Педагогический альманах" Поиски. Находки. Открытия»№
8 2012В номере опубликованы доклады Августовской педагогической конференции «Проект модернизации системы образования Серпухова – средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 2012 годаИздается МОУДПО (ПК) С"Учебно-методический центр"142205 г. Серпухов,ул. 1905 года, д.15Телефоны 35-71-89ДиректорЗаборская Нэлли МухаметфатовнаОглавление
Орлова Т.Э. – методист, МОУДПО (ПК) С «Учебно-методический центр», г. Серпухов, «Все лучшее – впереди» 3
Белова Е.В., старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 «Ласточка», г.Серпухов, «Использование современных педагогических технологий при реализации ФГТ» 8
Михайлик О.В., старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 26 «Солнышко», г. Серпухов, «Взаимодействие детского сада с семьей при реализации ФГТ» 15
Основные формы взаимодействия с семьей 16
Взаимопознание 16
Взаимоинформирование (общение) 16
Зудина Т.В., заместитель директора по УВР, МОУ СОШ № 5, г.Серпухов, «Духовность - ключ к воспитанию человека будущего» 25
Хохлова Ю.Г., психолог, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Яблонька», г. Серпухов, «Осенняя диагностика» 28
Парикова Ю.А., психолог, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Родничок», г. Серпухов, «Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в ходе экспериментальной деятельности» 29
Твердова В. П., учитель истории, МОУ СОШ №17, г. Серпухов, 32
« Духовность – ключ к воспитанию человека будущего». 32
Ануфриева Н.А, социальный педагог, МОУ СОШ № 17, г. Серпухов, «Социальная компетентность учащихся как фактор социального здоровья выпускников школы». 33
Литвинова Т.В., к. псх. н., «Национальный институт им. Екатерины Великой», г. Серпухов, Шинкова С.В., директор, Вечерняя сменная школа, г. Серпухов, «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов по работе с дезадаптированными подростками». 37
Назарук М.Н., учитель начальных классов, МОУ лицей «Серпухов», «Формирование экологических компетенций как важная часть формирования целостной системы здоровьесбережения» 40
51
Спицына Т.И., педагог-психолог, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 «Вырастайка», г.Серпухов «Психологическая поддержка детей имеющих отклонения в развитии эмоционально-личностной сферы» 54
Воробьева О.А., учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №4, г.Серпухов, «Духовное воспитание учащихся в школе средствами музея «история школы» 58
Орлова Т.Э. – методист, МОУДПО (ПК) С «Учебно-методический центр», г. Серпухов, «Все лучшее – впереди»
Прошедший учебный год стал для дошкольных педагогов города Серпухова особенно ответственным. Прошедший учебный год мы жили в условиях переходного периода к реализации федеральных государственных требований (ФГТ) в практику дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования – это нормативный документ, обязательный для исполнения всеми дошкольными учреждениями независимо от вида и типа. Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Введение ФГТ означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и воспитании, и в обучении, и в развитии.
Вступая в переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, наши педагоги в целом позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГТ. Конечно, пока нам не хватает опыта. Кроме того, мы ждем образовательные программы, подготовленные авторами в соответствии с требованиями ФГТ. Пока они еще проходят экспертизу на федеральном уровне, но и мы со своей стороны проводим планомерную и систематическую работу.
Уже изучена нормативно-правовая база, был разработан и утвержден план действий перехода к ФГТ, в рамках реализации которого весь год проходили различные методические мероприятия, направленные на помощь педагогам. Работа велась в 3 направлениях: изучение ФГТ и апробирование на практике на ГМО, в ДОУ и путем самообразования.
С этой целью городской методической службой было проведено 5 семинаров для воспитателей и специалистов, а также для методистов ДОУ: «Изучаем ФГТ», «Особенности планирования по 10 образовательным областям», «Создание образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ», «Особенности структуры планирования образовательной деятельности», «Диагностика в соответствии с ФГТ». Детский сад № 39 провел ШПО по теме «Построение образовательной работы на событийной основе» по программе «Золотой ключик», которая во многом сходна в своей основе с ФГТ. Проведено 24 консультации, из них 4 – тематические: «Организация работы по реализации ФГТ»; «Новые программы и педагогические технологии в ДОУ»; «Построение воспитательно-образовательного процесса в логике интеграции образовательных областей», «Педагогические технологии формирования компетентностей дошкольников в условиях реализации ФГТ», остальные – подгрупповые и индивидуальные, так или иначе связанные с введением ФГТ.На этих методических мероприятиях мы знакомились с ФГТ, изучали структуру основной общеобразовательной программы, сравнивали новые требования с предыдущими, искали сходства и отличия, стремились выработать общую стратегию и тактику перехода на новый уровень работы. Мы досконально разбирали комплексно-тематический принцип планирования, который лежит в основе ФГТ и даже пробовали на практике на ГМО применить новые идеи. Все это вызывало большой эмоциональный отклик у педагогов, проходило в атмосфере бурного обсуждения, что свидетельствует о неравнодушии наших педагогических кадров, об их заинтересованности в максимально полном раскрытии этой животрепещущей темы.
В начале 2011-2012 учебного года была создана творческая группа «Идея». Всего в течение года прошло 8 заседаний. Результатом деятельности творческой группы стали методические рекомендации по планированию образовательной деятельности с учетом ФГТ для воспитателей и специалистов, а также разработан полный диагностический пакет, включая карту и инструментарий для проведения мониторинга (на основе диагностики, предложенной автором программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы).
Во всех дошкольных учреждениях было также организовано изучение ФГТ, как на методических мероприятиях, так и в результате самообразования педагогов. В течение переходного периода всем ДОУ города необходимо было разработать (скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Все детские сады приступили к этой задаче, справились с ней с разной степенью успешности. Основные затруднения коснулись составления учебного плана и сетки занятий, разработки вариативной части и планирования воспитательно-образовательной деятельности педагогами и специалистами в условиях дефицита достоверной научно-методической информации по теме.
Для более полной оценки выполнения плана переходного периода было проведено анкетирование педагогов ДОУ, которое позволило также выявить ряд положительных и отрицательных моментов в освоении и реализации ФГТ:
Все педагоги города ознакомлены с нормативными документами по введению ФГТ.
Проведенные методические мероприятия способствовали снижению эмоциональной напряженности дошкольных педагогов, но все же значительная их часть не в полной мере готова к изменениям, происходящим в дошкольном образовании.
Недостаточен уровень профессиональной компетенции, необходимой для полноценного введения новшеств, особенно это касается планирования воспитательно-образовательной работы.
На данный момент только треть педагогов получают личное удовлетворение от введения изменений и отмечают позитивные сдвиги в работе ДОУ
Практически все педагоги нуждаются в дальнейшем самообразовании, в обучении на курсах повышения квалификации, в знакомстве с опытом педагогов-новаторов.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что педагоги ДОУ остро нуждаются в методической поддержке в связи с введением ФГТ. 2012-2013 учебный год объявляется годом внедрения ФГТ в практику работы дошкольных учреждений.
2-ой этап – этап внедрения (2012-2013 учебный год)Цель: обеспечение эффективности внедрения и реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечение методического сопровождения перехода ДОУ на ФГТ.
Организационно-методическая деятельность по введению ФГТ № п/п
| Мероприятия
| Форма организации
| Сроки
| Ответственные
|
1.
| Разработка учебного плана и сетки занятий
| Консультация
| Август 2012
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
2.
| Планирование диагностических периодов и оформление результатов промежуточной диагностики
| Круглый стол
| Сентябрь 2012
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
3.
| Взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ в соответствии с ФГТ
| Консультация
| Декабрь 2012
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
4.
| Взаимодействие ДОУ с семьями в условиях введения ФГТ
| Консультация
| Январь 2013
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
5.
| Комплексно-тематический принцип планирования воспитательно-образовательного процесса
| Круглый стол
| Февраль 2013
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
6.
| Технология обновления образовательной программы в условиях введения ФГТ
| Консультация
| Март 2013
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
7.
| Структура и содержание рабочей программы в новых условиях
| Информационно-консультативный семинар
| Апрель 2013
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
8.
| Изучение программы «От рождения до школы»
| ГМО
| В течение года
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
9.
| Открытые просмотры образовательной деятельности
| ГМО, ШПО
| В течение года
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
10.
| Выявление, накопление и распространение материалов инновационного опыта по внедрению ФГТ.
| Сайт методической поддержки «Планерочка»
| В течение года
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
11.
| Анализ по теме: «Успехи и проблемы по введению ФГТ»
| Анкетирование
руководителей и ст. воспитателей ДОУ; воспитателей и специалистов ДОУ
| Апрель-май 2013
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
12.
| Разработка методических рекомендаций по введению ФГТ
| Творческая группа «Идея»
| В течение года
| Орлова Т.Э.
Свечникова О.Н.
|
Свое выступление хочу закончить словами Конфуция:
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…» При подведении итогов работы секции принято решение:
- каждому педагогическому коллективу с 1.09.2012г. переходить на тематическое
планирование, самостоятельно выбирая наиболее оптимальную форму плана;
- отрабатывать формы работы с детьми в рамках новых моделей образовательного
процесса;
- организовать изучение программы «От рождения до школы» на городских
методических объединениях, в ДОУ, путем самообразования педагогов.