Скачать 97.26 Kb.
|
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Русско-Паевская средняя общеобразовательная школа» Ерохиной Елизаветы Алексеевны. Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы. Актуальность и перспективность опыта Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса становится развитие, развитие интеллектуальное, творческое, нравственное. Такого подхода к обучению от нас требует время, т.к. выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, а именно: самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно критически творчески мыслить; грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Добиться означенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я остановилась на Технология РКМЧП Технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению. После долгих наблюдений за деятельностью учащихся на уроках я пришла к выводу, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно, речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Вывод, речь и критическое мышление надо развивать одновременно. Во-вторых, мы работаем с текстами. ТРКМЧП предлагает оригинальные приемы и методы работы , позволяющие развивать мыслительные операции. Произведения русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в новый диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием. На уроках литературы применение методов и приемов технологии РКМЧП возможно практически на любом уроке В-третьих, главная цель любого урока литературы – воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Одним словом, человека не боящегося мыслить. Применение на уроках технологии РКМЧП способствует этому.. Концептуальность Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Наличие теоретической базы опыта Более 3-х лет я. применяю технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы. За это время изучила серьезные источники по описанию данных методов Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов); Ведущая педагогическая идея Формирование таких черт, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии. Этому способствуют такие аспекты технологии РКМЧП, как: активность субъектов; организация групповой работы в аудитории; развитие навыков общения; идея ценности личности; связь обучения с жизнью. Оптимальность и эффективность средств Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: - сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; - затем познакомиться с новой информацией; - потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их можешь применить. Если посмотреть на эти стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализация имеющегося опыта или знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как изучение нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально несет технология КМ? Элементы новизны, содержатся в методических приемах и ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности. Методы развития критического мышления
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Программа РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное. Результативность опыта. Предложенная технология позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной оценки и принятия решений. При организации обучения в этой технологии создаются условия, направленные на веру в успех. Технология РКМЧП помогла достичь следующих результатов: ежегодно учащиеся 5-11 классов принимают участие в школьных предметных олимпиадах, представляют школу на муниципальном этапе всероссийских олимпиад, занимают призовые места. В 2012 году ученица 11 класса стала победителем муниципального этапа и участвовала в республиканской олимпиаде. В этом учебном году в выпускном классе три кандидата на золотую и серебряные медали. У обучающихся развит интерес к предмету. Выпускники успешно сдают ЕГЭ по русскому языку. Возможность тиражирования. Мною созданы и пополняются база уроков с презентациями, работы размещены в сети Интернет. Я выступала по данной теме на районных семинарах учителей русского языка и литературы. Проведены уроки по данной технологии на муниципальном уровне.
|