Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 291.86 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации03.04.2015
Размер291.86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Основы педагогической диагностики

ОПД.В.1.1

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050401 История

Утверждено на заседании кафедры

общей и специальной педагогики

(протокол № 1 от 26.09.2011 г.)
Зав. кафедрой__________Н,А. Рычкова

Раздел 1. Программа учебной дисциплины
1.1.Автор-составитель программы: преподаватель Иванова А.Н.

1.2. Рецензент: к.п.н., доц. Авдеева Н.А. (СЗФ МГЭИ), к.п.н., проф. Манухин В.П.(МГГУ)

1.3.Пояснительная записка.
Целью современного образования становится переориентация деятельности преподавания с уровня информирования на уровень управления развитием личности в ее личностном и профессиональном становлении. Тем самым в образовательную практику воплощаются новые принципы организации образования - персонификации и профессионализации.

В этой связи наметилась тенденция усиления внимания к проблемам выявления и учёта личностных, групповых особенностей обучаемых в целях определения наиболее адекватных методов педагогического воздействия (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, II. А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин).

Однако практическая реализация выше обозначенных тенденций и подходов невозможна без совершенствования системы педагогической диагностики (Б.П. Битинас, Н.К. Голубев, Г.А. Деминова, А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский и др.).

Одним из путей повышения качества учебно-воспитательной работы в школе в современных условиях является выстраивание ее на основе педагогической диагностики. Наблюдения школьной практики свидетельствуют о недооценке места и роли диагностической функции учителя, что приводит к поверхностным выводам об особенностях педагогических явлений, к усредненным установкам и т.д. Современный педагогический вуз должен обеспечить готовность будущих учителей к качественному осуществлению профессионально-педагогической диагностики для превращения ее в реальный инструмент решения задач педагогической деятельности.
Цель настоящей программы состоит в том, чтобы сформировать у будущих педагогов представление о научно-теоретических, методических и практических аспектах педагогической диагностики, показать ее специфику в практической деятельности.

Курс «Основы педагогической диагностики» направлен на то, чтобы научить студентов решать в своей профессиональной деятельности такую важнейшую задачу, как диагностика педагогического процесса.


Программа знакомит не только с принципами, задачами и парадигмами современной педагогической диагностики, а также с конкретными методиками, техниками диагностической деятельности.

Теоретические вопросы в программе излагаются в их приложении к практической деятельности педагога-исследователя.

Программа построена с учетом основных подходов и теорий развития современного образовательного процесса; ее основу составляют:

  • системный подход, отражающий взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов (П. К. Анохин, А. В. Брушлинский, В. И. Гинецинский, Э.Г. Юдин);

  • деятельностный подход, ориентированный на анализ деятельностной структуры социокультурных феноменов, рассматривающий деятельностное освоение содержания образования (О. С. Анисимов, Ю. В. Громыко, И.Ф. Исаев, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий);

  • аксилогический подход, раскрывающий природу ценностного аспекта современного образования (В. А. Болотов, А. В. Кирьякова, А. И. Мищенко, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов);

  • концепция личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса ( Б. М. Бим-Бад, С. Г. Вершловский, О. С. Гозман, А. Г. Козлова, А. Маслоу, В. В. Сериков,В. А. Ситаров, Н. Ф.Радионова, А. П. Тряпицына и др.);

  • научно-теоретические основания когнитивной психологии (Л. С. Выготский, И. С. Якиманская; А. Бандура, С. Брунер, Д. Колб и др.);

  • исследования подходов к оценке качества образования (В. А. Кальней, В. С. Леднев, М. М. Поташник, С. Е. Шишов);

  • исследования методологии и технологий педагогической диагностики (А. Анастази, В.И. Андреев, Б.П. Битинас, Л.С. Выготский, Н.В. Голубев, И.Ю. Гутник, К. Ингенкамп, А.И. Кочетов, В.П. Беспалько (тестовый контроль), Л. М. Фридман (диагностический методы), Ю.К. Бабанский, М. Я. Басов, Г. В. Воробьев (анкеты в педагогике, метод наблюдения), П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина (самоконтроль);

  • научные исследования, раскрывающие вопросы развития высшего профессионального педагогического образования (И.С. Батракова, И.Ф. Исаев, А.А. Орлов, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева),) и задачной структуре педагогической деятельности (И.А. Алексашина, Г. А. Балл, А.И. Мищенко, С.М. Баташова, Н.В. Чекалева и другие).


Задачи изучения курса «Основы педагогической диагностики» включают рассмотрение как теоретических проблем педагогической диагностики, так и изучение практических основ диагностической деятельности:

  • раскрыть научно-теоретические и методологические основания педагогической диагностики, определив ее сущность, методологию, структуру и методы;

  • выявить тенденции и проблемы, существующие в практике современной педагогической диагностики;

  • составить пакет педагогических диагностических методик для обеспечения практической педагогической деятельности;

  • освоить основные приемы использования диагностических приемов и их результатов в практической деятельности.

Студенты должны знать: принципы конструирования педагогической диагностики; подходы к классификации методов диагностики; критерии и показатели эффективности педагогической диагностики; особенности проведения диагностического исследования на всех его этапах; особенности отдельных методик педагогической диагностики; особенности диагностики учебного процесса; особенности использования тестовых методик;

должны уметь: осуществлять все этапы диагностического процесса; подбирать диагностические методики согласно поставленным задачам деятельности; анализировать и применять на практике полученные результаты педагогической диагностики.
Представленные разделы посвящены историческим особенностям становления педагогической диагностики, концептуальным основам современных знаний в области диагностики; анализу диагностической деятельности в процессе обучения; характеристики основных исследовательских методик по функциям деятельности педагога. Практические занятия предполагают организацию процесса овладения основными в работе учителя методами диагностики.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО. Не предусмотрено (КПВ).

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс, форма обучения

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1

050401 История

2,ДО

4

36

18

-

18

-

18

Зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1.Учебно-тематический план и примерное распределение учебного времени


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Введение. Основные понятия, подходы в педагогической диагностике













1

2

История развития педагогической диагностики













2

3

Концептуальные основы создания системы педагогической диагностики













2

4

Основные подходы к классификации методов педагогической диагностики













2

5

Характеристика основных групп методов педагогической диагностики













1

6

Диагностическая деятельность в процессе обучения













2

7

Тестирование – одна из методик педагогической диагностики

6




6




2

8

Диагностика социального развития школьника

4




4




2

9

Педагогическая диагностика в профориентационной работе педагога

6




6




2

10

Диагностика воспитательных возможностей классного коллектива

4




4




2




Всего часов

18

-

18

-

18


1.6.2 Содержание разделов дисциплины
Введение. Педагогическая диагностика. Основные понятия, составляющие и функции педагогической диагностики; характеристика основных диагностических подходов в современной науке; сравнительный анализ парадигм диагностики.
История развития педагогической диагностики. Возникновение педагогической диагностической практики. Этап научного становления диагностики. Развитие методологии педагогической диагностики во 2 половине 20 века. Современный этап развития педагогической диагностики.
Концептуальные основы создания системы педагогической диагностики. Этапы диагностического процесса. Принципы конструирования педагогической диагностики (принципы системности, систематичности, объективности, конфиденциальности, гуманистической направленности, эффективности, компетентности, профессиональной направленности). Критерии и показатели эффективности педагогической диагностики.
Основные подходы к классификации методов педагогической диагностики. Методы интерпретационной педагогической диагностики.

Методы сбора диагностической информации.

Методы обработки и оценивания диагностической информации.

Методы представления и накопления результатов диагностики.

Методы использования результатов диагностики.

Методы оценки достоверности результатов диагностики.
Диагностическая деятельность в процессе обучения. Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования обученности; система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний; диагностирование обучаемости.
Тестирование – одно из методик педагогической диагностики. История применения диагностических тестов; требования к правильно составленным тестам; классификация тестов; критерии диагностических тестов обученности; основные правила подготовки материалов для тестового контроля; Централизованное тестирование в России.
Диагностика социального развития школьника. Общее понятие о социальном развитии школьника. Основные показатели уровня социального развития личности школьника. Диагностика уровня социального развития личности школьника.

Педагогическая диагностика в профориентационной работе педагога. Диагностика профессиональной направленности личности: виды, особенности.
Диагностика воспитательных возможностей классного коллектива. Основные методики диагностики систем взаимоотношений системы «личность-коллектив».
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование темы

Формы сам. раб.

Кол. час.

Формы контроля

1

Введение. Основные понятия, подходы в педагогической диагностике

Вопросы для самостоятельного изучения

1

Контрольная работа

2

История развития педагогической диагностики

Реферат

2

Защита реферата

3

Концептуальные основы создания системы педагогической диагностики

Реферат

2

Защита реферата

4

Основные подходы к классификации методов педагогической диагностики

Реферат

2

Защита реферата

5

Характеристика основных групп методов педагогической диагностики

Контрольная работа

1

Проверка контрольных работ

6

Диагностическая деятельность в процессе обучения

Контрольная работа

2

Проверка контрольных работ

7

Тестирование – одна из методик педагогической диагностики

Вопросы для самостоятельных изучений

2

Выполнение тестов

8

Диагностика социального развития школьника

Вопросы для самостоятельных изучений

2

Выполнение тестов

9

Педагогическая диагностика в профориентационной работе педагога

Вопросы для самостоятельных изучений

2

Выполнение тестов

10

Диагностика воспитательных возможностей классного коллектива

Вопросы для самостоятельных изучений

2

Выполнение тестов




Всего часов




18





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Смотри ниже материал для диагностического тестирования.


    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

      1. Рекомендуемая литература

Литература основная

  1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Пособие для слушателей учебного центра. – М.: МИСиС, 1989.

  2. Бестужев-Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию. – М.: Мысль, 1982

  3. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и психологии. – Вильнюс, 1971

  4. Гершунский В.И. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. – Киев: Вища школа, 1986

  5. Гильбух Ю.З. Педагогическая диагностика в школе. – М., 1989

  6. Гогоберидзе А.Г. Образование студента. Задачник по самодиагностике и самоинформированию. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2000

  7. Голубев Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. – СПб, 2001

  8. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989

  9. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ века Россия): Педагогическое исследование. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003

  10. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991

  11. Кочетов А.и. Педагогическая диагностика в школе. – Минск, 1987

  12. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994

  13. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  14. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М.: Академия, 2005. – 432 с.

  15. Педагогическая диагностика //Школьные технологии. – 2002. - № 4

  16. Пенькова Р.Н. Технология управления процессом воспитания молодежи. – Самара, 1994

  17. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н. Методы маркет - мониторинговой социо-психодиагностистики в образовании //Школьные технологии. – 2001.-№ 5

  18. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.

  19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2005. – 576 с.


Литература дополнительная

  1. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: Социально-психологический Центр, 1996

  2. Вицлан, Г. Оценка поведения и характеристика учащегося. – М., 1986

  3. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. – СПб., 2001

  4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1987.

  5. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1986.

  6. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Тля тебя и о тебе. Кн. для учащихся – М.: Просвещение, 1991

  7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Изд.2-е. – СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003

  8. Зверева В.И. Диагностика личных качеств учителя // Завуч.- 1998. - № 3.

  9. Изучение личности учащегося и составление его характеристики (метод. реком.) /Сост. Урунтаева Г.А., Цикина О.И. – Мурманск, 1987

  10. Ковалева С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

  11. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. – М.: Наука, 1994

  12. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: «Просвещение», 1981

  13. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе. – Мурманск, 1990

  14. Методические рекомендации по изучению старшеклассников. – Мурманск, 1988

  15. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В и др.; под общ.ред. Битяновой М.П. – СПб, : Питер, 2004

  16. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002

  17. Программа изучения классного коллектива // Классный руководитель. – 1999. - № 3

  18. Реан А.А., Коломиснкий Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999

  19. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов/н/Дону: Издательство «Феникс» 1996

  20. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…» Психологический практикум. – Дубна, Изд. центр «Феникс», 1996

  21. Социометрическое изучение школьного класса. Метод. рек. – Краснодар, 1983

  22. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988

  23. Хлебников В.А., Михалева Т.Г.. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы //Школьные технологии. – 1999. - №1-2.

  24. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1982


1.9. Материально-техническое обеспечение.

Электронный учебно-методический комплекс. Диагностические методики. Тесты. Учебники и учебные пособия. Раздаточный материал с тестами дифференциальной диагностики.

1.9.1. Перечень используемых технических средств.

Бланки тестовых заданий.

1.9.2. Перечень используемых пособий.

Учебные пособия по педагогической диагностики.
1.10 Примеры тестовых заданий.

Задание.

Инструкция. Дайте определение:

Педагогическая диагностика - ____________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Обучаемость – _________________________________________________________


______________________________________________________________________

Обученность - ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Задание.

Инструкция. Допишите этапы диагностического процесса, выделяемые в отечественной науке:

  1. ________________ – выделение проблемы диагностического исследования;

  2. Выбор диагностического инструментария для выяснения причины затруднений;

  3. Типологический – ________________________________________________________;

  4. Этап _____________, предполагающий заключение на основе оценочной деятельности;

  5. Этап __________________ предстоящей педагогической помощи;

  6. Этап _____________________________________________________________________.


Задание.

Инструкция. Соотнесите правильно принципы и требования конструирования системы педагогической диагностики:

Принцип

Требования к конструированию системы педагогической диагностики

А. Принцип системности педагогической диагностики

1. Проводить диагностирующие мероприятия регулярно и планомерно.

Б.Принцип систематичности

2. Проводить диагностику как систему взаимосвязанных элементов с учетом её цели, содержания, средств, функций, ролей участников процесса.

В.Принцип объективности педагогической диагностики

3. Полученная в ходе диагностики информация должна использоваться сугубо в педагогических целях.

Г.Принцип конфиденциальности

4. Проведение диагностики должна обеспечивать подготовленных к данной деятельности команда специалистов.

Д.Принцип гуманистической направленности

5.Проведение диагностики должно основываться на оказании педагогической помощи в определении направления личностного и профессионального роста

Е.Принцип эффективности

6.Предлагаемые по результатам диагностики рекомендации должны быть полезными как для управления качеством педагогического процесса, так и для личностного и профессионального роста диагностируемых

Ж.Принцип компетентности

7.Результаты диагностики должны основываться на использовании надежных и валидных методик в качестве диагностирующего инструментария.

З.Принцип профессиональной направленности

8.В процессе диагностики определять точки роста личности, оказывать педагогическую поддержку в становлении и развитии личности в профессии


Ответ: А. - …, Б- …, В-…., Г-….., Д-…., Е-….., Ж-…., З-……. .
Задание.

Инструкция. Выберите правильное утверждение.

А. Теоретическая разработка проблем диагностики началась в конце XIX - начале XX вв., в связи с появлением и развитием экспериментальной психологии и педагогики.

Б. Теоретическая разработка проблем диагностики началась с конца XVIII в., когда ее элементы использовались без какого-либо научного обоснования и имели ярко выраженную эмпирическую направленность.

В. Теоретическая разработка проблем диагностики началась в 50 - 70-е гг. XX в. в связи с возрождением идей Л.С. Выготского, что повлекло за собой исследование проблем личности в процессе обучения и воспитания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск