ФАКУЛЬТАТИВЫ
| Спецкурсы
| Дисциплина «Личностные расстройства» является спецкурсом специальности 030301 Психология и предназначена для студентов 4 курса (8 семестр).
Дисциплина реализуется кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии института психологии им. Л.С. Выготского.
Предмет дисциплины: феноменология, структура и динамика личностных расстройств, представления о психопатологии личности, существующие на сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологии. Цель дисциплины: овладение студентами основным объемом знаний относительно психической патологии в рамках расстройств личности для дальнейшего его использования в диагностической и коррекционной работе. Задачи:
Сформировать у студентов представления о современных классификациях психической патологии и месте расстройств личности в системе норма-патология;
Сформировать у студентов знания феноменологии личностных расстройств;
Познакомить студентов с основными объяснительными моделями личностных расстройств;
Показать студентам основные направления и возможности психотерапии и психокоррекции расстройств личности.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- рамки понятия «расстройство личности» в современной клинической психологии, психопатологии и психиатрии;
- основные типологии и классификации расстройств личности, используемые в отечественных и зарубежных теориях нормы-патологии;
‒ основные классические и современные концепции этиологии, формирования и развития расстройств личности.
А также уметь:
‒ выбирать и применять необходимые способы оценки и диагностики уровня личностной патологии;
‒ прогнозировать возможность и эффективность консультативной и психотерапевтической работы с пациентами с расстройствами личности;
‒ выбирать и использовать методы психологического консультирования и психотерапии пациентов с пограничными расстройствами.
Кроме того, владеть:
‒ методологией синдромального и каузального анализа нарушений психической деятельности при личностной патологии;
‒ основными методами и техниками диагностики и оценки психопатологии личности;
‒ современными техниками и процедурами психологического консультирования и психотерапии расстройств личности.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекционные занятия (34 часа).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
| Патология эмоций
| Дисциплина «Патология эмоций» относится к специальным курсам учебного плана специальности 030301 Психология и читается студентам 3 курса (6 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой специальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского.
Предмет дисциплины
Единица психического всегда включает в себя интеллектуальный и аффективный компонент. Аффект обеспечивает активность, мотивационное состояние; побуждает, направляет и контролирует поведение. Определяет избирательность сознания, организует восприятие и память, интеллектуальную деятельность, адекватное поведение в ситуации успеха и неуспеха.
Цель дисциплины – использовать опыт изучения особенностей искаженного психического развития ребенка при детском аутизме для реконструкции скрытых в норме уровней аффективной регуляции поведения и сознания, взаимодействующих как система аффективной организации сознания и поведения.
Задачи дисциплины:
1. Познакомить будущих психологов с основными проявлениями нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у детей разных возрастных категорий. 2. Познакомить с существующими клиническими, психолого-педагогическими и социальными классификациями нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения. 3. Показать особенности развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения различных категорий. 4. Познакомить с организацией помощи и системой психолого-педагогических и медико-социальных учреждений для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; раскрыть принципы и методы психолого-педагогической помощи этим детям. 5.Обобщить и закрепить умения студентов наблюдать, изучать и анализировать особенности развития данной категории детей. 6. Повысить теоретическую и практическую подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности, в том числе в системе общего и специального образования.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- закономерности нормального и аномального хода аффективного развития;
- структуру и функции аффективной сферы;
- современные подходы и методы психологической помощи ребенку и его близким;
- пути психологической помощи при отклонениях от нормы.
Уметь:
- реконструировать на основе психологического анализа феномен детского аутизма, как вариант искажения психического развития;
- рассмотреть аффективную сферу человека как систему адаптивной организации сознания и поведения;
- определять и диагностировать возможные угрозы возникновения дисбаланса, обосновывать выбор соответствующего направления психологической помощи и профилактической работы;
Владеть:
- навыком формулирования задач диагностики, психопрофилактики и психологической помощи при нарушении аффективного развития.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: 30 часов лекционных занятий.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
| Психология аномального развития
| Дисциплина «Психология аномального развития» является спецкурсом учебного плана специальности 030301 Психология. Данная дисциплина преподается на четвертом курсе (8 семестр).
Дисциплина реализуется кафедрой дифференциальной психологии и факультета медицинской психологии института психологии им. Л.С. Выготского.
Предметом дисциплины является: аномальное психическое развитие, представляющее собой индивидуальное развитие, выходящее за пределы нормы, в многообразных формах его существования. Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об аномалиях психического развития в детском и подростковом возрасте, систематизации закономерностей психического развития в норме и при различных вариантах дизонтогенеза. Задачи: ознакомить студентов с теоретическими представлениями о понятийном аппарате и конструктах психологии аномального развития: критериями определения нормы в разных направлениях и школах психологии, моделями отклоняющегося развития, базовыми классификационными схемами, раскрыть общие закономерности психического развития в норме и при различных вариантах дизонтогенеза; дать представление об особенностях психического развития детей и подростков при различных вариантах аномального развития; представить связь теоретических знаний и психологической практики: сформировать знания о современных методах психологии аномального развития и сфере их использования, организации помощи детям и подросткам с различными вариантами психического дизонтогенеза; заложить умение определять необходимые и возможные формы и методы в решении задач диагностики, профилактики и коррекции аномального развития.
В результате изучения дисциплины студент должен знать, возможные подходы и способы рассмотрения и объяснения аномалий психического развития; уметь различать норму и аномалии развития, распознавать феноменологию и структуру, психологические особенности и закономерности основных нарушений психического развития; обладать навыками психологического анализа аномальных вариантов развития психики, корректного применения теоретических знаний к решению практических психологических задач.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (34 часа).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
| Психология коммуникации
| Дисциплина «Психология коммуникации» относится к спецкурсам учебного плана специальности 030301 Психология и адресована студентам 3 курса (5 семестр).
Дисциплина реализуется кафедрой социальной психологии факультета социальной психологии и педагогики Института психологии им. Л.С. Выготского.
Предметом дисциплины являются: закономерности межличностной и массовой коммуникации, психологическая последовательность развития коммуникативных ситуаций.
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об основных направлениях психологического изучения коммуникации и методах воздействия в социальной психологии.
Задачи:
ознакомление студентов с представлениями российских и зарубежных авторов о направлениях и методах психологического изучения коммуникации;
формирование у студентов представлений об условиях и закономерностях коммуникативного процесса, обусловленных включенностью людей в социальные отношения;
формирование у студентов способности анализировать с помощью психологических понятий конкретные коммуникативные ситуации.
В результате изучения дисциплины студент должен знать основные типы факторов, влияющих на этот процесс, основные варианты его развития, уметь ориентироваться в различных представлениях об основных понятиях и закономерностях процесса коммуникации и обладать навыками для анализа конкретных коммуникативных ситуаций.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (30 часов).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
| Психология семьи и семейная психотерапия
| Дисциплина «Психология семьи и семейная психотерапия» относится к спецкурсам учебного плана специальности 030301 Психология и адресована студентам 4 курса (7 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой Психологического консультирования факультета Психологии института им. Л.С. Выготского.
Предметом дисциплины является семья как объект психологического исследования и воздействия. Цель дисциплины – формирование целостного представления об этапах и механизмах развития семейной системы, формирование умений, необходимых для оказания эффективной психологической помощи семье в периоды семейных кризисов, на основе знаний об основных психотерапевтических подходах. Цель курса конкретизируется в ряде задач: выработать представление о семье как объекте психологического исследования, познакомить студентов с основными методами семейной психотерапии, сформировать представление об этапах и механизмах развития семьи.
В результате изучения дисциплины студент должен знать основные этапы и механизмы развития семейной системы, уметь диагностировать актуальное состояние семейной системы с учетом имеющихся знаний о психотерапевтических подходах семейной психологии и обладать навыками эффективной психологической помощи семье.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (36 часов).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Дисциплина «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» относится к факультативам учебного плана специальности 030301 Психология и адресована студентам 3 курса (6 семестр).
Дисциплина реализуется группой гражданской обороны РГГУ.
Предметом дисциплины являются: основы техники безопасности нормального функционирования человека. Цель учебной дисциплины «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» – формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), готовности и способности специалиста использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются как приоритетные, особенно ярко выраженные при чрезвычайных ситуациях, их воздействии на человека и среду его обитания, что дает возможность применения полученных знаний и навыков для защиты жизни и здоровья в чрезвычайных ситуациях.
Задачи дисциплины:
Изучить характер чрезвычайных ситуаций и их последствия для жизнедеятельности.
Овладеть правовыми основами безопасности жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Подготовить студентов к осознанным действиям в чрезвычайных ситуациях, научить грамотно применять способы защиты жизни и здоровья в сложившейся критической обстановке.
Сформировать навыки оказания первой помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а так же при массовых эпидемиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать
теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
негативные воздействия ЧС на человека и среду его обитания;
основы защиты населения;
способы и средства защиты населения в ЧС;
основы первой помощи в ЧС.
Уметь
определять характер ЧС и их поражающие факторы;
идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;
выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
осуществлять мероприятия по защите населения в ЧС;
оказывать первую помощь при массовых поражениях населения и возможных последствиях аварий, катастроф, стихийных бедствий;
системно мыслить, обобщать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения;
логически, верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
работать в коллективе;
ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях;
использовать правовые документы в своей деятельности;
анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
понимать сущность и значение информации, осознавать опасность и угрозу;
принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
находить нестандартные интерпретации информации и решения задач по обеспечению безопасности в ЧС;
понимать логику глобальных процессов в развитии политических отношений;
следить за динамикой основных характеристик среды безопасности и понимать их влияние на национальную безопасность России.
Владеть
законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды;
способами и технологиями защиты в ЧС;
понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
методами обеспечения безопасности среды обитания и оказания первой помощи при ЧС;
понятиями о проблемах устойчивого развития и путей снижения рисков для обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (46 часов), семинары (4 часа).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
| Теория и практика перевода
| Курс «Теория и практика перевода» является факультативным в рамках подготовки по специальности 030301 Психология (3 курс, 5 и 6 семестры). Дисциплина реализуется на кафедре иностранных языков Историко-архивного института.
Целью курса является профессиональная подготовка студентов средствами иностранного языка, формирование у них высокого уровня социальной и профессиональной адаптации. Задачей курса является формирование у студентов коммуникативных языковых навыков, необходимых и достаточных для использования иностранного языка в профессионально-коммуникативной, информационно-аналитической, редакционно-издательской, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
Под коммуникативными языковыми навыками понимается владение лингвистическим, социолингвистическим и прагматическим компонентами, заложенными в самой системе обучения. Для достижения поставленной цели необходимо формировать и развивать все ее компоненты:
лингвистический компонент – знания лексики, фонетики и грамматики.
социолингвистический компонент – знание правил и норм использования языка в различных типовых ситуациях общения и развитие соответствующих навыков, необходимых для успешного ведения профессиональной деятельности, например, речевые правила и освоение навыков ведения деловых переговоров и неформальных бесед, работы в составе команды, организации рабочего места, деловой переписки и т.д.
прагматический компонент – умение пользоваться языковыми средствами в определенных функциональных целях в рамках профессиональной деятельности и в ситуациях делового общения и т.д.
В результате освоения дисциплины «Теория и практика перевода» студент должен:
Знать:
– специфику артикуляции звуков; чтение транскрипции; особенности интонации, акцентуации и ритма нейтральной (бытовой) речи в иностранном языке; особенности произношения, интонации и акцентуации, характерные для сферы профессиональной коммуникации;
– базовую нейтральную (бытовую) и терминологическую лексику;
– базовые грамматические конструкции и формы, типичные для нейтральной (бытовой) речи; грамматические конструкции и формы, присущие подъязыку специальности;
– свободные и устойчивые словосочетания, фразеологические единицы, характерные для сферы бытовой и профессиональной коммуникации;
– основные способы словообразования;
– классификацию функциональных стилей речи и основные характеристики и особенности обиходно-литературного, официально-делового, научного стилей и стиля художественной литературы;
– историю, культуру и традиции своей страны и стран изучаемого языка.
Уметь:
– дифференцировать иноязычную лексику по сферам применения (нейтральная / бытовая, общенаучная, официально-деловая, терминологическая);
– соотносить языковые средства с конкретными повседневно-бытовыми ситуациями, условиями и целями, а также с нормами профессионального речевого поведения, которых придерживаются носители языка;
– работать с/над текстами страноведческой, общенаучной и профессиональной направленности в целях адекватной интерпретации прочитанного материала;
– понимать монологическую/диалогическую речь, в которой использованы наиболее употребительные лексико-грамматические конструкции, характерные для коммуникативных ситуаций повседневно-бытового и профессионального общения;
– понимать и правильно интерпретировать историко-культурные явления стран изучаемого языка, разбираться в общественно-политических институтах этих стран.
Владеть:
– базовым набором лексики (нейтральной / бытовой, общенаучной и терминологической направленности); языком разных жанров научной и справочной литературы (статьи, монографии, бюллетени и другая документация);
– базовым набором грамматических конструкций, характерных для бытовой, общенаучной и специальной литературы);
– навыками чтения (просмотрового, ознакомительного, поискового, изучающего);
основными видами монологического/диалогического высказывания бытового, общенаучного и профессионального характера;
– приемами реферирования и аннотирования текстов профессиональной направленности;
– переводческими навыками (устный/письменный перевод текстов профессиональной направленности);
– методикой и приемами перевода (реферативного, дословного);
– навыками и методикой поиска страноведческой и профессиональной информации, с использованием различных источников (в том числе, Internet);
– письменной формой языка в рамках, обязательных для осуществления профессиональных функций и научной деятельности (написание тезисов, статей, рефератов, аннотаций, докладов, рецензий, и т.п.);
– основами публичной речи и базовыми приемами ораторского искусства.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 120 часов. Аудиторные занятия (практические занятия) – 60 часов. Курс заканчивается зачетом.
|
|