Скачать 373.15 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра коррекционной педагогики Логопедическая ритмика УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050716.65 Специальная психология КРАСНОЯРСК, 2012 УМКД составлен старшим преподавателем О.В. Шаталовой Обсужден на заседании кафедры коррекционной педагогики «8» февраля 20121 г. Заведующий кафедрой Л.П. Уфимцева д.псх.н., профессор Одобрено научно-методическим советом специальности «Логопедия» «17»февраля 2012 г. Председатель НМСС Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логопедическая ритмика» с другими дисциплинами специальности 050716.65 Специальная психология на 2011/12 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Внесены изменения, принятые в стандарте УМКД:
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики "05"сентября 2012г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой д.псих.н., профессор Л.П. Уфимцева Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Логопедическая ритмика» для студентов очной формы обучения по специальности: 050716.65 Специальная психология состоит из следующих элементов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика как логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание детей с речевой патологией в системе комплексной реабилитации. Задачи и содержание логоритмики. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики лица, речевого дыхания у лиц с речевой патологией, логоритмические упражнения для лиц, имеющих разную речевую патологию. Формирование речевого дыхания в процессе логоритмики. Развитие навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, чувства темпа и ритма движений и речи. Введение Коррекция звукопроизношения и других компонентов речевой деятельности у детей- одна из важных задач практической логопедии. Сложность психофизической культуры речи требует системной, комплексной организации комплексного воздействия. В качестве одного из направлений данного подхода рассматривается логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика может быть определена как: - одна из форм своеобразной активной терапии, так как основана на использовании взаимодействия музыки, слова и движения; - одно из средств воздействий в комплексе методик, что обусловлено включением логопедической ритмики в реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными отклонениями в развитии, особенно с нарушением речевой деятельности; - учебная дисциплина, обогащающая знания студентов методиками коррекционной работы. Основными задачами преподавания логопедической ритмики в институте специальной педагогики являются: 1.Систематизировать знания студентов, полученные в течении всего курса логопедии. 2.Сообщать студентам сведения о логопедической ритмике, как о системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. 3.Выработать профессиональные навыки, необходимые будущему логопеду школ для детей с нарушением интеллектуальной деятельности. Курс логоритмики включает следующие разделы: 1.» Общие вопросы логоритмики» 2.» Содержание и структура логоритмики» 3.» Логоритмики в системе реабилитационных методик» Раздел « Общие вопросы логоритмики» знакомит студентов с основными понятиями и терминами логоритмики, расщиряет их кругозор. Является пропедевтическим периодом. Раздел « Содержание и структура логоритмики» позволяет выявить отличительные особенности в построении логоритмических занятий, а также в использовании различных средств, методов и приёмов. Раздел « Логоритмика в системе реабилитационных методик» знакомит студентов с содержанием и методиками логоритмике в коррекцоинной работе с детьми, страдающими заиканием, дислалией, ринолалией, нарушениями голоса, афазией, алалией. На практических занятиях отрабатываются наиболее трудные темы разделов, закрепляются навыки подготовки и проведения логоритмических занятий. В конце курса « Логопедическая ритмика» студенты сдают зачёт. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Логопедическая ритмика Тема 1. Основы логоритмики и история создания метода. Теория Н.А. Бернштейна — естественнонаучная основа логопедической ритмики. Психофизиологический механизм взаимодействия движения и речи. Уровневая теория организации движений. Анализ речевых нарушений с позиций речевой деятельности как сложной многоуровневой функциональной системы, ее взаимодействие с двигательными функциональными системами мозга. Значение состояния моторных функций мозга при анализе структуры речевого дефекта. Методы обследования моторики у лиц разного возраста. Значение темпо-ритма в системе жизнедеятельности организма человека. Психофизиологический аспект темпо-ритма движений. Развитие темпо-ритмических характеристик движений у детей. Взаимосвязь темпо-ритма движений и темпо-ритма речи. Характеристика ритмических способностей детей с речевыми нарушениями. Влияние музыки на темпо-ритмические свойства двигательной и речедвигательной активности. Учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей лиц с речевой патологией при выборе программы логопедической ритмики. Тема 2. Содержание логопедической ритмики. Средства логопедической ритмики. Методы и приемы коррекционной работы. Место логопедической ритмики в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания, фонетико-фонематических нарушений, голоса, алалии и афазии. Тема 3. Характеристика задач логопедической ритмики на разных этапах коррекционной педагогической работы с лицами, страдающими речевыми нарушениями. Классификация упражнений, их характеристика, целевые установки: вводные упражнения; упражнения для развития мимики и орального праксиса; упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти; упражнения для развития ритмических способностей; упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности движений общих, рук, кистей, пальцев; упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации; развитие навыков рациональной голосоподачи; пение как важный компонент логоритмики. Тема 4. Особенности организации и содержания логопедической ритмики при нарушениях голоса, дизартрии, афазии, заикании. Подбор музыкального темпо-ритмического материала с учетом структуры речевого дефекта и возраста пациентов, результатами обследования моторики и ее темпо-ритмических характеристик, этапа логопедической работы. Особенности подбора речевых упражнений и песен: длина фраз, темп и ритм, диапазон голоса. Анализ динамики состояния двигательных и речевых показателей в процессе логоритмических занятий. Составление заключения. Тематический план изучения дисциплины «Логопедическая ритмика» по специальности 050716.65 Специальная психология
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины ____________________________ логопедическая ритмика____________________________ (наименование) для студентов основной образовательной программы 050716.65 Специальная психология (наименование, шифр) по очной форме обучения
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |