Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление





Скачать 342.93 Kb.
НазваниеПсихологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление
страница1/3
Дата публикации15.02.2015
Размер342.93 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Психология > Курсовая
  1   2   3



КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению
1.1 Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………………….4

1.2 Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………………………….. 6

1.3 Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………...8

1.4 Психофизиологическая готовность к обучению в школе…………….10

1.5 Использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе………………….11
Выводы……………………………………………………………………………...14

Глава 2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе
2.1 Методики, направленные на выявление интеллектуальной готовности детей шестилетнего возраста к школе…………………………………………….16

2.2 Методики, направленные на выявление личностной и социально-психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе…………28
Выводы……………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………32

Введение
Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к нему психологически.
Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки.
Объектом исследования являются дети шестилетнего возраста. Предметом исследования является психологическая готовность детей шестилетнего возраста к школе.
Цель данной работы - исследование психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе.
Реализация поставленной цели достигается путём решения следующих задач:

- изучить подходы различных исследователей к определению психологической готовности;
- выявить наиболее важные компоненты психологической готовности;

- изучить использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе с точки зрения соответствия возрастным особенностям будущих учеников;

- рассмотреть методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста;

- распределить методики с учётом компонентов психологической готовности.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению



1.1 Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению
В отечественной психологии серьёзная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991); Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и других. Эти авторы вслед за Л.С. Выготским считают, что обучение ведёт за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нём психологические функции ещё не созрели. В связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. В связи с этим целесообразно последнее понимание готовности к школе обозначить как «психологическую готовность к школе», чтобы отделить его от других.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович (1968) рассматривает два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

  1. определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;

  2. достаточное развитие произвольного поведения;

  3. определённый уровень развития интеллектуальной сферы.

Основными критериями психологической готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельность. К наиболее важным предпосылкам он относил:

- умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;

- умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе;

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

- умение работать по образцу.

Н.Г. Салмина (1988) в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет:

- произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

- уровень сформированности семиотической функции;

- личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.

Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причём степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребёнка.
В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Базовые и ведущие УВК в начале обучения в первом классе совпадают. К ним относятся:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ (образное мышление);

3) способность принимать учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графический навык;

6) произвольность регуляции деятельности;

7) обучаемость.
Во всех исследования, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточным для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

1.2 Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

К шести годам ребёнок должен знать свой адрес, название города, где он живёт; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребёнок должен:

1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребёнка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребёнка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребёнка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям шестилетнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребёнок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребёнок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребёнок будет плохо читать стихи.

У ребёнка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы). Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.


1.3 Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста
Личностная и социально-психологическая готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребёнка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ребёнок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребёнка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

Ребёнок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребёнка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.

Быть школьником - это уже осознаваемая ребёнком ступень вверх, к взрослости, да и учёба в школе воспринимается ребёнком как ответственное дело.

Если ребёнок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребёнок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребёнка.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе.

Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconСистема работы школы по обеспечению
Уточнить списки детей шестилетнего возраста и первоклассников на следующий учебный год
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconРеферат Оглавление
Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию (применительно к...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для успешной адаптации к школе, успешного усвоения программы необходимо, чтобы ребенок «созрел». Важна психологическая готовность...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПсихологическая готовность к школе
Интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Групповые консультации педагога-психолога и учителя-логопеда по итогам первичного психолого-педагогического и логопедического обследования...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПсихологическая подготовка детей к школе
В такой суматохе и спешке родителям даже невдомек, что подготовка детей к школе – это еще и эмоциональный настрой ребенка, который...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconРеферат Тема: Психологическая готовность к школьному обучению
Создаются определенные правила игры, которым дети стараются следовать. Темы игр различны, но преобладают обычно семейные роли (мама,...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Балашова Е. С. – «Двигательная и психологическая готовность детей к овладению трудовой деятельностью.»
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Балашова Е. С. – «Двигательная и психологическая готовность детей к овладению трудовой деятельностью.» зачтено
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconРабочая программа по подготовке детей к обучению грамоте Разработчики:...
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление icon2011 оглавление
Ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать). На...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconРабочая программа для детей старшего возраста (5 6 лет) г. Юрьевец,...
Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и собеседование. Часто у родителей...
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление iconРабочие программы внеурочной деятельности младших школьников научно-...
Ллектуальное развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объёма знаний. Благодаря существованию психологической службы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск