Скачать 372.67 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет психологииПрограмма дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Автор: д.психол.н., проф. Семенов И.Н. Утверждена УМС Одобрена на заседании кафедры Секция “Психология” Председатель психологии личности ___________В.А.Штроо Зав.кафедрой________Е.Б.Старовойтенко “____”________20__г. “_____”______________20__г. Утверждено УС факультета Психологии Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ «__»____________20__г. Москва – 2010 Требования к студентам: Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – знание основ философии, культурологии, социологии, общей, возрастной, педагогической, социальной, организационной психологии и психологии личности и индивидуальности, знакомство с основными терминами и понятиями в области психологии, гуманитарного знания и общественных наук. Пояснительная записка Психология – научная дисциплина, вскрывающая фундаментальные закономерности и всеобъемлющие механизмы внутреннего, субъективного мира человека и его поведения, трудовой деятельности, отношения к окружающему миру. Психология сочетает в себе фундаментальные (теоретические и экспериментальные) и прикладные аспекты, выявляющие детерминанты психической активности человека, способы психологического воздействия и коррекции поведения личности в различных, в т.ч. в экстремальных ситуациях. В основу курса положены представления о творческой природе человеческой психики, которая рассматривается как способ и своеобразный инструмент познания действительности, решения творческой личностью нестандартных задач и проблем человеческой деятельности, как механизм не только отражения, но и творческого порождения действительности. Именно индивидуальное своеобразие и творческая активность человека как личности и субъекта продуктивной профессиональной деятельности является существенным ресурсом инновационного развития общества. Предлагаемая Программа обучения раскрывает основные понятия и принципы психологии творческой личности, ее методологию и феноменологию, законы и правила, содержание внутреннего мира человека-творца и особенности его продуктивной деятельности и креативной индивидуальности как субъекта социальных инноваций, преодолевающих инерционность традиций и создающих новаторские произведения в сфере духовного и материального производства, несущих новые ценности и прогрессивные нормы развития социально-экономической практики. Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности. М. Прогресс. 1990 – 187 с. Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности.- М. РАГС. 2005 Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006. – 319 с. Формы контроля:
Работа на семинарах Реферат Зачет Оитог = Осем.* 0,3 + Ореф * 0,3 + Озач * 0,4 Содержание программы ТЕМА 1. Научная актуальность и практическая значимость психологии творческой личности Творчество как мировая загадка бытия. Тайны творчества и творческой личности. Творчество как источник прогресса общества и ценность развития культуры. Социально-экономическая потребность общества в инновациях, творческих открытиях и произведениях. Творческая личность как субъект инновационной деятельности. Творчество как компонент человеческого капитала и как высшая ступень профессионального мастерства. Актуальность психологического изучения развития творческой личности. Роль психологического знания о творчестве в обеспечении инновационной деятельности и социальной успешности творческой личности. Основная литература Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006 Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. НМЦ. 1994. С.81-100 Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М. ХЛ. 1985. С. 3-61 Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. М. Флинта. 2007. с. 481-492 Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.Наука. 1990 Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М. Академический проект. 2007. с.4-26 Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. N 4 Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. М. 2009 Дополнительная литература Петровский В.А. Психология неадаптаивной активности. М. Горбунок. 1992. С. 107-213 Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. (ред.). Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М. ФО. 1988 Пономарев Я.А., Семенов И.Н и др. Тенденции развития психологии творчества //Психологический журнал. 1989. N 3 Семенов И.Н. Рефлексивная психология, акмеология, педагогика как средства возрождения образовательной системы //Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Ч. 2. М. Московский психо-социальный институт. 2009. С. 338-348 Семенов И.Н. Здравоохранение: рефлексивная психология и человеческий капитал. Пропедевтика //Главный врач: хозяйство и право. 2007. N 3 Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.1984. С 105-109; 198-208 ТЕМА 2. Место психологии творческой личности во взаимодействии наук о человеке и обществе Психология творческой личности во взаимодействии с психологией личности и психологией творчества. Изучение философских основ психологии творческой личности философией человека, философией творчества, философией культуры, философией науки, философией техники. Изучение природных предпосылок творчества психогенетикой, психофизиологией и дифференциальной психологией. Изучение социальных условий развития творческой личности историей, культурологией, социологией, социальной психологией, психологией культуры. Изучение общепсихологических закономерностей развития творческой личности психологией творчества, психологией деятельности, возрастной психологией, психологией личности, психологией индивидуальности, персонологией и акмеологией. Изучение прикладных аспектов развития творческой личности психологией развития, психологией труда, педагогической психологией, организационной психологией, психологией управления и менеджмента. Основная литература Журавлев А.Л., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. /Под ред. Д.В. Ушакова. М. ИП РАН. 2006. Пономарев Я.А. Психология творчества. М. Наука. 1976. с. 62-133 Семенов И.Н. Рефлексивная психология и рефлексивная психология творчества: принцип дополнительности в развитии творчества // Гуманизация образования. 2005. N 2 Семенов И.Н., Степанов С.Ю. //Наука – о человеке /Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М. ИП РАН. 1990 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. М. Талисман. 1995 Дополнительная литература Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006 Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. НМЦ. 1994 Семенов И.Н. Серебряный век как социокультурное пространство творчества и психолого-акмеологического изучения его индивидуальности и авторефлексии //История отечественной и мировой психологической мысли /Под ред. В.А.Кольцовой и др. М. ИП РАН. 2006 ТЕМА 3. Объект, предмет и проблемное поле психологии творческой личности Науковедческий статус психологии творческой личности как становящейся научной дисциплины. Эшелоны публикаций по психологии творческой личности и вехи ее становления как области знаний. Гносеологический статус психологии творческой личности и ее место в человекознании как фундаментально-прикладной науки. Объект и предмет психологии творческой личности. Тезаурус основных понятий психологии творческой личности. Проблемное поле психологии творческой личности. Изучение природы творческой личности. Изучение социокультурной обусловленности развития творческой личности. Изучение психических процессов, состояний творческой личности, ее структуры и механизмов развития. Изучение закономерностей онтогенеза творческой личности. Изучение градации творческой личности по задаткам, способностям, одаренности. Изучение механизмов творческой деятельности и особенностей творческой индивидуальности человека. Изучение высших форм развития творческой личности и ее социальной успешности. Основная литература Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов. ТГУ. 2002 Арнаудов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс. 1970. С. 5-49 Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М. РАГС. 2005 Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006 Пономарев Я.А. Психология творчества. М. Наука. 1976. С.31-61 Дополнительная литература Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М. Наука. 1990 Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. (ред.). Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М. Философское общество. 1988 Семенов И.Н. Психология целостности человека //Вопросы психологии. 2007. N 3 ТЕМА 4. Научные ориентации и тезаурус психологии творческой личности Научно-методологические ориентации в современном человекознании. Естественно-научная ориентация в психологии творческой личности и изучение природы творчества и биологических предпосылок ее развития. Психогенетический и психофизиологический базис творческих способностей личности. Социо-гуманитарная ориентация психологии творческой личности и изучение субъектно-деятельностной и экзистенциально-духовной детерминации ее развития. Социогуманитарный контекст развития творческой личности и продуктивной самореализации ее индивидуальности. Информационно-технологическая ориентация психологии творческой личности и изучение психотехнологических аспектов ее развития. Культурно-смысловое и информационно-компьютерное пространства ментального существования человека. Основная литература Пономарев Я.А. Психология творчества. М.Наука. 1976. С. 3-31 Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Д.Б.Богоявленская и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М. Наука. 1990 Семенов И.Н. Акмеология как комплексное направление современного человекознания // Общественные науки и современность. 1998. N 3. Дополнительная литература Абульханова К.А., Семенов И.Н. и др. Акмеологический словарь. М. РАГС. 2005 Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М. Медицина. 1989. С.3-44, 60-80 Зинченко В.П. Семенов И.Н. Фундаментальная роль методологии Г.П.Щедровицкого в междисциплинарном взаимодействии философии и логики с рефлексивной психологией и педагогикой //Рефлексивные процессы и управление. 2007. N 1 ТЕМА 5. Теоретические подходы и методы психологии творческой личности Психология творчества как комплексная проблема. Теоретические подходы психологии творческой личности: психогенетический, дифференциально-психофизиологический, нормативно-деятельностный, инновационно-рефлексивный, субъектно-персонологический, профессионально-акмеологический, экзистенциально-гуманистический. Психологические методы изучения и развития творческой личности. Феноменологические методы. Психобиографические методы. Герменевтические методы. Психогенетические методы. Психофизиологические методы. Диагностические методы. Коррекционные методы. Психотерапевтические методы. Стимуляционно-развивающие методы. Рефлексивно-игровые методы. Основная литература Алексеев Н.Г., Юдин Б.Г. О методах психологического изучения творчества //Проблемы научного творчества в современной психологии. М. Наука. 1971 Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности. М. Прогресс. 1990 Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.РАГС. 2005 Журавлев А.Л., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: школа Я.А.Пономарева /Под ред. Д.В. Ушакова. М. ИП РАН. 2006 Пономарев Я.А. Психология творчества. М. Наука. 1976. С.62-133 Семенов И.Н. Обзор научных школ отечественной психологии творчества и рефлексии //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. N 4 Дополнительная литература Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М. Пер Сэ. 2007 Непомнящая Н.И.Психодиагностика личности. М. Владос. 2001 Старовойтенко Е.Б. Психология личности в системе жизненных отношений. М. Академический проект. 2004 Чугунова Э.С. Социально—психологические особенности творческой активности инженеров. Л. ЛГУ. 1986 ТЕМА 6. Философско-методологические основы психологии творческой личности Философия творчества и психология творческой личности. Аксиология и онтология творчества. Феноменология и гносеология творческой личности. Эпистемология и методология творчества и творческой личности. Культурология и социология творчества и творческой личности. Психология творчества и праксиология творческой личности. Система уровней фундаментально-прикладного изучения психологии творческой личности: аксиологический, онтологический, гносеологический, историко-научный, методологический, феноменологический, теоретический, эмпирический, методический, исследовательский, развивающий, прикладной, эпистемический, прагматический. Основная литература Бергсон А. Творческая эволюция. М. 1992 Бердяев Н.А. Смысл творчества. М. 2002 Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М. ПЕР СЭ. 2006. С. 3-99 Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. М. Республика. 1999 Пресняков О. Поэтика познания и творчества. М.ХЛ. 1980. С. 3-81 Семенов И.Н. Тенденции развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж. Модэк. 2000 Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М. Академический проект.. 2007 Шумилин А.Т. Теория творчества. Симферополь. СГУ. 1989 Дополнительная литература Зинченко В.П. Сознание и творчество. М. 2010 Семенов И.Н. Развитие концепции Н.Г. Алексеева на фоне становления рефлексивно-методологического подхода //Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. М. 2004. N 4 (34). С. 35-38 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М. Гардарики. 2001 ТЕМА 7. История научного изучения творчества и творческой личности Основные вехи историко-научного творчества и творческой личности. Философско-мифологические представления о творчестве и творческом человеке в античности. Религиозно-философские представления о человеке и творчестве в средневековье. Философско-научные представления о личности и творчестве в эпохе Возрождения. Научно-психологические представления о творчестве и личности в Новое время. Трактовки творчества и творческой личности в современном человекознании. Этапы становления и развития психологии творческой личности как инновационной области психологического познания. Основная литература Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. НМЦ. 1994С. 6-80 с. Розин В.М. Мышление и творчество. М. ПЕР СЭ. 2006. С. 45-320 Пономарев Я.А. Психология творения. М.-Воронеж. Модэк. 1999 Семенов И.Н. Этапы и логика развития научного творчества Я.А.Пономарева //Мир психологии. 2006. N 1 Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. N 3 Семенов И.Н. Обзор научных школ психологии творчества и рефлексии //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. N 4 Ярошевский М.Г. (ред.). Проблемы научного творчества в современной психологии. М. Наука. 1971 Дополнительная литература Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов. ТГУ. 2002 Арнаудов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс. 1970 Муха А.И. Процесс композиторского творчества. Музична Украина. 1979 С.113-120 Семенов И.Н. Вклад Н.Г.Алексеева в психологию рефлексии //Рефлексивные процессы и управление. Международный научно-практический междисциплинарный журнал.2005.N 2 ТЕМА 8. Психология творчества и его интеллектуально-личностные аспекты Логика развития психологии творчества – от изучения его интеллектуального плана к личностному аспекту. Высшие психические функции как компоненты творческого процесса. Рациональное и иррациональное в познании. Произвольное и непроизвольное внимание и память. Творческое мышление и интуиция. Продуктивное воображение и фантазия. Произвольность, продуктивность, рефлексивность как процессуальные аспекты творчества. Эмоциональность, мотивационность, направленность как личностные аспекты творчества. Чувства и переживания творческой личности. Творческий акт, творческий процесс, творческая деятельность, творческий опыт, творческая индивидуальность как феноменологическое поле психологии творческой личности. Психология сознания и деятельности творческой личности. Психология черт характера и психологических свойств творческой личности. Психология научных открытий и новаторского вклада в культуру творческой личности. Основная литература Арнаутов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс. 1970. с. 50-219 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема психологии творчества. Ростов-на-Дону. РГУ. 1983. 3-36; 137-168 Журавлев А.Л., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: школа Я.А.Пономарева/ Под ред. Д.В.Ушакова. М. ИП РАН. 2006 Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Исследование проблем психологии творчества. М. Наука. 1983 Дополнительная литература Библер В.С.Мышление как творчество. М. 1975 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. Oms.1994 Козырева А.Ю.Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. НМЦ. 1994. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности //Вопросы психологии. 1983. N 2 ТЕМА 9. ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Продуктивное и репродуктивное мышление. Рациональное и иррациональное познание. в жизни творческой личности. Логика и интуиция в процессе творческого мышления личности. Стереотипное и проблемное мышление в мыслительной деятельности творческой личности. Проблемность содержания человеческой деятельности – источник мышления. Понятийное и проблемное мышление. Проблемно-конфликтные ситуации и противоречивость социокультурных контекстов – источник ментального развития творческой личности. Культурно-историческая природа мышления. Практическая деятельность как основа человеческого мышления. Творческое (продуктивное) и репродуктивное (шаблонное) мышление. Рациональное и интуитивное мышление. Творческое, креативное и эвристическое мышление. Мышление как способ присвоения и развития творческого опыта человечества. Воображение и творчество. Виды, свойства и закономерности воображения. Игровая деятельность как источник развития воображения в онтогенезе. Создание и освоение продуктов художественного творчества как способ культивирования воображения. Анализ воображения как ключ к изучению творческой активности личности. Основная литература Бунге М. Интуиция и наука. М. Прогресс. 1967. С. 92-185 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. Спб. OMS. 1994.С. 76-99 Дружинин В.Н. Психология. Учебник. Спб.-М.2000 Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М. ПЕР СЭ. 2006. С. 100-183 Майерс Дэвид. Интуиция. СПб. Питер. 2009 Пономарев Я.А.Психика и интуиция. М. 1975 Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Исследование проблем психологии творчества. М. 1983 Розин В.М. Мышление и творчество. М.ПЕР СЭ. 2006. С.7-44 321-343 Дополнительная литература Бенсон Г., Проктор У. Как стать гением. Аутотренинг творческого потенциала. М. Эксмо. 2004. С.7-150 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема психологии творчества. Ростов-на-Дону. РГУ. 1983. С. 36-79 Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск.2001 Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивность педагогического мышления. Омск.2003 Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.1975 Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.М.1990 Халперн Д. Психология критического мышления. Спб. 2000 Мелоун С.А.Навыки мышления для менеджера М.1997 Тихомиров О.К. Психология мышления. М.1988 ТЕМА 10. Вдохновение, воображение и фантазия творческой личности Представление и воображение. Виды воображения. Воображение и целеполагание. Продуктивное и творческое воображение. Роль воображения в различных видах творческой деятельности личности. Воображение и развитие Я-концепции творческой личности. Воображение и проектирование. Воображение и фантазия. Роль фантазии в профессиональной деятельности творческой личности. Воображение, фантазия и предвидение. Роль фантазии в социокультурном развитии творчества и профессионально-творческой деятельности личности. Специфика воображения и фантазии в техническом, научном, художественном, политическом творчестве. Основная литература Арнаудов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс. 1970. С. 220-325 Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж. 1996 Выготский Л.С. Развитие воображения в детском возрасте. М. 2002 Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М. РАГС. 2005 Розет И.М. Психология фантазии. Минск. 1982 Дополнительная литература Кедров Б.М. День одного великого открытия. М. 1958 Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. М. Флинта. 2007 Семенов И.Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия творческой индивидуальности М.М.Зощенко // Акмеология. 2009. N 4 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. М. Талисман. 1995 ТЕМА 11. ГРАДАЦИИ ПРИРОДНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МАСШТАБ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Психогенетика: геном человека и задатки его способностей. Общие и специальные способности. Способности и развитие личности. Способности как родовые свойства человека и характеристики конкретной индивидуальности. Развитие способностей и формирование способов деятельности творческой личности. Высшие формы способностей: одаренность, талант, гениальность. Творческая личность и отклоняющееся поведение. Здоровье и творчество личности. Самоактуализация и самореализация творческой личности. Профессионализм и мастерство творческой личности. Талант и творчество личности с надситуативной активностью. Социокультурные критерии творческой личности. Гениальность и культура. Основная литература Арнаудов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс. 1970. С.9-30 Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-развивающие технологии инновационно-педагогической подготовки одаренных учащихся к межпоколенческому переходу // Известия Академии педагогических и социальных наук. Т. ХП. Ч. 1.М. 2008 Бурно М.Е. Психотерапия творческим самовыражением. М. Медицина. 1988 Гончаренко Н.В. Гений в науке и искусстве. М. Искусство. 1991 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Учебник. Спб.-М.2000 Матюшкин А.М. (ред.). Одаренность и возраст: развитие творческого потенциала одаренных детей. М.-Воронеж. МПСИ. 2004 Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. М. ИП РАН. 2006 Шадриков В.Д. Способности и деятельность. М. 1996 Дополнительная литература Климов Е.А. Человек в разнотипных профессиях. М. 1998 Купер К. Индивидуальные различия. М. 2000 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М. 2000 Маркова А.К. Психология профессионализма . М. 1998 Одаренные дети. М. Прогресс. 1991. С. 43-131; 149-234; 351-370 Сибгатуллина И.Ф. Одаренные интеллектуально… Казань.2002. КГУ. С.14-74 Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.1985 Уарте Х. Исследование способностей к наукам. М. 1970 Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности. М. 2001 ТЕМА 12. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОГО БЫТИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личность как субъект социокультурного бытия. Личность как субъект продуктивной деятельности, ее продукт и условие развития. Потребность индивида быть личностью. Идеальное бытие личности и феномен отраженной субъектности. Ответственное поведение как характеристика творческой личности. Самосозидание активной личности в процессе ее социального творчества. Потребность в самоактуализации как источник саморазвития творческой личности. Периодизация психического развития творческой личности. Самореализация творческой личности в продуктивной инновационной деятельности. Психологическая система творческой деятельности. Творческий акт и творческий процесс. Закономерности системогенеза деятельности творческой личности. Основная литература Арнаудов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс. 1970. С.433-550 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. СПбУ. 1994. с. 47-75; 100-118 Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М. Владос. 2001. с.19-27; 35-62 Пономарев Я.А. Психология творчества. М. Наука. 1976. С.262-295 Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань. КГУ. 1990. С.3-57 Семенов И.Н. С.Л.Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. N 3. Советова О.С. Основы социальной психологи инноваций. СПб. СПбУ. 2000 – 149 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/Под ред. К.А.Абульхановой. СПб-.М. 2009 Соколов Э.В. Культура и личность. М. Наука.1972. С. 169-219 Дополнительная литература Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб.2000 Асмолов А.Г. Психология личности. М.1990 Дизель П.М., Мак-Кинли Р. Поведение человека в организации. Пособие для школ бизнеса. М. Фонд «За экономическую грамотность». 1991. С.46-88 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.1975 (ридер) Маслоу А. Психология бытия. М.1987 Первин Ж. Психология личности. М. 2000 Реан А.А. Психология изучения личности.СПб.2000 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М. 1998 Франкл В.Человек в поисках смысла. М.1990 Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М.1986 Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М. 1999 Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М. 2006 ТЕМА 13. Возрастное и профессиональное развитие творческой личности Возрастное развитие личности, его аспекты и общая периодизация. Развертывание психогенетических и психофизиологических предпосылок онтогенетического развития творческой личности. Психическая активность человека и проявление способностей в детстве. Роль семейного воспитания в выявлении и формировании способностей детей. Игра и творчество. Трудолюбие и проявление одаренности у школьников. Роль школьного образования и школьной психологической службы в диагностике и развитии одаренности школьников. Социализация одаренных учащихся и направленность таланта у юношества в социокультурных перспективах личностного развития. Профориентация одаренных учащихся в общем и дополнительном образовании. Личностное самоопределение и профессиональное образование творческой личности в юности. Профессионализация и продуктивная самореализация творческой личности в зрелости. Кризисы личностно-профессионального роста творческой личности. Акме-достижения и социальная успешность творческой личности в профессиональной деятельности. Акмеологические и геронтологические особенности развития творческой личности в семейном и профессиональном социокульутрном пространствах современного социума. Возрастные закономерности становления и развития творческой личности. Основная литература Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск-Орел. ОРАГС. 2005 Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. НМЦ. 1994. С. 162-221. Непомнящая Н.И. Человек – целостный? М. МПСИ. 2006. Гл. 7. С. 357-404 Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М. Педагогика. 1991. С.12-50; 55-112 Пэрна Н.Я. Жизнь, ритм, творчество. М. 1925 Семенов И.Н. , Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности //Мир психологии. 2007. N 2 Фейдимен Дж., фрейгер Р. Личность и личностный рост. М. 1994 Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М. МПСИ. 2005 Дополнительная литература Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно-диалогического взаимодействия //Мир психологии. 2008. N 1 Одаренные дети. М. Прогресс. 1991. С. 15-42; 235-350 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994 Психология развития. Серия «Хрестоматия по психологии». СПб. Питер. 2001. С.436-459 Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов–будуших психологов. Сочи. НОЦ РАО. 2005 ТЕМА 14. САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. Осознание творческой личностью своего своеобразия. Рефлексия творческой личностью собственной оригинальности. Выбор и осознание личностью своей творческой позиции. Рефлексия личностью своего поведения в перспективе творческой стратегии саморазвития. Сознание и самосознание. Самопознание и самоотношение. Самосознание и “образ Я”. Познавательный и эмоциональный аспекты “образа Я”. Я-идеальное и Я-реальное. Осознание собственных психических качеств как результат сравнения себя с другими людьми. Внутренний самодиалог и рефлексия. Самооценка и самоуважение. Самосознание личности и жизненный путь. Развитие личности как преодоление жизненных проблем. Личностный рост и поиск смысла жизни. Самоопределение и самоактуализация личности. Препятствия на пути личностного роста и отклонения в личностном развитии. Психодиагностика и психокоррекция развития личности. Психоконсультирование и саморазвитие личности. Индивидуальная и групповая психотерапия личности. Психолого-акмеологические аспекты развития рефлексивной культуры творческой личности. Основная литература Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности. М. Прогресс. 1990 – 187 с. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. М-Воронеж. 2000. С. 3-67; 96-106 Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивня акмеология творческой индивидуальности. М. РАГС. 2005. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологчиеские основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. РАГС. 1998. С.3-86 Зинченко В.П. Сознание и творчество. М. Языки славянской культуры. 2010 Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006 – 319 с. Руффлер Маргрет. Игры внутри нас. Психодинамические структуры личности. М. Институт психотерапии. 1998 – 2008 с. Старовойтенко Е.Б. Психология личности. М. Академический проект. 2004. С.148-252 Шибаева Л.В. Психолого-акмеологические проблемы исследования образовательного творчества /Под ред. И.Н.Семенова. Орел. ОРГУ. С. 5-40; 116-141 Дополнительная литература Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М. 1998 Парилис С.Э., Либин А.В. Психология вашего сознания. М. Мысль.1991. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань. КГУ. 1990. С.58-134 Репецкий Ю.А, Семенов И.Н. Личностное самоопределение как смыслодинамический процесс //Развитие и саморазвитие личности. М. РАГС. 2004. С. 108-120 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972 ТЕМА 15. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ХАРАКТЕР И ВОЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Темперамент и дифференциально-психологические особенности творческой личности. Я-концепция творческой личности и целостность ее индивидуальности. Продуктивная самореализация и творческий стиль личности. Социокультурная ориентировка и творческий вкус личности. Индивидуальность личности в психологии. Индивидуальность как интегральное индивидуальное свойство человека. Типы высшей нервной деятельности и свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальные свойства творческой личности и их проявление в поведении. Понятие и структура характера. Деятельностная детерминация характера и его пластичность. Установка как единица анализа характера. Условия формирования характера. Генерализация мотивов как источник происхождения характера. Отношение творческой личности к собственному характеру. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, к самому себе. Характер и акцентуация личности. Защитные функции характера. Характер творческой личности как индивидуальный жизненный стиль. Специфика индивидуальности целостной творческой личности. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |