Кафедра теоретической и прикладной психологии





НазваниеКафедра теоретической и прикладной психологии
страница1/5
Дата публикации23.10.2014
Размер0.72 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
2008 – 2009 учебный год


Кафедра теоретической и прикладной психологии
Выпускная квалификационная работа
Особенности самосознания личности, включенной в онлайн игры (на примере «Lineage II: The Chaotic Chronicle»).


К защите допускаю

зав.кафедрой____________________

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры теоретической и прикладной психологии,

Водинчар Екатерина Александровна
«____» _______________________г.


Выполнила студентка

Якушевская

Мария Анатольевна

психолого-педагогического факультета,

специальности «Психология»,

очной формы обучения


Работа защищена на заседании ГАК

«____» ______________________г.
с оценкой _____________________
Председатель ГАК: ____________

Члены ГАК:

______________________________

______________________________

______________________________


Научный руководитель:

Кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии,

Плотницкая Марина Руслановна


Петропавловск – Камчатский, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. САМОСОЗНАНИЕ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА, КОМПОНЕТЫ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ………………8

    1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры…….8

    2. Проблема возникновения самосознания…………………………………..12

    3. Сущность самосознания как психического процесса……………….……15

    4. Структура, компоненты, критерии самосознания………………………...19

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-СРЕДА, ИГРА, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ИГРЫ ВРЕЖИМЕ ОНЛАЙН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ…………………………………………………………………….22

    1. Интернет-среда, её особенности …………………………………………22

2.2. Понятие игры. Игра как подмена реального мира……………………….24

2.2.1. Психология игры…………………………………………………………24

2.2.2. Виртуальная реальность…………………………………………………26

2.2.3. Компьютерные игры, игры в режиме онлайн, «Lineage II: The Chaotic Chronicle»…………………………………………………………………………...28

2.2.4. Влияние компьютерных технологий на психику человека……………31

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОЗОНАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ВКЛЮЧЕННОЙ В ОНЛАЙН ИГРЫ. НА ПРИМЕРЕ «Lineage II: The Chaotic Chronicle»…………………………………..38

3.1. Организация исследования……………………………………………….38

3.2 Обоснование выбора и описание методик исследования………………39

3.3. Анализ и интерпретация эмпирических данных. Описание особенностей самосознания личности, включенной в онлайн игры (на примере «Lineage II: The Chaotic Chronicle»)…………………………………………………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………56

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….58

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….63

ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс, интенсивно развивавшийся в XX и XXI веках, послужил причиной появления такого феномена современности как компьютер и компьютерные технологии. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым новым шагом в области компьютерных технологий растет количество людей, называемых «геймерами» (от английского «game» — игра).

Все больше и больше молодых людей по всему миру увлекаются так называемыми MMORPG играми (фэнтезийная массовая многопользовательская ролевая интернет-игра), отдавая для них почти все свое свободное время. Одна из таких игр, которой, собственно и посвящена данная работа, это «Lineage II: The Chaotic Chronicle». Серия Lineage основана в 1998 году и уже к 2000 году количество пользователей Lineage возросло до 100000 человек. На данный момент количество игроков превышает 3,5 миллиона. Такое количество людей по всему миру проводят более 5-ти часов в день за компьютерами в Lineage. Возрастная категория игроков варьируется от 12-ти до 50-ти лет (в отдельных случаях и выше).

По данным, полученным с Камчатских сайтов, первый сервер игры «Lineage II: The Chaotic Chronicle» был запущен 17 марта 2005 года. В первый месяц численность играющих составила 10-15 человек, к концу года уже насчитывалось 100 человек. На данный момент в городе Петропавловск-Камчатский существует пять серверов данной игры и численность играющих увеличилась до 1000 людей.

В западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями. Тем не менее, все чаще ставиться вопрос о влиянии Интернета и онлайн-игр на сознание личности. По данным психологических исследований Center for Internet Addiction Recovery, феномен «Интернет-зависимость» приобретает все более широкий масштаб. Ключевыми составляющими данного феномена являются следующие компоненты: компьютерная зависимость, навязчивая потребность в сети, пристрастие к виртуальным знакомствам. В совокупности данные компоненты присутствуют в онлайн игре «Lineage II: The Chaotic Chronicle», что приобщает данную игру к разряду оказываемых влияние на сознание личности. Вышеперечисленное обосновывает актуальность выбранной нами темы, в связи с широким распространением Интернета и данного вида компьютерных игр в мире, и в городе Петропавловск-Камчатский в частности.

Объект: самосознания личности

Предмет: особенности самосознания личности, включенной в игры в режиме онлайн (на примере «Lineage II: The Chaotic Chronicle»).

Целью нашего исследования является: выявить особенности самосознания личности, включенной в игры в режиме онлайн. На примере «Lineage II: The Chaotic Chronicle»

Гипотеза: самосознание личности, включенной в онлайн игру «Lineage II: The Chaotic Chronicle», имеет свои особенности, определяемые спецификой виртуальной игры, а именно:

- диффузность идентичности, сочетающаяся с более выраженной игровой групповой идентичностью

- самосознание отличается большей алгоритмичностью

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить структуру, компоненты, основные теоретические подходы к изучению самосознания личности; основные аспекты вирутальной реальности и её влияния на психику личности на основе анализа литературы.

2. Спланировать эмпирическое исследование: сформировать репрезентативную выборку, корректно организовать процедуру сбора данных.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей самосознания личности

4. Провести статистический анализ и качественную интерпретацию результатов исследования.

База исследования: В эмпирическом исследовании приняли участие 80 испытуемых в возрасте от 18 до 28 лет. Они были разделены на две группы. В экспериментальную выборку вошло 40 человек, играющих в «Lineage II: The Chaotic Chronicle» не менее 35 часов в неделю на протяжении более 2 лет. В контрольную выборку вошло 40 человек, которые никогда не увлекались играми в режиме онлайн. Группы были сформированы после предварительного опроса, направленного на выявление склонности времяпрепровождения в виртуальной реальности. Выборки уравнены по следующим показателям:

- социальный статус (выборку составили студенты и рабочие)

- половой признак (каждая группа включает 40 юношей)

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;

2. Изучение среды воздействия путем непосредственного вхождения в неё. Метод исследования - включенное наблюдение.

3. Методы эмпирического исследования:

1) Авторская анкета, направленная на получение информации о продолжительности времяпрепровождения в виртуальной реальности, о стаже игрока, о его отношении к игре и единомышленникам

2) Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И.Г.Сенин)

3) тест смысложизненых ориентаций (СЖО) (Д.А.Леонтьев)

4) Методика «Q-сортировка» (В.Стефансон)

5) Тест-опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

6) Тест 20 утверждений «Кто Я» (М.Кун, Т.Макпартленд)

3. Количественный (сравнительный анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера, корреляционный анализ, кластерный анализ) и качественный анализ данных (контент – анализ), содержательная интерпретация результатов исследования.

Структура работы.

Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 источников, и приложения. В тексте квалификационной работы содержится 2 рисунка, 4 таблицы. Содержание работы изложено на 62 страницах.

Во введении обоснована актуальность работы, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, представлены эмпирические методы исследования, обозначены теоретическая и практическая значимость работы, а также излагается общая структура квалификационной работы.

Первая глава включает в себя четыре параграфа. В первом параграфе описываются теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. Во втором параграфе раскрывается проблема возникновения самосознания. В третьем параграфе раскрывается сущность самосознания как психического процесса. В четвертом параграфе говориться о структуре, компонентах и критериях самосознания.

Вторая глава включает в себя два параграфа. В первом параграфе раскрываются особенности интернет-среды. Второй параграф разделен на четыре части: в первой говориться о психологии игры, во второй расрывается термин «виртуальная реальность, в третьейописываются компьютерные игры, игры в режиме онлайн, «Lineage II: The Chaotic Chronicle», четвертая часть раскрывает особенности влияния компьютерных технологий на психику человека.

В третьей главе эмпирическое исследование особенностей самосознания личности, включенной в онлайн игры (на примере «Lineage II: The Chaotic Chronicle») представлены эмпирическая база и методы исследования, описаны его логика и результаты.

В заключении представлены выводы по результатам исследования.

Библиографический список включает в себя 47 источников.

Приложения содержат: комплексный бланк, первичные данные по контрольной группе, первичные данные по экспериментальной группе.

ГЛАВА 1. САМОСОЗНАНИЕ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА, КОМПОНЕТЫ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ.
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.


    1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.


Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

1) философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (И.С.Кон, А.Г.Спиркин, А.И.Титаренко и др.); общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И.Божович, И.И.Чеснокова, С.Л.Рубинштейн, и др.)

2) социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И.Божович, И.И. Чеснокова, С.Л.Рубенштейн)

3) социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (А.В.Захарова, А.И. Липкина, В.В.Столин, и др.) [45].

В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы (М.И.Лисина, В.В.Столин)

Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной [34].

Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И.И.Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. [31]

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [22].

По мнению В.В.Столина самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей [36].

По мнению М.И.Лисиной, образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе [31].

С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой» [36, C.76].

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата.

У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мысли Джемса, Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепции индивида. [33]

В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, который служит основой постоянного расши-рения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имею-щих свои особенности.[43]

К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. [43]

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосре-дованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе [27].
1.2. Проблема возникновения самосознания.
Насколько различные феномены выбираются в качестве исходных при анализе самосознания, можно убедиться на примере решения проблемы того, как и когда у ребенка возникает самосознание.

Одна из точек зрения, высказанная, в частности, В.М.Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования [19]. Согласно другой точке зрения, которую в отечественной литературе аргументировали, в частности, Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн, самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью и характеризуется попытками самостоятельного действования (2-3 года) [23].

..Р.Чамата, опираясь на идеи И.М.Сеченова, А.Галича и А.Потебни, противопоставляет первым двум точкам зрения третью – самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения, которую ясно сформулировал И.М.Сеченов, сводится к следующему. К ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда "примешиваются" ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые – объективны, т.е. отражают внешний мир, вторые – субъективны, они отражают состояние тела – это самоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, а это, по И.М.Сеченову, и значит осознать их отдельно. Такое осознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности во внешнем мире. Ребенок находится как бы в естественной экспериментальной ситуации: изменение условий видения, слышания, осязания по-разному влияет на составные части комплексных ощущений, тем самым делается возможной их диссоциация. П.Р.Чамата, развивая дальше эту точку зрения, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, "в процессе превращения обычных действий в произвольные действия". Органы своего тела постепенно осознаются ребенком по мере того, как превращаются в своеобразные "орудия" его деятельности [20].

Анализ работ, в том числе уже цитированных авторов, показывает, однако, что фактически предполагается более, чем три возможных объяснения возникновения самосознания. Эти возможности иногда обозначаются как этапы в развитии самосознания, однако без достаточных аргументов того, почему эти этапы являются вехами в развитии одного и того же процесса. Другие авторы эти этапы склонны рассматривать как самостоятельные точки отсчета в развитии самосознания.

Так, существует представление, согласно которому зарождение самосознания связано уже с внутриутробным развитием; важнейшую роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела. Хотя почти все авторы подчеркивают значение межперсональных отношений для развития самосознания, механизмы влияния взаимоотношения ребенка со взрослым и соответственно форма, в которой зарождается самосознание, и возраст его возникновения мыслятся различно. Авторы, рассматривающие развитие ребенка в психоаналитической традиции, понимают процесс зарождения самосознания как процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка с появлением матери; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери []. По данным зарубежных авторов, при хорошем материнском уходе осознание ребенком своей отдаленности от матери возникает к концу первого года жизни. Согласно последователям Ч.Кули и Дж.Мида, появление самосознания связано у ребенка с появлением у него способности встать на место другого, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке собственных свойств [29]. Согласно другой точке зрения, скорее происходит обратное: ребенок переносит знания, полученные относительно других, на самого себя – в этом процессе и зарождается или оформляется его самосознание [19]. Возникновение самосознания связывается также с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения (желаний, чувств) к окружающему. Такой точки зрения придерживался В.Н.Мясищев [20]. Многие советские авторы подчеркивали также значение подросткового и юношеского возраста для развития самосознания, которое Э.Шпрангер считал главным новообразованием этого возраста. Появление сознательного "Я", возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни – вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте. Этот период считается критическим, переломным или даже периодом собственно возникновения самосознания во всей его целостности [29] .

Итак, возникновение самосознания связывается с тактильными ощущениями, свойственными человеческому зародышу, с досознательным чувством собственного существования, с проходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребенка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к двум-трем годам, с возможностью выразить свое эмоциональное отношение к окружающему, с переносом знаний, сформированных относительно другого человека, на себя самого, происходящим по мере развития социальной перцепции, интеллекта и сознания ребенка, с возникновением эмпатической способности к усвоению чужой точки зрения и оценок окружающих и, наконец, с возникающей интимизацией, рефлексией и нравственной самооценкой, возникающей в подростковом возрасте [23].
1.3. Сущность самосознания как психического процесса
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я [22].

Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности [31].

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний [22].

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство - мудрость [32].

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о <Я>, и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих воззрений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности [33].

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива [45].

Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя в эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов. В реальной жизнедеятельности личности самопознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов – самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе [45].

Самосознание в целом – динамическое образование психики, оно находится в постоянном движении и не только в онтогенезе, но и в своем повседневном функционировании. Процессуальность самосознания обнаруживается как в динамике его содержательной, смысловой стороны, так и в динамичных проявлениях способов его реализации и, прежде всего в процессе саморегулирования поведения.

Всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловленная постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдается расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, т.е. новое в психическом развитии человека ещё не стало содержанием его знания [43].

Каждый акт самосознания – это взаимодействие самопознания и самоотношения. С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, а с другой – самоотношение в той форме, в которой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя её специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок. Взаимодействие самопознания и самоотношения в едином целостном акте самосознания определяет и единство факторов развития как для самопознания, так и для самоотношения, а следовательно, и для самосознания в целом [35].

Самопознание – сложный, многоуровневый процесс, индивидуализировано развернутый во времени. Очень условно и в самой общей форме его можно разделить на два основных уровня:

- на первом уровне самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми, т.е. при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы «привязанные» к конкретной ситуации, к конкретному общению.

- для второго уровня самопознания специфично то, что соотнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях [35].

Уровень развития самосознания, при котором человек достигает наиболее зрелого и истинного понимания себя, своей общественной сущности, осознания подлинного собственного достоинства, характеризует высшую ступень формирования его как личности.

Таким образом, самосознание как в целом, так и в отдельных актах представляет собой (как и любое психическое образование личности) противоречивое единство изменчивого и устойчивого. Причем изменчивость и устойчивость в самосознании обнаруживается в сфере его содержания, так и в сфере способов реализации этого содержания. В многообразных формах соотношения изменчивого и устойчивого, их взаимопереходов проявляется пластичность, лабильность самосознания, его регулятивное значение в жизнедеятельности человека.

Наличие в самосознании относительно устойчивого компонента в виде более или менее постоянного содержания самооценки, в которой отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, является необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, её константности [34].
1.4.Структура, компоненты, критерии самосознания
Структура самосознания личности - совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы - той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность [34].

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), как уже упоминалось выше, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину):

• сознание отличия себя от остального мира;

• Я сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В самосознании человека можно выделить следующие компоненты:

  1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощуще­ния, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызывае­мых внешними предметами.

  2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятель­ности. Оно появляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает лич­ными местоимениями и возникает первая фаза детского негати­визма, выражаемая формулой «Я сам...».

  1. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому пред­полагает достаточно развитое абстрактное мышление [34].

Наконец, социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах, на основе накопленного опыта общения и деятельности

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами. Одна из функций самосознания – найти смысл своей собственной деятельности, смысл всей своей жизни. Другая функция самосознания – познание себя, понимание себя, принятие себя и обеспечение саморазвития личности. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не - Я" [36].

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра теоретической и прикладной психологии icon«Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Спб: Питер, 2007
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
Развитие психологической мысли в новое время (XVII в.) и в эпоху Просвещения (XVIII в.) 12
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» ниу вшэ соболева Ирина...
Факультет прикладной политологии, кафедра теории политики и политического анализа
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconНовосибирский государственный аграрный университет инженерный институт...
Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному...
Кафедра теоретической и прикладной психологии icon«Этносоциология»
Составитель: Гладких О. С., ассистент кафедры теоретической и прикладной социологии Ургпу
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconПрименение технологий cuda и mpi к решению задач молекулярной динамики
Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича со ран, 630090, Новосибирск
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconРоссийской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики...
«Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение...
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconНазвание учреждения, в котором работает автор заявки
Кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии мгу им. М. В. Ломоносова
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconНаучно-исследовательская работа в области теоретической информатики...

Кафедра теоретической и прикладной психологии iconДипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии
Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconПрезиденте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной...
Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. ­
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconУчебник по консультативной психологии. Просто есть некоторые моменты,...
Здесь дана довольно подробная информация о видеокурсе по прикладной психологии на dvd «как стать эффективным практическим психологом:...
Кафедра теоретической и прикладной психологии iconА. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса
А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск