Скачать 265.29 Kb.
|
Департамент образования города МосквыГосударственное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Кафедра социологии и истории психологииУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (КУРС ПО ВЫБОРУ ГСЭ) для студентов психологического факультета Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста Курс 2 заочной формы обучения (полный срок обучения, 4 семестр) Москва 2009 г. Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры социологии и истории психологии, протокол заседания кафедры № 2 от 16.09.2008 г., на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания № 2 от 25.09.2008 г. Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ Составители:
Заведующий кафедрой:доктор психологических наук, профессор Б.Н. Рыжов Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «Связи с общественностью» Программа спецкурса «Связи с общественностью» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социология», утвержденного в 2000 г. Курс рассчитан на 112 часов. Программа спецкурса «Связи с общественностью» (PR) предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Социология». Дисциплина изучается в четвертом семестре. С одной стороны, спецкурс опирается на уже полученные студентами знания по истории и теории менеджмента и развития организаций, психологии личности и малых групп, социальной психологии, социологии, с другой – он является принципиально новым, так как включает в себя эксклюзивные методики развития креативного мышления в сфере PR. Цели и задачи курса: данный курс призван дать студентам социологического факультета теоретико-методологические, прикладные знания и умения по организации и функционированию служб PR с учетом современной социологической теории. В рамках дисциплины ставятся следующие задачи: – дать студентам системное представление об обществе и личности с точки зрения теории и практики PR; – сформировать у студентов навыки и умения профессиональной деятельности в сфере PR; – развить у студентов способности к креативному мышлению в сфере PR. По окончании курса студент должен:
В программе курса по каждой теме имеется: краткое ее содержание, вопросы и задания для самостоятельной работы. Формой итогового контроля является зачет. В конце программы приводится список литературы для изучения курса «Связи с общественностью», а также список рефератов и курсовых работ, тестовые задания для самоконтроля и примерный перечень вопросов для итогового зачета. Содержание дисциплины «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В ТЕОРИИ PR ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И МЕСТО PR В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ «Public Relations» в контексте теории информационного общества. Происхождение PR как информационно-коммуникативного вида профессиональной деятельности. Анализ двух основных концепций PR: 1) как этапа в развитии рекламы; 2) как автономного вида деятельности, отличного от традиционных рекламных кампаний. Основные профессиональные термины и понятия PR. Сущность PR как вида социальной коммуникации, направленной на формирование позитивной репутации и благоприятного имиджа товара, услуги, личности, организации, социальной структуры. Роль массмедиа в формировании бренда, имиджа, репутации. Значение PR в геополитике, внутренней политике, экономике, спорте, карьере. Особенности коммерческого, государственного, политического пиара. Принципы, классификация и основные направления услуг в сфере PR. Понятие объект PR. Многообразие объектов воздействия PR. Классификация объектов PR с точки зрения формационного, классово-сословного, стратного, конфессионального, цивилизационного, этнического, идеологического, культурологического, политического, партийного подходов. Понятие типового объекта PR. Перечень и краткая характеристика трех групп типовых объектов PR: 1) сообщества людей; 2) персоналии; 3) иное (события, процессы, явления, организации). Краткая характеристика типовых групп объектов PR. Особенности формирования общественного мнения в отношении основных групп объектов PR. ТЕМА 2. СОЦИУМ В ТЕОРИИ PR Массовые коммуникации и массовидные явления в теории и практике PR. Общеметодологические подходы к исследованию массовых коммуникаций и массовидных явлений: специфика классической, неклассической и постнеклассической методологии в теории и практике PR. Синергетическая, мотивационная и рефлексивная парадигмы исследования массовидных явлений: общественных мнений, настроений, слухов, стереотипов, паники, моды. Массовые коммуникации в фокусе PR: специфика исследования «онлайновых» и «офлайновых» коммуникаций в современном информационном обществе. Социологические методы исследования массовидных явлений и массовых коммуникаций: интервью, контент-анализ, мониторинг. ТЕМА 3. МАЛАЯ ГРУППА И ЛИЧНОСТЬ В ТЕОРИИ PR Типология и структура малых групп с точки зрения теории PR. Особенности целенаправленного информационного воздействия на малые группы различных типов. Специфика восприятия и усвоения пиар-информации малыми группами. Социально-психологические методы исследования малых групп различных типов в контексте теории и практики PR. Количественные и качественные характеристики малых групп. Социометрия и фокус-группа в системе методов исследования малых групп. Методики составления социограммы и психограммы малой группы. Типология личности с точки зрения теории PR. Особенности восприятия и усвоения пиар-информации представителями различных психологических типов по К.Г.Юнгу, темпераментов по И.П.Павлову, «бытийных» типов по Н.В.Хамитову. Асоциальная, социальная и гиперсоциальная личность в системе PR. Способы ухода индивида от целенаправленного информационного воздействия и методы их преодоления. Психологические подходы и методы исследования личности в теории и практике PR. Понятие «информационного человека» в контексте теории информационного общества Д.Белла. «Информационный человек» с точки зрения гуманистической психологии: потребностная пирамида А.Маслоу как инструмент информационного воздействия на личность. Психоаналитический концепт личности З.Фрейда в теории и практики PR: бессознательное и его роль в формировании позитивных и негативных пиар-установок. Экзистенциональный подход в теории и практике PR: особенности использования мотива поиска смысла жизни индивида в деятельности служб PR. Наблюдение, интервью и эксперимент как базовые методы исследования личности в PR. РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ PR ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕЛЕЙ PR История происхождения пяти классических целей рекламы и PR: позиционирования, возвышения имиджа, антирекламы, отстройки от конкурентов, контррекламы. Специфика реализации классических целей в условиях современной войны брэндов и снижения маркетинговой роли рекламы. Критика концепции «пяти классических целей» с точки зрения новейших теоретических разработок в сфере PR. Понятие целевой аудитории PR. Классификация целевых аудиторий в зависимости от целей, задач, субъектов PR. Специфика пиар-работы с целевыми аудиториями различных типов при проведении выборных кампаний в современной России. Оценка возможности реализации пяти классических целей PR в отношении политических пиар-объектов в современной России. ТЕМА 5. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИАР-ПОЗИТИВНЫХ ДОМИНАНТ, УСТАНОВОК И СТЕРЕОТИПОВ. СПОСОБЫ КОРРЕКТИРОВКИ НЕГАТИВНЫХ ПИАР-ДОМИНИНАНТ Функционирование физиологической доминанты, психологической установки и социального стереотипа с точки зрения теории и практики PR. Определение, структура, функции пиар-позитивных доминант, установок и стереотипов. Формирование пиар-позитивной доминанты, установки и стереотипа средствами массовой информации и коммуникации. Описание и анализ эффективности четырех основных приемов формирования пиар-позитивных доминант, установок и стереотипов: внушения, заражения, убеждения и манипулирования. Примеры эффективного использования основных приемов формирования пиар-позитивных доминант, установок и стереотипов. Определение, структура, функции, свойства пиар-негативных доминант, установок, стереотипов. Описание и анализ наиболее эффективных способов коррекции пиар-негативных доминант, установок и стереотипов, таких как контрвнушение, торможение, «запрет». Роль массмедиа и интертеймента в формировании пиар-негативных доминант, установок, стереотипов. Примеры эффективного использования основных способов корректировки пиар-негативных доминант, установок и стереотипов при проведении выборных кампаний, формировании брендов товаров и услуг, имиджей наиболее видных ньюсмейкеров России и зарубежья. Описание случаев, требующих усиления отрицательных стереотипов клиентов. Приемы усиления отрицательных общественных стереотипов и технологии «раздувания» скандалов с использованием массмедиа. ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ PR Информационный повод как главный инструмент пиарщика. Информационный повод и сенсация: сравнительная характеристика. Классификация и механизмы создания информационных поводов. Перечень и характеристика типовых мероприятий PR, направленных на создание информационных поводов, способных заинтересовать массмедиа, общественность и «группы особых интересов»: конкурсов, выставок, акций благотворительности, празднеств, презентаций, пресс-конференций, брифингов, слухов, скандалов и пр. Разбор наиболее типичных ошибок, совершаемых пиарщиками при организации и проведении основных мероприятий PR. ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ PR-ОТДЕЛА, ПРЕСС-СЛУЖБЫ PR-отдел в структуре частных фирм, корпораций и организаций государственной власти. Стратегические цели и задачи, основные направления деятельности PR-отдела. Специфика выстраивания «внешних» (общественных) и «внутренних» (корпоративных) отношений. Критерии и методы подбора пиар-команды в соответствии с целями и задачами деятельности PR-отдела. Организация работы с клиентами и целевыми аудиториями PR. Роль информационной аналитики как науки и практики в обеспечении эффективной деятельности PR-отдела: аналитические методы составления карты СМИ, формы и методы мониторинга СМИ как важнейшего коммуникативного аудита. Перечень и характеристика мероприятий, направленных на реализацию целей, задач, проектов PR. Пресс-служба в структуре частных фирм, корпораций и органов государственной власти. Стратегические цели и задачи, основные направления деятельности пресс-службы как инструмента PR. Описание и характеристика креативного и организационного направления деятельности пресс-службы: формирование журналистского пула, механизмы создания информационных поводов, организации «утечки информации». Корпоративное издание как одно из важнейших направлений пиар-деятельности пресс-службы: цели, структура, тематика, формат корпоративного издания. Web-сайт, как важнейший информационный ресурс в PR: структура, тематика, проблематика, оформление Web-сайта в соответствии с целями и задачами PR. Пресс-конференция как один из базовых методов PR-работы со средствами массовой информации и коммуникации. Перечень и характеристика основных PR-целей проведения пресс-конференций и брифингов. Действующие лица и исполнители, время и место проведения пресс-конференции и брифинга. Алгоритм подготовительного этапа пресс-конференции (брифинга). Технологии вычленения главной новости и составления сюжета пресс-конференции (брифинга). Общепринятые нормы оповещения и приглашения СМИ и других участников. Базовые этапы проведения медийных мероприятий: роль модератора и спикера в достижении PR-цели и решении основных PR-задач пресс-конференции и брифинга. Пресс-релиз как наиболее распространенный документ PR. Основные типы пресс-релизов. Методики написания, оформления и доставки пресс-релизов. Идея, сюжет и структура пресс-релиза. Принцип «перевернутой пирамиды» в составлении пресс-релиза. «Главная новость» как вершина содержательной части пресс-релиза. Проблема рекламности и достоверности пресс-релизов. Технические средства доставки и правила он-лайновой и офф-лайновой рассылки пресс-релизов. ТЕМА 8. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА PR Критерии эффективности профессионального общения сотрудника PR. Специфика профессионального общения служб PR cо СМИ, органами государственной власти, общественностью и отдельными гражданами. Закон Рафаэля как базовый закон профессионального общения в сфере PR. Генезис, семантика, формулировка закона Рафаэля. Лорд Честерфилд, Дейл Карнеги, Алан Пиз об умении нравиться. Анализ факторов максимализирующих и минимизирующих «притягательные эмоции» сотрудника PR. Описание механизмов развития «чувственного поля», оптимизации вербальных и невербальных навыков общения, формирования адекватного и эффективного имиджа сотрудника PR. Специфика профессионального общения сотрудников служб PR в условиях проведения боевых действий, терактов, катастроф, публичных скандалов, социальных и профессиональных конфликтов. Этика и стандарты профессиональных отношений в PR: анализ хартий и кодексов профессионального поведения сотрудников служб PR. Литература
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины Форма обучения – заочная (полный срок обучения) Лекции – 12 часов Самостоятельная работа – 100 часа Зачет – 2 курс, 4 семестр Всего – 112 часов Примерный план усвоения дисциплины «Связи с общественностью» по темам и видам работ для очной формы обучения
2.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
2.3. Вопросы для повторения материалов курса. Вопросы для самостоятельной работы
2.4. Тестовые задания для итогового повторения материалов курса Вопрос 1. Какое из определений PR является ложным:
Вопрос 2. В каком году Президент США Томас Джефферсон впервые употребил словосочетание «связи с общественностью»?
Вопрос 3. Какую основную цель преследует PR?
Вопрос 4. Медиа-рилейшнз – это:
Вопрос 5. Массмедиа – это:
Вопрос 6. Ньюсмейкер – это:
Вопрос 7. Какой из указанных терминов не имеет отношения к PR:
Вопрос 8. Какая из указанных профессий не имеет отношение к PR:
Вопрос 9. Какая из перечисленных функций не имеет отношение к деятельности спиндоктора:
Вопрос 10. Спичрайтер – это:
Вопрос 11. Интервью – это:
Вопрос 12. Основной целью проведения PR-компании является:
Вопрос 13. Пресс-релиз – это:
Вопрос 14. Медиа-кит содержит:
Вопрос 15. Факт-лист – это:
Вопрос 16. «Круглый стол» - это:
Вопрос 17. Презентация – это:
Вопрос 18. Пресс-конференция – это:
Вопрос 19. Прием – это:
Вопрос 20. Брифинг – это:
2.5. Вопросы к зачету:
|
Программа спецкурса «Связи с общественностью» соответствует требованиям... Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания №2 от 25. 09. 2008 г | Основная образовательная программа высшего образования направление... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42. 03. 01 «Реклама и... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030602 «Связи с общественностью» Учебно-методический комплекс «Психология массовых коммуникаций» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности 030602 «Связи с общественностью» Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью»... Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030602 Связи с общественностью Учебно-методический комплекс «Имиджелогия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 030602 «Связи с общественностью» Учебно-методический комплекс «Медиапланирование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс «Связи с общественностью» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Рабочая программа по учебной дисциплине “Архитектурная бионика” составлена... Едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема философия, ее предмет и место в культуре человечества Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации концепция Учебно-методический комплекс «Имиджелогия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Лекции о том, как жить и работать в гармонии с миром Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта... | О. И. Матьяш плюрализм и междисциплинарность как состояние Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
История костюма Рабочая программа по спецкурсу «История костюма» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... |