Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 128.16 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации22.01.2015
Размер128.16 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Психология > Тематический план
Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет психологии

Кафедра психологии личности
Программа дисциплины

«Основы гуманистической психотерапии»

для направления 030300.68 «Психология»

подготовки магистра

Автор: доцент кафедры

Бондаренко О.Р.

Рекомендовано секцией УМС

«Психология»

Председатель

________________Штроо В.А.

« » 2009 г.

Утверждено УС факультета психологии

Ученый секретарь

________________ Старовойтенко Е.Б.

« » 2009 г.


Одобрено на заседании кафедры психологии личности

Зав. кафедрой

___________Старовойтенко Е.Б.

« 17 » ноября 2009 г.

Москва 2009
Цель курса - освоение студентами теоретических знаний, ориентация в основных направлениях гуманистической психотерапии. Знакомство с методологией теорией и практическим содержанием гуманистической психотерапии. Раскрытие специфики технологии и практической реализации гуманистической психотерапии в работе с клиентами на примере клиент-центрированного подхода.
Учебные задачи:

  • Сформировать адекватные представления о роли и месте гуманистической психотерапии в системе мировой психотерапевтической теории и практики.

  • Познакомить с теорией и базовой психотерапевтической технологией гуманистической психотерапии через рассмотрение современных подходов в клиент-центрированной терапии.

  • Апробировать и освоить супервизируемую практику психотерапевтической работы с клиентами

  • Обеспечить усвоение морально-этических норм обязательных для психолога-психотерапевта, обеспечивающих и охраняющих права клиента и психотерапевта в терапевтическом процессе.

Содержание курса

Курс «Основы гуманистической психотерапии» состоит из лекционных занятий, его основные темы отрабатываются в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с научно-практической литературой и выполнения специальных заданий
Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Введение

4

4

-

4

2

Особенности и специфика гуманистической психотерапии в соотношении с основными современными психотерапевтическими направлениями.

8

6

2

4

3

Формирование структуры личности и терапевтический процесс

8

6

2

4

4


Психотерапевтическая диагностика


12

6

6

4

5

Терапевтическое общение в практике Клиент-центрированной терапии (КЦТ)

12

4

8

8

6

Профессиональные и личностные особенности психотерапевта

12

6

6

8

7

Терапевтический процесс в клиент-центрированной терапии

12

6

6

8

8

Психотерапевтическая технология в работе с переживанием

12

2

10

8




ИТОГО

80

40

40

40



Содержание программы.

1. Введение


Содержание понятий: психологическое консультирование и психотерапия; их соотношение. Психологическая и медицинская модели консультирования и психотерапии, их сравнительный анализ (ролевая позиция терапевта, отношение к проблеме (симптому) клиента, конечная цель терапии, ролевая позиция клиента, методы). Понятие невроза, психологического здоровья в терапевтической практике разных психотерапевтических направлений. Смысл и структура психологической помощи.

Организационные условия психотерапевтической практики. Этические принципы психотерапевтического взаимодействия.
2. Особенности и специфика гуманистической психотерапии в соотношении с основными современными психотерапевтическими направлениями.

Основные психотерапевтические направления : психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, их сравнительный анализ. Цели, задачи, основные положения, методический и практический инструментарий, критерии результативности психотерапевтической работы с клиентом в каждом направлении.

Ключевые понятия каждого направления: бессознательное, конфликт, свободные ассоциации, символы проявления бессознательного, сопротивление, перенос (трансфер), контрперенос (контртрасфер), поведение, стимул, реакция, научение (классическое, оперантное, социальное), самоактуализация, Я-концепция, эмпатия, безусловное принятие, конгруентность, инконгруентностиь, открытость, переживание опыта, доверие опыту, символизация опыта .
3. Формирование структуры личности и терапевтический процесс

Представления о формировании личности в гуманистическом подходе. Представление о личности в теории К Роджерса. Полноценно функционирующая личность. Самоактуализация. Актуализирующая тенденция. Я-концепция и особенности ее формирования. Символизация опыта и ее особенности. Защитное поведение личности по Хогану, условия его возникновения, возрастания и минимизации.

Психологические условия формирования полноценно функционирующей личности. Дефициты и нарушения личностного развития и связанные с этим особенности формирования Я-концепции личности. Исследование дефицитов личностного развития и построение, в соответствии с этим, терапевтического процесса.
4. Психотерапевтическая диагностика
Процессуальный характер психотерапевтической диагностики в гуманистической терапии. Понятие процессуальной диагностики, основные ее характеристики и базовые составляющие. Непрерывность процессуальной диагностики. Сравнительный анализ с другими видами диагностики. Основные этапы и составляющие диагностики. Три уровня диагностики (диагностический треугольник). Исследование мотивации к самопознанию и изменению у клиента. Особенности формирования гипотез о структуре личности клиента. Контрперенос консультанта и его рассмотрение, как важная составляющая диагностического процесса. «Сценическое» понимание поведения клиента. Терапевтические отношения (клиент-терапевт) как необходимый материал для понимания клиента. Прогноз относительно результативности психотерапевтической работы с клиентом.
5. Терапевтическое общение в практике Клиент-центрированной терапии (КЦТ):

Особенности и специфика терапевтического общения: ограничение рамками терапии (время, место, периодичность, продолжительность, стоимость), конфиденциальность, концентрированность, эмоциональная вовлеченность и насыщенность. Особенности и характер терапевтического общения в разных терапевтических направлениях, их сравнительный агнализ. Построение отношений клиента и терапевта в гуманистической терапии. Триада К.Роджерса: Эмпатическое понимание, Безоценочное принятие, Конгруентность. Понятие директивности в работе терапевта. Манипулятивная недирективность, содержательная недирективность в поведении терапевта. Директивность «по отношению к процессу, а не к содержанию» по Ю Джендлину. Распределение ответственности в консультативном процессе. Общение в КЦТ как терапевтический процесс. Понятие дисфункциональности личных взаимоотношений клиента и ее проявление в терапевтическом контакте . Дисфункциональностьв в общении клиента, как важная характеристика для глубинного понимания клиента Перенос и контрперенос, их влияние на терапевтический процесс и его результативность. Формы переносов и особенности работы психотерапевта. Источники контрпереноса. Полезный и препятствующий контрперенос. Котрперенос, как усиление или поглощение эмпатии психотерапевта.

.
6. Профессиональные и личностные особенности психотерапевта

Ценностные установки и смысложизненные ориентациитерапевта и их влияние на терапевтический процесс. Основополагающие принципы психологического консультирования как реализация ценностей и смысложизненных ориентаций. Свобода личности. Ответственность. Воля. Индивидуальность личности. Социальная интегрированность. Духовная напряженность. Психотерапия как культура. «Умное незнание» психолога консультанта

Терапевтическая экспрессивность и субвербальная коммуникация по Ю. Джендлину. Конгруентное непонимание и непринятие клиента по В.Кейлю. Безоценочность, эмпатичность, конгруентность как базовые терапевтические установки личности консультанта. Значение конфликта и фрустрации в консультативном процессе. Помогающая фрустрация

«Интенциональность» консультанта и ее свойства. Соотношение профессиональных качеств и личностных особенностей психотерапевта, возможность их противоречия. Ролевые позиции терапевта в терапевтических подходах разных направлений.

Умение работы с переживанием клиента на разных уровнях символизации.

Самопознание терапевта и его значение для эффективной работы с клиентом.

Супервизия в практике работы психотерапевта. Виды ошибочных психотерапевтических установок в терапевтическом общении. Техники и виды супервизии.
7. Терапевтический процесс в клиент-центрированной терапии

6 необходимых и достаточных условий психотерапии по К.Роджерсу. Расширение теории терапии Роджерса. Необходимость прямого обращения к переживанию по Ю.Джендлину. Структура терапевтического процесса. Когнитивная и эмоциональная части процесса. Типичные стадии терапевтического процесса. Последовательность действий терапевта. Содержание действий (как?). Обоснование действий (почему?).

Уровни консультативной работы с клиентом (отношений, содержания, обработки) по Sachse, их назначение и обоснование. Герменевтическая эмпатия и ее значение для глубинного понимания клиента.

Особенности и характеристики первой встречи с клиентом. Терапевтический контакт: его установление, развитие и углубление, завершение. Проблемы и важные характеристики завершения контакта.

Результативность психотерапии. Критерии результативности терапевтического процесса. Изменение личности как следствие терапевтического взаимодействия. Психологическое содержание понятия «изменение личности» в терапевтическом процессе.

7 стадий психотерапевтических изменений по К. Роджерсу как терапевтические последствия проявления терапевтом принятия и эмпатического понимания.
8. Психотерапевтическая технология в работе с переживанием

Профессиональные умения и навыки: триада Роджерса. Эмпатия, ее психологическое содержание, отличие от сочувствия и симпатии, ее реализация через умения эмпатического слушания, и ее влияние на психотерапевтическую результативность.

Виды и характеристики эмпатического слушания («пассивное» слушание, слушание с реакцией подтверждения, «открывание дверей», активное слушание и его формы). 5 уровней эмпатического понимания переживания клиента.

Принятие, его психологическая характеристика как безусловного отношения, его функции и способы реализации в терапевтическом процессе .

Конгруентность, ее психологическое содержание, способы реализации, психологическое влияние на терапевтическую результативность.

Переживание, необходимое для личностных изменений в терапии. «Чувственно переживаемый смысл» (felt sense) по Ю. Джендлину. 4 способа доступа к внутреннему переживанию по Greenberg, Rice & Elliot. Промежуточные уровни символизации внутреннего переживания. Необходимые умения терапевта для работы на этих уровнях.

Полимодальность символизации чувственно переживаемого смысла. Психотерапевтическая работа с образами, фантазиями, снами, рисунками, телодвижением, метафорами, звуками.


Формы работы на практических занятиях





  1. Супервизия терапевтической работы внутри группы. Анализ терапевтической сессии по выделенным критериям. Тренировка навыков безоценочного наблюдения и фиксации событий наблюдения

  2. терапевтическая работа в тройках. Отработка терапевтических техник и навыков

  3. Анализ конкретных терапевтических случаев

  4. Отработка навыков ведения протоколов наблюдения терапевтической сессии

  5. Построение и анализ терапевтических отношений. Тренировка навыков определения переноса и контрпереноса в психотерапевтическом общении

  6. Интервизия индивидуальных терапевтических сессий

  7. Построение, выдвижение и проверка терапевтических гипотез в процессе клиент-центрированной терапии.


Формы самостоятельной работы студентов


  1. Анализ поведения клиента в терапевтической сессии и письменное заключение об особенностях Я-концепции

  2. Исследование инконгруентности клиента в терапевтическом контакте и составление таблицы по самостоятельно выделенным критериям

  3. Проведение самостоятельной терапевтической сессии с последующим анализом

  4. Составление протокола терапевтической сессии

  5. Проведение супервизии терапевтической работы с последующим письменным анализом полученного материала

  6. Проведение терапевтической сессии с предоставлением материалов аудио или видео – записи для интервизии

  7. Изучение научной и практической литературы. Предоставление для анализа в группе терапевтической сессии, изученной в литературном источнике

Формы контроля:

  • текущий контроль: оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль: оценки за реферат (3-4 тыс. слов) и тестовое экзаменационное задание, выполняемые в письменном виде (120 мин.);

  • итоговый контроль: выполняется по завершении дисциплины. Результирующая оценка выставляется в пятибалльной и десятибалльной системе. Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля. При получении результирующей оценки (Ор) учитываются следующие парциальные оценки (в скобках указаны относительная значимость каждой из парциальных оценок): оценка за активность на занятиях Oа (0,1); оценка за посещаемость занятий Оп (0,1); оценка за реферат Ореф (0,4); оценка за экзамен Оэ (0,4): Ор = Оа х 0,1 + Оп х 0,1 + Ореф х 0,4 + Оэ х 0,4.

  • итоговая оценка: поскольку контроль является итоговым, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется одна из четырех итоговых оценок: «отлично» (Ор=8-10), «хорошо» (Ор=6-7), «удовлетворительно» (Ор=4-5), «неудовлетворительно» (Ор<4).


Литература

Основная

  1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. Киев Москва, 1999.

  2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. Санкт -Петербург, 1997.

  3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

  4. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред Б.Д. Карвасарского. Серия «Мастера психологии», Санкт - Петербург, 1999.

  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М., 1993.

  6. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М., 1997.

  7. Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. «Эксмо-пресс»,1999

  8. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.,1995

  9. Эволюция психотерапии. Т. 1,2,3,4. М., 1998.

  10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Москва, 1999

  11. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. Киев-Москва, 1999. Глава 5 – Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса.

  12. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. Москва, «Когито-Центр», 2005

  13. Джендлин Юджин. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживанием. Москва, Независимая фирма «Класс», 2000



Дополнительная литература

  1. Аллан ДЖ. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клириках. СПб.,1997.

  2. Бондаренко О.Р., Савельева Е.А. Психотерапевтические возможности уроков литературы// Журнал практического психолога., 1998. № 1.

  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.,1987

  4. Василюк Ф.Е. Режиссерская постановка симптома (психотерапевтическая методика)// Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2.

  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

  6. Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

  7. Московский психотерапевтический журнал. 1992 -2002 г.г.

  8. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. Москва, 1999.

  9. Окландер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997

  10. Папуш М.П. Практическая психотехника.

  11. Перлз Ф. Гештальт семинары. М., 1998

  12. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. М., 1997.

  13. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств// Вопросы психологии, 1995. № 1.

  14. Розин В.М. Психология: теория и практика. Москва, 1998.

  15. Рудестам К. Групповая психотерапия. Санкт-Петербург. 1998

  16. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.,1991.

  17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  18. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991

  19. Ферручи П. Кем мы можем быть: психосинтез как метод психологического и духовного роста. С.-Петербург, 1992

  20. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта// Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2.

  21. Шоттенлоэр Гертруда. Рисунок и образ в гештальттерапии. С-Петербург, 2001

  22. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. С.-Петербург, 1994

  23. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. «Мастера психологии». Санкт-Петербург, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск