Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения





Скачать 168.3 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения
Дата публикации13.04.2015
Размер168.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ

_______________________________ Заместитель директора по

«____» ________________ учебной работе

Протокол № ___________ Л.Е.Забейда

Заведующая кафедрой «_____» _________ 20

_________ Т.О. Поливара

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОГСЭ.02. Психология общения
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
основной профессиональной образовательной программы

по специальности
050146 Преподавание в начальных классах. 99 СПО 050146 Преподавание в начальных классах

Составитель: Сорокина Л.А., преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Опочка, 2013 год

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее УМКД) Психология общения составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности, 050146 Преподавание в начальных классах утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от « 5 ноября» 2009 г. № 5З5
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психологии общения входит в ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл и является частью основной профессиональной образовательной программы ГОУ С ПО П О «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 050146 Преподавание в начальных классах разработанной в соответствии с примерной программой и ФГОС СПО третьего поколения

Учебно-методический комплекс по дисциплине Психология общения адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, задания по промежуточной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

6

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы
3.2. Самостоятельная работа

3.3. Лабораторные работы

3.4. Практические работы

7

7

8

9

10

4. Глоссарий

10

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.1. Текущий контроль
5.2. Итоговый контроль по УД

10

10

11

6. Информационное обеспечение дисциплины

11

  1. ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психология общения создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, необходимые для изучения, а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: составление опорных схем; решение педагогических ситуаций; подбор упражнений по заданной теме; подбор диагностических методик; проведение исследований; написание реферата; защита проекта.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится, дифференцированный зачет.

В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические и точки рубежного контроля.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Дисциплины Вы должны знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):


Название ОК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания УД (показатели)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснованность постановки цели, выбора и применения способа решения профессиональной задачи из известных в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами;

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.



- логичность анализа существования проблемы, нестандартной ситуации, оценки факторов риска;

- своевременность, эффективность осуществления контроля, оценки, коррекции своих действий по процессу и результату деятельности в нестандартных ситуациях;



ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- владение способами обработки информации, структурирования, систематизации в соответствии с поставленными задачами;


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- соответствие содержания подготовленных презентаций теме, требованиям к правилам оформления;


ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

- владение технологией эффективного общения (моделирование общения, организация общения, управление общением, рефлексия общения)

-соблюдение норм и правил речевого этикета, профессиональной этики;

- конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач;
-эффективность построения профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации;
- оптимальность работы в команде, коллективе;

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


- успешность выбора модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;








В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.


Название

ПК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания дисциплины

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

- использовать техники организации и контроля поведения ,с учётом возраста детей.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

- владеть эффективными приёмами регуляции поведения детей.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

-подбирать приёмы общения согласно спланированной деятельности.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

- подбирать средства и формы общения для организации детей разного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

- использовать приемы регуляции поведением детей;

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

-владеть эффективными техниками общения, с учётом возраста детей;

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

- контролировать поведения и деятельность детей, используя вербальные и невербальные средства общения;

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

- владеть навыками публичного выступления;

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

- проводить самоанализ собственной деятельности;

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

- планировать коммуникативные задачи в работе с детьми;

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

- использовать вербальные и невербальные средства общения в работе с детьми;

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

- использовать вербальные средства оценки ситуации;

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

- использовать эффективные приемы и механизмы взаимодействия с родителями в процессе общения;

- применять этические правила ведение беседы;

ПК4.3.Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

- использовать приемы убеждения в в общении;

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

- владеть приемами амортизации и атракции;

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

- использовать способы предупреждения и разрешения конфликтов;

- применять этические правила общения.



  1. Образовательный маршрут по дисциплине


Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

лабораторные занятия

4

практические занятия

2

Точки рубежного контроля

-

Итоговая аттестация

дифференцированный зачёт

Желаем Вам удачи!


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Краткое содержание теоретического материала программы.

Раздел 1. Психологическая структура общения.

Тема 1. Характеристика процесса общения.

Понятие общения в психологии. Цели общения. Структура общения. Функции ,виды и уровни общения.

Тема 2. Общение и деятельность.

Категория общения и деятельности в психологии. Общение как обмен информацией. Общение межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга.
Раздел II. Общение как взаимодействие.

Тема 3. Межличностное

взаимодействие.

Содержание учебного материала.

Общение как взаимодействие. Механизмы взаимодействия. Типы взаимодействия. Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу). Теория обмена Дж. Хоманса. Приемы аттракции.

Тема 4. Значение «роли» в общении.

Содержание учебного материала.

Понятие роль, ролевое ожидание. Основные типы ролей, обеспечивающие решение поставленной задачи. Социальная роль как элемент структуры личности. Уровни ролей. Два класса ролей: конвенциальные и неформальные. Ролевое взаимодействие.

Тема 5.Стили общения.

Содержание учебного материала.

Основные стили общения их характеристики. Характеристика фаз контакта партнёров в коммуникации. Актуальная роль собеседника и определение приоритетной зоны его использования. Конвенциальные взаимоотношение в деловом общении. Примитивный стиль общения. Личностная и социальная незрелость как причина выбора данного стиля общения Манипулятивный стиль общения Особенности личностной структуры человека – манипулятора. Актуализированное и духовное общение.

Раздел III.

Общение как восприятие людьми друг друга.

Тема 6.

Перцептивное общение.

Содержание учебного материала.

Понятие « межличностная перцепция». Механизмы взаимопонимания: идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, эмпатия. Стереотипизация. Эффект первичности. ,Эффект новизны, Межличностная аттракция. Приемы перцептивного общения.

Тема 7.

Правила слушания.

Содержание учебного материала.

Составляющие процесса слушания. Пассивное слушание. Активное слушание. Парафраз. Редакция. Вербализация. Способы подстройки к собеседнику. Приемы и техники слушания. Профессиональные навыки слушания и понимания партнёра.

Тема 8 .

Беседа как способ межличностной коммуникации.

Содержание учебного материала.

Характеристики беседы. Типы и структуры беседы. Структура делового обсуждения проблем. Правила беседы. Принципы сотрудничества. Техники влияния и противодействия. Этика поведения во время беседы.

Тема 9 .

Механизмы психологического воздействия на людей.

Содержание учебного материала.

Механизмы воздействие: заражение внушение, подражание, принуждение, убеждение. Методы аргументации. Метод положительных ответов. Метод перелицовки Метод расчленения.

Раздел IV. Конфликты и пути выхода из них.

Тема 10.

Конфликты в общении.

Содержание учебного материала.

Конфликт. Типы конфликтов. Классификация конфликтогенов. Структура конфликта. Стадии протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Технология разрешения конфликтов. Педагогические конфликты. Причины педагогических конфликтов. Технологии разрешения конфликтов в школе.

Тема 11.

Технологии эффективного общения.

Содержание учебного материала.

Понятие технологий эффективного общения и их содержание. Приёмы амортизации. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Тема 12. Этика общения.

Содержание учебного материала.

Этика общения и культура общения. Характеристика способов овладения культурой общения Этические принципы общения. Ценности общения. Ценностная ориентация процесса общения.


    1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)




  1. Составление опорных схем.

  2. Диагностика компонентов общения.

  3. Составление занятий на развитие навыков взаимодействия.

  4. Подбор упражнений на развитие навыков общения.

  5. Использования приёмов общения в решении педагогических ситуаций.

  6. Подготовка реферата «Педагогические конфликт, способы их предупреждения и разрешения».

  7. Анализ и решение педагогических ситуаций.

  8. Составление и решение ситуационных задач для определения типов педагогических конфликтов.



Форма контроля самостоятельной работы:

- проверка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка решения психолого-педагогических задач;

- тестовые задания;

- проверка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий;

- защита реферата;

- оценка по результатам наблюдение во время выполнения практического задания.
Методические рекомендации.
Методики, изучающие сферу общения.
- тест « Оценка поведение при разговоре»;

- тест «Умение слушать».

- тест «Ваш стиль педагогического общения».

- « Оценка общительности учителя» ( тест В.Ф Ряховского)

- тест « Родитель- Взрослый-Дитя»

- тест « Умение общаться».

- Тест « Стратегия поведения в конфликте» (опросник Томаса);

- тест « Склонность к эмпатии».
Вопросы для анализа конфликтной ситуации.


  1. Что предшествовало возникновению ситуации?

  2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание.

  3. Личностная позиция воспитателя в возникшей ситуации ( отношения его к ребёнку), реальные цели воспитателя во взаимодействии с ребёнком ( родителем) т.е. чего он хочет: помочь ребёнку, избавиться от ребёнка и т. п.

  4. Определите в ситуации момент, когда воспитатель мог бы предупредить её переход в конфликт.

  5. Что помешало воспитателю сделать это ( эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…)?

  6. Какие приёмы воздействия мог бы использовать воспитатель в ситуации и как он их использовал?

  7. Смысл конфликта для каждого из его участников.

  8. Варианты выхода из ситуации.

  9. Варианты отношений с ребёнком (родителем) после конфликта.




    1. Лабораторные работы (темы, содержание)




лабораторной работы




Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1

Тема 1.1. Характеристика процесса общения




Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.

Определение уровня общительности.

1

Анализ исследования; контроль заполнения партфолио.

2

Тема 3.1. Перцептивное общение




Диагностика уровня эмпатии и социально- коммуникативной компетентности

1

Анализ исследования; контроль заполнения партфолио.

3

Тема 3.4. Механизмы психологического воздействия на людей







Факторы, способствующие убеждающему воздействию на партнера.

1

Оценка правильности подбора приёмов убеждения в педагогических ситуациях.

4

Тема 4.1. Конфликты в общении.




Диагностика поведения в конфликтных ситуациях.

1

Анализ исследования; контроль заполнения партфолио.




    1. Практические занятия (темы, содержание)




практического

занятия




Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1


Тема 2.3. Стили общения.




Диагностика стиля общения

1

Анализа исследования

2

Тема 4.1. Конфликты в общении.










Разрешение педагогических конфликтов.

Использования приёмов урегулирования конфликта.

1

Оценка и анализ практического задания.




  1. ГЛОССАРИЙ

Студент в процессе изучения дисциплины должен усвоить следующие основные понятия:

общение, коммуникативное общение, перцептивное общение, интерактивное общение, роль; ролевое ожидание; стиль общения; слушание; парафраз; редакция; вербализация; беседа; конфликт; конфликтоген.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

учебной дисциплины Психологии общения

5.1Текущий контроль.

Межсессионное задание

по Психологии общения


  1. Написать реферат. Темы:

- «Педагогические конфликты условия их предупреждения и урегулирования»

- « Педагогические конфликты: причины и пути разрешения».

- «Особенности педагогических конфликтов».

Литература:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта - Спб.: Питер, 2007

  2. .Меняев А.Конфликты в обучении и воспитании // Прикладная психология и психоанализ. 2009 № 3.

  3. Мириманова М.С. Конфликтология – М.: «Академия»,2007

  4. Шейнов В.П. Конфликты в жизни и их разрешение.- Мн.: Амалфея,2005.


2.Составить занятия (2-3 занятия) на тему:

« Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста».

Структура конспекта занятия:

1.тема занятия;

2. цели занятия;

3.Ход занятия:

  1. Вступительная часть (ритуал приветствия, упражнения или игры на снятие эмоционального напряжения и на концентрацию внимания).

  2. Основная часть (упражнения и игры на отработку и формирования коммуникативного умения).

  3. Подведение итогов (ритуал прощания, рефлексия).


4.Анализ занятия.



    1. Итоговый контроль по УД Психология общения (дифференцированный зачёт).



Примерные варианты формулировки тестовых заданий:

1.Продолжите определение. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя …
2.Установите соответствие:

Функции общения: Определение::

1.прагматическая функция А.обеспечивает диалог с самим собой, помогает

2.внуприличностная принимать решение;

функция; Б.обеспечивает взаимодействие людей

3.функция подтверждения в процессе совместной деятельности;

В.способствует в процессе развития

4.формирующая функция человека и становления его как личности;

С. способствует познать, понять и утвердить себя

4.Выберите правильный ответ.

5.Вставьте пропущенные слова.

6.Запишите, в чём суть механизма « эскалации конфликтогенов».

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основные источники:

1. Андреева Г. М.Социальная психология. – М. 2006.- 384с.

2.Горянина В. А.Психология общения М: ВЛАДОС , 2008.- 416с.

3.Рогов Е.И.Психология общения. - М.: ВЛАДОС,2007.- 335с.

4.Шелашова Г.М. Деловая культура и психология общения М: Академия. 2007.- 160 с.

Дополнительные источники:

1.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии – СПб. Питер,2001.- 400 с.

3.Станкин М.И.Психология общения. – М.: Воронеж. 2003.- 336 с.

4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности.- М.:ВЛАДОС, 1999.- 176 с.

5.Мириманова М, С. Конфликтология.- М.:»Академия», 2004.- 320 с..

6. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.- Мн.: Амалфея.1996.- 288с.

7. Пиз А. Язык жестов.- Воронеж НПО « МОДЭК».- 1992,218 с.

Электронные средства обучения и Интернет - ресурсы:

1.Электронный учебник для СПО: Рогов Е.И.Психология общения www.itshjp,ru /Pshologiya obshheniya-Uchebriki
2.Электронный словарь по психологии общения:

Ананьев Б. Г .www slovar.plib. ru /dictiarary

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения
Составитель: Сорокина Л. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» Хабаровск 2010г. Содержание умкд
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология
Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности»
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «библиография»
Умкд «Библиография» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология (Специализация: «практический...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психология общения»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «криминалистика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «социология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск