БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи
УДК 159.943.8 Карпович Екатерина Юрьевна
Роль информационных технологий в организации психологической помощи
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Магистранта факультета философии и социальных наук
кафедры психологии Карпович Е. Ю. Специальность 19.00.04 – медицинская психология
Научные руководители: кандидат психологических наук
Фролова Юлия Геннадьевна
старший преподаватель Шешко С.М.
Минск 2012
Оглавление Оглавление 2
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 7
Пути развития Информационных технологий в сфере психологической помощи 7
ГЛАВА 2 11
Роль и функции ИТ в организации психологической помощи на современном этапе 11
гЛАВА 3 19
Оценка эффективности ИТ в организации психологической помощи 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Предметный указатель 28
Интернет ресурсы в предметной области исследования 29
Действующий в WWW личный сайт 31
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 32
Тестовые вопросы по ОИТ 33
Презентация магистерской диссертации 34
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ ИТ – информационные технологии
ПП – психологическая помощь
ПК – персональный компьютер
Реферат «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»
ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день психологическая помощь определяется разными авторами как обеспечение эмоциональной, информационной и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия; также психологическая помощь направлена на устранение проблем индивида либо организации [2, с.13].
В истории человечества функции психологической помощи выполняли различные традиции и роли, например, исповедь в церкви. Впервые психологическая помощь как научная школа родилась вместе с психоанализом, когда З. Фрейд начал осуществлять частную практику. Проблемы, связанные с организацией психологической помощи, заключались в ограниченной возможности поиска информации. О возможности получить психологическую помощь люди обычно узнавали из рекомендаций знакомых или на специализированных встречах ассоциаций и клубов.
С тех пор как организация, так и содержание психологической помощи претерпело множество изменений, так как современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий (далее – ИТ), которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация деятельности психолога в том числе. Множество организационных задач – исследование целевой аудитории, информирование клиентов, доконсультационная коммуникация, организация очных встреч и, наконец, онлайн-консультирование – на сегодняшний день крайне сложно себе представить без использования ИТ.
При этом ИТ задействуются комплексно: в практической психологии активно используются как Интернет-инструменты, так и офисные приложения, так и специально написанные диагностические программы.
В данном исследовании внимание сфокусировано на возможностях использования ресурсов сети Интернет (личных блогов, социальных сетей) для решения организационных задач психологического тренинга как вида психологической помощи (далее - ПП). Также рассматриваются особенности использования программного обеспечения типа Skype для оказания психологической помощи в онлайн-режиме и возможности приложений для диагностики и тестирования.
Важно отметить, что существует множество литературы по созданию и поддержке сайтов, блогов, а также использованию различных интернет-платформ с целью организации различных мероприятий [1, 9, 13]. В то же время использование вышеуказанных технологий в практической психологии и при оказании ПП недостаточно освещено в литературе. В большей степени эта тематике обсуждается на форумах и в статьях интернет-сообществ психологов [5, 6, 11].
Таким образом, актуальность данной темы связана с процессами глобализации и информатизации современного общества. ИТ не только планомерно заменяют привычные средства связи, поиска и представления информации, но и обогащают возможности организации и оказания психологической помощи. В то же время ощущается недостаток научных работ в этой области. Вероятно, это связано с огромной скоростью, с которой ИТ внедряются в практическую психологию. Однако важным представляется тот факт, что в погоне за практическими достижениями зачастую не производится оценка эффективности применения тех или иных технологий.
Объект исследования: организация психологической помощи.
Предмет: информационные технологий в организации психологической помощи.
Цель: оценить роль информационных технологий в организации психологической помощи.
Задачи исследования:
Описать пути развития информационных технологий в сфере психологической помощи
Определить функции информационных технологий в организации психологической помощи
Произвести оценку эффективности информационных технологий в организации психологической помощи (на примере организации социально-психологических тренингов)
В качестве методов исследования использовались методы опроса и эксперимента.
Научная новизна. Аналитический обзор позволяет сделать выводы о недостаточном уровне исследования проблемы применения ИТ в организации психологической помощи.
Практическая значимость определяется возможностью использовать результаты исследования в практике организации психологической помощи специалистами соответствующего профиля, так как различным видам психологической помощи соответствуют определённые инструменты ИТ, в той или иной мере повышающие эффективность организационного процесса.
|