2011 оглавление





Скачать 323.07 Kb.
Название2011 оглавление
страница1/3
Дата публикации01.04.2015
Размер323.07 Kb.
ТипОбзор
100-bal.ru > География > Обзор
  1   2   3



формирование навыков здорового образа жизни у старших школьников


Смирнова Олеся Сергеевна


2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1. ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста……………………………………..5

1.1. Состояние здоровья детей школьного возраста в России……..5

1.2. Вредные привычки – фактор риска у старших школьников…….11

1.3. Обзор основных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся, основанных на зарубежных и отечественных разработках…….17

1.4. Пропаганда здорового образа жизни в школе………………..25

Заключение……………………………………………………………......27

Литература………………………………………………………………....28

приложения……………………………………………………………….31
Введение

Установлена достоверная зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от несбалансированного питания, курения, употребления спиртных напитков, наркотиков и других факторов риска в школьной среде; консервативных форм и методов физического воспитания, от объема и интенсивности учебных нагрузок. И это притом что, по данным различных исследований, состояние здоровья в первую очередь определяется средой и образом жизни, и только на 10–15% зависит от медицинских служб. К настоящему времени накоплены данные о неблагополучной ситуации с детским здоровьем по России.

Основным направлением программ укрепления здоровья по отношению к детскому контингенту должно стать создание профилактических программ, способствующих изменению форм и способов жизни. В настоящее время основным направлением в области профилактики видится работа со всеми детьми, с целью формирования у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.

Особую роль в рамках проблемы сохранения детского здоровья играет система образования, поскольку она является главным каналом воздействия на массовый, организованный в ее рамках детский контингент. Образование является социальным институтом, оказывающим формирующее влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека. Именно на образовании лежат важнейшие функции передачи знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения. Профилактические программы в образовании призваны выполнять важную социализационную, воспитательную функцию.

Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, противоправному поведению, мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни.

К сожалению, в настоящее время можно констатировать ослабление социализационного потенциала школы, недостаточность адекватных образовательно-воспитательных технологий, направленных на организацию жизнедеятельности детей, формирование у них ценности и навыков здорового образа жизни.

Эта ситуация предъявляет особые требования к профилактическим программам, реализуемым в образовании.

Комплексная политика профилактики среди детей и подростков, где имеется специфика в выработке стратегий, возможна при участии различных так или иначе заинтересованных и вовлеченных в ее реализацию структур и ведомств, которые в этом случае формируют коалицию (внутри - и межсекторальную) и становятся партнерами. Такую коалицию должны составлять как медицинские (службы здравоохранения), так и немедицинские структуры разного уровня (образование, социальная защита, административные, финансовые и торговые структуры, средства массовой информации, общественные организации и др.).
Цель курсовой работы: рассмотреть проблему предупреждения и коррекции вредных привычек у детей старшего школьного возраста.
Задачи: 1) изучить особенности проявления вредных привычек у детей старшего школьного возраста

2) рассмотреть причины и возможные направления профилактики вредных привычек.

Объект исследования - вредные привычки у детей старшего школьного возраста.

Предмет – коррекционные мероприятия и пути предотвращения вредных привычек у детей.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста

1.1 Состояние здоровья детей старшего школьного возраста в России

Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.

Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.

Раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно. Это связано с тем, что поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление носит непостоянный характер, когда еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. Доказано, что уже в этом возрасте формируются факторы риска атеросклероза, артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную заболеваемость и смертность взрослого, особенно мужского населения. [1]

Распространенность курения в популяции школьников, по данным эпидемиологических исследований, высока. В последнее десятилетие стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Исследование, проведенное в рамках программы CINDI-children [20] показало, что распространенность курения среди старшеклассников составила в среднем 18 % (критерий — 1 и более сигарет в неделю), хотя данные по городам значительно отличаются.

По данным исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков в 9 городах Подмосковья, распространенность курения еще более высока: ежедневно курят 32,7% мальчиков и 21,6 % девочек.

По данным Госкомстата России, за 1990-е годы частота смертельных исходов в результате алкогольных отравлений детей в возрасте 10–14 возросла в 3 раза, убийств — в 1,5 раза.

Употребление спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 78–91% . Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды.[20] Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек.

В стране существенно увеличилось число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в Вологодской [5] области, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества. При опросе городских школьников Подмосковья пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7,0% девочек.

Важным прогностическим признаком является отношение детей к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5–7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% — к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя — только для 47%.[3] При этом алкоголь гораздо более опасен для нарушения поведения, чем курение. (Табл.1) Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения.

Табл. 1 Отношение старшеклассников к факторам риска и девиантным формам поведения («фактор неприемлемости»)

Факторы риска и формы поведения

Это неприемлемо, %

1. Раннее начало половой жизни

35,8

2. Курение

60,3

3. Прием алкогольных напитков

47,9

4. Употребление наркотиков

91,5

5.Реализация отклоняющихся от норм форм поведения (хулиганство)

73,2

6.Бессодержательное времяпрепровождение

32,6

Следует обратить внимание, что только употребление наркотиков является неприемлемым фактором для большинства подростков. А такой фактор как раннее начало половой жизни приравнивается по уровню неприемлемости к бессодержательному времяпрепровождению, т.е. большинство подростков считает, что нет ничего плохого в раннем начале половой жизни. Такое отношение требует развития специальных программ по профилактике ранней беременности и ИППП.

Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» — одна из важных проблем современной профилактической медицины.

По данным исследования CINDI-children [20] в 2000 г. в 8 городах России большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании(4) установлено, что только 30% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый пятый занимается в спортивной секции или кружках. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности вплоть до «гипокинетоза».

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, дислипидемий, артериальной гипертензии, анемии, сердечнососудистых заболеваний и рака.

Тревожен тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в школе 23%детей только завтракают, 14% только обедают, лишь 6% завтракают и обедают.[6] По данным другого исследования, более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых.

В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50%.

При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара, и низкое потребление белка. Питание мальчиков по сравнению с девочками отличалось большим потреблением белка, общего жира, насыщенных жирных кислот, крахмала, сахара и более высокой суточной калорийностью пищи. В популяции школьников распространенность дислипидемий составляет 26,2%.[8]

В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы[20]. Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям.

Артериальная гипертензия (АГ) и атеросклеротическое поражение магистральных сосудов остаются серьезной проблемой здравоохранения большинства стран, в том числе и России. Официальные данные государственной статистики здоровья свидетельствуют об очень низкой заболеваемости детей артериальной гипертонией, хотя, по данным эпидемиологических исследований, 1/5 часть популяции детей школьного возраста имеет показатели АД выше максимальных пороговых величин(8). Десятилетнее проспективное исследование по эпидемиологии ювенильной АГ показало большое значение для ее прогноза исходного уровня АД, частоты его измерения, величины массы тела и ее прироста, семейного анамнеза. Проведенная профилактика повышенного давления оказалась эффективной, в большей степени у мальчиков. [1]

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения и т.п.[5] Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний у обучающихся в школах с повышенными нагрузками, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 и более раз), чем среди учащихся массовых школ.[9].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в настоящее время можно решить только путем создания интегральной профилактической программы, направленной на изменение поведенческих навыков, школьной среды и медицинского обслуживания в школе, что в свою очередь требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, школьников и педагогов.
1.2. Вредные привычки – фактор риска у старших школьников

К курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира. Изучение образа жизни школьников в развитых странах с высоким уровнем жизни указывает на высокую распространенность вредных привычек. Обследование швейцарских школьников 12-14 лет показало, что до 80% из них рискуют стать постоянными курильщиками (авторы, год). Регулярными курильщиками являются 11% американских девочек и мальчиков, обучающихся в 7-12 классах (E.Simantov, C. Schoen and J.D. Klein, 2000). Среди литовских школьников 5-9 классов ежедневно курят до 20% (Э.Ю Гринене., 2006). Среди школьников Хорватии ежедневно курят 19,3% мальчиков и 21,3% девочек .(V. Juresa, D. Petrovic, .2005). Первый опыт курения 20-30% школьников Украины и Беларуси приобретают в младшем школьном возрасте до 10 лет. К числу постоянных курильщиков среди 13-15-летних можно отнести каждого третьего мальчика и каждую пятую девочку (Даниленко Г.М., Клыгина И.А., 2006; Застенская И.А., Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф., 2006).

Наши данные мониторинга вредных привычек среди московских подростков за период с 1990 по 2006 гг. ( более 2 тыс. подростков) позволили выявить две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая - преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. В отдельных выборках число курящих девушек среди старшеклассников было больше, чем среди юношей. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст- 12-13 лет. Этот факт говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы. Аналогичные тенденции отмечены на Украине. Результаты опроса более 7,5 тыс. подростков показали, что за период с 1999 года произошло увеличение числа детей в возрасте до 11 лет, впервые попробовавших курить с 34% до 42 % у мальчиков, у девочек – с 11% до 28% (Полька Н.С., Бердник О.В, 2006). Эти данные говорят об общих закономерностях распространенности табакокурения в наших странах.

Курение и здоровье

Обычно курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения.

Очень важны данные о влиянии пассивного курения на детей, когда они вдыхают табачный дым курящих дома родителей. Оказалось, что такие дети чаще и тяжелее болеют респираторными инфекциями и хроническими отитами, чем те, чьи родители не курят. Установлена тесная связь между загрязнением воздуха табачным дымом курящих родителей и повышенным риском проявления у 8-11-летних детей кашля с выделением мокроты.( (цит. по книге «Женщины и табак». ВОЗ. Женева. 1994 ).

Исследования показывают, что у подростков с небольшим стажем курения (0,5-2 года) нарушаются механизмы регуляции дыхания, оно становится менее экономичным. После выкуривания одной сигареты наблюдается достаточно продолжительное (10 мин.) сужение мелких сосудов глазного яблока. Чем младше были курящие подростки, тем более значительными были изменения мозгового кровотока (О.А.Гурова, И.П.Самбурова, Е.В.Соколова, 1991). Среди учащихся профессиональных училищ по сравнению со школьниками общеобразовательных школ выявляется больше лиц с повышенным артериальным давлением, которое связывается с более частым потреблением табака и алкоголя (D.Munteanu et all,1990). Среди подростков с нарушениями вентиляционной способности легких, преимущественно за счет ухудшения проходимости мелких бронхов, часто встречались подростки с бронхитом, а также курящие (В.М.Андреев, А.Г.Латыпов и др., 1994). По нашим данным (Е.И. Шубочкина с соавт, 1999) у курящих девушек, обучавшихся в профессиональных училищах, по сравнению с некурящими были хуже показатели самочувствия, больше число жалоб, заболеваний простудного характера, желудочно-кишечного тракта, сердечно сосудистой системы, больше различных нарушений менструальной функции.

У курящих школьников 9-х классов обнаруживается по сравнению с некурящими снижение ряда когнитивных функций—внимания, объема кратковременной памяти, снижение точности и скорости логических операций, ухудшение зрительно- моторной координации (Надеждин Д.С., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. и др., 2003).

Ранние последствия табачной интоксикации были обнаружены у курящих школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на сравнительно малый стаж курения. Среди курящих были больше распространены жалобы по сравнению с некурящими на кашель, одышку, слабость. Жалобы подтверждались данными медосмотров и данными обращаемости за медицинской помощью (И.А.Левашова, А.Н.Чайка, А.А.Адельшина, 2004).

Курение подростков способствовало повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивало заболеваемость ОРЗ (Шубочкина Е.И, Молчанова С.С., Куликова А.В., 2004; Давыденко Л.А., 2006).

С увеличением возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является манифестным признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения - уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.

Нами с использованием методов доказательной медицины (Р.Флетчер, С.Флетчер. Э.Вагнер, 1998) были рассчитаны дополнительные риски увеличения нарушений менструальной функции у девушек при употреблении психоактивных веществ (ПАВ). Оказалось, что риск появления сильных болей во время менструации у курящих девушек в 1,6 раза выше, чем у некурящих. При сочетании вредных привычек вероятность появления этого симптома была уже в 2,8 раза выше. Вероятность увеличения числа принимающих лекарства во время менструации при наличии вредных привычек оказалась в 1,4- 1,5 раза выше. Вероятность увеличения нерегулярных менструаций и роста жалоб в предменструальный период у девушек, имеющих сочетание вредных привычек, выше в 1,3-2,3 раза.

У взрослых женщин курение ассоциируется не только с высоким риском появления нарушений менструальной функции, но и повышенным риском бесплодия, осложнений беременности и родов, ухудшением здоровья новорожденных, ранним климаксом (Женщины и табак. ВОЗ, 1994).

При саморазрушающем поведении (а именно к саморазрушающему поведению принято относить наркоманию), мы сталкиваемся с ригидным использованием стереотипов, конфликтом между правилами, схематизацией жизненного опыта.

В литературе встречается мнение, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком личностного психологического неблагополучия и является завершением процесса аномального (деструктивного) развития. В частности, выделяются следующие причины:

  • Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

  • Несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;

  • Наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.

Возможная привлекательность наркотических веществ заключается в их антиагрессивном воздействии. Он пишет о том, что наркоманы, испытавшие в детстве оскорбления и физические наказания, обладают сильным чувством агрессии и садизма по отношению к другим. Употребление наркотиков, в частности, опиатов, делает возможным избежание дисфории (злобной тоски), ассоциирующейся с гневом и злостью, позволяя им оставаться спокойными и расслабленными.[12]

Профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркоманий. Третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

Под вторичной профилактикой понимается система мер, направленная на восстановление и развитие утраченных в процессе употребления наркотических веществ психологических характеристик личности, а также повышение общей устойчивости личности к наркотической контаминации. Вторичная профилактика может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме, причем наиболее эффективным вариантом является сочетание индивидуальных и групповых занятий с подростками.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. [18]

Темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д.) догоняют юношей.

Острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко (1980), к значительным изменениям деятельности сердечно-сосудистой системы проявляющимся в:

  • побледнении кожных покровов

  • акроцианозе,

  • тахикардии и приглушенности сердечных тонов.

Значительно менее однозначно можно описать характер влияния алкоголя на психику подростка. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так :

  • кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением

  • оглушенностью

  • нарастающей сонливостью

  • вялостью

  • замедленной бессвязной речью

  • потерей ориентации.


1.3. Обзор основных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся, основанных на зарубежных и отечественных разработках

В настоящее время в России накоплен определенный опыт проведения программ, направленных на укрепление здоровья детей. Часть этих программ представляют адаптированные версии зарубежных проектов, куда привнесен отечественный опыт и учтены региональные особенности, что способствует более успешному внедрению. Ниже представлены некоторые программы, которые реализуются в России.

Программа укрепления здоровья детей CINDI – Children – РОССИЯ

Эта программа является частью международной программы CINDI —общенациональной интегрированной программы профилактики неинфекционных заболеваний.[20]

Цель программы: укрепление здоровья детей и подростков (7–17 лет) и профилактика заболеваний посредством проведения интегрированной, основанной на сотрудничестве партнеров, программы через развитие образовательного компонента.

В основу программы положен единый протокол ВОЗ — Healthy Children in Healthy Families (Здоровые дети в здоровых семьях). Проект ориентирован на внедрение профилактических программ в школах и привлечение к сотрудничеству учащихся, родителей и педагогов.

Приоритетные направления: профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), здоровое питание, физическое воспитание, репродуктивное здоровье.

Вмешательство осуществляется через несколько возможных каналов: родители, учителя, специалисты, посредством самообучения и с привлечением СМИ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2011 оглавление iconБизнес план уличное мини-кафе «Горячие Блины» 2013 оглавление оглавление 2
Обоснование целесообразности использования выбранной бизнес-модели в качестве инструмента достижения поставленных целей
2011 оглавление iconГ. Избербаш 2011-2012 год оглавление
Февраль 2011 года ознаменовался всплеском народных волнений в арабском мире, в результате которых сменилось руководство в Тунисе...
2011 оглавление iconПубличный доклад директора мбоу «сош №4» по итогам работы за 2011-2012...
Цели и задачи учебно-воспитательной работы на 2011-2012 учебный год и анализ их выполнения
2011 оглавление iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2011-2013 гг. Оглавление
Оценка исполняемых расходных обязательств, администрируемых Федеральным казначейством 21
2011 оглавление icon2011 оглавление
Гостиничный бизнес представляет собой активно развивающеюся по всему миру и перспективную отрасль экономики, которая не теряет своей...
2011 оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
2011 оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
2011 оглавление iconЛарионова Елена Васильевна Синева Светлана Николаевна Нижний Новгород...
Комплексирование программно-методического обеспечения педагогического процесса по образовательным областям
2011 оглавление iconУчебное пособие для студентов заочной формы обучения строительных...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2011 оглавление iconКурс лекций по дисциплине «Планирование деятельности фирмы» Ставрополь 2011 Оглавление
С этой точки зрения она представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования...
2011 оглавление iconКонструктор реальности (полная версия) оглавление. Имагинатор
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
2011 оглавление iconВ. В. Кондрашов Всё о гипнозе Ростов-на-Дону "Феникс" 1998 Оглавление...
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
2011 оглавление iconРоссийские сми о мчс мониторинг за 24 марта г. Оглавление руководство...
В москву вернулись спасатели мчс россии, работавшие в зоне землетрясения в Японии (Интернет-ресурс «Itar-tass com», 23. 03. 2011)...
2011 оглавление iconОглавление рабочей программы. Пояснительная записка. Содержание учебного...
России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
2011 оглавление iconОглавление рабочей программы Пояснительная записка. Содержание учебного...
России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
2011 оглавление iconОглавление



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск