Скачать 76.5 Kb.
|
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные» Тип урока: изучение нового материала Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала. Цели: 1. Образовательные: – активизировать полученные ранее знания учащихся о существительных нарицательных и собственных (без применения данных терминов); – познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”; – формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных. 2. Коррекционно-развивающие: – развивать чёткость, выразительность речи учащихся; – развивать внимание учащихся; – развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных. 3. Воспитательные: – воспитывать речевую культуру; – воспитывать любовь к малой родине. Технологическая карта урока
Оборудование: компьютер, доска, магнитная доска, ватманы (2 шт.), маркеры, клей, иллюстрации, учебники, распечатки заданий, электронная презентация. Ход урока
На слайде №1 задание: Серафимович, Дон, монастырь, Усть-Медведицкая река, Волгоград, Волга, Сталинград Платов, война, Бородино, Кутузов - Назовите лишнее слово, обоснуйте свой выбор. Правильный ответ – слайд №2. - Попробуем сформулировать тему урока. Ваши предположения. (Имена существительные собственные и нарицательные.) Запись числа и темы в тетрадь. Слайд №3. Речевая работа с терминами « собственный», «нарицательный». Слайд №4 Дети слушают сообщение заранее подготовленного ученика о происхождении терминов собственный и нарицательный. Слово «собственный» происходит от старославянского «собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Слайд №5 Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати» – называть. Слайд №6, 7. Формулируем цели урока: с чем должны познакомиться, чему научиться? Объявление целей. Слайд №8. «Мозговой штурм» - Что вы знаете об именах собственных? - Об именах нарицательных? - Чем они отличаются друг от друга? Учитель коротко записывает все предположения детей на доске.
Маркировка текста правила (Каждому предоставляется распечатка правила.) Слайд №9. Имена существительные собственные и нарицательные В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных. Река, книга, кошка – это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов. Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг. К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных. Приём «Верно ли?» Слайд №10.
Групповая работа. Составление кластеров. 1 группа составляет кластер по теме «Имена собственные». 2 группа составляет кластер по теме «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него. Учитель контролирует и помогает. 1 группа Ключевые слова: имя собственное, единичный предмет. Иллюстрации с изображением, например, котёнка Гав, собаки Каштанки, портрета Пугачёва, реки Волги, Мамаева Кургана, президента В. В. Путина и др. Каждая иллюстрация или фотография подписана только именем собственным. 2 группа Ключевые слова: имя нарицательное, однородные предметы. Иллюстрации с изображением горы, реки, ребенка, собаки и т. д. (абстрактные предметы) не подписаны. Презентации кластеров Обсуждение, анализ. Физминутка с мячом: учитель называет существительное нарицательное и бросает мяч ученику, ученик подбирает к нарицательному существительному собственное и возвращает мяч учителю. Например: Город – Петербург Река – Хопёр Писатель – Л. Н. Толстой Книга – «Остров сокровищ» Океан – Индийский Фильм – «Три мушкетёра» Праздник – Новый год Щенок – Фунтик Магазин – «Гурман» Стихотворение – «Няне» Озеро – Эльтон Выполнение упражнения. Заполнение текста с пропусками. Текст с пропусками отражён на интерактивной доске или написан на обычной доске. Каждому ученику предоставляются «Материалы для справок» с необходимыми для воспроизведения полного текста словами. Задание можно выполнять по цепочке с комментариями действий. В этом случае у доски работает учитель. Или же каждый ученик выходит к доске и вписывает необходимое слово в текст под контролем учителя. Первая часть текста выполняется в классе, вторая часть – дома. Царицын – Сталинград – Волгоград 1. Город …………… был основан как крепость в 1589 году в междуречье …………. и ………… . Свое имя город получил от речки ………… . Под защиту крепости становились суда ………….., …………….., ……….. . История повествует о многих событиях ……………. ……………… : восстания ……………, ……………., …………… . В 1722 году город посетил ……….. I и подарил его своей супруге ………………. I. 2. Город стал привлекать внимание предпринимателей. В 1862 г. вступила в строй …………....................... железная дорога, а в 1880 г. – нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «…………….». В 1925 году …………….. был переименован в……………… . Были построены ……………………. тракторный завод, ……………, завод «……………… ……………». Но все оборвало нападение фашистской ………………… на нашу ……………… в 1941 году. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв второй мировой войны - ………………………………., ставшая её переломным этапом. В 1961 году город-герой ………………..был переименован в ……………….. . Материалы для справок. Слайд №11. Город Царицын, река Волга, река Дон, река Царица, государство Персия, город Бухара, государство Индия, Нижнее Поволжье, Булавин, Разин, Пугачёв, Пётр I, Екатерина I, Волго-Донская железная дорога, фирма «Нобель», Сталинград, Сталинградский тракторный завод, Судоверфь, завод «Красный Октябрь», Германия, Родина, Сталинградская битва, Волгоград. Справка к тексту. Слушают сообщение заранее подготовленного ученика. Слайд №12. 1) Cвоё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. В основе названия лежат татарские слова «сари-су» (жёлтая река) или «сари-чин» (жёлтый остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на о. Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. 2) Слово «Волга» произошло от праславянского *Vьlga, ср. во́лглый — волога — влага. Существуют реки Влга в Чехии и Вильга в Польше. Гимнастика для глаз. Проводит ученик. Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. Смотрит вверх и смотрит вниз. Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу) И с него свалилась вниз (глаза – в пол). Повторить 2-3 раза. Самостоятельная работа. Составление синквейна. Слайд №13. Темы синквейна предлагаются учителем на выбор: Волгоград, Сталинград, Волга, Родина. Уметь назвать в своём синквейне имена существительные собственные и нарицательные. Примеры синквейнов: Волгоград … Красивый, патриотичный. Рассказывает, учит, защищает. Я люблю свой город! Родина! Волга … Великая, русская. Течёт, несёт, помогает. Волга – царица всех рек! Хозяйка! Проверка и анализ синквейнов (2 -3). Проверка усвоения материала, изученного на уроке. Тест 1. Имена существительные собственные называют: а) однородные предметы б) единичные предметы 2.Нарицательные существительные пишутся: а) с большой буквы б) с маленькой буквы 3.В какой строке все слова написаны верно: а) дом, мама, миша б) кузнец, комар, Комаров 4.В какой строке допущена ошибка: а) кузнец, кузьма, кузов б) Кузнецов, Петров, Мухин Взаимопроверка или самопроверка Слайд №14. 1.б 2. Б 3.б 4. А Рефлексия Обращаемся к записям на доске, сделанным учителем во время «мозгового штурма». - Здесь ваши знания до нашего урока. - Что мы знаем теперь, какие знания добавлены к уже имеющимся? Воспроизведение правила по двум кластерам. - Как вы думаете, каковы будут цели следующего урока? Выставление отметок, комментарии учителя. Домашнее задание. Слайд №15.
1.Фамилия___________________________ 2.Имя_______________________________ 3.Страна____________________________ 4.Город_____________________________ 5.Улица_____________________________ 6.Река_______________________________ 7.Озеро_____________________________ 8.Писатели__________________________ 9.Книги____________________________ 10.Журналы_________________________ 11.Исторические события_____________ 12.Мультфильмы_____________________ Или (для детей, дружащих с интернетом) подготовить сообщение по теме: “Секрет моего имени и моей фамилии”.Слайд №16. |