Скачать 0.6 Mb.
|
Цели курса: - формирование у студентов знаний о причинах, механизмах, симптоматике и видах нарушений в развитии ребенка; - научить студентов применять технологии коррекции воспитания, обучения, формирования личности; - определить основные подходы к решению вопросов интеграции в обществе детей и подростков с проблемами в развитии. Задачами курса являются: - ознакомление с психофизиологическими особенностями развития аномальных детей, закономерностями их психического развития в процессе воспитания и образования; - овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регулятивную сферы аномального ребенка; - формирование у студентов представлений о значимости своевременного выявления нарушений развития у детей, а также необходимости изучения путей и способов диагностики и коррекции отклонений в развитии; - приобретение опыта определения основных направлений компенсирующего и коррекционного – развивающего обучения детей и подростков с нарушениями в развитии. Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, лабораторных занятий. Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по специальной психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Формами текущей проверки знаний будут являться контрольные работы, рефераты, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, промежуточная аттестация, итоговые занятия по изученным темам. Итоговой форма контроля зачет у студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»; экзамен у студентов «Технология и предпринимательство». В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные понятия и определения: психотерапии, психического здоровья и т.п.; - основные международные и российские законы и документы, определяющие и ориентирующие психолога в таких формах работы как психотерапия и консультирование; - отличия психотерапии от других форм профессиональной деятельности психолога; - основные современные психотерапевтические направления; - психотерапевтические факторы - этические аспекты психотерапии. Студент должен уметь: - анализировать психотравмирующую ситуацию и роль стресса в развитии невроза; - провести теоретический анализ направлений и методов психокоррекции и психотерапии; - критически оценивать различные психотерапевтические школы; - проводить этический анализ профессиональной ситуации; - использовать концепцию границ профессиональной компетентности Студент должен получить навыки: - моделирования психотравмирующей ситуации и выбора; - адекватных методов и техник психокоррекции; - использования техник и методов психокоррекции. Темы для самостоятельного изучения
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу: Тема 1. Введение в психотерапию План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Понятие «психотерапия» и его основные толкования. 2.Различные подходы к психотерапии. Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста. 3.Психотерапия и психиатрия. Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией. 4. Общее представление о формах, методах, техниках психотерапии. Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». (Введен в действие с 1 января 1993 г.). — М., 1993.
2.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с. 3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000, с. 30 – 60. 4.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. с. 91. 5. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999, с. 123 – 126. 6.Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 207 – 255. Тема 2. Междисциплинарные, межкультурные тенденции в психотерапии План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Основные подходы к понятиям «болезнь», «здоровье», «норма», «аномалия». 2.Медицинские критерии психического здоровья. 3.Основные виды психических заболеваний согласно современной медицинской классификации и их характеристика. 4.Немедицинские критерии психического (психологического) здоровья. 5.Проблема психического (психологического) здоровья в основных направлениях практико-ориентированной психологии. Основная литература:
Дополнительная литература: 1.Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985 2.Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М., 1998 3.Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. — М., 1996. 4.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. с. 91. 5. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999, с. 123 – 126. Тема 3. Психологические основы психотерапии. Принципы классификации психотерапии План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Различные возможные основания классификации типов психотерапии. 2.Медицинская и немедицинская психотерапия. 3.Директивная и недирективная психотерапия. 4.Телесно- ориентированная психотерапия, собственно психотерапия, духовно ориентированная психотерапия. 5.Психотерапия, ориентированная на симптом, и психотерапия, ориентированная на проблему. 6.Поведенческая и глубинная психотерапия. 7.Рациональная психотерапия и психотерапия, ориентированная на опыт проживания. 8. Интегративные и эклектические варианты психотерапии. Основная литература:
Дополнительная литература: 1.Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб, 1997. 2.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001. 3.Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского и С. Ледера. — М., 1990. 4.Казаковцев Б. А. Организация психиатрической помощи. — М., 1996. 5.Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985 6.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994 |
Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы:... Ы сходства и расхождения рассмотрения этих понятий во взглядах психологов и педагогов. Сформулирован вывод о конвергенции понятий... | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных... | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных... | Рабочая программа по дисциплине: направление подготовки Физическая культура” студентов вузов является формирование личности и способности направленного использования разнообразных средств... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями... | Учебного заведения Проект по дисциплине «Физическая культура» «Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов» предназначен... | ||
Реферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура... У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые... | Примерная программа наименование дисциплины Физическая культура Рекомендуется... Питания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Физическая культура Рекомендуется... Питания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств... | Программно-методическое обеспечение по освоению образовательной области «Физическая культура» Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная... | ||
Информационные технологии в профессиональной деятельности По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса института туризма, рекреации, реабилитации... | 1 Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым)... Фгос впо в области адаптивной физической культуры, физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью пособия является подготовка студентов к использованию английского языка в их будущей профессиональной деятельности | Программа и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее... Усвоение знаний студентов призвано повысить их профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у студентов творческого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель учебного курса «Психология рекламы»: содействие повышению профессионализма специалиста по рекламе на основе овладения системы... | Аннотация элективного курса по специальности При выборе электива студентам рекомендуется учитывать уровень своей подготовленности для усвоения содержания данного электива, а... |