Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс





Скачать 38.45 Kb.
НазваниеСистематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс
Дата публикации28.07.2014
Размер38.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс.

Я понимаю, что мои ученики – это будущий мир, поэтому меня волнует вопрос: «Как и чему учить в век информатизации человека будущего мира, чтобы знания помогли ему стать всестороннеразвитой личностью».

В поисках решения этих проблем обращаюсь к различным современным образовательным технологиям, реализующим компетентностный принцип обучения: модульные, интегративные, технологии проблемного обучения, развитие критического мышления. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы. Таким требованиям полностью отвечает технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Думать критически, прежде всего, означает:

  • проявлять любознательность

  • ставить перед собой вопросы

  • осуществлять планомерный поиск проблем

  • выработать точку зрения по определенному вопросу.

Обучение посредством РКМЧП повышает мотивацию учащихся к изучению предмета и развивает мыслительные навыки и умения.


Думать критически, конечно же, означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. В такую типовую модель я вкладываю свое определенное видение: дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Свою функцию в осуществлении этих идей вижу в роли помощника своих учеников. Расскажу об одном из многих уроков, на которых происходит систематическое включение критического мышления в учебный процесс.

Как известно, базовая модель РКМЧП включает следующие этапы: вызов – осмысление содержания – размышления. Так, первая стадия – «Стадия вызов» присутствует практически на каждом уроке, что позволяет актуализировать и обобщать имеющиеся у учащихся знания по проблеме – побудить ученика к активной работе. На данной стадии использую «Корзину идей» и «Составление кластера».

Вот как приемы «Корзина идей» и «Составление кластера» работают на стадии вызова на уроках литературы. Завершая обзор комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», готовлю учащихся к написанию сочинения, и с этой целью составляем характеристику Митрофана.

Задание:

Запишите все, что вам приходит в голову при упоминании имени Митрофана.

Ребята записывают, объединяясь в группы по 4 человека, обсуждают. Потом говорят по одной идее, не повторяясь.

Я фиксирую их ответы в компьютере и вывожу результаты (корзину идей) на мультимедийной установке.
Корзина идей

Задание:

Запишите текст, используя упомянутые факты, чтобы получилась характеристика персонажа (или составьте кластер, показывающий взаимосвязь и взаимозависимость фактов).

Таким образом, составляем список идей. Предлагаю ребятам скомпоновать идеи по категориям, т.е. систематизировать материал, оформив его в виде кластера. В ходе работы приходим к составлению схемы-кластера.

Кластер
Данные методические приемы позволяют учащимся, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном виде, с другой стороны, структуирование высказанных идей выявит противоречия, непроясненные моменты, которые разрешаем через чтение текста.

Вторая стадия технологии критического мышления – «Стадия осмысления содержания» - позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. Здесь идет активная самостоятельная работа и применяю такие приемы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, чтение с остановками.

Учащиеся отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальным значков:

«!» - Я это знал.

«+» - Новое для меня.

«-» - Вызывает у меня сомнение.

«?» - Вопрос.

В ходе знакомства с материалами учебника предлагаю своим учащимся по ходу чтения ставить на полях значки. После прочтения материала организую беседу:

  • Что вы прочитали?

  • Какие знания подтвердились?

  • Что узнали нового?

  • С чем вы не согласны?

  • Что осталось непонятным?

После проведенной беседы по вопросам оформляется индивидуальная таблица с тем, чтобы распределить полученную информацию по категориям («!», «+», «-», «?»).

Для заполнения таблицы учащиеся снова возвращаются к тексту. Таким образом обеспечиваю вдумчивое и внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно и помогают в запоминании материала.

Многие приемы, использованные на стадиях вызова и осмысления, переходят в стадию «Размышления». Это стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию: возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна – все это дает возможность детям самореализоваться.

Составление синквейнам – любимое занятие школьников.

Митрофанушка

Избалованный, ленивый.

Грубит, хитрит, предает.

Копирует поведение матери.

Невежда.

Безусловно, это средство творческого самовыражения учащихся. Составление синквейна считаю важным этапом при подготовке написания сочинения, отзыва, эссе, потому что получаем основу.

Хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развивать в детях самостоятельность, ответственность, монологическую и диалогическую речь и самое главное – самостоятельно добыть знания, научиться обходиться без учителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconУрок по теме «Относительные прилагательные»
Форма урока: на основе икт, с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconМетодический бюллетень технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997...
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconПрочитайте тему урока и ответьте на вопросы: о чем может пойти речь на уроке?
Содержание и методика применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) на уроках химии
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconДиплом 2 степени в номинации «Урок»
Городской семинар «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках гуманитарного...
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconУрок построен в технологии развития критического мышления через чтение...
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс icon«Словосочетание»
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconМетодические разработки педагогов маоу «Лингвистический лицей №25»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии в 6-м классе. Тема: "Население мира. Расы"
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconУрок по теме “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”...
Педагогическая мастерская по типу “Технология развития критического мышления через чтение и письмо”
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Систематическое включение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главная дидактическая цель: Используя приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, стимулирующие мыслительную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск