Скачать 0.61 Mb.
|
Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова Научное издание ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Новые модели и концепции МОСКВА 2008 Международное издание: Россия, Украина, Австрия Коллектив авторов: Абульханова К.А. (раздел 1), Калина Н.Ф. (раздел 7), Карпенко З.С. (раздел 6), Лэнгле А. (раздел 10), Орлов А.Б. (раздел 9), Петровский В.А. (раздел 5), Семенов И.Н. (раздел 8), Старовойтенко Е.Б. (раздел 4), Татенко В.А. (раздел 3), Шадриков В.Д. (раздел 2), Шумский В.Б. (раздел 9) Индивидуальность: Новые модели и концепции // Под научной редакцией Старовойтенко Е.Б. и Шадрикова В.Д. Данная книга является опытом психологического осмысления проблемы индивидуальности в новом социокультурном и научном контексте. Представлен ряд авторских концепций и моделей, развивающих современные парадигмы психологии индивидуальности: онто-психологическую, субъектную, феноменологическую, культурную, экзистенциально – гуманистическую. Работа носит инновационный и программный характер, намечая перспективу методологии, теории и практики психологии индивидуальности. Она также является оригинальным образовательным проектом, содержательно определяющим подготовку профессионалов в сфере психологии личности, индивидуального консультирования и психотерапии. Издание представляет интерес для психологов, философов, специалистов в области социальных и гуманитарных наук. с Абульханова К. А Старовойтенко Е.Б. Татенко В.А. Шадриков В. Д. и др. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ: Опыт поиска индивидуальности. ……………….. С. 5 -13 1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Проблема индивидуальности в психологии. 1. Направления психологического изучения индивидуальности. 2. Интегральная концепция индивидуальности. 3. Индивидуальность личности как субъекта жизни. ………………………………………………………………………..С. 14 - 71 2. СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Индивидуальность как проявление внутреннего мира. 1. Психологическая постановка проблемы индивидуальности. 2. Методологический принцип «полноты описания индивидуальности». 3. Малопараметрические модели индивидуальности. 4. Понятие психически нормального человека. 5. Реконструкция сущностных качеств человека по тексту Библии. 6. Мир внутренней жизни. 7. Законы функционирования внутреннего мира. ………………………С. 72 - 109 3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В БЫТИИ Онто – психологический аспект понимания индивидуальности. 1. Реальность индивидуальности. 2. Сущность и необходимость. 3. Рождение, становление, восхождение. 4. Детерминация. 5. Общее и парциальное. 6. Форма и стиль. 7. Оценивание. 8. Категориальное позиционирование. 9. Поступок. ……………………………………………………………………… С. 110 - 164 4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ Самопознание и творчество индивидуальности в культуре. 1. Культурно – психологическая модель индивидуальности. Быть во множестве единственных и быть единственным во множестве. 3. Множественно осуществить свою единственность. 4. Быть единственным средоточием множественного. 5. Своей единственностью порождать множество. 6. В своей единственности открыть множественность. …………………………………………………… ..С. 165 - 218 5. САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Индивидуальность: саморегуляция и состоятельность. 1. Индивидуальность как мультисубъектное объединение. 2. Транзактная модель индивидуальности. 3. Категория состоятельности в определении индивидуальности. 4. Транзактный контур саморегуляции. 5. Совершенная и несовершенная саморегуляция индивидуальности. ……………………………………С. 219 - 266 6. СУБЪЕКТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Субъектный контекст исследования индивидуальности. 1. Значение категории субъекта для определения индивидуальности. 2. Пространство моделирования индивидуальности. 3. Феноменологический и герменевтический методы исследования индивидуальности. 4. Индивидуальность как нарративная идентичность. 5. Темпоральный модус конституирования индивидуальности. 6. Развитие индивидуальности в психотерапевтическом дискурсе. 7. Коммуникация в психотерапевтическом развитии индивидуальности………………....С. 267 – 302 7. ГЛУБИННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Индивидуальность в психологии бессознательного. 1. Постановка проблемы индивидуальностив психологии бессознательного. 2. Перспектива идеи индивидуальности в современной глубинной психологии………… ……………………………………………………………………………………С. 303 - 313 8. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ДИАЛОГЕ С СОБОЙ Экзистенциально – рефлексивный подход к индивидуальности. 1. Об аксиологии современной психологии индивидуальности. 2. Из истории философских и научныхз трактовок индивидуальности. 3. Основные этапы становления психологии индивидуальнсоти. 4. Рефлексивно – экзистенциальное понимание индивидуальности. 5. К онто – психологии индивидуальности. 6. Рефлексивно – экзистенциальный диалог в развитии индивидуальности. 7. Прецеденты изучения индивидуальности как открытой системы. 8. Прецеденты изучения индивидуальности как закрытой системы. 9. Рефлексивный подход к творческой индивидуальности ученого. …………………………………… ..С.314 - 367 9. ТРАНСЛИЧНОСТНОЕ НАЧАЛО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Две составляющие индивидуальности. 1. «Личность» и «сущность» как определения индивидуальности человека. 2. Представления о личности в философии. 3. Представления о личности в зарубежной психологии. 4. Представления о личности в отечественной психологии. 5. Трансличностное измерение индивидуальности………………………….....С. 368 - 394 10. ЭКЗИСТЕНЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Персональный экзистенциальный анализ. 1. Персональный экзистенциальный анализ - новый подход к индивидуальности. 2. Как был разработан метод ПЭА? 3. Краткое описание концепции личности. 4. Как можно достичь личности посредством диалога. 5. Обхождение личности с самой собой. 6. Показания для применения ПЭА. 7. ПЭА как психотерапевтический метод. …………………………………………………………………………С. 395 - 423 IV. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ САМОПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ* Индивидуальность – это Имя. 1. Культурно – псимхологическая модель индивидуальности Современная психология индивидуальности как самостоятельная и перспективная наука развивается на пересечении идей философской антропологии, культурологии, литературы, искусства, персонологии (психологии личности), дифференциальной психологии, психологии развития. В плане активного порождения и развития идей об индивидуальности, следует выделить персонологию, где категория «индивидуальность» обозначает предельное, высшее, наиболее тонкое и глубокое понимание личности. В первую очередь, это касается тех теорий и концепций, в которых акцентируется единственность личности, ее самопричинность, самодостаточность, способность к самопознанию, недоступность и неприкосновенность ее душевной тайны, создание индивидуального мира значимостей, принятие в себя миров других людей, уникальность самовыражения во всем инициированном и произведенном. Эти акценты свойственны экзистенциально – гуманистическому, глубинному, субъектному, жизненно – ориентированному и рефлексивному направлениям в психологии личности Мы видим перспективу раскрытия индивидуальности в русле движения к разнообразию и синтезу идей о личности. Именно в персонологии находим определения личности, касающиеся ее множественных свойств, выражающихся у индивидов в неисчислимых вариантах и бесконечном количестве композиций. Именно персонологический ракурс познания * Индивидуальный исследовательский проект № 07 – 01 – 92, выполненый при поддержке Научного Фонда ГУ - ВШЭ позволяет осветить полидетерминацию индивида, обращенную к его конкретной жизни в форме неповторимого соединения. Только персонология погружает взгляд исследователя в потаенную бессознательную самость индивида, где непостижимо заданы многие линии его спонтанного жизненного самоосуществления, а также в феноменальную ткань «Я», совершающего невоспроизводимую работу придания жизни характера «собственной», подлинной по «моей» мере, жизни. Наконец, лишь в персонологическом измерении возможно познание полимодального самовыражения индивида, воплощенного в культуре, продлевающей конечную жизнь человека в неопределенное и неопределимое всеобщее будущее, где его «индивидуальное» обогащается нескончаемыми идентификациями и импликациями референтов его влияний. В пространстве культуры индивидуальность личности раскрывается той гранью, которая оказывается затененной при других фокусах ее рассмотрения: гранью искусного, проникающего самопознания, собственно и порождающего индивидуальность в продуктивном творческом диалоге и Я - отраженных отношениях с множеством других людей. Можно сказать, что изучение индивидуальности в персонологии – это, прежде всего, помещение личности в центр координат, где соединяются единичное - общее, уникальное - универсальное и единственное – множественное. Сложный личностный синтез единственности и множественности образует, на наш взгляд, важнйший момент психологического становления индивидуальности в мире вообще и мире культуры, в частности. Подход к личности в аспекте культуры хорошо отвечает поискам «индивидуальности», в силу того, что культурная деятельность и творчество способны обнаруживать и усиливать, как в волшебной линзе, то, что в динамике иных сфер жизни индивида часто оказывается скрываемым, растворенным или распределенным во взаимодействии, непринятым, неоцененным. Это талантливость тела, гениальность души, божественность индивидуального духа, дар созидания, исключительность творческого «Я». Личность в культуре – это, прежде всего, «индивидуальная личность», которая доказывает реальность индивидуальности и ее высокий статус в бытии, демонстрируя имманентные потенциалы человека, предельные возможности индивидуальной рефлексии, отвечающие времени формы авторских достижений, паттерны взаимоотношений индивида с другими людьми, способствующие или разрушающие культурный «слой» человечества. Рассмотрим проблему индивидуальности в контексте персонологического направления, названного нами «культурная психология личности». Логику рассмотрения определяет приводимая ниже исследовательская модель, охватывающая методологические положения и позиции, ранее намеченные в наших исследованиях (17; 18; 19).
Иными словами, понятие «индивидуальность» в контексте культурной психологии личности может указывать на то, что быть индивидуальностью, это значит: 1) принадлежать к индивидуализированной культуре (быть во множестве единственных); 2) состояться индивидуальной личностью (быть единственным во множестве); 3) быть причастным к созданию идей и текстов (множественно осуществить свою единственность); 4) стать творцом и творчески жить (быть единственным средоточием множественного); 5) формировать и сполна осуществлять культурно - психологический потенциал индивидуализации личностей в обществе (своей единственностью порождать множество); 6) осуществлять самопознание, освещая значимые для себя и для многих других аспекты «Я» (в своей единственности открыть множественность); 7) обогащать культурный потенциал развития «Я» и самоидентичности других индивидуальностей (стать множеством, будучи единственным). Обоснованию намеченных исследовательских позиций и перспектив посвящено наше дальнейшее изложение. |
Под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова Научное издание психология... О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа | Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А.... «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва... | Рабочая программа учебного курса «Технология» Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва... | ||
Рабочая программа Малюгина Александра Викторовича По учебному курсу «Технология» Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва... | Рабочая концепция одаренности под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2002 Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-х класс Учебник-хрестоматия в 2-х частях под редакцией Г. И. Беленького, 7-е издание, исправленное, Москва 2008 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для изучения основ природоведения в 5 классе. Тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса учителя Гарифуллиной... Учебники: Обществознание 11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, 5-е издание, Москва «Просвещение»,... | Программа по литературе, 8 класс Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гражданское право: в 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А. Суханова. М. Волтерс... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аст. Астрель. Москва. 2006г и программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.... | ||
Мероприятия в период ограничительного режима в моу сош №45 с 05. 02 по 11. 02 2011 года Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание,... | Дневники том 50 Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 50, Государственное Издательство... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чувашско-Сорминская... Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание,... |