3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников?





Название3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников?
Дата публикации18.04.2015
Размер116 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3

    1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога………………..6

    2. Структура личности. Основа выработки индивидуального стиля в педагогической деятельности…………………………………………………11

3. Рекомендации по эффективному формированию индивидуального стиля педагогической деятельности…………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………22

Введение
Интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности имеют большинство студентов, которые поступают в педагогические вузы.

Чаще всего, в основе такого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога творческого, талантливого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела.

Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог. До сих пор актуальны слова К.Д. Ушинского: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».1

И практическая и духовная ценность педагогической деятельности велика и неоспорима.

Главная цель ее - приобщение человека к ценностям культуры, «сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке».2

Но каждый, кто выбрал профессию педагога, берёт на себя ответственность не только за тех, кого будет учить, и воспитывать, но и «за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем!»3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: «Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников?
______________________________________

1.Ушинский К.Д. Собр. соч.- М.,1950.- Т.2-с.63

2. Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1999.-Т.2

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д., 1997.-с. 4.

Что помогает учителю сформировать только ему присущий, индивидуальный стиль педагогической деятельности, позволяющий добиваться высоких результатов?»

Каждый из нас готовится к своей будущей профессиональной деятельности: овладевает системой специальных знаний, умений и навыков. Однако, этого недостаточно для того, чтобы педагогическая деятельность в дальнейшем давала высокие результаты. Необходимо постоянное саморазвитие и самосовершенствование, одним из источников которого является изучение и использование опыта других педагогов. Но слепое копирование чужих методов и приёмов едва ли поможет профессиональному росту. Важно осмыслить их, преломить через собственную педагогическую индивидуальность.

Исходя из важности и актуальности для каждого будущего педагога рассмотренных выше вопросов, мною была сформулирована тема реферата «Индивидуальный стиль педагогической деятельности и ее эффективность».

Цель данной работы заключается в установлении индивидуального стиля педагогической деятельности и ее эффективности.

Для реализации поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Подобрать литературу по теме реферата.

  2. Провести анализ по найденной литературе, выделить определение индивидуального стиля педагогической деятельности.

  3. Выделить особенности структуры личности педагога, лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

  4. Установить эффективность педагогической деятельности, подобрать рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

При написании данной работы мной была изучена литература, в которой рассмотрены вопросы по изучению индивидуального стиля педагогической деятельности и ее эффективности.

В наибольшей степени вопросы освещены в книгах: Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.; Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2000.



  1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога


Во все времена деятельность педагогов высоко оценивалась обществом, так как главным предназначением педагога является приобщение подрастающих поколений к ценностям культуры его народа и всего человечества. Многие ученые - психологи и дидакты посвятили свои труды изучению педагогической деятельности, ее сущности, содержания и структуры. Такими известными психологами являются: Немов В.С., Крутецкий В.А., Зимняя И.А., Чернявская А.П., Загвязинский В.И., Демидова И.Ф., Смирнов С.А. и другие. Каждый из них по своему подошел к определению понятия «педагогическая деятельность».

С точки зрения Зимней И.А.: «Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования»4.

Впрочем, данное определение охватывает всего лишь одну сторону педагогического процесса - учителя и его обучающие, воспитывающие и развивающие действия, направленные на ученика. Ученик в данном случае является центральной фигурой, ради которой осуществляется педагогическая деятельность. Важнейшей структурной единицей педагогической деятельности как считает большинство ученых, является взаимодействие учителя и ученика.
_____________________________________

4.Зимняя И. А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.- с.
Таким образом, на наш взгляд более полным является определение педагогической деятельности, которое было предложено И. Д. Демидовой: «педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а так же структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств»5.

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем.

По определению Зимней И.А.: «стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова - устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования»6. Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. На выбор способов и приемов деятельности влияют особенности структуры личности, субъекта деятельности, которые определяют индивидуальные различия в стиле деятельности, откуда и вытекает понятие индивидуального стиля деятельности.

По Е. А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности»7.

_______________________________________

5. Демидова И. Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д , 2003.- с. 143.

6.Зимняя И. А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.- с. 363.

7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.-Казань, 1969.-с. 49

К таким способам в педагогической деятельности можно отнести систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов, которые особо предпочтительны педагогом.

В. И. Загвязинский сформулировал следующее определение индивидуального стиля педагогической деятельности: «система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований - все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности»8.

Различные классификации стилей педагогической деятельности предлагаются в трудах разных ученых.

Например, по А. К. Марковой, стили дифференцируются на три общих вида:

  1. Авторитарный – здесь ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, учитель же единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.

Таким образом, вследствие этого, учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников такого учителя направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение, также характерна низкая удовлетворенность профессией. Учителя с таким стилем часто становятся лидерами в педагогическом коллективе.
_______________________________

8.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- Москва, 2001.-с. 195


  1. Демократический - здесь ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель учитывает мнение учащихся, поощряет самостоятельность суждений, помимо успеваемости, учитывает и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Школьники на уроках такого учителя испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки, а для учителя с этим стилем характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

  2. либерально-попустительский – при данном виде, учитель уходит от принятия решений, передавая, таким образом, инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В результате, в классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Предложенная И. Ф. Демидовой классификация стилей педагогической деятельности, является наиболее полной, так как она выделяет 4 вида индивидуального стиля педагогической деятельности. Далее более подробно рассмотрим каждый из стилей педагогической деятельности:

  1. Эмоционально-импровизационный – при данном стиле, учитель, недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам, ориентируется лишь на процесс обучения. Для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся, ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность данного учителя наиболее оперативна, так как на уроке часто меняются виды работы, практикуется коллективное обсуждение. Но его деятельность характеризуется низкой методичностью, недостаточностью закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний. Учитель обладает повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

  2. Эмоционально - методичный - при этом стиле учитель ориентируется как на процесс обучения, так и на его результат. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. В данном случае, учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета, по отношению же к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

  3. Рассуждающе - импровизационный - здесь для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью и варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, тем самым, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке. Для них характерна осторожность, традиционность.

  4. Рассуждающе – методичный - учитель ориентируется преимущественно на результат обучения. Он проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Отличие учителя при данном стиле заключается в малой чувствительности к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Таким образом, проанализировав труды дидактов и психологов, направленных на изучение педагогической деятельности, мы определили индивидуальный стиль педагогической деятельности как систему методов и приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований, связанные с системой взглядов и убеждений.
Заключение

Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности»12.

В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности.

Учитывая возможность проблемы профессионального становления и формирования индивидуального педагогического стиля для будущего педагога, мы ставили своей целью установить зависимость успешности педагогической деятельности от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности. Для достижения поставленной цели нами были решены ряд задач.

Были выделены определения таких понятий, как деятельность, педагогическая деятельность, индивидуальный стиль, индивидуальный стиль педагогической деятельности, на основе анализа литературы по изучаемой проблеме. Мы выделили основные подструктуры личности, лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Это биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность.

Таким образом, в ходе анализа литературы по изучаемой проблеме, нами были подобраны рекомендации по эффективному формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

__________________________

12.Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М.,1961.-с. 42.

Список используемой литературы


  1. Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.

  2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208 с.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во « Феникс», 1997. - 480 с.

  4. Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика», 1990. - 144 с.

  5. Коджаспирова Г. М., Борикова Л. Б, Бостанджиева Н.И. и др Педагогическая практика: Учебное методическое пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.

  6. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: изд-во «Просвещение»,1980. – 352 с.

  7. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 1992. – 224 с.

  8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.

  9. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 208 с.

  10. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.

  11. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие.- М.: Издательский центр « Академия», 1998. – 512 с.

  12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с.

  13. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: изд-во «Просвещение», 1991. – 288 с.

  14. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Гардарики», 2000. – 519 с.

  15. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconТворческая работа «Новая школа глазами молодого педагога»
Каждый из них мечтает стать для своих учеников лучшим учителем и примером для подражания, оказаться в благоприятной обстановке для...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconСистематическое включение технологии развития критического мышления...
Я понимаю, что мои ученики – это будущий мир, поэтому меня волнует вопрос: «Как и чему учить в век информатизации человека будущего...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти слова В. А. Сухомлинского актуальны и сегодня. Именно от нас во многом зависит будущее наших учеников и именно поэтому профессия...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconРазовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения...
В центре работает социально-психологическая служба в лице педагога-психолога, социального педагога, уполномоченного по правам ребенка....
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconВторая. Чудеса продолжаются. Могло ли быть хуже?
А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Домашнее задание включает перевод на английский язык вопросов будущего собеседования и продумывание своих ответов на них; для «менеджеров»...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О том, как изменить стиль жизни, перестать быть манипулятором, стать аутентичной личностью, обрести смысл жизни, повествует книга...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconАлексей Гончаров Технология Успеха или Как превратить свое призвание в источник дохода
Если спросить у 100 человек, хотят ли они быть успешными, скорее всего, все 100 ответят утвердительно. И это естественно. Кто же...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Альберт Швейцер. Призвание каждого человеческого существа состоит в том, чтобы, выработав собственное, мыслящее мировоззрение, стать...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconАрабская средневековая математика и поэзия
Но для того чтобы быть настоящим математиком, добавила С. Ковалевская, нужно быть поэтом в душе. Поэтами были многие восточные ученые-энциклопедисты...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconВнеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых...
Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма по здоровьесбережению моу угодичской сош Пояснительная записка
Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconСовременный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности Введение
А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку...
3. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В издательстве название было заменено на «Как стать успешным, зарабатывать и нравится девушкам»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск