Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 394.39 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/2
Дата публикации28.01.2015
Размер394.39 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Волосникова Л.М.

28.09.2008 г.


Основы специальной педагогики

и психологии

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы ______________________ /Стародубцева И.В./

18.09.2008
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 18.09.2008, протокол №1

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 19 стр.
Заведующий кафедрой /Короткова Е.А./
18.09.2008 г.
Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры №1 от 18.09.2008 г.
Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК /Колунин Е.Т./

«___» _______________ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ /Федорова С.А./
«______»_____________2008 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Стародубцева И.В.
Основы специальной педагогики

и психологии

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности»

Тюмень- 2008

Стародубцева И.В. Основы специальной педагогики и психологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности». Тюмень, 2008. 19 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы специальной педагогики и психологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой теоретических основ физического воспитания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Короткова Е.А., доктор педагогических наук, профессор



© Тюменский государственный университет, 2008.

© Стародубцева И.В., 2008.

Пояснительная записка


Одной из важнейших задач современной практической педагогики и психологии является коррекция отклонений детского поведения и неврачебная помощь проблемным детям. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами, поступками. А ребенку с аномалиями развития (слабослышащему, глухому, умственно отсталому и т. д.) справиться с ними особенно трудно. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания педагога обычно стоит вопрос о квалификации основных психологических расстройств, их структуры и степени выраженности. Однако в отношении детского возраста психологическая оценка нарушений развития не может быть полной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенностей дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом либо его последствиями.

В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не характером заболевания, а той возрастной стадией развития, на которой находится ребенок. Чем младше ребенок, тем больше на первый план будут выступать явления нарушения развития – дизонтогенеза. При этом чем раньше произошло поражение мозга, тем больше в картине дизонтогенеза будет выступать компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни, процесс дизонтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, то есть своевременно не создаются необходимые взаимодействия между отдельными системами. Возникают явления изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти явления задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.
Требования к уровню усвоения содержания курса:

  1. Знать особенности развития проблемных детей

  2. Выявлять и систематизировать патологическую симптоматику и дает психологическую квалификацию конкретной аномалии.

  3. Проводить структурный анализ расстройств, выявлять первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные, обусловленные аномальным развитием в условиях болезни.

  4. Разрабатывать программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, природы и механизма образования нарушений и направленную на их предупреждение, снятие или ослабление.

  5. Проводить элементарное восстановительное обучение детей с нарушениями высших психических процессов, таких, как речь и мышление, чтение и письмо, речь и конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

Таблица 1.

Распределение часов по разделам и темам курса

5 семестр

Наименование

тем и разделов

Аудиторные занятия

(час)

Самост-ая р-та
ОДО/ОЗО

ВСЕГО

Лекции

ОДО/ОЗО

Практ.

Занятия

ОДО/ОЗО

Введение в курс. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.

Спецпсихология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе образования и воспитания. Понятие образования и воспитания.

Коррекция и компенсация. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Психодиагностика аномального развития. Обзор методик патопсихологического исследования.

7/5

4/1

1/-

2/4

Категории развития в спецпсихологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Типы психического дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное, поврежденное, искаженное. Первичный и вторичный дефекты. Обзор коррекционных методик и программ.

4/5

2/1

1/-

¼

Особенности дисгармонического развития. Психопатии и акцентуации в детском и подростковом возрасте.

Коррекция поведенческих нарушений.

¾

2/-




¼

Исследования мышления в норме и при различных аномалиях развития.

6/5

2/-

2/1

2/4

Тесты Р. Амтхауэра, Штур, Астур как варианты психометрических методик.

5/4

2/-

2/-

¼

Предмет, цели, задачи, принципы и методы спецпедагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс. Формирование личности и деятельности. Передача и усвоение знаний, умений и навыков – основное средство подготовки детей к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Основные отрасли спецпедагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.


7/3

4/1

2/-

½

Диагностическая и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми и с детьми, имеющими задержку психического развития.

5/4,5

2/0,5

1/-

2/4

Диагностическая и коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми.

4/4,5

2/0,5

1/-

¼

Диагностическая и коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми.

4/4,5

2/0,5

1/-

¼

Диагностическая и коррекционная работа с детьми-логопатами.

5/4,5

2/0,5

1/-

2/4

Диагностическая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими аномалии развития.


4/5

2/-

1/1

¼

Диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

4/5

2/-

1/1

¼

Психологические аспекты работы с невротизированными детьми и подростками. Немедицинская психотерапия.

5/4

2/-

1/-

2/4

Психофизиологические исследования в специальной психологии.

4/6

2/1

1/1

¼

Нейропсихологические исследования в специальной психологии.

4/4

2/-

1/-

¼

Психологические аспекты сексологии. Профилактика психосексуального развития у аномальных детей и подростков.

¾

2/-

1/-

-/4

Всего

72

36/6

18/4

18/62

Таблица 2.

Тематический план






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Модуль 1. Общие основы специальной психологии

1.

Введение. Понятие аномального развития

1,2

4

2




2

2

10

0-10

2.

Особенности дисгармонического развития

3

2

1




1

1

5

0-10

3.

Исследования мышления в норме и при различных аномалиях развития. Тест Р. Амтхауэра, Штур, Астур и их применение.

4

2

1




1




5

0-10




Всего




8

4




4

3

20

0-30

Модуль 2. Общие основы специальной педагогики

4

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики

5

4

1




1

1

7

0-5

5

Диагностическая и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми и детьми, имеющими задержку психического развития

6,7

4

2




2

2

10

0-5

6

Психологические аспекты работы с невротизированныит детьми и подростками

8,9

4

2




2

2

10

0-7

7

Психофизиологические исследования в специальной психологии

10

4

1




1

2

8

0-5

8

Нейропсихологические исследования в специальной психологии. Психологические аспекты сексологии

11,

12

4

2




2

2

10

0-8




Всего




16

8




8

9

45

0-30

Модуль 3. Диагностическая и коррекционная работа

9

Коррекция и компенсация. Социальная реабилитация и социальная адаптация

13

2

1




1

1

5

0-10

10

Обзор коррекционных методик и программ.

14

2

1




1

1

5

0-5

11

Коррекция поведенческих нарушений.

15

2

1




1

1

5

0-10

12

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей

16

2

1




1




4

0-5

13

Основные отрасли спецпедагогики: сурдопедагогика, олигофрено-педагогика.

17

2

1




1




4

0-5

14

Основные отрасли спецпедагогики: логопедия, специальная дошкольная педагогика

18

2

1




1




4

0-5




Всего




12

6




6

3

27

0-40




Итого (часов, баллов):




36

18




18







0 – 100




из них часов в интерактивной форме




10

5







15









Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1. Общие основы специальной психологии


1

Введение. Понятие аномального развития

конспект

реферат

1,2

2

0-10

2

Особенности дисгармонического развития

реферат

Доклад с презентацией

3

1

0-10

3

Исследования мышления в норме и при различных аномалиях развития. Тест Р.Амтхауэра, Штур, Астур и их применение.

Чтение литературы, работа с электронными источниками




4

1

0-10




Всего по модулю 1.










4

0-30

Модуль 2. Общие основы специальной педагогики


4

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики

конспект




5

1

0-5

5

Диагностическая и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми и детьми, имеющими задержку психического развития




Доклад с презентацией

6,7

2

0-5

6

Психологические аспекты работы с невротизированныит детьми и подростками

работа с литературой, электронными источниками




8,9

2

0-7

7

Психофизиологические исследования в специальной психологии

реферат

Презентация к реферату

10

1

0-5

8

Нейропсихологические исследования в специальной психологии. Психологические аспекты сексологии

конспект




11,12

2

0-8




Всего по модулю 2:










8

0-30

Модуль 3. Диагностическая и коррекционная работа


9

Коррекция и компенсация. Социальная реабилитация и социальная адаптация

Чтение литературы, работа с электронными источниками




13

1

0-10

10

Обзор коррекционных методик и программ.

конспект




14

1

0-5

11

Коррекция поведенческих нарушений.

реферат

Презентация к реферату

15

1

0-10

12

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей

конспект

Доклад с презентацией

16

1

0-10

13

Основные отрасли спецпедагогики: сурдопедагогика, олигофрено-педагогика.

Конспект




17

1

0-5

14

Основные отрасли спецпедагогики: логопедия, специальная дошкольная педагогика

Контрольная работа




18

1







Всего по модулю 3:










6

0-40




ИТОГО:

18

0-100


БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТА

п/№ Темы

Формы текущего контроля

Итого количество баллов

коллоквиумы

ответ на семинаре

лабор. раб

контр. раб

доклад

реферат

(другие формы)

Модуль 1. Общие основы специальной психологии

Введение в курс. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.




2
















2

Спецпсихология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе образования и воспитания.




2













2

4

Понятие образования и воспитания.




2
















2

Коррекция и компенсация. Социальная реабилитация и социальная адаптация




2







2







4

Психодиагностика аномального развития.










2










2

Обзор методик патопсихологического исследования










2










2

Категории развития в спецпсихологии. Психическое развитие и деятельность.



















2

2

Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития.






















2

Типы психического дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное, поврежденное, искаженное.










2










2

Первичный и вторичный дефекты




2
















2

Обзор коррекционных методик и программ.




2




2










4

Особенности дисгармонического развития




2
















2

Психопатии и акцентуации в детском и подростковом возрасте.




2




2










4

Коррекция поведенческих нарушений.




2
















2

Исследования мышления в норме и при различных аномалиях развития.







2







2




4

Всего






















40

Модуль 2. Общие основы специальной педагогики

Предмет, цели, задачи, принципы и методы спецпедагогики.




2
















2

Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс.




2




2










4

Формирование личности и деятельности




2




2







2

6

Передача и усвоение знаний, умений и навыков – основное средство подготовки детей к жизни и труду.




2







2







4

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей




2













2

4

Основные отрасли спецпедагогики: сурдопедагогика, олигофрено-педагогика










4










4

Основные отрасли спецпедагогики: логопедия, специальная дошкольная педагогика




2










4




6

всего






















30

Модуль 3. Диагностическая и коррекционная работа

Диагностическая и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми и с детьми, имеющими задержку психического развития.




2
















2

Диагностическая и коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми.




2
















2

Диагностическая и коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми.




2
















2

Диагностическая и коррекционная работа с детьми-логопатами.




2
















2

Диагностическая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими аномалии развития




2
















2

Диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.




2
















2

Психологические аспекты работы с невротизированными детьми и подростками. Немедицинская психотерапия.




2




4










6

Психофизиологические исследования в специальной психологии.




2










4




6

Нейропсихологические исследования в специальной психологии.




2







2







4

Психологические аспекты сексологии. Профилактика психосексуального развития у аномальных детей и подростков.











2










2

Всего






















30

Итого (часов, баллов):






















100



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ 1. Основы специальной психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логоспихология, психология детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.
МОДУЛЬ 2. Основы специальной педагогики

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятие коррекции и компенсации. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо...
...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050104....
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010, протокол №1
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности...
Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры управления физической культурой и спортом 26. 09. 13, протокол №1
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с гос специальности...
Большое внимание уделяется дестабилизирующим факторам современности и профилактике их реализации, а также проблемам личной и национальной...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы национальной безопасности...
Специальность: 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «педагог по физической культуре»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск