Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»





Скачать 135.99 Kb.
НазваниеРодительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»
Дата публикации13.02.2015
Размер135.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»

Цель: информирование родителей о причинах и последствиях агрессивного и гиперактивного поведения подростков, о приемах помощи таким детям, самопомощь (способы выражения гнева).

٭ ٭ ٭

Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей подросткового возраста и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей.

Агрессия – (от латинского – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь). Ученые А. Басс и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

АГРЕССИЯ




Физическая агрессия

(физические действия

против кого-либо)




Раздражение

(вспыльчивость,

грубость)




Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д)






Косвенная агрессия




Направленная (сплетни, злобные шутки)




Ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д)




Негативизм (оппозиционная манера поведения)


Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. (Приложение № 9 «Признаки агрессивности», тест)

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино и на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Так, психологи отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь ук себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии ребенка. в качестве профилактики психологи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. А работу с ними целесообразно проводить в четырех направлениях:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (прямо заявлять о своих чувствах в вежливой форме, выражать гнев с помощью игровых приемов). В качестве обучения ребенка выражению гнева в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р.Кэмпбелла.


На самой нижней ступени (А) – самая незрелая форма агрессивного поведения – пассивная агрессия ( ребенок запоминает свои обиды, открыто их не выражает сразу же, но потом мстит, исподтишка что-то ломает, манипулирует родителями, шокирует своей одеждой, поведением). Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от своих пороков, необходимо его научить выплескивать свой гнев. Если ребенок все делал втихаря, а теперь открыто выражает свое недовольство, чувства – значит коррекционная работа успешна. Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства, все-таки уже шагнул выше по «лестнице гнева». в такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт и выслушать. После этого рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме (Памятка).

В – негативные способы выражения гнева, но постепенно ослабевают.

С – сочетание негативных и позитивных образцов поведения.

Д и Е – идеал поведения.

15

13 14

11 12

10

8 9 Е

6 7

4 5 Д

2 3 С

1

В

А Гнев выражается Эмоционально- Вежливость

в громкой и невеж- разрушительное

  • Пассивно- Эмоционально-разруши- ливой форме поведение

агрессивное тельное поведение; Стремление

поведение Физические найти

Гнев смещается с оскорбления решение

Физические оскорбления вызвавшего его Словесные оскор-

объекта на другие бления;

объекты Гнев выражается Выражается

в громкой и невеж- одна

Словесные оскорбления Выражаются ливой форме; жалоба

жалобы, не Гнев смещается с без

имеющие отно- вызвавшего его уклонений

шения к делу объекта на другие в сторону

объекты;

Выражаются жало-

бы, не имеющие

2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование таких качеств как понимание, доверие к людям и т.д.
Родители должны показывать пример своим детям. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Рекомендации для вас, родители, я дала в памятке под названием «Шесть рецептов избавления от гнева».
٭ ٭ ٭

Гиперактивность. В литературных источниках термин «Гиперактивность» пока не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Среди причин появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы (85 % случаев), перенесенные ребенком инфекционные заболевания. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Оказать определенную помощь в определении импульсивности нам поможет анкета «Признаки импульсивности» (Приложение № 13).

Выявив гиперактивного ребенка, педагогу или родителю необходимо обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребенка необходимо часто поощрять ( для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых, только делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка). С ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети быстро утомляются, поэтому родителям следует ограничить пребывание детей в метах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома четкого режима дня – тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению. Полезы гиперактивному ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Ученый Р.Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании. Сформулированные им ошибки – «западни»:


Западня

Содержание

Пути преодоления

№ 1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»;

№ 2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.

Составьте список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны контролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

№ 3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом

Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»


Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей (Памятка).
Тревожность. – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая.

Часто путают понятия «тревожность» и «тревога». Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Единичные, т.е. часто возникающее проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности и характере ребенка. Й. Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. Одной из главных причин повышенного уровня тревожности младших школьников считается нарушение детско-родительских отношений (неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

  1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

  2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

  3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в обвинении себя, болезненном восприятии критики в свой адрес. Такие дети, как правило, чаще подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Для того, чтобы помочь детям повысить самооценку, психологи предлагают проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствуют снятию мышечного напряжения. И совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. Можно также устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Старайтесь меньше кричать, одергивать, делать замечания тревожным детям, это сформирует ощущение беззащитности у ребенка ( Критерии в памятке)

Памятка для родителей

Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

№ 1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

  • Слушайте своего ребенка;

  • Проводите вместе с ним как можно больше времени;

  • Делитесь с ним своим опытом;

  • Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;

  • Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

№ 2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

  • Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно);

  • Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

№ 3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

  • Говорите детям прямо о своих желаниях, чувствах и потребностях;

  • «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:

  • «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

№ 4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

  • Примите теплую ванну, душ;

  • Выпейте чаю;

  • Позвоните друзьям;

  • Сделайте «успокаивающую» маску для лица;

  • Просто расслабьтесь, лежа на диване;

  • Послушайте любимую музыку.

№ 5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

  • Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

  • Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.

№ 6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

  • Изучайте силы и возможности вашего ребенка;

  • Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу), отрепетируйте все загодя;

  • Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте как накормить его во время длительной поездки т.д.


Способы выражения (выплескивания) гнева:

  1. Громко спеть любимую песню;

  2. Пометать дротики в мишень;

  3. Попрыгать на скакалке;

  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции;

  5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом;

  6. Пускать мыльные пузыри;

  7. Устроить «бой» с боксерской грушей;

  8. Полить цветы;

  9. Быстрыми движениями руки стереть с доски;

  10. Пробежать несколько кругов вокруг дома;

  11. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик);

  12. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей);

  13. Постирать белье;

  14. Отжаться от пола максимальное количество раз;

  15. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

  16. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

  17. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем закричать на него;

  18. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.


«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.

  2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

  3. Задать неожиданный вопрос.

  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

  5. Не запрещать действие ребенка в категорической форме.

  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

  9. Сфотографировать или подвести ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

  10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

  11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

  12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).


Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

  1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.

  2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

  3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

  4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе и дома.

  5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

  6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.


КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА


Ребенок

Да

Нет

1. Испытывает постоянное беспокойство







2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо







3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)







4. Раздражителен







5. Имеет нарушение сна








Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

Составила педагог-психолог МОУ СОШ № 52 С.А. Мосина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родительское собрание «Итоги 1 четверти». Собеседование с классным руководителем о работе со слабоуспевающими детьми
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconРодительское собрание и собрание с учащимися 11-х классов по теме: «егэ-2010»
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.– М.: Вако, 2011
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» icon«Родительское собрание на лесной полянке»

Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconКонцепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта...
Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком». 1
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconКонцепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта...
Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком». 1
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconСеминар-практикум для педагогов по работе с гиперактивными детьми
Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconРодительское собрание «ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать»
Настоящее рэ, объединенное с пс содержит сведения о назначении, принципе действия и технических характеристиках, а также сведения...
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconРодительское собрание на тему: Феликсологическое воспитание в семье...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconПояснительная записка Теоретические основы работы с агрессивными детьми
Агрессивность Солтанали проявлялась более чем в течение 6 месяцев. В его поведении проявлялись следующие признаки
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconОбразовательного
Родительское собрание «Это должен знать каждый родитель» с приглашением специалистов
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconРодительское собрание в 7 классе по теме
Творческое наследие выдающегося российского ученого и гражданина, академика Д. С. Лихачева
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconРодительское собрание (организационное) в 4А классе по теме: Садимся за уроки
Участники: родители учащихся 4-го класса (программа 1 – 4), классный
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconРодительское собрание по правам детей
Цель: Актуализация проблемы взаимодействия семьи и школы в обеспечении прав ребенка
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconРодительское собрание «Проблема трудных детей в начальной школе»
Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родительское собрание «Электронные ресурсы во взаимодействии участников образовательного процесса»
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» iconПлан мероприятий на 2011-2012 учебный год для учащихся и родителей 4 а класса
Родительское собрание «Эстетика внешнего вида культурного человека, личная гигиена»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск