Скачать 95.59 Kb.
|
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ НА СПЕЦФАКУЛЬТЕТЕ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА Спецфакультет глубинной психологии и психоанализа призван обеспечить комплексное и систематическое обучение студентов основам глубинной психологии, теоретического, клинического и прикладного психоанализа. Программа обучения на спецфакультете преимущественно рассчитана на специалистов «помогающих» профессий (психологи, психотерапевты, медики, социальные работники и др.); обязательное условие получения диплома спецфакультета – наличие высшего образования в сфере психологии, педагогики, медицины, философии, социологии или др. гуманитарных наук. Зачисление на спецфакультет осуществляется по итогам предварительного собеседования. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа обучения базируется на современном понимании глубинной психологии, согласно которому это сложное и многоплановое явление культуры не ограничивается рамками отдельной научной дисциплины, школы, подхода или метода, и может одновременно рассматриваться как:
Основная цель спецфакультета – обеспечение высокого академического уровня преподавания в сфере глубинной психологии и психоанализа согласно международным образовательным стандартам. Предлагаемая программа направлена на достижение следующих учебных и научно-исследовательских задач:
Образовательный процесс предполагает не только усвоение знаний, теоретических положений и концепций, составляющих ядро психоаналитического учения, но и выработку навыков аналитической работы в рамках практических занятий, прохождение индивидуальных аналитических сессий, групп самопознания и личностного роста. Студенты факультета, начинающие практическую деятельность согласно психоаналитическим методикам также получают профессиональную помощь в форме индивидуальных и групповых супервизорских сессий. Подготовка на Спецфакультете психоанализа и глубинной психологии имеет преимущественно прикладную направленность и предполагает применение психоаналитической теории:
По окончании обучения на Спецфакультете специалист обязан знать:
По завершении обучения специалист должен обрести такие профессионально-личностные качества, как:
Специалист обязан уметь:
ПЛАН УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ Предлагаемый комплекс учебных дисциплин и практических занятий призван обеспечить освоение и надежное закрепление у учащихся знаний и навыков психоаналитической работы. Обучение осуществляется в форме лекций, теоретических семинаров, практических занятий, групп самопознания и личностного роста, супервизий и баллинтовских групп. Обучение рассчитано на три года (три курса, 6 семестров) по общей программе. Контроль результатов проводится в конце каждого семестра (2 раза в год) в виде зачетов и экзаменов. Кроме того, начиная со второго курса, кураторами-супервизорами из основного преподавательского состава проводится индивидуальный мониторинг овладения теоретическими знаниями глубинной психологии и практическими навыками психоанализа. Параллельно проводится пятилетнее обучение по программе Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP). Первый курс. Введение в специальность. Теоретические основы классического и современного психоанализа. Школы глубинной психологии. 1.0. Предварительное собеседование, позволяющее определить первичные показания / противопоказания прохождению углубленного психоаналитического обучения. Первый семестр. Вводная лекция. Психоанализ и глубинная психология: столетний поиск истоков. 1.1.1. Основные принципы индивидуальной психокоррекции. 1.1.2. Искусство психологического консультирования. 1.1.3. Теория и практика групповой работы. 1.1.4. Основы классического психоанализа Зигмунда Фройда. 1.1.5. История становления психоанализа и глубинной психологии. 1.1.6. Теоретические основы современного психоанализа. 1.1.7. Введение в аналитическую психологию Карла Густава Юнга. 1.1.8. Психиатрическая пропедевтика (Основы общей психопатологии). 1.1.9. Общая неврозология. 1.1.10. Введение в сексологию. 1.1.11. Физиология высшей нервной деятельности. 1.1.12. Основы психотерапии. Второй семестр. 1.2.1. Психиатрическая пропедевтика (Основы общей психопатологии). 1.2.2. Физиология высшей нервной деятельности. 1.2.3. Основы психотерапии. 1.2.4. Общая неврозология. 1.2.5. Механизмы психосоматических расстройств. 1.2.6. Сексопатология / патосексология. 1.2.7. Патодиагностика: основные принципы и методы. 1.2.8. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. 1.2.9. Школа Мелани Кляйн (кляйнианский анализ) и теория объектных отношений. 1.2.10. Теории нарциссизма, самости (Х. Кохут) и пограничной личности (О. Кернберг). 1.2.11. Ж. Лакан и его эпоха. 1.2.12. Творческое наследие Сабины Шпильрейн (семинар). Конференция по случаям психоаналитической терапии (разбор случаев из практики З. Фройда). Второй курс. Введение в аналитически-ориентированную психологическую практику. Прикладной психоанализ. Первый семестр. 2.1.1. Техника первичного интервью. Оценка анализируемости клиентов и выбор метода работы. 2.1.2. Проективные психодиагностические методы (Роршах, ТАТ, Сонди). 2.1.3. Техника классического психоанализа: терапевтический альянс, метод свободных ассоциаций, анализ и проработка сопротивления. 2.1.4. Теория и техника толкования сновидений. 2.1.5. Искусство психоаналитической интерпретации. 2.1.6. Анализ и проработка реакций «переноса/контрпереноса». 2.1.7. Введение в детский психоанализ. 2.1.8. Психоаналитическая работа с семьей. 2.1.9. Применение психоанализа в групповой работе. 2.1.10. Специфические методы юнгианского анализа. 2.1.11. Символдрама (кататимно-имагинативная техника Х.К. Лейнера). 2.1.12. Краткосрочный (фокальный) психоанализ. Второй семестр. 2.2.1. Юнгианский семинар-тренинг «Личностный миф и судьба». 2.2.2. Основы прикладного психоанализа. 2.2.3. Практикум. «Клиническая психотерапия и психоанализ» – прохождение психологической практики в одной из предложенных реабилитационных служб города и области (на выбор) под руководством куратора-супервизора. Конференция по случаям психоаналитической терапии (разбор случаев из практики выдающихся психоаналитиков). Третий курс. Введение в аналитически-ориентированную психологическую практику. Альтернативные психоанализу направления в психотерапии и психологическом консультировании. Первый семестр. 3.1.1. Психодрама. 3.1.2. Поведенческая психотерапия. 3.1.3. Телесно-ориентированная психотерапия. 3.1.4. Трансактный анализ Э. Берна. 3.1.5. Гештальт-терапия. 3.1.6. Психосинтез. 3.1.7. Эриксоновская гипнотерапия. 3.1.8. Основы нейро-лингвистического программирования. 3.1.9. Экзистенциальная психология и психотерапия. 3.1.10. Гуманистическая психология и клиент-центрированная психотерапия. 3.1.11. Трансперсональная психология и психотерапия. 3.1.12. Процессуальная психотерапия. Второй семестр. 3.2.1. Цикл факультативных занятий «Междисциплинарные проблемы глубинной психологии»:
3.2.2. Преддипломная практика: индивидуальная работа с клиентами (с обязательным профессиональным сопровождением куратора-супервизора) или ведение аналитической группы в качестве ко-лидера; прохождение групповых и индивидуальных супервизорских сессий, участие в баллинтовских группах; представление случая аналитической работы на ежегодной конференции. 3.2.3. Работа над дипломным проектом под научным руководством специалиста факультета. Конференция по случаям психоаналитической терапии (разбор случаев из практики преподавателей и студентов спецфакультета). Представление и защита дипломных работ. Основания допуска к защите дипломной работы:
Дипломная работа должна быть структурирована / оформлена согласно существующим стандартам и представлена в указанные сроки для прохождения рецензирования. Основой дипломной работы может стать:
По итогам образовательных мероприятий в зависимости от количества часов и набора учебных курсов выдаются следующие документы:
|
Тематика рефератов по истории психологии к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии | Учебно-методический комплекс «техника кляйнианского психоанализа»... ... | ||
Энциклопедия глубинной психологии Т. III. Последователи Фрейда / Пер с нем. — М., «Когито-Центр», мгм, 2002.— 410 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии» Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с | ||
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо “Институт психоанализа” | Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с | ||
«история и теория психоанализа» Лейбин В. М. «История и теория психоанализа». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 44 | Литература по курсу «Суицидология» Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №1 | ||
Разумовская П. Е. Юридическая психология Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы ноу впо«Институт психоанализа» | Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен... Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с | Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа Методический комплекс Е. В. Гайманова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра тьюторского сопровождения Института психоанализа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с | ||
Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... |