Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации





Скачать 325.06 Kb.
НазваниеМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
страница1/2
Дата публикации24.12.2014
Размер325.06 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2
Приложение 1






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой психиатрии Декан факультета кл. психологии

и клинической психологии и социальной психологии

профессор, академик РАМН к.б.н., доцент

______________П.И. Сидоров _________________С.В. Маруняк

« 24 » сентября 2012 г. « 25_»сентября 2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 3


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ______ Виктимология _________________

По направлению подготовки___ 030401 «Клиническая психология»_______

Курс ______2 ________________________________________________

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)_____зачет _________

Кафедра ____ психиатрии и клинической психологии ______________

Трудоемкость дисциплины _72__(час.)/_2__(зач. ед.)
Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Дисциплина "Виктимология" является одним из основных разделов юридической психологии, исходной для формирования знаний в ряде других областей этой отрасли психологической науки. - следственной, судебной и превентивной психологии. Она ориентирована на такие сферы правоприменительной деятельности как раскрытие и рассле­дование преступлений, осуществлении уголовного судопроизводства, профилактики преступлений, а также правовое воспитание. Криминальная психология связана с рядом отраслей юридической и психоло­гической наук - криминологией, уголовным правом, общей, социальной, воз­растной психологией, судебной психиатрией, юридической этикой.

Цель преподавания - дать студентам знания об основных положениях виктимологии и сформировать у них комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых в деятельности клинического психолога по виктимологическому предупреждению преступлений, криминологической безопасности.

Задачи изучения дисциплины:

– обеспечить студентов знаниями теоретических основ сущности и содержания виктимологии, применяемых методов виктимологического предупреждения преступлений, осуществляемых в системе процессов предупреждения преступности, организации их кадрового и документационного обеспечения, а также основных научных подходов к виктимологическому предупреждению преступлений;

– сформировать умения и навыки практической работы по определению типа жертвы преступления и в соответствии с этим осуществлению информационного обеспечения виктимологической профилактики, разработке на научной основе соответствующих управленческих решений по виктимологическому предупреждению преступлений, оценке эффективности работы по предупреждению преступлений;

- сформировать умения и навыки практической работы по оказанию психологической помощи жертве преступления с целью сохранить или улучшить ее способность справиться с ситуацией.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология»; дисциплины специализации.

Необходимые предшествующие дисциплины: общая психология, возрастная психология, социальная психология, психология социальной работы, правоведение, профессиональная этика, криминальная психология
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции







ПК -№

Профессиональные компетенции

ПСК 3.4

способностью и готовностью к овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики

ПСК-3.5

способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации

ПСК-3.7

способностью и готовностью к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами

ПСК-3.12

способностью и готовностью к взаимодействию со специалистами в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения


В результате изучения дисциплины и в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по дисциплине слушатель должен:

знать:

- историю, предмет и методологию виктимологии;

- роль, место и значение виктимологической теории в системе криминологического знания о преступности и ее предупреждении;

- понятие и основные характеристики виктимности и виктимизации, виктимологическую стратификацию социальных групп;

- содержание виктимологической детерминации, виды и роль виктимогенных и антивиктимогенных детерминантов в механизме совершения преступления;

- структуру виктимологической характеристики жертв преступления, их типы и современный портрет;

- общие правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по виктимологическому предупреждению преступлений;

- правовые, организационные и тактические аспекты оказания психологической помощи жертве преступления;

уметь:

- использовать правовую и иную информацию в организации эффективной виктимологической профилактики в предупреждении преступности, и связанных с ней негативных социальных явлений;

- использовать в практической деятельности тактические приемы виктимологического предупреждения преступлений;

- разрабатывать комплексные планы и целевые программы виктимологического предупреждения преступлений;

- организовывать внутреннее и внешнее взаимодействие в решении задач виктимологического предупреждения преступлений;
владеть:

- методами сбора и анализа информации о жертвах преступлений, а также оценки виктимологической ситуации на определенной территории или объекте;

- методами проведения прикладных виктимологических исследований и навыками составления виктимологической карты;

- методикой по непосредственному осуществлению виктимологического предупреждения замышляемых преступлений, а также осуществления общей и индивидуальной виктимологической профилактики преступлений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

42

4

В том числе:







Лекции (Л)

14




Практические занятия (ПЗ)

28




Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

30




Экзамен

-




Общая трудоемкость (час.)


72

2


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

ТЕМА №1

Понятие, предмет, методология виктимологической науки.

Понятие виктимологии. Социальная и криминальная характеристики виктимологической науки. Виктимология как общетеоретическая и прикладная наука. Место виктимологии в системе гуманитарного знания и социальной практики.

Предмет виктимологии. Общая характеристика элементов предмета виктимологии: виктимность (явление), виктимологическая детерминация, виктимологическая характеристика жертвы преступления, виктимологическое предупреждения преступности. Развитие и дополнение предмета виктимологии.

Система виктимологии как науки и учебной дисциплины. Место виктимологии в системе наук. Связь виктимологии с философией и другими гуманитарными науками: социологией, криминологией, психологией, педагогикой. Виктимология и науки криминального цикла: уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

Методология виктимологической науки. Всеобщий метод познания в виктимологии. Использование общенаучных и частнонаучных методов в виктимологических исследованиях. Единство юридического и социологического подходов в исследовании виктимологических проблем.

Виктимология и развитие системы социально-правового контроля над преступностью.

ТЕМА №2

История виктимологии как науки.

Ранние философские идеи о жертве, зарождение виктимологической мысли (Солон, Анаксимандр, Платон).

Виктимологические взгляды философов средневековья (Макиавелли, Ларошфуко, Гельвеций, Гегель, Шопенгауер, Бентам, Фейербах, Гарофало).

Возникновение виктимологической теории в криминологической науке.

Виктимологические учения и частные теории, их место в системе криминологического знания (Мендельсон, Гассер, Вольфганг, Вертхам, Шафер, Фуко, Хабермас). Радикальная виктимология.

Общность подходов в радикальной криминологии и виктимологии (Фридрикс, Фиппс). Традиционная дихотомия «жертва-преступник» - основа для критики Блэка (концепция преступления как «самопомощи»). Культивация преступниками идеи «иррациональности» своего поведения (Катц).

Становление виктимологии в России в 60-х гг. 20 века. Основоположники отечественной виктимологии Л.В. Франк, Д.В. Ривман. Роль жертвы в механизме преступного поведения.

Первые виктимологические школы в России (В.Е. Квашис, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская). Анализ общего понятия отрицательного поведения потерпевшего, вопросы уголовной ответственности жертвы.

Виктимологическая ассоциация в Нижнем Новгороде под руководством В.С. Устинова. Вестник виктимологической ассоциации.

Развитие отечественной виктимологии науки в конце 20 века. Виктимологические труды ученых, проводивших исследования виктимологических проблем преступности в стране и за рубежом (В.Е. Квашис, А.Л. Ситковский и др.)

ТЕМА №3

Виктимность и виктимизация: понятие и основные характеристики. Виктимологическая стратификация социальных групп.

Исходные понятия виктимности и виктимизации. Взаимосвязь виктимности и виктимизации. Основные признаки виктимности как социального явления: историческая изменчивость, относительная массовость, социальная и криминальная сущность.

Количественные и качественные показатели виктимности: состояние, уровень (коэффициент); динамика, структура, характер. Состояние виктимности в узком и широком смыслах. Выявление с помощью показателя уровня виктимизации географической распространенности криминальной виктимности различных социальных групп населения. Виктимологическая стратификация социальных групп. Психо-физиологические и профессиональные источники виктимности.

Показатели структуры виктимности. Виды виктимности и их соотношение. Региональные различия виктимности. Социальные и правовые факторы, влияющие на количественные и качественные показатели виктимности. Использование количественных и качественных показателей виктимности в информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел.

Латентная виктимность. Виды виктимологической латентности и ее причины. Взаимосвязь латентной и зарегистрированной виктимности. Методы выявления и анализ латентной виктимности.

Социальные последствия виктимности. Структура социальных последствий виктимности. Понятие «цены» виктимности. Ущерб от преступлений и затраты на систему помощи потерпевшим от преступления.

ТЕМА № 4

Виктимологическая детерминация. Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления.

Понятие виктимологической детерминации. Учение о детерминизме и взаимосвязи явлений. Понятие детерминации. Современные представления о детерминации и формах ее проявления. Детерминация в социальных процессах.

Виды виктимологической детерминации: временная связь, связь в пространстве, связь состояний, функциональная связь, корреляция. Причины и условия виктимности в системе виктимологической детерминации.

Социальные противоречия и виктимность. Общее, особенное и единичное в причинном комплексе виктимности. Детерминанты виктимности как социального и криминального явления. Детерминанты отдельных видов виктимности.

Классификация виктимологических детерминант. Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления.

Основные методологические подходы к анализу детерминант виктимности в различные периоды развития отечественной криминологии и виктимологии. Связь преступности и виктимизации с социальной, экономической, интеллектуальной и моральной неоднородностью общества.

Виктимологическая детерминация на современном этапе развития российского государства и общества. Социальное неравенство, социальная несправедливость и социальное отчуждение как первопричины виктимности. Проявление неравенства, несправедливости и отчуждения в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, духовной, правовой и др.), их влияние на виктимизацию, ее отдельные виды.

Изучение виктимологической детерминации органами внутренних дел. Основные источники информации о детерминантах виктимности (уголовно-статистические, социально-демографи¬ческие, экономические, социально-культурные, правоохранительные и др.). Способы изучения органами внутренних дел причин и условий преступности (научные, практические).

ТЕМА № 5

Виктимологическая характеристика жертвы преступления.

Понятие жертвы преступления. Соотношение понятий «жертва» и «потерпевший от преступления». Комплексный междисциплинарный подход к оценке личности и поведения жертвы в виктимологии. Виктимологические границы познания личности преступника.

Социально-философская сущность личности и ее взаимосвязь с сущностью личности жертвы. Дискуссия о врождённой и приобретенной виктимности. Взаимодействие внешних виктимологических детерминант с внутренними психофизиологическими, генетическими свойствами человека как основа виктимизации личности. Личность жертвы и социальная среда.

Структура личности жертвы. Социально-демографические признаки жертвы (пол, возраст, семейное и социально-ролевое положение, национальная и профессиональная принадлежность, материальная и жилищная обеспеченность). Интеллектуальные признаки жертвы (образование, уровень знаний, умственное развитие). Нравственные признаки (ценностные ориентации и стремления, духовные потребности, социальные интересы, религиозная направленность, привычки).

Психические процессы, свойства и состояния в личности жертвы (эмоциональная устойчивость, степень конфликтности, адекватность реагирования на внешние обстоятельства, уровень самооценки, коммуникабельность, подверженность влиянию). Физиологические признаки жертвы (состояние здоровья, особенности физической конституции). Уголовно-правовые и криминологические признаки (форма вины: умышленная или неосторожная виктимность, роль в совершённом преступлении, рецидив виктимности).

Типология жертв. Различные типологические признаки личности жертвы. Типология личности жертвы в зависимости от поведения (агрессивный, активный, нейтральный, пассивный, некритичный). Типология жертвы по направленности преступного поведения (насильственный, корыстный, корыстно-насильственный).

ТЕМА № 6

Виктимологическое предупреждение преступности.

Понятие виктимологического предупреждения преступлений как вида государственной и общественной деятельности. Совершенствование виктимологической предупредительной деятельности как основное направление всех виктимологических исследований. Основная цель виктимологического предупреждения преступлений. Перечень основных задач, которые выполняют субъекты виктимологической предупредительной деятельности. Принципы, на которых строится осуществление виктимологической предупредительной деятельности (законность, демократизм, гуманизм, справедливость и научная обоснованность), и их содержание.

Определение виктимологических видов предупреждения по целям и уровню, по объему и направленности. Значение видов и их содержание. Состояние видов виктимологического предупреждения преступлений в России.

Понятие системы виктимологического предупреждения преступлений. Необходимость существования единой системы виктимологического предупреждения преступлений. Основные ее элементы (субъекты, их взаимодействие, осуществляемые ими меры, внедрение программ, обеспечение виктимологической предупредительной деятельности, обеспечение деятельности субъектов). Функции, которые выполняет система виктимологического предупреждения преступлений (регулятивная, охранительная, воспитательная).

Классификация мер виктимологического предупреждения преступлений по их характеру, по масштабу. Требования, предъявляемые к мерам предупреждения преступлений (законность, обоснованность, прогрессивность, реальность и экономическая целесообразность, комплексность, конкретность).

Субъекты виктимологического предупреждения как основной элемент системы. Понятие субъекта виктимологической предупредительной деятельности. Их разновидности по месту в государственной и общественной системе, по задачам, компетенции и содержанию деятельности по предупреждению преступлений.

Государственные и негосударственные органы и организации, выступающие субъектами виктимологического предупреждения преступлений. Роль общественности и негосударственных структур в виктимологическом предупреждении преступлений. Организация взаимодействия субъектов виктимологического предупреждения преступлений.

ТЕМА № 7

Виктимологическая профилактика в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

Виктимологическая профилактика как наиболее эффективная разновидность предупредительной деятельности.

Правовые и организационные основы виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел. Федеральный, региональный и муниципальный уровни правового регулирования виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел. Ведомственное нормотворчество в сфере виктимологического предупреждения преступлений. Функционально-структурное обеспечение виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел. Информационно-аналитическое обеспечение виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

Виктимологическая профилактика преступлений, реализуемая в деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел. Объекты виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел. Общая и индивидуальная виктимологическая профилактика, осуществляемая органами внутренних дел. Задачи, решаемые виктимологической профилактикой. Правильность и своевременность выявления жертв, подлежащих общей и индивидуальной профилактике. Перечень основных социальных групп жертв, в отношении которых осуществляется виктимологическая профилактика. Разновидности методов и форм виктимологической профилактики.

Прогнозирование, планирование и программирование виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел. Организация внешнего и внутреннего взаимодействия органов внутренних дел по виктимологической профилактике в предупреждении преступлений. Использование зарубежного виктимологического опыта предупреждения преступлений органами полиции.

Основные направления виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел. Меры, направленные на устранение и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений: обеспечение виктимологической безопасности граждан; создание антивиктимогенных условий, препятствующих совершению преступлений; реализация информации о повторной виктимизации; оперативное реагирование на информацию о потенциальной виктимизации; накопление и систематизация информации о жертвах; внесение в соответствующие инстанции представлений об устранении виктимологических детерминантов; оказание виктимологических услуг и др.

Иные меры виктимологической профилактики, осуществляемые органами внутренних дел: консультирование населения о мерах самозащиты от преступных посягательств; привлечение населения к охране общественного порядка и предупреждению правонарушений; взаимодействие с государственными, общественными, коммерческими, религиозными, конфессиональными и иными объединениями и структурами в виктимологическом предупреждении преступлений.

Стратегические направления виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

ТЕМА № 8

Виктимологическое предупреждение в системе криминологической безопасности.

Криминологическая безопасность как часть проблемы социальной безопасности. Понятие и сущность криминологической безопасности. Обеспечение социально приемлемого контроля над преступностью. Соотношение и взаимосвязь криминологической безопасности и виктимологического предупреждения. Комплексный подход в развитии и реализации идеи виктимологического предупреждения в системе криминологической безопасности. Виктимологическое предупреждение преступлений органами внутренних дел в системе криминологической безопасности и социально-правового контроля над преступностью. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении криминологической безопасности населения. Виктимологические особенности предупреждения преступлений в системе криминологической безопасности.

Виктимологическая профилактика как составная часть системы криминологической безопасности и одно из главных звеньев обеспечения криминологической защиты граждан от преступных посягательств.

Развитие виктимологических начал в обеспечении национальной безопасности России. Совершенствование виктимологической предупредительной деятельности как основное направление обеспечения криминологической безопасности. Меры виктимологического предупреждения и механизмы криминологического обеспечения национальной безопасности. Социально-правовой контроль над виктимогенными угрозами России как виктимологическая основа успешного обеспечения национальной безопасности..

ТЕМА № 9

Виктимологические особенности службы в органах внутренних дел.

Профессиональные особенности и виктимогенные угрозы службы в правоохранительных органах и органах внутренних дел. Профессиональная виктимность сотрудников органов внутренних дел: понятие и признаки. Условия виктимизации сотрудников органов внутренних дел. Виктимологическая стратификация социальной группы – сотрудники органов внутренних дел. Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления против сотрудника органов внутренних дел.

Виктимологическая характеристика сотрудника органов внутренних дел как типа жертвы. Уголовно-правовые, социально-демографические и нравственно-психологические признаки жертвы. Особенности виктимологической характеристики жертв-сотудников органов внутренних дел в зависимости от вида преступного посягательства (насильственные и коррупционные преступления).

Виктимологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Виктимологическая характеристика и предупреждение коррупционных преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Виктимологическая профилактика службы в органах внутренних дел в системе криминологической безопасности.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ТЕМА №1

Понятие, предмет, методология виктимологической науки.

1

-










3

4

ТЕМА №2

История виктимологии как науки.

1

-










3

4

ТЕМА №3

Виктимность и виктимизация: понятие и основные характеристики. Виктимологическая стратификация социальных групп.

2

4










4

10

ТЕМА № 4

Виктимологическая детерминация. Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления.

2

4










2

8

ТЕМА № 5

Виктимологическая характеристика жертвы преступления.

4

8










8

20

ТЕМА № 6

Виктимологическое предупреждение преступности.

2

4










4

10

ТЕМА № 7

Виктимологическая профилактика в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

-

2










2

4

ТЕМА № 8

Виктимологическое предупреждение в системе криминологической безопасности.

2

4










2

8

ТЕМА № 9

Виктимологические особенности службы в органах внутренних дел.

-

2










2

4




Практикум

























Деловая игра

























Зачет

























ИТОГО:

14

28










30

72



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Виктимологическая стратификация социальных групп.

Обучающий компьютерный тест

Семинар-дискуссия

4

2

Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления.

Обучающий компьютерный тест

Семинар-дискуссия

4

3

Виктимологическая характеристика жертвы преступления.

Решение ситуационных задач и анализ конкретных ситуаций (Case-study).

Обучающий компьютерный тест, симуляционная задача

Семинар-дискуссия

8




Виктимологическое предупреждение преступности.

Обучающий компьютерный тест

Семинар-дискуссия

2

Итого (час.)

18

Итого (% от аудиторных занятий)

42.9%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Понятие, предмет, методология виктимологической науки.

История виктимологии как науки.

Подготовка реферата

Создание презентации

Подготовка к семинару

собеседование, доклад, коллоквиум,

тест,

проверка письменных работ

2

Виктимологическая детерминация. Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления.

Подготовка реферата

Создание презентации

Подготовка к семинару

Написание заключения по результатам исследования

собеседование, доклад, коллоквиум,

тест,

проверка письменных работ

3

Виктимологическая характеристика жертвы преступления.

Виктимологическое предупреждение преступности.

Подготовка реферата

Создание презентации

Подготовка к семинару Написание заключения по результатам исследования


собеседование, доклад, коллоквиум,

тест,

проверка письменных работ


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, коллоквиум)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач, написание заключения).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета:
1. Этап - _____тестирование_______________________

(название этапа)

2. Этап - _____решение ситуационных задач_________

(название этапа)

3. Этап- _______собеседование____________________

(название этапа)

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература на всю дисциплину в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.
9.1. Основная литература


  1. Бумаженко, Н.И. Виктимология : учебно-методическое пособие / Н.И. Бумаженко. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 115 с.

  2. В. Ривман. Криминальная виктимология — СПб.: Питер, 2002. — 304 с. — (Серия «Учебники для вузов»)

  3. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1008 с.

  4. Ушатиков А.И. Ковалев О.Г. Криминальная психология. Гриф Российской академии образования. Издатель - Московский психолого-социальный институт (МПСИ).- Серия - Библиотека юриста Год издания – 2007

  5. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2009. — 608 с.


9.2. Дополнительная литература


  1. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимологическое предупреждение преступности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  2. Вишневецкий К.В. Виктимность личности и социальной группы в современной криминологии. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2006.

  3. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимность социальных статусов в современном обществе. – Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005.

  4. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. – Тамбов: Першина, 2005.

  5. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты: Монография.- М.: Академия управления МВД России, 2005.

  6. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы


  • Образовательные ресурсы Интернета - Юриспруденция. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/jur/jur558.htm

  • Библиотека психологического форума MyWord.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.myword.ru

  • Образовательный ресурс “TWIRPX” (материалы по криминальной психологии и криминалистике). Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/psychology/juridical/criminal/

  • Авторские подборки фильмов и онлайн роликов по теме: криминальная психология, виктимология Режим доступа: http://www.booksplanet.ru


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • Компьютерный класс кафедры психиатрии и клинической психологии с программным обеспечением для тестирования знаний и внутрисетевым сайтом дистанционного обучения на платформе “Moodle”

  • Методики для психологического исследования (компьютерные, бумажные)

  • Видио- и аудиоматериалы с необходимыми техническими средствами их использования.


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину

«Виктимология» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Виктимология» Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.


1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент

Парняков А.В.























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ, кафедра психиатрии и кл.психологии

Доцент

Шелыгин К.В.





























Приложение 2
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов РФ
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного (общего) образования по иностранным языкам. (М.: Астрим act, 2004);...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск