Скачать 2.13 Mb.
|
Принято на заседании Утверждаю: Педагогического совета Заведующий МБДОУ д\с № 364 «Звездочка» № ____________ Приказ №______от_____________2011г. от «___»__________20___г ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей № 364 «Звёздочка»
Нижний Новгород 2011 г. Оглавление образовательной программы Учреждения ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………….....5 1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДОУ……………………………………………………5 1.2. Цели и задачи деятельности МДОУ по реализации Программы………….....8 1.3. Приоритетные направления работы МДОУ по реализации Программы……9 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………9 1.5. Особенности осуществления образовательного процесса в МДОУ………..10 2. КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ……………………………………………12 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МДОУ………………………………………………………………25 3.1. Организация режима пребывания детей в МДОУ……………………………25 3.2. График взаимодействия педагогов, специалистов, воспитателей……………28 3.3. Модель организации образовательного процесса……………………………28 3.4. Система закаливающих мероприятий………………………………………….34 3.5. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий…………………….36 3.6. Интеграция образовательных областей……………………………………….38 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ…………………..………………………………………………..47 4.1. Интегративные качества ребенка в результате освоения Программы………47 4.2. Графическая модель выпускника………………………………………………48 5. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………..49 6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДОУ………………………..54 6.1. Управление реализацией Программы…………………………………………54 6.2. Основные направления работы педагога-психолога…………………………56 6.3. Формы сотрудничества с семьёй………………………………………………58 6.4. Создание предметно-развивающей среды…………………………………….59 6.5. Взаимодействие с МДОУ с социумом…………………………………………66 7. ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА МДОУ………………………………………69 7.1.Гипотеза инновационной работы……………………………………………….69 7.2.Условия реализации инновационной работы………………………………….69 7.3.Этапы реализации инновационной работы…………………………………….72 7.4.Система мониторинга за реализацией инновационной деятельности………..73 7.5.Прогнозируемые результаты инновации………………………………………73 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….144 ВВЕДЕНИЕ Полное название: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей №364 «Звездочка». Краткое название: МДОУ детский сад №364 «Звездочка» Учредитель: Администрация города Нижнего Новгорода Функционирует с: 1966 года. Вид: общеразвивающий Адрес: г.Нижний Новгород, улица Энгельса, д.25. Телефон: тел/факс 225-38-33 (заведующий), 225-39-13 (мед.сестра) Сайт: http://364sadiknn.ru Режим работы: с 6:00 до 18:00 Возрастные группы: 1-младшая (2-3 года) 2-младшая (3-4 года) средняя (4-5 лет) старшая (5-6 лет) подготовительная (6-7 лет) Заведующая Г.В.Комарова – педагог первой квалификационной категории, стаж работы в МДОУ - 16 лет, педагогический - 43 года. Проектная мощность детского сада - 220 детей (12групп) Плановая мощность 185 детей (10 групп) Фактическая мощность 197 детей (10 групп). Из них – 2 группы раннего возраста, 8 групп дошкольного возраста. Основные нормативные документы, регламентирующие составление ООП:
Общеобразовательная программа МДОУ детский сад №364 «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает предоставление равных стартовых возможностей для всех детей, достижение воспитанниками готовности к школе
Дети 2-3 года (ранний возраст). В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. В этот период отмечается возрастной кризис «Я сам». Это требует от взрослого особого внимания и обеспечения его безопасности. Расширяется круг общения ребенка за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Главными целями взрослого в отношении ребенка раннего возраста являются: организация предметной деятельности; обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития; формирование речи. Дети 3-5 года жизни (младший дошкольный возраст). В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание ребенка в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример. хочет быть во всем похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих взаимоотношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая Форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, в первую очередь, игры, формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок начинает постепенно осознавать свое положение среди сверстников. Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной речи к использованию и ситуативной, и контекстной речи. Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений – это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». К 5 годам начинает формироваться произвольность – в игре. в рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу). В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия предметов искусства, попытки понять их содержание. Дети 5 - 7 года жизни (старший дошкольный возраст). В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – режиссерские, игры – фантазии, игры с правилами. После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность пространство, время, предмет, система предметов и т.д.). Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова. счетом и пересчетом отдельных предметов. Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать её. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивый. Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку, появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Качественный состав семей воспитанников.
Анализ таблицы показывает, что большинство семей полных, имеющих одного ребенка. Многодетные семьи составляют 3% от общего количества, 1 семья – опекунство. Работу детского сада осуществляют: Заведующий зам.заведующего по воспитательной и методической работе зам. заведующего по АХЧ старший воспитатель старшая медицинская сестра воспитатели Специалисты: музыкальный руководитель музыкальный руководитель (хореограф) инструктор по физической культуре педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность) педагог-психолог педагог по ручному труду («Макраме») Вспомогательный персонал: 10 помощников воспитателя 3 повара машинист по стирке белья сторож Качественный состав сотрудников.
Педагогический коллектив объединен едиными целями и задачами, имеет благоприятный психологический климат, включен в активную творческую работу. Педагоги в своей работе используют личностно-ориентированный подход к детям, нацелены на активное участие в планомерном поэтапном развитии МДОУ, испытывают потребность, мотивацию и интерес к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений, овладению современными технологиями. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой (2011г).
Цель деятельности МДОУ: Создание оптимальных условий для всестороннего развития ребенка Задачи: 1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2.Обеспечение физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей; 3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий детей; 4. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; 5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основные задачи работы МДОУ по приоритетным направлениям Работа с социальными партнерами Продолжать взаимодействие с социальными партнерами с целью реализации задач образовательной программы и годового плана Работа с детьми Развивать у детей основные виды движений и формировать физические качества через использование здоровьесберегающих педагогических технологий, игровых методов. Работа с педагогическими кадрами Повышать педагогическую компетенцию педагогов по вопросам: 1. Освоения и внедрения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. использования в работе здоровьесберегающих педагогических технологий Работа с родителями Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей, в том числе в вопросах здоровьесбережения.
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка. Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и ориентировано на реализацию его в практике работы МДОУ. Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволяет решать поставленные задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному «минимуму». Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и детей в самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Принцип гуманизации образования. Предполагает: - признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; -признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; -уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения, обеспечивающий развитие ребенка в соответствие с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Принцип непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетным является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении его по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только, и не столько овладении детьми определенным объемом информации. знаний. сколько формирования у дошкольников качеств. необходимых для самостоятельного овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности. самостоятельности. произвольности и др. Принцип системности, согласно которому образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Планирование и комплектование групп МДОУ осуществляется с учетом показателей рождаемости населения. Образовательная Программа учитывает преобладающее количество семей по национальному языковому составу – русские и русскоязычные, поэтому реализует социокультурные ценности русского народа. В то же время Программа учитывает наличие в МДОУ детей из семей, мигрировавших из других стран, в связи с чем в неё включаются разделы по ознакомлению дошкольников с культурными традициями разных национальностей: с произведениями устного народного творчества, героями мифов и эпоса, образцами декоративно-прикладного искусства, национальных костюмов, особенностями организации жилища и быта. В Программе достаточно большое место отведено физкультурно-оздоровительной работе и здоровьесберегающим технологиям, что связано с недостаточно благополучной экологической обстановкой района (близость завода «Красное Сормово», Сормовской кондитерской фабрики, автомагистралей). Общая заболеваемость детей, заболеваемость по группам заболеваний, количество детей с отклонениями в физическом развитии и стоящих на учете по заболеваниям – все эти факторы лежат в основе планирования и реализации разнообразных мер, направленных на укрепление здоровья детей и снижения заболеваемости, предусмотренных в Программе. Программа учитывает культурные и образовательные потребности населения, что отражено в организации режима дня в МДОУ, общей организации работы МДОУ, повышении качества образования детей, в оказании конкретных видов образовательных услуг.
Достижению заявленных целей и задач, разработанной «модели» выпускника Учреждения, способствует реализация комплексных и парциальных программ, а также разнообразных методик и технологий. В своей деятельности МДОУ детский сад №364 «Звёздочка» реализует: Комплексные программы:
Парциальные программы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед... | Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с... Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием.... | ||
Пояснительная записка Автор материала (фио) Сычева Елена Николаевна... Название учебного пособия, образовательной программы (умк) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Программа по биологии для 6 класса учитель Синева Светлана Павловна... Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников, созданных под руководством... | ||
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006.... | Ниу вшэ нижний Новгород. 603000, г. Н. Новгород, ул. Родионова, д.... Кафедра общей социологии и социальной работы ннгу им. Лобачевского, кафедра общего и стратегического менеджмента ниу вшэ – Нижний... | ||
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14... Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний... | К уроку географии Основной курс программы Intel Обучение для будущего Нижний Новгород ниро апрель 2011 | ||
Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов... Ч–12 Чалиев А. А., Овчаров А. О. Статистика. Учебно-методическое пособие. Часть – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета,... | 603076, г. Нижний Новгород, 603005 г. Нижний Новгород Рио-де-Жанейро. Прибытие в международный аэропорт Рио-де-Жанейро. Трансфер в отель | ||
Рабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,... | Краткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции» Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна... | ||
Программа муниципального автономного образовательного учреждения лицей №2 Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Г. Нижний Новгород 28. 11-29. 11. 2011 г Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Пояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе... Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е. С. Савинов). М.: Просвещение,... |