Скачать 178.47 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет логопедии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологииНаправление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль подготовки ЛОГОПЕДИЯ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр специального (дефектологического) образования Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Рыбалов Л.Б., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедры естественно-биологических наук НОУ ВПО МПСУ. 1. Цели освоения дисциплины Основной целью данного предмета является изучение теоретических основ нейропсихологии, а именно методологических основ закономерности формирования ВПФ с целью дальнейшего выявления патогенетических аспектов недоразвития и распада речевых процессов у детей. Для выполнения вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:
Полученные знания дают возможность использовать данные для решения коррекционных и логопедических задач в лечении детей с нарушением речи. Основной практической задачей является возможность помочь детям с ОВЗ. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина « Основы нейропсихологии» относится к психологическим дисциплинам и является обязательным компонентом в дефектологии. Соответственно своей специфики дисциплина содержательно связана со следующими дисциплинами ,невропатология Ее изучают все студенты, специализирующиеся в различных областях дефектологической науки и практики. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы нейропсихологии. В результате освоения дисциплины «Основы нейропсихологии у студентов формируются следующие компетенции:
- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики - готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12). В результате освоения дисциплины обучающиеся должен:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа. Теоретическая часть дисциплины С теоретической частью дисциплины студенты знакомятся в основном на лекциях. В лекциях раскрывается содержание дисциплины с учетом современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел программы составляется в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. Все разделы дисциплины разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. Для дисциплин федерального компонента названия разделов должны соответствовать дидактическим единицам, указанным в государственном образовательном стандарте специальности/ направления подготовки. Раздел 1. Методологические аспекты нейропсихологии Тема 1. Нейропсихология как наука. Исторический аспект нейропсихологии. Содержание темы. Первые нейропсихологические исследования Л.С.Выгодского, А.Р Лурия. Становление и развитие нейропсихологии в России. Значение исследований Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, Е.Н.Соколова, Н.П. Бехтеревой .Связь науки с неврологией и нейрохирургией. Вклад в науку неврологов и психиатров М.О. Гуревича, Н.П.Бехтеревой , Р.Я. Голанд. Теоретические аспекты нейропсихологии. Значение исследований И.В.Павлова, И. М.Сеченова в развитии нейропсихологии как науки. Клинические аспекты нейропсихологии. Основные задачи практической части. Направление современной нейропсихологии. Детская нейропсихология и связь ее с дефектологией. Тема . 2Системная динамическая локализация ВПФ. Содержание темы. История развития учения о локализации ВПФ. Френология как направление в науке. Представители узкого локализационизма Ф. Гааль, П. Брока, К. Вернике, К. Кляйст. Антилокализационизм и его представители П. Флуранс, Ф. Гольц, К. Лешли . Работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина об учении о ВПФ. Динамическая локализация ВПФ. Значение исследования И. П, Павлова о ВПФ. А.Р. Лурия и его исследования посвященные локализации ВПФ. Три блока по Лурии. Системная динамическая локализация ВПФ. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: бок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Тема 3. Уровни строения головного мозга. Функциональная организация психической деятельности. Содержание темы Основные принципы строения головного мозга. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. Функция ствола, промежуточного и коры головного мозга. Строение коры головного мозга. Цитоархитектоника как наука. Поля Бродмана. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий Медиальные, базальные, конвекситальные отделы больших полушарий. Корковая проекция двигательной и чувствительных процессов. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарное взаимодействия. Основные комиссуры головного мозга. Анотомическая и функциональная асимметрия коры мозга человека. Доминантное полушарие. Зона Брока и Вернике и их роль в формирования речи. Развитие доминантности в процессе онтогенеза. Раздел 2. Симптомы поражения коры головного мозга. Тема 4 . Мозговая организация зрительного восприятия. Зрительные агнозии. Содержание темы. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции Строение зрительного анализатора. Сетчатка, теории цветового и светового восприятия. Зрительный нерв- строение. Зрительная кора и подкорковые центры. Уровни работы зрительной системы. Гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии. Вторичные поля 18 и 19 и их поражение. Классификация зрительных агнозий. Клиническая и топическая характеристика лицевой, предметной,цветовой,оптико-пространственной.буквенной,симультанной агнозий. Тема 5. Мозговая организация слухового восприятия. Слуховые агнозии. Содержание темы. Строение слухового анализатора. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память..Кортиев орган - строение и функция. Нейрофизиология слухового восприятия. Уровни слуховой системы. Вторичные и третичные поля височной доли коры головного мозга. Слуховые агнозии. Нарушение фонематического слуха. Неречевой слух. Значение слуховых агнозий в формировании речи. Тема 6. Мозговая организация кожно-кинестетических чувств. Тактильные агнозии. Содержание темы. Строение поверхностной и глубокой чувствительности. Кожные и проприорецептивные рецепторы. Уровни построения чувствительности. Описания строения кожно-кинестетического анализатора. Вторичные поля 1, 2,5 и частично 7 поле .Третичные поля 39,40 поля. Синдромы поражения полей. Верхний теменной и нижний теменной синдром. Тема 7. Произвольные движения. Апраксии. Содержание темы. Организация движений Нейрофизиология движения. Уровни построения движений. Произвольные движения и действия. Н. А. Бернштейн и его регуляция движений. Апраксии их виды и клиническая характеристика. Раздел 3. Нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга. Тема 8. Нарушения памяти при локальном поражении головного мозга. Содержание темы .Определение памяти . Психофизиологические аспекты памяти .Классификация по длительности по модальности ,по участию ВПФ. Нарушение памяти при локальном поражениях головного мозга. Модально-спецефические и модально-неспецефические нарушение памяти. Нарушение мнестической деятельности при поражение лобных структур. Тема 9. Нарушения внимания при локальном поражении головного мозга. Содержание темы. Внимание как психический процесс. Нейрофизиологические аспекты внимания. Классификация процесса по участию ВНД. Модально-специфические и модально - неспецефические нарушение внимания. Значение нарушения памяти и внимания у детей с ОВЗ. Тема 10. Нарушения мышления при локальном поражении головного мозга. Содержание темы. Мышление как психический процесс. Определение мышления в психологии, философии, медицине, нейрофизиологии. Этапы мыслительной деятельности в нейропсихологии. Симптомы нарушения мышления при поражения головного мозга. Определение лобного синдрома. Значение нарушения мышления при у детей с ОВЗ. Тема 11. Нарушения сознания при локальном поражении головного мозга. Содержание темы. Определение сознания как междисциплинарная проблема в философии и физиологии. Симптомы нарушения в психиатрии. Нейропсихологический подход в изучении сознании. Классификация нарушения при локальном поражении головного мозга. Тема 12. Эмоционально-личностные нарушения при локальном поражении головного мозга. Эмоционально-личностная сфера как нейропсихологическая проблема. Нарушение эмоций в психиатрии. Симптомы поражения при очаговых поражениях головного мозга. Классификация нарушений в зависимости от уровня поражения. . Тема 13. Речевые нарушения при локальном поражении головного мозга. Содержание темы Проблема афазий. Классификация по Лурии. Нарушение речи при ОНМК, ЧМН. Нарушение речи у детей с ЗПР.
При прохождении дисциплины рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные работы. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Самостоятельная работа студентов (СРС) Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:
Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента. Самостоятельные работы контролируются преподавателем и результаты учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д Практические задания для студентов. Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты очной и заочной формы обучения выполняют практические задания Темы практических занятий.
Тематика рефератов
К аттестационным испытаниям относятся: экзамен. Вопросы к экзамену
Список рекомендуемой литературы Приводится учебная учебно-методическая и научная литература. Список литературы состоит из двух частей: основной и дополнительной. Основная:
Дополнительная:
Список нормативно-правовых документов для данной дисциплины не выявлен Наглядные пособия
Для контроля знаний используется АПИМ – комплект аттестационного педагогического материала.на сайтах www.fepo.ru или www.att.nica.ru. |
Рабочая программа дисциплины невропатология направление подготовки... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое)... | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины «Основы социального государства... «Основы социального государства и гражданского общества» для направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое образование),... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 По направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Алалия) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Афазия) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Заикание) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Программа модуля «Коррекция произносительной стороны речи» Направление:... Этот урок сегодня | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Программа модуля «Логопедия (Алалия)» Направление: 050700 «Специальное... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 – Специальное (дефектологическое)... | Программа модуля «Технология обследования речи» Направление: 050700... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718... |