Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 373.15 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации25.10.2014
Размер373.15 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра коррекционной педагогики


Логопедическая ритмика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050716.65 Специальная психология


КРАСНОЯРСК, 2012

УМКД составлен старшим преподавателем О.В. Шаталовой

Обсужден на заседании кафедры коррекционной педагогики

«8» февраля 20121 г.
Заведующий кафедрой Л.П. Уфимцева

д.псх.н., профессор
Одобрено научно-методическим советом специальности «Логопедия»
«17»февраля 2012 г.

Председатель НМСС
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логопедическая ритмика» с другими дисциплинами специальности 050716.65 Специальная психология

на 2011/12 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

логопедия

Коррекционной педагогики

Предложений по изменению нет

Протокол №__ от «__» ___________ 20__

Кафедра ____________

логопсихология

Коррекционной педагогики

Предложений по изменению нет

Протокол №__ от «__» ___________ 20__

Кафедра ____________

психология

Специальной психологии

Предложений по изменению нет

Протокол №__ от «__» ___________ 20__

Кафедра ____________

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Внесены изменения, принятые в стандарте УМКД:

  1. изменен титульный лист;

  2. скорректирована рабочая программа.


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики "05"сентября 2012г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

д.псих.н., профессор Л.П. Уфимцева

Декан/Директор

"_____"___________ 20__г.
Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 11 стр.

    4. Тематический план 12 стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины-13 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 17 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 19 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 21 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 28 стр.

  5. Вопросы к зачёту 30 стр.

  6. Тематика рефератов 31 стр.

  7. Глоссарий 32стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Логопедическая ритмика» для студентов очной формы обучения по специальности: 050716.65 Специальная психология состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Логопедическая ритмика».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Логопедическая ритмика», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области логопедической ритмика

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современной логопедической ритмики, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика как логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание детей с речевой патологией в системе комплексной реабилитации. Задачи и содержание логоритмики. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики лица, речевого дыхания у лиц с речевой патологией, логоритмические упражнения для лиц, имеющих разную речевую патологию. Формирование речевого дыхания в процессе логоритмики. Развитие навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, чувства темпа и ритма движений и речи.

Введение
Коррекция звукопроизношения и других компонентов речевой деятельности у детей- одна из важных задач практической логопедии.

Сложность психофизической культуры речи требует системной, комплексной организации комплексного воздействия. В качестве одного из направлений данного подхода рассматривается логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика может быть определена как:

- одна из форм своеобразной активной терапии, так как основана на использовании взаимодействия музыки, слова и движения;

- одно из средств воздействий в комплексе методик, что обусловлено включением логопедической ритмики в реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными отклонениями в развитии, особенно с нарушением речевой деятельности;

- учебная дисциплина, обогащающая знания студентов методиками коррекционной работы.

Основными задачами преподавания логопедической ритмики в институте специальной педагогики являются:

1.Систематизировать знания студентов, полученные в течении всего курса логопедии.

2.Сообщать студентам сведения о логопедической ритмике, как о системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

3.Выработать профессиональные навыки, необходимые будущему логопеду школ для детей с нарушением интеллектуальной деятельности.

Курс логоритмики включает следующие разделы:

1.» Общие вопросы логоритмики»

2.» Содержание и структура логоритмики»

3.» Логоритмики в системе реабилитационных методик»
Раздел « Общие вопросы логоритмики» знакомит студентов с основными понятиями и терминами логоритмики, расщиряет их кругозор. Является пропедевтическим периодом.
Раздел « Содержание и структура логоритмики» позволяет выявить отличительные особенности в построении логоритмических занятий, а также в использовании различных средств, методов и приёмов.
Раздел « Логоритмика в системе реабилитационных методик» знакомит студентов с содержанием и методиками логоритмике в коррекцоинной работе с детьми, страдающими заиканием, дислалией, ринолалией, нарушениями голоса, афазией, алалией.

На практических занятиях отрабатываются наиболее трудные темы разделов, закрепляются навыки подготовки и проведения логоритмических занятий.

В конце курса « Логопедическая ритмика» студенты сдают зачёт.
Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Логопедическая ритмика
Тема 1. Основы логоритмики и история создания метода.

Теория Н.А. Бернштейна — естественнонаучная основа логопедической ритмики. Психофизиологический механизм взаимодействия движения и речи. Уровневая теория организации движений. Анализ речевых нарушений с позиций речевой деятельности как сложной многоуровневой функциональной системы, ее взаимодействие с двигательными функциональными системами мозга. Значение состояния моторных функций мозга при анализе структуры речевого дефекта. Методы обследования моторики у лиц разного возраста. Значение темпо-ритма в системе жизнедеятельности организма человека. Психофизиологический аспект темпо-ритма движений. Развитие темпо-ритмических характеристик движений у детей. Взаимосвязь темпо-ритма движений и темпо-ритма речи. Характеристика ритмических способностей детей с речевыми нарушениями. Влияние музыки на темпо-ритмические свойства двигательной и речедвигательной активности. Учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей лиц с речевой патологией при выборе программы логопедической ритмики.
Тема 2. Содержание логопедической ритмики.

Средства логопедической ритмики. Методы и приемы коррекционной работы. Место логопедической ритмики в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания, фонетико-фонематических нарушений, голоса, алалии и афазии.

Тема 3. Характеристика задач логопедической ритмики на разных этапах коррекционной педагогической работы с лицами, страдающими речевыми нарушениями.

Классификация упражнений, их характеристика, целевые установки: вводные упражнения; упражнения для развития мимики и орального праксиса; упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти; упражнения для развития ритмических способностей; упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности движений общих, рук, кистей, пальцев; упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации; развитие навыков рациональной голосоподачи; пение как важный компонент логоритмики.

Тема 4. Особенности организации и содержания логопедической ритмики при нарушениях голоса, дизартрии, афазии, заикании.

Подбор музыкального темпо-ритмического материала с учетом структуры речевого дефекта и возраста пациентов, результатами обследования моторики и ее темпо-ритмических характеристик, этапа логопедической работы. Особенности подбора речевых упражнений и песен: длина фраз, темп и ритм, диапазон голоса. Анализ динамики состояния двигательных и речевых показателей в процессе логоритмических занятий. Составление заключения.
Тематический план

изучения дисциплины «Логопедическая ритмика» по специальности 050716.65 Специальная психология


№ п/п


Название модулей и тем





Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Лаб-ые

Самостоятельная работа

I.

Логопедическая ритмика

36

20

10

10




16

1.

Основы логоритмики и история создания метода.


8

4

2

2




4

2.

Содержание логопедической ритмики.

8

4

2

2




4

3.

Характеристика задач логопедической ритмики на разных этапах коррекционной педагогической работы с лицами, страдающими речевыми нарушениями.

10

6

3

3




4

4.

Особенности организации и содержания логопедической ритмики при нарушениях голоса, дизартрии, афазии, заикании.

10

6

3

3




4




Итого:

36

20

10

10




16


учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

____________________________ логопедическая ритмика____________________________

(наименование)

для студентов основной образовательной программы

050716.65 Специальная психология

(наименование, шифр)

по очной форме обучения

Модуль

Трудоемкость в часах

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Практические занятия (номера)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Часы

Лабораторные

Часы

Содержание

Часы




Логопедическая ритмика

8

1. Основы логоритмики и история создания метода

Теория Н.А. Бернштейна — естественнонаучная основа логопедической ритмики. Психофизиологический механизм взаимодействия движения и речи. Уровневая теория организации движений. Анализ речевых нарушений с позиций речевой деятельности как сложной многоуровневой функциональной системы, ее взаимодействие с двигательными функциональными системами мозга. Значение состояния моторных функций мозга при анализе структуры речевого дефекта.

2

Методы обследования моторики у лиц разного возраста.


2

-

-

Подготовка докладов: Значение темпо-ритма в системе жизнедеятельности организма человека. Психофизиологический аспект темпо-ритма движений. Развитие темпо-ритмических характеристик движений у детей. Взаимосвязь темпо-ритма движений и темпо-ритма речи. Характеристика ритмических способностей детей с речевыми нарушениями. Влияние музыки на темпо-ритмические свойства двигательной и речедвигательной активности. Учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей лиц с речевой патологией при выборе программы логопедической ритмики.


4

Проверка докладов

8

2. Содержание логопедической ритмики.

Средства логопедической ритмики.

2

Место логопедической ритмики в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания, фонетико-фонематических нарушений, голоса, алалии и афазии.

2

-

-

Составление таблицы «Методы и приемы коррекционной работы». Подготовка к семинарским занятиям.

4

Проверка таблицы. Опрос на семинаре.

10

3..Характеристика задач

Характеристика задач логопедической ритмики на разных этапах коррекционной педагогической работы с лицами, страдающими речевыми нарушениями.

3

Классификация упражнений, их характеристика, целевые установки: вводные упражнения; упражнения для развития мимики и орального праксиса; упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти; упражнения для развития ритмических способностей; упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности движений общих, рук, кистей, пальцев; упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации


3

-

-

Подготовка к семинарским занятиям. Составление занятия по логоритмике.

4

Опрос на семинаре.

Демонстрация занятия




10

4.Особенности организации

Подбор музыкального темпо-ритмического материала с учетом структуры речевого дефекта и возраста пациентов, результатами обследования моторики и ее темпо-ритмических характеристик, этапа логопедической работы. Особенности подбора речевых упражнений и песен: длина фраз, темп и ритм, диапазон голоса.

3

Анализ динамики состояния двигательных и речевых показателей в процессе логоритмических занятий.


3

-

-

Составление заключения.

4

Проверка заключений

Всего часов

36

-

-

10

10




-

-

-

16

-
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск