Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности.





НазваниеПрограмма курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности.
страница1/6
Дата публикации27.03.2015
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Психология > Программа курса
  1   2   3   4   5   6
Цели курса:

- формирование у студентов знаний о причинах, механизмах, симптоматике и видах нарушений в развитии ребенка;

- научить студентов применять технологии коррекции воспитания, обучения, формирования личности;

- определить основные подходы к решению вопросов интеграции в обществе детей и подростков с проблемами в развитии.

Задачами курса являются:

- ознакомление с психофизиологическими особенностями развития аномальных детей, закономерностями их психического развития в процессе воспитания и образования;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регулятивную сферы аномального ребенка;

- формирование у студентов представлений о значимости своевременного выявления нарушений развития у детей, а также необходимости изучения путей и способов диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- приобретение опыта определения основных направлений компенсирующего и коррекционного – развивающего обучения детей и подростков с нарушениями в развитии.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, лабораторных занятий.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по специальной психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Формами текущей проверки знаний будут являться контрольные работы, рефераты, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, промежуточная аттестация, итоговые занятия по изученным темам. Итоговой форма контроля зачет у студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»; экзамен у студентов «Технология и предпринимательство».

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия и определения: психотерапии, психического здоровья и т.п.;

- основные международные и российские законы и документы, определяющие и ориентирующие психолога в таких формах работы как психотерапия и консультирование;

- отличия психотерапии от других форм профессиональной деятельности психолога;

- основные современные психотерапевтические направления;

- психотерапевтические факторы

- этические аспекты психотерапии.

Студент должен уметь:

- анализировать психотравмирующую ситуацию и роль стресса в развитии невроза;

- провести теоретический анализ направлений и методов  психокоррекции и психотерапии;

- критически оценивать различные психотерапевтические школы;

- проводить этический анализ профессиональной ситуации;

- использовать концепцию границ профессиональной компетентности

Студент должен получить навыки:

- моделирования психотравмирующей ситуации и выбора;

- адекватных методов и техник психокоррекции;

- использования техник и методов психокоррекции.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение в психотерапию

Установите сходство и различие с медицинской и психологической модели психотерапии. Перечислите критерии психического ( психологического ) здоровья как теоретической проблема медицины, психологии, психиатрии.


2

Проверка конспектов

2

Междисциплинарные, межкультурные тенденции в психотерапии

1.Проанализируйте основные подходы к понятиям «болезнь», «здоровье», «норма», «аномалия».

2.Определите критерии психического и психологического здоровья.


2

Контрольная работа

3

Психологические основы психотерапии. Принципы классификации психотерапии

Выделите немедицинские критерии психического (психологического) здоровья.

Изучите статью «Система организации жизни ребенка в больнице» Ю.В.Малова и Н.Ю. Федунина («Московский психотерапевтический журнал», №1, 2008) и ответьте на поставленные вопросы: в чем заключается функция специалиста по организации жизни ребенка в больнице? Какие методы можно использовать при организации жизни ребенка в условиях клиники?


6

Проверка конспектов

4

Основные формы психотерапии

1. Чем отличается групповая психотерапия как форма любой психотерапии от групповой психотерапии как самостоятельного метода?

2. Приведите примеры работы групп тренинга умений.

3. Охарактеризуйте сущность encounter-групп.

10

Контрольная работа

5

Динамическое направление в психотерапии

Законспектируйте:

  • Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений»

  • Зигмунд Фрейд «Три очерка по теории сексуальности»

  • Зигмунд Фрейд «О психоанализе»

  • Эрих Фромм «Иметь или быть?»

  • Карен Хорни «Женская психология».




10

Проверка конспекта

6

Психодрама

Охарактеризуйте направления, ориентированные на психодраме по следующей схеме:

  • Краткий обзор основных и концептуальных схем подхода;

  • Цели коррекции;

  • Позиция психолога;

  • Позиция клиента.

  • Основные техники, используемые в рамках данного подхода.

10

Выполнение тестов

7

Гештальттерапия

В чем сущность гештальттерапии?

Какие авторы внесли наибольший вклад в развитие этого направления

8

Проверка конспектов

8

Когнитивная психотерапия

Основные принципы когнитивной терапии.

Опишите упражнения когнитивной терапии

4

Проверка конспектов

9

Поведенческая психотерапия

Какой вклад в поведенческую психотерапию внесло учение И.П.Павлова?

Законспектируйте работу Уотсона Дж. «Психология как наука о поведении».

4

Проверка конспектов

10

Нейролингвистическое программирование




4

Проверка конспектов

11

Телесно-ориентированная терапия

Охаракткризуйте структуру личности по В.Райху.

Опишите три дыхательных упражнения в рамках телесно-ориентированной психотерапии.

4

Проверка конспектов

12

Организация психотерапевтической помощи

Как вы считаете, какие причины ведут к возникновению психоэмоциональных перегрузок у психотерапевта?

2Какие методы, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными для оптимизации психического состояния психотерапевта?


4

Проверка конспектов



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Тема 1. Введение в психотерапию

План:

  1. Определение психотерапии и содержание основных понятий.

  2. История развития психотерапии.

  3. Научные основы психотерапии.

  4. Клинические основы психотерапии.

  5. Физиологические основы психотерапии.

  6. Психологические основы психотерапии.

  7. Механизмы лечебного действия психотерапии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Понятие «психотерапия» и его основные толкования.

2.Различные подходы к психотерапии. Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.

3.Психотерапия и психиатрия. Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.

4. Общее представление о формах, методах, техниках психотерапии.

Основная литература:

  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  3. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  4. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007


Дополнительная литература:

1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». (Введен в действие с 1 января 1993 г.). — М., 1993.

  • Приказ МЗ и МП РФ от 30 октября 1995 г. № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи». — М., 1995.

  • Приказ МЗ РФ от 26 ноября 1996 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь». — М., 1996.

  • Приказ МЗ РФ от 28 июля 1997 г. № 226 «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи». — М., 1997.

  • Приказ МЗ РФ от 13 февраля 1995 г. № 27 «О штатных нормативах учреждений оказывающих психиатрическую помощь». — М., 1995.

2.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с.

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000, с. 30 – 60.

4.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. с. 91.

5. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999, с. 123 – 126.

6.Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 207 – 255.
Тема 2. Междисциплинарные, межкультурные тенденции в психотерапии

План:

  1. Специфические черты психокоррекции и психотерапии.

  2. Связь психотерапии с другими науками и дисциплинами, обусловленная сложностью объекта психотерапии.

  3. Интеграция психотерапии с фундаментальными и прикладными науками.

  4. Определение эклектической психотерапии.

  5. Синтез методов и приемов психокоррекции  и психотерапии.

  6. Межкультуральньй характер психотерапии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Основные подходы к понятиям «болезнь», «здоровье», «норма», «аномалия».

2.Медицинские критерии психического здоровья.

3.Основные виды психических заболеваний согласно современной медицинской классификации и их характеристика.

4.Немедицинские критерии психического (психологического) здоровья.

5.Проблема психического (психологического) здоровья в основных направлениях практико-ориентированной психологии.
Основная литература:

  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  3. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  4. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007


Дополнительная литература:

1.Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985

2.Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М., 1998

3.Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. — М., 1996.

4.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. с. 91.

5. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999, с. 123 – 126.
Тема 3. Психологические основы психотерапии. Принципы классификации психотерапии

План:

  1. Основные направления психокоррекции и психотерапии.

  2. Бихевиоризм как основа поведенческого направления в психотерапии.

  3. Когнитивно — поведенческое направление психокоррекции и психотерапии (рациональная психотерапия, рационально - эмотивная психотерапия Эллиса, трансактный анализ Э. Берна, гештальттерапия).

  4. Глубинный психоанализ как основа психодинамнческого направления в психотерапии (классический психоанализ 3. Фрейда, неофредизм).

  5. Современные подходы н принципы классификации психокоррекции и психотерапии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Различные возможные основания классификации типов психотерапии.

2.Медицинская и немедицинская психотерапия.

3.Директивная и недирективная психотерапия.

4.Телесно- ориентированная психотерапия, собственно психотерапия, духовно ориентированная психотерапия.

5.Психотерапия, ориентированная на симптом, и психотерапия, ориентированная на проблему.

6.Поведенческая и глубинная психотерапия.

7.Рациональная психотерапия и психотерапия, ориентированная на опыт проживания.

8. Интегративные и эклектические варианты психотерапии.
Основная литература:

  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Варга А. Системная семейная терапия. Курс лекций. М. 2007.

  3. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  4. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  5. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007


Дополнительная литература:

1.Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб, 1997.

2.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001.

3.Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского и С. Ледера. — М., 1990.

4.Казаковцев Б. А. Организация психиатрической помощи. — М., 1996.

5.Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985

6.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПсихологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы:...
Ы сходства и расхождения рассмотрения этих понятий во взглядах психологов и педагогов. Сформулирован вывод о конвергенции понятий...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
«Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
«Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconРабочая программа по дисциплине: направление подготовки
Физическая культура” студентов вузов является формирование личности и способности направленного использования разнообразных средств...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconУчебного заведения
Проект по дисциплине «Физическая культура» «Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов» предназначен...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconРеферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура...
У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПримерная программа наименование дисциплины Физическая культура Рекомендуется...
Питания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПримерная программа наименование дисциплины Физическая культура Рекомендуется...
Питания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПрограммно-методическое обеспечение по освоению образовательной области «Физическая культура»
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconИнформационные технологии в профессиональной деятельности
По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса института туризма, рекреации, реабилитации...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. icon1 Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым)...
Фгос впо в области адаптивной физической культуры, физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий по направлению подготовки...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью пособия является подготовка студентов к использованию английского языка в их будущей профессиональной деятельности
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПрограмма и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее...
Усвоение знаний студентов призвано повысить их профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у студентов творческого...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель учебного курса «Психология рекламы»: содействие повышению профессионализма специалиста по рекламе на основе овладения системы...
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. iconАннотация элективного курса по специальности
При выборе электива студентам рекомендуется учитывать уровень своей подготовленности для усвоения содержания данного электива, а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск