Технология подготовки и проведения





НазваниеТехнология подготовки и проведения
страница1/3
Дата публикации15.08.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Педагогический совет – это орган коллективно-коллегиального управления школой, призванный менять старые педагогические представления и ориентиры. Педсовет был и есть явлением проблематичным. Если на нем превалирует скука, равнодушие, говорильня, ожидание его окончания, эффективность такого педсовета минимальная! Выбранная тема педсовета должна быть актуальна, иметь практическую значимость и научность, а значит выбор тем педсовета должен базироваться:

– на проблемно-ориентированном анализе работы школы за истекший год;

– диагностике запросов и потребностей учителей.

Определив проблемы образовательного процесса, выражающие принципиальные затруднения общепедагогического уровня, можно определить и наиболее значимую для данного учреждения тематику педагогических советов. Определение содержания конкретной темы имеет не маловажное значение, т. к. способствует однозначному и строгому определению цели (почему и для чего), форме проведения (как), методам, приемам и средствам (с помощью чего).

Выбранные теоретические положения темы, разумно соединенные с практическими делами школы, являются основой эффективности педсовета, если учителя смогут убедиться в том, что среди них есть творчески работающие коллеги, у которых есть чему поучиться. Требования к отобранному содержанию конкретной темы педсовета:

– теоретическая часть должна быть актуальна, обоснованна и проверена жизнью;

– примеры из практики школы объективными и конкретными;

– материалы достигнутых результатов представлены в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм;

– определены пути решения рассматриваемой проблемы на перспективу;

– спрогнозированы результаты.

Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии, оказать заметное влияние на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные формы проведения педсовета, преимущество которых состоит в том, что позволяет:

– повысить практическую направленность в решении проблемы;

– предусмотреть участие каждого педагога в работе педсовета;

– развить творческий потенциал каждого члена коллектива;

– осуществить деловое общение коллег.

Нетрадиционные формы проведения педагогических советов можно представить в виде следующей схемы:
Остановимся на методах, приемах и средствах (с помощью чего) подготовки и проведения педагогического совета в нетрадиционной форме. Как и в процессе обучения здесь уместны:

– совместные методы: доклад, лекция, беседа и т. д.,

– наглядные методы: схемы, таблицы, диаграммы, компьютерные средства,

– практические методы: моделирование педагогами разнообразных ситуаций, микроисследования, наблюдения.

В процессе работы педагогического совета при таком подходе формируется положительная мотивация педагогической деятельности, создается положительный микроклимат, способствующий высокой степени готовности коллектива к общению, критике и самокритике, удовлетворенности взаимоотношениями.

Обобщение результатов в заключении педсовета должно основываться на целесообразном резюмировании выступления участников не только после обсуждения каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения, что позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчетливо понимают суть решения проблемы, в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс и время прошло не напрасно. Использование приемов технологии критического мышления в форме мини-опроса «Синквейн», создание коллажа работы педсовета, исследование эмоционального состояния учителя (удовлетворенностью своей деятельности, оценкой его личности и деятельности), рефлексия помогает убедиться в том, что педсовет достиг поставленной цели и в ходе его решены поставленные задачи.

Как и для урока, для педсовета важно начало, т. к. именно в нем закладывается психологический комфорт всего заседания, а потому так важны следующие правила:

1. Начинать заседание вовремя, не ждать опоздавших.

2. Председателю педсовета четко формулировать цель педсовета.

3. Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в успешном завершении.

4. Решаемую проблему представить с воодушевлением, образно, интересно.

5. Открытие заседания должно длиться не более двух минут.

Правила для контроля за ходом педсовета:

1. Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях.

2. Не допускать возникновения напряжения, ни в коем случае не должен разгореться спор.

3. Отклонять непродуманные решения.

4. Постоянно поддерживать разговор с помощью вопросов, объяснений, подведения предварительных итогов.

5. Всегда говорить должен только один человек, слова участникам давать поименно.

6. Нетерпимо относиться к отклонению от темы, экскурсам в прошлое.

7. Стремиться к выработке общих подходов, заседание – не поле боя.

8. Уточнять председателю сообщения участников: «Правильно ли я понял?» и т. п.

9. Чаще подводить промежуточные итоги на пути продвижения к цели.

10. Следить за регламентом времени.

11. В заключение заседания достигнутый результат сформулировать кратко и определенно.

12. Подчеркнуть возможные расхождения во мнениях, разногласия следует представить таким образом, чтобы проигравшее меньшинство могло быть согласно с ними, не меняя своего мнения.

13. Установить, какие шаги должны последовать за принятием решения, определить круг обязанностей, ответственных за выполнение решения, функции контроля.

14. Пользоваться новыми технологиями подготовки и проведения педсоветов могут абсолютно все руководители школ, для которых ценность личности ученика неразрывно связана с ценностью личности учителя. Все зависит от творческого подхода.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Стили педагогического общения»


Для анализа и оценивания уровня педагогического взаимодействия просмотрите каждый вопрос теста, отметьте символом «+», если вы согласны с утверждением, и символом «–», если даете отрицательный ответ.

1. Нуждаетесь ли вы в подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом?

4. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное своим случаем, свидетелем которого были сами?

5. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

6. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?

7. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся: гул, шум, оживление?

8. Повышаете ли вы голос, делаете паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?

9. Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы?

10. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

11. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

12. Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся?

13. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

14. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?

Анкета для учащихся
«Стили педагогического взаимодействия»

Просматривая каждый из вопросов теста отметьте символом «+», если вы соглашаетесь с предложенным утверждением, и символом «–», если даете отрицательный ответ.

1. Во время объяснения учебного материала учитель, как правило, находится за учительским столом.

2. По ходу урока учитель часто приводит примеры из жизни, иллюстрируя сказанное.

3. Учитель, как правило, ведет объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей.

4. Учитель часто вовлекает учащихся в обсуждение темы урока.

5. Учитель поощряет учащихся, если они вступают в диалог с ним во время объяснения темы урока.

6. Учитель удачно шутит в ходе урока.

7. Учителя выводит из себя любой шум, гул, оживление в классе.

8. Если учитель чувствует невнимание к себе, то он часто повышает голос или делает паузу.

9. Учитель приветствует, если учащиеся задают вопросы во время объяснения материала.

10. Учитель сразу отвечает на любую реплику во время урока.

11. Учитель замечает изменение настроения учащихся во время урока.

12. Учитель часто использует при объяснении эмоциональный рассказ.

13. Учитель часто увлекается монологом и ему не хватает времени на уроке.

14. Учитель признает право учащегося на ошибку.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие
эффективности образовательного процесса»

«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

Выбранная тема педсовета актуальна, своевременна и значима, т. к. позволяет педагогам обменяться опытом, проанализировать свои отношения внутри коллектива, вызывает потребность в деловой дискуссии, способствует самооценке собственного стиля взаимоотношений с установкой на совершенствование. Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, постоянной саморефлексии.

Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.

Задачи:

– познакомить участников педсовета с теорией по вопросу взаимодействия;

– проанализировать типы отношений, которые складываются в коллективе;

– выявить положительное и негативное, определить пути и способы решения проблем, возникающих в процесса взаимодействия.

Подготовка к педсовету.

1. Создать творческую группу подготовки педсовета из 5–6 человек.

2. Провести диагностику стилей педагогического взаимодействия с учащимися всех параллелей 5–11 классов с помощью методик, каждая из которых используется для конкретного учителя. Диагностику проводят все члены творческой группы. Фамилии учителей в анкетах учащихся не указываются. Результаты исследований по каждому учителю остаются только достоянием организаторов педсовета.

3. Подготовить анкеты для учащихся и для педагогов [см. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (анкета для учащихся) и СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (анкета для педагогов)].

4. Подготовить сводную таблицу для анализа анкеты для учащихся и анкеты для учителей и последующего определения процентного содержания каждого типа взаимодействия: сотрудничества, подавления индифферентности [см. АНАЛИЗ АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ и АНАЛИЗ АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ].

5. Подготовить карточки для учащихся с тремя кружочками разного цвета (светофор) для проведения диагностики «Дерево взаимоотношений» (использовать при анализе ветку дерева, на которую можно навесить трехцветные листочки), [см. ДИАГНОСТИКА «ЗНАКОВЫЙ РИСУНОК»].

6. Подготовить карточки для диагностики «Незаконченное предложение», «Знаковый рисунок» [см. ДИАГНОСТИКА «ЗНАКОВЫЙ РИСУНОК»].

7. Подготовить карточки-задания для работы в группах малого состава (творческих группах, сформированных из участников педсовета).

Технологии диагностик:

Дерево взаимоотношений.

Знаковый рисунок.

Закончи предложение.

Анализ взаимодействия «учитель–ученик» в форме анкетирования.

Материалы к педсовету:

– компьютер, экран,

– микрокалькуляторы,

– карточки с изображением системы координат (форматки),

– цветная бумага (разного цвета),

– ножницы,

– клей,

– кружочки,

– макет дерева.

План проведения педагогического совета:

1. Вступительное слово. Обоснование темы.

2. Анкетирование учителей по проблеме «Педагогическое взаимодействие».

3. Критике теоретические сведения по теме.

4. Работа в 6 творческих группах:

– проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по анкетированию учащихся. Обобщение результатов, выводы;

– проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по анкетированию педагогов. Обобщение результатов, выводы;

– проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по технологии «Дерево взаимоотношений». Обобщение результатов, выводы;

– проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по технологии «Знаковый рисунок», обобщение результатов, выводы;

– проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по технологии «Закончи предложение», обобщение результатов, выводы;

– группа эмоциональной поддержки «Мысли на заметку».

5. Подведение итогов работы творческих групп. Презентация отчетов.

6. Исследование эмоционального состояния участника педсовета.

7. Обобщение полученных результатов, выявление проблем, формулировка решения педагогического совета.

Примечание. Работа педсовета будет продуктивнее, если творческие группы будут определены заранее и педагоги сразу рассаживаются по группам.

Х о д п е д с о в е т а

I. Вступительное слово (см. начало).

II. Анкетирование учителей [см. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (анкета для педагогов)].

III. Краткий доклад-сообщение, содержащий теоретические сведения по теме.

Педагогическое взаимодействие (1-й докладчик).

В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание», «гуманный подход». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой учебно-воспитательного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом. Под образовательным процессом следует понимать как совокупность трех составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность учителя, учебно-познавательный и самообразовательный процессы – деятельность обучающихся. По теории А. Н. Леонтьева, всякая деятельность состоит из отдельных действий, а каждое действие можно разложить на более мелкие составляющие – операции, способы, приемы. Схематически это можно представить так:

Теория описывает такие компоненты деятельности, как мотивы, цель, задачи, принципы и т. п.

Методика характеризует выполнение определенных действий в русле поставленной цели.

Технология – конкретные приемы, их этапы и последовательность.

Таким образом, образовательный процесс следует представлять как сложную систему педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение (2-й выступающий)

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Общение в педагогическом процессе выступает как:

– средство решения учебных задач;

– социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

– способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, стеснительность и т. п.);

создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;

осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (мыслительная деятельность, речь и т. п.)

Уровни и типы педагогического взаимодействия (3-й выступающий)

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия:



Уровни

Происходящие процессы

1.

Взаимодействие человека с самим собой

Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими

2.

Взаимодействие человека с другим человеком

Три уровня общения:

– другая личность более значима,

– равноправность партнеров,

– мнение другой личности не играет никакой роли.

Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда и другого будешь воспринимать как себя

3.

Взаимодействие
с определенной системой

Ученик вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив

Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог:

1. Учитель – «Я».

2. Учитель – учитель.

3. Учитель – ученик.

4. Учитель – группа учащихся.

5. Учитель – ученическое самоуправление.

6. Учитель – родитель.

Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:

– взаимопознание,

– взаимопонимание,

– взаимоотношение,

– взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие:

– сотрудничество,

– диалог,

– соглашение,

– опека,

– подавление,

– конфликт,

– индифферентность,

– конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог или сотрудничество на равных.

Ведущий. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

IV. Задание для групп.

– Давайте выясним характер педагогического взаимодействия в нашем коллективе. Сейчас в каждой творческой группе будет предложено задание, рассчитанное примерно на 20–25 минут.

Группа 1.

З а д а н и е г р у п п е: проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по предложенному анкетированию педагогов школы.

1. Проведите подсчет по каждому вопросу: сколько поставлено «+» и «–». Обобщите результат по всем анкетам.

2. Используя предложенную таблицу [см. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (анкета для педагогов)], вычислите процентное содержание каждого типа взаимодействия по формуле:

– Сотрудничество: (100…) : (11 количество анкет)

(… – количество «+» – да, количество «–» – нет)

– Подавление: (100…):(9 количество анкет).

– Индифферентность: (100…):(8 количество анкет).

Определите наиболее стойкую склонность к определенному типу взаимодействия (наибольший процент по типу взаимодействия)

3. Постройте столбчатую диаграмму по каждому типу взаимодействия, используя масштаб форматки:

– вырежьте из цветной бумаги (трех цветов) прямоугольник вычисленной длины и шириной 8 см;

– наклейте диаграммы на предложенные форматки.
Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия.
Группа 2.

З а д а н и е г р у п п е: проведение анализа взаимоотношения «учитель–ученик» по предложенному анкетирования учащихся 5–11 классов.

1. Проведите подсчет по каждому вопросу анкеты: сколько поставлено «+» и сколько минусов. Обобщите результат по всем анкетам.

2. Используя предложенную таблицу [см. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (анкета для учащихся)], вычислите процентное содержание типа взаимодействия по формуле:

– Сотрудничество: (100…):(11 количество анкет).

– Подавление: (100…):(9 количество анкет).

– Индифферентность: (100…):(8 количество анкет).

Определите наиболее стойкую склонность к определенному типу взаимодействия (наибольший процент по типу взаимодействия).

3. Постройте столбчатую диаграмму по каждому типу взаимодействия в предложенной форматке:

– вырежьте из цветной бумаги прямоугольник вычисленной длины и шириной 8 см;

– наклейте диаграммы на предложенные форматки.

4. Сделайте вывод о полученных результатах, постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия.
Группа 3.

З а д н и е г р у п п е: проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по технологии «Дерево взаимоотношений».

1. По предложенным анкетам вычислите, сколько учащихся отдали предпочтение:

– красному цвету,

– желтому цвету,

– зеленому цвету.

2. Вычислите процентное соотношение каждого цвета по формуле:

(цвет: общее количество анкет)  100 %.

3. Оформите макет «Дерево взаимоотношений». На предложенную модель повесьте листочки красного, зеленого и желтого цвета.

Интерпретация цветов:

– Красный цвет – конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения учителя.

– Желтый цвет – индифферентный тип взаимоотношений, неконкретная модель общения;

– Зеленый цвет – взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога.

4. По полученным результатам сделайте вывод о преобладании в вашем школьном коллективе типа взаимоотношений.
Группа 4

З а д а н и е г р у п п е: проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по технологии «Знаковый рисунок».

По предложенным рисункам провести анализ типов взаимоотношений.

Треугольник – учитель на уроке.

Кружочки – ученики класса.

Сделайте выводы и представьте примеры типичных взаимоотношений и рисунков.
Группа 5

З а д а н и е г р у п п е: проведение анализа взаимодействия «учитель–ученик» по технологии «Закончи предложение».

Прочитайте предложенные анкеты учащихся, обобщите их и сделайте выводы:

– когда, по мнению учащихся, складываются хорошие сотруднические взаимоотношения у учителя и учащихся;

– когда, по мнению учащихся, складываются плохие, конфликтные взаимоотношения у учителя и учащихся.
Группа 6.

З а д а н и е г р у п п ы: эмоциональная поддержка «Мысли на заметку».

По ходу педсовета провести анализ сказанного и сформулировать правила взаимоотношений, способствующих эффективности образовательного процесса.

Формулировка правил может быть представлена в стихотворной, песенной, юмористической форме. Проявите фантазию.

V. Презентация работы группой должна быть наглядной. Первая и вторая группы строят столбчатые диаграммы в одной системе координат. Каждая группа наклеивает свой столбик на предложенную систему координат. Желательно, чтобы цвет столбиков был разным, тогда проще и нагляднее просматривается превалирующий тип взаимоотношений в системе «учитель–ученик», по мнению учителей и по мнению учеников, производится сравнение.

Третья группа должна показать макет дерева, который наглядно представит типичный характер взаимоотношений, отраженный в цвете.

Четвертая группа, анализируя детские рисунки, выделяет типичные взаимоотношения и представляет лучшие детские рисунки.

Пятая группа, анализируя анкеты, дает характеристику взаимоотношений «учитель–ученик».

Шестая группа – группа эмоциональной поддержки – создает творческую атмосферу своим выступлениям, которые проходят с юмором и служат разрядкой от напряженной работы.

VI. Исследование эмоционального состояния учителей в процессе работы можно провести по методике «Лицо педсовета». Каждому учителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков и воспроизвести его на предложенном кружочке.
Творческая группа по подготовке педсовета сделает общий подсчет каждого из кружочков. Для экономии времени каждая творческая группа сообщает ей количество кружочков каждого вида.

VII. При выработке проекта решений педсовета учитываются полученные результаты. В проект можно внести, например, проведение тренингов эффективного общения и взаимодействия для учителей школы с помощью школьного психолога.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА


Целевой

Мотивационный

Содержательный

Процессуальный

1. Точность и обоснованность поставленных целей.

2. Конструктивность (достижимость) целей.

3. Диагностичность целей:

– выделение формируемого качества;

– наличие диагностики этого качества;

– наличие критериев для определения этого качества

1. Наличие ориентировки учащихся на предстоящую деятельность; постановка целей предстоящей деятельности.

2. Характер мотивации:

– учения;

– труда;

– достижения;

– общения.

3. Формирование познавательных критериев
(характер, степень успешности).

4. Оценивание действий и поступков, характер.

5. Создание ситуаций успеха.

6. Итог деятельности, нацеленность на последействие

1. Соответствие основным дидактическим принципам.

2. Уровень усвоения материала (репродуктивный, продуктивный).

3. Наличие вариантности в предлагаемом материале (по типу, уровню и т. д.).

4. Участие учащихся в отборе содержания. 5. Право на усвоение (выбор) роли, статуса.

6. Представлены ли
в материале нравственные законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент. 7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений.

8. Наличие межпредметных связей.

9. Характер рефлексии:

– натуралистическая;

– социальная

– общечеловеческая

1. Усваивались ли знания в контексте определенной социальной функции личности.
2. Присутствовал ли совместный поиск решения.

3. Было ли совместное переживание ценностей.

4. Существовало ли обучение, включенное в структуру игры, диалога, жизненной ситуации.

5. Было ли принятие решения с выражением личной ответственности и отношения.

6. Признавались ли права на собственное мнение.

7. Наличие и характер сотрудничества учителя с учащимися при решении жизненных проблем

САМОАНАЛИЗ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМЫ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Цель данного урока направлена на решение задач личностного развития учащихся.

2. При подготовке данного урока учитель использовал исходную диагностику личностного развития, обученности, воспитанности учащихся.

3. Учащиеся выступали на уроке в качестве соавторов и проявили следующие качества: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманию.

4. Учитель привлекал учащихся к постановке задач урока и его организации, организовал рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

5. Учитель создал на уроке личностно ориентированную ситуацию, соответствующую личностному опыту педагога, сфере, в которой хотел бы реализовать себя ученик, значимой жизнедеятельности, в которой будут востребованы личностные функции воспитанника.

6. Учитель использовал на уроке технологии личностно ориентированного обучения: систему диалогов с носителем личностного опыта, игровую имитацию социального пространства личностной самореализации, имитационно-ролевую ситуацию.

7. Урок отличала атмосфера доверия и доброжелательности, способствовавшая проявлению личностных качеств воспитанников.

8. Учитель учитывал состояние здоровья детей на уроке, их настроение.

Учителю предлагается оценить себя по данным показателям по 5- балльной системе и общую сумму баллов разделить на 8.

Первичный уровень реализации личностно ориентированного образования на уроке соответствует – от 0 до 1 балла. Низкий уровень – от 1 до 3 баллов. Средний уровень – от 3 до 4 баллов. Высокий уровень – от 4 до 5 баллов.

Материалы к педагогическому совету
«Критерии успешности учителя»


Параметры оценки урока

Оценочная шкала:
4-балльная: 0, 1, 2, 3, 4.



Критерии

Оценка критерия

Замечания

1. Содержание







Соответствие содержания материала по сложности типу класса







Совпадение формулировки цели урока, его содержательной реализации







Оптимальный объем материала для достижения целей урока







2. Методика







Мотивация учащихся







Адекватность дидактического материала







Использование заданий развивающего характера







Адекватность наглядности восприятию учащихся







Логика построения урока







Оптимальный темп урока







Использование на уроке ситуации диалога, обмена мнениями







Учет индивидуальных особенностей







Создание ситуации успеха







3. Учащиеся на уроке







Уровень активности на уроке







Наличие вопросов на уточнение понимания материала







Развитость самостоятельности речи







4. Деятельность педагога







Сотрудничество с учащимися







Умение слышать и слушать ученика







Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий







АНКЕТА

Для подготовки педагогического совета просим Вас расставить по мере значимости качества личности хорошего, на ваш взгляд, учителя, если есть необходимость, можно добавить какие-то качества или убрать имеющиеся.

1. С веселым характером, обладает чувством юмора.

2. Требовательность к себе.

3. Не жалуется родителям

4. Добрый, справедливый.

5. Принципиальный, требовательный к учащимся.

6. Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь.

7. Знание предмета, эрудиция.

8. Добросовестное отношение к своим обязанностям.

9. Чуткость, внимание, такт по отношению к учащимся.
Определение психологического состояния учителя
методом цветописи

Инструкция: Выберите один из семи предложенных цветов (из цветной бумаги вырезаются квадратики или кружки).

Для наглядного представления можно из выбранных листочков склеить цветок – цветик-семицветик. Один цветок до работы педсовета, другой – после окончания работы.

Каждый цвет соответствует определенному настроению.

Красный – радостное настроение, выражает активность.

Желтый – веселое настроение, вызывает желание действовать.

Зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие, уравновешенность.

Синий – спокойное настроение, выражает сентиментальность.

Фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно.

Черный – печальное настроение.

Белый – утомление, ощущение усталости.
АНКЕТА
Предлагаем Вам прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения одну из четырех цифр, которая означает ответ, соответствующий вашей точке зрения: 3 – совершенно согласен; 2 – в общем согласен; 1 – трудно сказать; 0 – не согласен.

1.Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой.

2. Меня устраивает составленное расписание уроков.

3. Мое рабочее время, благодаря действиям администрации, тратится рационально.

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

6. Я испытываю потребность в профессиональном росте и личностном росте и стараюсь ее реализовать.

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.

9. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.

10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.

11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.

18. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

19. Я доволен тем, что в школе установлены доплаты сотрудникам.
Обработка данных
Показатель удовлетворенности жизнедеятельностью школы равен частному от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. Коэффициент удовлетворенности:

> 2 – высокий уровень

> 1 – средняя степень удовлетворенности

< 1 – низкая степень удовлетворенности

Аспекты удовлетворенности

№ утверждений

Организация труда

1–4

Возможность проявления и реализации профессиональных качеств педагога

5–8

Отношения с администрацией

9–12

Отношения с учащимися

13–16

Обеспечение деятельности учителя

17–19


АНКЕТА

Выбор приоритетных критериев успешности для конкретного
педагогического коллектива

Уважаемый учитель!

Для согласования и выбора приоритетных критериев успешности для нашего коллектива предлагаем Вам оценить выбранные основные критерии. Для этого Вам следует поставить напротив каждого критерия одну из четырех цифр, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения: 0 – незначимый критерий; 1 – менее значимый критерий; 2 – значимый критерий; 3 – наиболее значимый критерий.
Критерии успешности учителя

Педагогическая деятельность:

1. Уровень обученности ЗУН.

2. Уровень сформированности ОУУН.

3. Инновационная работа.

4. Самообразование, исследовательская работа.

5. Образование, квалификация.

6. Самоанализ, самодиагностика.

Психолого-педагогическое общение:

1. Интерес, мотивация.

2. Сознательное обучение.

3. Отношения "учитель–ученик".

4. Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя:

1. Эмоциональность.

2. Выразительность речи.

3. Творческое начало личности.

4. Организаторские способности.

5. Чувство юмора.

6. Настойчивость, дисциплинированность

Высказывания, афоризмы (по материалам В. М. Лизинского)
Люблю предмет, который я люблю.

Мне такт и интуиция опора.

Вот ум, достойный преклоненья.

Я горы вмиг с ребятами сверну.

Планировать могу, могу и делать.

Я верю в климат, деньги подождут.

Я слушаю других – какое чудо!

Я и творить, и натворить умею.

Свои ошибки детям я прощаю.

Я справедлива, люди так считают.

Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Я знаю мало, и я это знаю.

Мне энергетики хватает на неделю.

Я от души со всеми терпелива.

Профессия досталась мне от Бога.

Анализ – я к тебе с душой.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология подготовки и проведения iconРабочая программа дисциплины Альтернативные моторные топлива Направление...
Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление...
Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа «Статистика автотранспорта» Направление подготовки...
Направление подготовки 23. 03. 01 «Технология транспортных процессов» Профиль подготовки «Организация перевозок на автомобильном...
Технология подготовки и проведения iconПрограмма подготовки квалифицированных
Министерством юстиции (рег. №29749 от 20. 08. 2013г), входящей в состав укрупненной группы специальностей 260000 Технология продовольственных...
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа дисциплины общая химическая технология Направление...
В курсе «Общая химическая технология» рассматриваются химические производства как химико-технологические системы. Основной целью...
Технология подготовки и проведения iconОсновная образовательная программа высшего образования направление...
...
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа учебной дисциплины «технология изготовления керамических изделий»
Направление подготовки: 261400. 62 – Технология художественной обработки материалов
Технология подготовки и проведения iconОсновная профессиональная образовательная программа
Технология продукции общественного питания (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 260000 Технология...
Технология подготовки и проведения iconПрограмма заседания республиканского методического объединения руководителей...

Технология подготовки и проведения iconРабочая программа учебной дисциплины экология для подготовки бакалавров...
«Технология производства и переработки продукции растениеводства», «Технология производства и переработки продукции животноводства»,...
Технология подготовки и проведения iconОсновная образовательная программа высшего профессионального обра­зования...
...
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа учебной дисциплины технология первичной переработки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом...
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа учебной дисциплины основы ветеринарии для подготовки...
«Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика...
Технология подготовки и проведения iconМетодические указания для самостоятельной работы со студентами Дисциплина «Б иохимия»
Методические указания предназначены для студентов специальности 240902 «Пищевая биотехнология», 260202 «Технология хлеба, кондитерских...
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа учебной дисциплины цитология, гистология и эмбриология...
«Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика...
Технология подготовки и проведения iconРабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии...
«Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск