так и мышления.

Таковы наиболее значимые философские характерис­тики языка и речи, определяющие исходные, методологи­ческие принципы методики, а также общую направлен­ность, цели и принципы развития речи и навыков речево­го общения.

Всякий процесс обучения языку должен опираться на пони­мание: а) сущности и содержания процесса обучения; б) приро­ды и организации человеческой психики вообще и речевого ме­ханизма в частности; в) сущности и отличительных черт яв­лений языка и речи.

Указанные аспекты обоснования важны для решения как общих, так и более частных методических вопросов. Известный отечественный методист А. В. Текучев считает, что целесообразность и объективная оправданность того или иного приема должна подтверждаться лингвистически (со­ответствие по языковому материалу), психологически (учет психологических особенностей возраста, психологической природы формируемого навыка, особенностей его функ­ционирования), дидактически (соответствие общим дидак­тическим принципам). Такой подход важен и для методики речевого развития дошкольников.

3) Психологическая основа.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности.

?Что представляет собой речевая деятельность?

«Речевая деятельность представля­ет собой активный, целеустремленный процесс, опосре­дованный языковой системой и обусловливаемый ситуа­цией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зим­няя). Психологическая природа речи раскрыта А. Н.Леонть­евым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготс­ким):

  1. речь занимает центральное место в процессе психи­ческого развития, развитие речи внутренне связано с раз­витием мышления и с развитием сознания в целом;

  2. речь имеет полифункциональный характер: речи при­сущи коммуникативная функция (слово — средство обще­ния), индикативная (слово — средство указания на пред­мет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (сло­во — носитель обобщения, понятия); все эти функции внут­ренне связаны друг с другом;

  3. речь является полиморфной деятельностью, высту­пая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

  4. в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смыс­ловую) сторону;

  5. слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

  6. процесс развития речи не есть процесс количествен­ных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных из­менений, скачков, т. е. это процесс действительного разви­тия, который, будучи внутренне связан с развитием мыш­ления и сознания, охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова.

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятий­ной стороне языковых явлений, к языку как средству вы­ражения, формирования и существования мысли, к цело­стному развитию всех функций и форм речи.

Все большее влияние на методику оказывает новая на­ука психолингвистика, которая развивается на стыке пси­хологии и языкознания. Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему челове­ческой деятельности. Как всякая деятельность, речь харак­теризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий.

Какие выводы для методики вытекают из характеристики речи как деятельности? В первую очередь это означает, что детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правиль­но выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций фор­мируются автоматизированные речевые навыки (произноси­тельные, лексические, грамматические). Но для речевой дея­тельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения.

Необходимо создавать условия для возникновения мо­тива речи, а также для планирования и реализации рече­вых актов в процессе обучения речи и языку.

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуж­дающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход об­разцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Та­ким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к есте­ственным условиям.

Еще одна сторона коммуникативно-деятельностного подхода к речи заключается в том, что она всегда входит в какую-то другую — целиком теоретическую, интеллекту­альную или практическую деятельность. В каждой из них она может использоваться по-разному. Для развития речи это означает, что оно происходит не только в коммуника­тивной, но и в других видах деятельности ребенка. Следо­вательно, в методике нужно определить, с помощью ка­ких приемов, при использовании каких языковых средств применительно к конкретным видам детской деятельности можно решить задачу совершенствования мыслительной, речевой и практической деятельности ребенка.

Исследованиями в области психолингвистики развития, изучающей процессы овладения родным языком, был экс­периментально проверен имитативный принцип овладения языком. Имитативная теория овладения языком была ши­роко распространена, согласно ей в основе усвоения язы­ка лежит исключительно подражание. Ребенок усваивает от взрослого готовые речевые образцы, выделяет по аналогии грамматические конструкции, многократно их повторяет. Активность ребенка в овладении языком сводится к подра­жательной активности.

На самом деле усвоение языка происходит не только и не столько в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заим­ствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил строит свои высказыва­ния. Вполне очевидно, что эти выводы в корне меняют подходы к проблеме обучения родному языку в детском саду. Главным в обучении должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова, действий с ним.

Для методики чрезвычайно важно определение языко­вой способности.
От ее понимания зависит характер воз­действия на речь детей. Психологическая школа Л. С. Вы­готского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности... Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на ос­нове врожденных психофизиологических особенностей орга­низма и под влиянием речевого общения» (А. А. Леонтьев). Языковая способность — это совокупность речевых навы­ков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык — это речевое действие, достигшее сте­пени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включа­ют: навыки оформления языковых явлений (внешнее офор­мление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых на­выков. А. А. Леонтьев считает, что навыки — это «складыва­ние речевых механизмов», а умение — это использование данных механизмов для различных целей. Навыки облада­ют устойчивостью и способностью к переносу в новые ус­ловия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование язы­ковых единиц, применение последних в любых ситуациях об­щения и носят творческий, продуктивный характер. Следо­вательно, развивать языковую способность ребенка — зна­чит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение го­ворить, т. е. излагать свои мысли в устной форме, 2) уме­ние аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформле­нии, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изоб­ражении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми раз­ными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в ра­ботах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н.Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лиси­ной, Ф. А. Сохина и других.

Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходят восприятие и порождение речевого высказы­вания, каковы особенности овладения разными сторона­ми речи, и определить степень доступности и целесообраз­ности содержания, методов и приемов обучения.

Методика развития речи использует данные и других отраслей психологической науки (педагогической, соци­альной). Так, широко известные положения Л. С. Выготско­го о «зонах ближайшего» и «актуального» развития объяс­няют взаимосвязь обучения и развития речи. Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого.

4) Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Процесс обучения дол­жен основываться на понимании сущности и отличитель­ных черт языковых явлений.

?Какие уровни языка вам известны?

Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетичес­кого, лексического, словообразовательного, морфологичес­кого, синтаксического.

Учет системных связей в языке и речи помогает опреде­лить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной систе­мой, отражающей в своем содержании и методике систем­ный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность, т. е. ре­шение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимо­действии, при ведущей роли связной речи. Более глубокое проникновение в лингвистическую природу языка и речи позволило несколько по-иному подойти к разработке ком­плексных занятий с детьми. В работе по овладению всеми сторонами языка выделены приоритетные линии, имею­щие первостепенное значение для развития связных вы­сказываний.

Различные науки лингвистического цикла — лексико­логия с фразеологией, фонетика, грамматика позволяют определить основные направления работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика слу­жит основой для разработки методики воспитания звуко­вой культуры речи и подготовки к обучению грамоте; лин­гвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи; на знание лексикологии опирает­ся словарная работа, на знание грамматики — методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков.

Методика использует данные анатомии о строении ре­чевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов.

Таким образом, для методики развития речи важно уста­новление межпредметных связей с другими науками. Ис­пользование сведений из других наук обусловлено ее специ­фикой прикладной педагогической науки. На различных эта­пах становления методики развития речи ее связи с други­ми науками складывались в направлении от простого меха­нического заимствования к теоретической переработке и научному синтезу сведений. К настоящему времени она пред­ставляет собой, по существу, интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста. За последние 30 — 40 лет исследованы собственно методические проблемы, получен огромный теоретический и практический материал, пере­оценивается и осмысливается прошлый опыт

3. Первичная проверка знаний.

?Что изучает методика развития речи?

?Что является предметом науки?

?Что представляет собой речевая деятельность?

4. Подведение итогов.

? Какие вопросы у вас есть по данной теме?

5. Домашнее задание.

Подготовьтесь к тесту по материалам лекции.

Условные обозначения:
? - вопросы к студентам.

Предмет методики развития речи, ее научные основы – материал под запись.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект занятия по развитию речи
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект урока развития речи в 5 классе по 8 виду Тема урока «В мире волшебных слов»
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconОсновные направления работы по формированию познавательной деятельности...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Путешествие...
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconУрок развития речи
...
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: "Мебель для куклы Маши "
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconУрок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне
Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconТема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины
Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический...
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconВнеклассное мероприятие к урокам развития речи в 5а классе 19. 04....
Кафедра профессионального образования (умк технологии, профессионального образования)
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconЭлективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи
Эти технологии образуют единую систему развития речи от начальной школы до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Пособие помогает...
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект урока развития речи в 7 классе
Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова)
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект урока чтения Тема: С. А. Есенин «Черёмуха»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект урока развития речи в 5 глухом классе Тема: Рассказ по закрытой картинке
Цели и задачи изучения темы
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики развития речи, ее научные основы.» iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск