Скачать 135.99 Kb.
|
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми» Цель: информирование родителей о причинах и последствиях агрессивного и гиперактивного поведения подростков, о приемах помощи таким детям, самопомощь (способы выражения гнева). ٭ ٭ ٭ Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей подросткового возраста и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей. Агрессия – (от латинского – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь). Ученые А. Басс и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. (Приложение № 9 «Признаки агрессивности», тест) На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино и на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Так, психологи отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь ук себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии ребенка. в качестве профилактики психологи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. А работу с ними целесообразно проводить в четырех направлениях:
На самой нижней ступени (А) – самая незрелая форма агрессивного поведения – пассивная агрессия ( ребенок запоминает свои обиды, открыто их не выражает сразу же, но потом мстит, исподтишка что-то ломает, манипулирует родителями, шокирует своей одеждой, поведением). Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от своих пороков, необходимо его научить выплескивать свой гнев. Если ребенок все делал втихаря, а теперь открыто выражает свое недовольство, чувства – значит коррекционная работа успешна. Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства, все-таки уже шагнул выше по «лестнице гнева». в такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт и выслушать. После этого рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме (Памятка). В – негативные способы выражения гнева, но постепенно ослабевают. С – сочетание негативных и позитивных образцов поведения. Д и Е – идеал поведения. 15 13 14 11 12 10 8 9 Е 6 7 4 5 Д 2 3 С 1 В А Гнев выражается Эмоционально- Вежливость в громкой и невеж- разрушительное
агрессивное тельное поведение; Стремление поведение Физические найти Гнев смещается с оскорбления решение Физические оскорбления вызвавшего его Словесные оскор- объекта на другие бления; объекты Гнев выражается Выражается в громкой и невеж- одна Словесные оскорбления Выражаются ливой форме; жалоба жалобы, не Гнев смещается с без имеющие отно- вызвавшего его уклонений шения к делу объекта на другие в сторону объекты; Выражаются жало- бы, не имеющие 2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование таких качеств как понимание, доверие к людям и т.д. Родители должны показывать пример своим детям. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Рекомендации для вас, родители, я дала в памятке под названием «Шесть рецептов избавления от гнева». ٭ ٭ ٭ Гиперактивность. В литературных источниках термин «Гиперактивность» пока не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Среди причин появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы (85 % случаев), перенесенные ребенком инфекционные заболевания. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Оказать определенную помощь в определении импульсивности нам поможет анкета «Признаки импульсивности» (Приложение № 13). Выявив гиперактивного ребенка, педагогу или родителю необходимо обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование. Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребенка необходимо часто поощрять ( для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых, только делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка). С ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети быстро утомляются, поэтому родителям следует ограничить пребывание детей в метах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома четкого режима дня – тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению. Полезы гиперактивному ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться. Ученый Р.Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании. Сформулированные им ошибки – «западни»:
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей (Памятка). Тревожность. – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая. Часто путают понятия «тревожность» и «тревога». Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Единичные, т.е. часто возникающее проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности и характере ребенка. Й. Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. Одной из главных причин повышенного уровня тревожности младших школьников считается нарушение детско-родительских отношений (неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей). Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в обвинении себя, болезненном восприятии критики в свой адрес. Такие дети, как правило, чаще подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Для того, чтобы помочь детям повысить самооценку, психологи предлагают проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствуют снятию мышечного напряжения. И совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. Можно также устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Старайтесь меньше кричать, одергивать, делать замечания тревожным детям, это сформирует ощущение беззащитности у ребенка ( Критерии в памятке) Памятка для родителей Шесть рецептов избавления от гнева
Способы выражения (выплескивания) гнева:
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении. Составила педагог-психолог МОУ СОШ № 52 С.А. Мосина |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Родительское собрание «Итоги 1 четверти». Собеседование с классным руководителем о работе со слабоуспевающими детьми | Родительское собрание и собрание с учащимися 11-х классов по теме: «егэ-2010» Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.– М.: Вако, 2011 | ||
«Родительское собрание на лесной полянке» | Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта... Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком». 1 | ||
Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта... Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком». 1 | Семинар-практикум для педагогов по работе с гиперактивными детьми Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» | ||
Родительское собрание «ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать» Настоящее рэ, объединенное с пс содержит сведения о назначении, принципе действия и технических характеристиках, а также сведения... | Родительское собрание на тему: Феликсологическое воспитание в семье... Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Пояснительная записка Теоретические основы работы с агрессивными детьми Агрессивность Солтанали проявлялась более чем в течение 6 месяцев. В его поведении проявлялись следующие признаки | Образовательного Родительское собрание «Это должен знать каждый родитель» с приглашением специалистов | ||
Родительское собрание в 7 классе по теме Творческое наследие выдающегося российского ученого и гражданина, академика Д. С. Лихачева | Родительское собрание (организационное) в 4А классе по теме: Садимся за уроки Участники: родители учащихся 4-го класса (программа 1 – 4), классный | ||
Родительское собрание по правам детей Цель: Актуализация проблемы взаимодействия семьи и школы в обеспечении прав ребенка | Родительское собрание «Проблема трудных детей в начальной школе» Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Родительское собрание «Электронные ресурсы во взаимодействии участников образовательного процесса» | План мероприятий на 2011-2012 учебный год для учащихся и родителей 4 а класса Родительское собрание «Эстетика внешнего вида культурного человека, личная гигиена» |