Скачать 291.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Основы педагогической диагностики ОПД.В.1.1 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050401 История Утверждено на заседании кафедры общей и специальной педагогики (протокол № 1 от 26.09.2011 г.) Зав. кафедрой__________Н,А. Рычкова Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1.Автор-составитель программы: преподаватель Иванова А.Н. 1.2. Рецензент: к.п.н., доц. Авдеева Н.А. (СЗФ МГЭИ), к.п.н., проф. Манухин В.П.(МГГУ) 1.3.Пояснительная записка. Целью современного образования становится переориентация деятельности преподавания с уровня информирования на уровень управления развитием личности в ее личностном и профессиональном становлении. Тем самым в образовательную практику воплощаются новые принципы организации образования - персонификации и профессионализации. В этой связи наметилась тенденция усиления внимания к проблемам выявления и учёта личностных, групповых особенностей обучаемых в целях определения наиболее адекватных методов педагогического воздействия (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, II. А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин). Однако практическая реализация выше обозначенных тенденций и подходов невозможна без совершенствования системы педагогической диагностики (Б.П. Битинас, Н.К. Голубев, Г.А. Деминова, А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский и др.). Одним из путей повышения качества учебно-воспитательной работы в школе в современных условиях является выстраивание ее на основе педагогической диагностики. Наблюдения школьной практики свидетельствуют о недооценке места и роли диагностической функции учителя, что приводит к поверхностным выводам об особенностях педагогических явлений, к усредненным установкам и т.д. Современный педагогический вуз должен обеспечить готовность будущих учителей к качественному осуществлению профессионально-педагогической диагностики для превращения ее в реальный инструмент решения задач педагогической деятельности. Цель настоящей программы состоит в том, чтобы сформировать у будущих педагогов представление о научно-теоретических, методических и практических аспектах педагогической диагностики, показать ее специфику в практической деятельности. Курс «Основы педагогической диагностики» направлен на то, чтобы научить студентов решать в своей профессиональной деятельности такую важнейшую задачу, как диагностика педагогического процесса.Программа знакомит не только с принципами, задачами и парадигмами современной педагогической диагностики, а также с конкретными методиками, техниками диагностической деятельности. Теоретические вопросы в программе излагаются в их приложении к практической деятельности педагога-исследователя. Программа построена с учетом основных подходов и теорий развития современного образовательного процесса; ее основу составляют:
Задачи изучения курса «Основы педагогической диагностики» включают рассмотрение как теоретических проблем педагогической диагностики, так и изучение практических основ диагностической деятельности:
Студенты должны знать: принципы конструирования педагогической диагностики; подходы к классификации методов диагностики; критерии и показатели эффективности педагогической диагностики; особенности проведения диагностического исследования на всех его этапах; особенности отдельных методик педагогической диагностики; особенности диагностики учебного процесса; особенности использования тестовых методик; должны уметь: осуществлять все этапы диагностического процесса; подбирать диагностические методики согласно поставленным задачам деятельности; анализировать и применять на практике полученные результаты педагогической диагностики. Представленные разделы посвящены историческим особенностям становления педагогической диагностики, концептуальным основам современных знаний в области диагностики; анализу диагностической деятельности в процессе обучения; характеристики основных исследовательских методик по функциям деятельности педагога. Практические занятия предполагают организацию процесса овладения основными в работе учителя методами диагностики. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО. Не предусмотрено (КПВ). 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1.Учебно-тематический план и примерное распределение учебного времени
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Введение. Педагогическая диагностика. Основные понятия, составляющие и функции педагогической диагностики; характеристика основных диагностических подходов в современной науке; сравнительный анализ парадигм диагностики. История развития педагогической диагностики. Возникновение педагогической диагностической практики. Этап научного становления диагностики. Развитие методологии педагогической диагностики во 2 половине 20 века. Современный этап развития педагогической диагностики. Концептуальные основы создания системы педагогической диагностики. Этапы диагностического процесса. Принципы конструирования педагогической диагностики (принципы системности, систематичности, объективности, конфиденциальности, гуманистической направленности, эффективности, компетентности, профессиональной направленности). Критерии и показатели эффективности педагогической диагностики. Основные подходы к классификации методов педагогической диагностики. Методы интерпретационной педагогической диагностики. Методы сбора диагностической информации. Методы обработки и оценивания диагностической информации. Методы представления и накопления результатов диагностики. Методы использования результатов диагностики. Методы оценки достоверности результатов диагностики. Диагностическая деятельность в процессе обучения. Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования обученности; система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний; диагностирование обучаемости. Тестирование – одно из методик педагогической диагностики. История применения диагностических тестов; требования к правильно составленным тестам; классификация тестов; критерии диагностических тестов обученности; основные правила подготовки материалов для тестового контроля; Централизованное тестирование в России. Диагностика социального развития школьника. Общее понятие о социальном развитии школьника. Основные показатели уровня социального развития личности школьника. Диагностика уровня социального развития личности школьника. Педагогическая диагностика в профориентационной работе педагога. Диагностика профессиональной направленности личности: виды, особенности. Диагностика воспитательных возможностей классного коллектива. Основные методики диагностики систем взаимоотношений системы «личность-коллектив». 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Смотри ниже материал для диагностического тестирования.
Литература основная
Литература дополнительная
1.9. Материально-техническое обеспечение. Электронный учебно-методический комплекс. Диагностические методики. Тесты. Учебники и учебные пособия. Раздаточный материал с тестами дифференциальной диагностики. 1.9.1. Перечень используемых технических средств. Бланки тестовых заданий. 1.9.2. Перечень используемых пособий. Учебные пособия по педагогической диагностики. 1.10 Примеры тестовых заданий. Задание. Инструкция. Дайте определение: Педагогическая диагностика - ____________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Обучаемость – _______________________________________________________________________________________________________________________________ Обученность - ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Задание. Инструкция. Допишите этапы диагностического процесса, выделяемые в отечественной науке:
Задание. Инструкция. Соотнесите правильно принципы и требования конструирования системы педагогической диагностики:
Ответ: А. - …, Б- …, В-…., Г-….., Д-…., Е-….., Ж-…., З-……. . Задание. Инструкция. Выберите правильное утверждение. А. Теоретическая разработка проблем диагностики началась в конце XIX - начале XX вв., в связи с появлением и развитием экспериментальной психологии и педагогики. Б. Теоретическая разработка проблем диагностики началась с конца XVIII в., когда ее элементы использовались без какого-либо научного обоснования и имели ярко выраженную эмпирическую направленность. В. Теоретическая разработка проблем диагностики началась в 50 - 70-е гг. XX в. в связи с возрождением идей Л.С. Выготского, что повлекло за собой исследование проблем личности в процессе обучения и воспитания. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |