Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа





Скачать 95.59 Kb.
НазваниеПрограмма обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа
Дата публикации01.05.2015
Размер95.59 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

НА СПЕЦФАКУЛЬТЕТЕ

ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
Спецфакультет глубинной психологии и психоанализа призван обеспе­чить комплексное и систематическое обучение студентов основам глубинной психо­логии, теоретического, клинического и прикладного психоанализа. Про­грамма обучения на спецфакультете преимущественно рассчитана на специали­стов «помогающих» профессий (психологи, психотерапевты, медики, социаль­ные работники и др.); обязательное условие получения диплома спецфакуль­тета – наличие высшего образования в сфере психологии, педагогики, меди­цины, фи­лософии, социологии или др. гуманитарных наук. Зачисление на спецфакультет осуществляется по итогам предварительного собеседования.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа обучения базируется на современном понимании глубинной психоло­гии, согласно которому это сложное и многоплановое явление куль­туры не ограничивается рамками отдельной научной дисциплины, школы, под­хода или метода, и может одновременно рассматриваться как:

  • система научных и философских идей, во многом предопределивших ха­рактер гуманитарного знания XX столетия;

  • исследовательский подход, предполагающий признание действенности бессознательных факторов поведения и развития индивида и группы, и предлагающий специфические методы их изучения;

  • устойчивая герменевтическая традиция, направленная на раскрытие глу­бинного (неосознаваемого) смысла психических и культурных фе­номенов;

  • клиническая/психотерапевтическая практика, призванная компенсиро­вать глубинные эмоционально-волевые, поведенческие и личностные нарушения психогенной природы;

  • методология самопознания, самораскрытия и личностного роста.


Основная цель спецфакультета – обеспечение высокого академического уровня преподавания в сфере глубинной психологии и психоанализа согласно международным образовательным стандартам.

Предлагаемая программа направлена на достижение следующих учебных и научно-исследовательских задач:

  1. Освоение студентами базовых знаний, навыков и технических приемов классического и современного психоанализа, согласно международ­ным образовательным стандартам.

  2. Применение подходов и достижений различных школ глубинной психоло­гии для решения конкретных научно-исследовательских задач в рамках курсовых и дипломных проектов.

  3. Организация и проведение постоянно действующих семинаров, конферен­ций, аналитических групп, мастер-классов и других образова­тельных ме­роприятий, посвященных проблемам и перспекти­вам совре­менного пси­хоанализа, с участием ведущих специалистов России и ми­рового психо­аналитического сообщества.

  4. Прохождение студентами курсов индивидуального и группового психо­ана­лиза для достижения внутриличностной стабилизации и гар­мо­низации межличностных отношений как условия душевного здоро­вья и эффективной профессиональной деятельности.

  5. Включение студентов в аналитически-ориентированную психологиче­скую практику; обеспечение им профессиональной помощи, суперви­зии и со­провождения в работе по профилактике и коррекции глубин­ных наруше­ний психического здоровья и развития личности.

  6. Подготовка и публикация статей, методических пособий и других мате­риа­лов по вопросам развития глубинной психологии и психоанали­тического образования в России.

  7. Сертификация специалистов согласно действующим образовательным стандартам.


Образова­тельный процесс предполагает не только усвоение знаний, тео­ретических по­ложений и концепций, составляющих ядро психоаналитического учения, но и выработку навыков аналитической работы в рамках практических занятий, прохождение индивидуальных аналитических сессий, групп самопо­знания и личностного роста.

Студенты факультета, начинающие практическую деятель­ность согласно психоаналитическим методикам также получают профессио­нальную помощь в форме индивидуальных и групповых супервизорских сес­сий.

Подготовка на Спецфакультете психоанализа и глубинной психологии имеет преимущественно прикладную направленность и предполагает примене­ние психоаналитической теории:

  • в решении исследовательских задач;

  • в профилактике и коррекции нарушений психического здоровья и разви­тия личности;

  • в целях гармонизации межличностных и внутригрупповых отношений.


По окончании обучения на Спецфакультете специалист обязан знать:

  • теорию и технику классического психоанализа Зигмунда Фройда;

  • историю становления и современное состояние психоанализа, различ­ных школ и направлений глубинной психологии;

  • основы неврозологии, психиатрии, клинической психологии, сексоло­гии, сексопатологии и др., указанных в программе, смежных дисцип­лин;

  • основы патодиагностики, психоаналитической диагностики, классифика­ции и клиники психических нарушений и дисфункций;

  • основные принципы психотерапии, индивидуальной психокоррекции, психологического консультирования, психотренинга и др. форм груп­повой работы;

  • основные положения и принципы одной из предложенных систем психо­терапии, альтернативных психоанализу (по выбору);

  • теорию и технику групповой аналитической работы.


По завершении обучения специалист должен обрести такие профессио­нально-личностные качества, как:

  • психологическая готовность к применению полученных знаний в усло­виях конкретной практической деятельности;

  • способность к аналитической работе с материалом бессознательного;

  • способность к профессиональной рефлексии и самоанализу;

  • умение находить социально приемлемые организационные формы прак­тического применения полученных знаний;

  • способность реалистично оценивать собственные возможности и компе­тентность в сфере профессиональной деятельности и осуществ­лять ее рациональную организацию и планирование.


Специалист обязан уметь:

  • устанавливать позитивный и доверительный контакт с клиентом (рап­порт) и заключать договор об оказании аналитически ориентирован­ной психологической помощи (альянс);

  • проводить психоаналитическое диагностирование, в том числе, первич­ное психоаналитическое интервью;

  • выбирать наиболее конгруэнтные и эффективные методы индивидуаль­ной и групповой работы;

  • в процессе работы с клиентом или группой способствовать преодоле­нию психологического сопротивления и прояснению проблемной си­туации;

  • своевременно и гибко осуществлять аналитическую интервенцию;

  • оказывать эффективную психологическую поддержку клиентам, пережи­вающим психотравму и кризис;

  • формировать у клиентов устойчивый продуктивный контакт с бессозна­тельным (Самостью и другими глубинными структурами пси­хики);

  • развивать способность клиента активизировать внутриличностные ре­сурсы и самостоятельно разрешать психологические конфликты;

  • отслеживать и прорабатывать реакции «переноса – контрпереноса» в аналитическом процессе;

  • представлять случаи из аналитической практики для обсуждения на су­первизорских и баллинтовских группах.


ПЛАН УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
Предлагаемый комплекс учебных дисциплин и практических занятий призван обеспечить освоение и надежное закрепление у учащихся знаний и на­выков психоаналитической работы. Обучение осуществляется в форме лекций, теоретических семинаров, практических занятий, групп самопознания и лично­стного роста, супервизий и баллинтовских групп. Обучение рассчитано на три года (три курса, 6 семестров) по общей программе. Контроль результатов прово­дится в конце каждого семестра (2 раза в год) в виде зачетов и экзаме­нов. Кроме того, начиная со второго курса, кураторами-супервизорами из ос­новного преподавательского состава проводится индивидуальный мониторинг овладе­ния теоретическими знаниями глубинной психологии и практическими навы­ками психоанализа. Параллельно проводится пятилетнее обучение по про­грамме Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP).
Первый курс. Введение в специальность. Теоретические ос­новы классиче­ского и современного психоанализа. Школы глубинной психологии.

1.0. Предварительное собеседование, позволяющее определить первич­ные показания / противопоказания прохождению углуб­ленного психо­аналитического обучения.

Первый семестр.

Вводная лекция. Психоанализ и глубинная психология: столетний поиск истоков.

1.1.1. Основные принципы индивидуальной психокоррекции.

1.1.2. Искусство психоло­гиче­ского консультирования.

1.1.3. Теория и практика групповой работы.

1.1.4. Основы классического психоанализа Зигмунда Фройда.

1.1.5. История становления психоанализа и глубинной психологии.

1.1.6. Теоретические основы современного психоанализа.

1.1.7. Введение в аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

1.1.8. Психиатрическая пропедевтика (Основы общей психопатологии).

1.1.9. Общая неврозология.

1.1.10. Введение в сексологию.

1.1.11. Физиология высшей нервной деятельности.

1.1.12. Основы психотерапии.

Второй семестр.

1.2.1. Психиатрическая пропедевтика (Основы общей психопатологии).

1.2.2. Физиология высшей нервной деятельности.

1.2.3. Основы психотерапии.

1.2.4. Общая неврозология.

1.2.5. Механизмы психосоматических расстройств.

1.2.6. Сексопатология / патосексология.

1.2.7. Патодиагностика: основные принципы и методы.

1.2.8. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.

1.2.9. Школа Мелани Кляйн (кляйнианский анализ) и теория объектных отношений.

1.2.10. Теории нарциссизма, самости (Х. Кохут) и пограничной личности (О. Кернберг).

1.2.11. Ж. Лакан и его эпоха.

1.2.12. Творческое наследие Сабины Шпильрейн (семинар).
Конференция по случаям психоаналитической терапии (разбор случаев из практики З. Фройда).
Второй курс. Введение в аналити­чески-ориентированную психологическую практику. Прикладной психоанализ.

Первый семестр.

2.1.1. Техника первичного интервью. Оценка анализируемости клиентов и выбор метода работы.

2.1.2. Проективные психодиагностические методы (Роршах, ТАТ, Сонди).

2.1.3. Техника классического психоанализа: терапевтический альянс, ме­тод свободных ассоциаций, анализ и проработка сопротивления.

2.1.4. Теория и техника толкования сновидений.

2.1.5. Искусство психоаналитической интерпретации.

2.1.6. Анализ и проработка реакций «переноса/контрпереноса».

2.1.7. Введение в детский психоанализ.

2.1.8. Психоаналитическая работа с семьей.

2.1.9. Применение психоанализа в групповой работе.

2.1.10. Специфические методы юнгианского анализа.

2.1.11. Символдрама (кататимно-имагинативная техника Х.К. Лейнера).

2.1.12. Краткосрочный (фокальный) психоанализ.

Второй семестр.

2.2.1. Юнгианский семинар-тренинг «Личностный миф и судьба».

2.2.2. Основы прикладного психоанализа.

2.2.3. Практикум. «Клиническая психотерапия и психоанализ» – прохож­дение психологической практики в одной из предложен­ных реабилитаци­онных служб города и области (на выбор) под руководством куратора-су­первизора.
Конференция по случаям психоаналитической терапии (разбор случаев из практики выдающихся психоаналитиков).
Третий курс. Введение в аналити­чески-ориентированную психологиче­скую практику. Альтернативные психоанализу направления в психотерапии и психологическом консультировании.

Первый семестр.

3.1.1. Психодрама.

3.1.2. Поведенческая психотерапия.

3.1.3. Телесно-ориентированная психотерапия.
3.1.4. Трансактный анализ Э. Берна.

3.1.5. Гештальт-терапия.

3.1.6. Психосинтез.

3.1.7. Эриксоновская гипнотерапия.

3.1.8. Основы нейро-лингвистического программирования.

3.1.9. Экзистенциальная психология и психотерапия.

3.1.10. Гуманистическая психология

и клиент-центрированная психотера­пия.

3.1.11. Трансперсональная психология и психотерапия.

3.1.12. Процессуальная психотерапия.

Второй семестр.

3.2.1. Цикл факультативных занятий «Междисциплинарные проблемы глубинной психо­логии»:

  • Психоанализ и философия языка;

  • Проблемы Субъекта и Смысла в западной философии XX века;

  • Психоанализ и религия;

  • Психоанализ и теория культуры;

  • Психоанализ и российская ментальность. Прошлое, настоящее и буду­щее глубинной психологии в России.

3.2.2. Преддипломная практика: индивидуальная работа с клиентами (с обязательным профессиональным сопровождением куратора-супервизора) или ведение аналитической группы в качестве ко-лидера; прохождение груп­повых и индивидуальных супервизорских сессий, участие в баллинтовских группах; представление случая аналитической работы на ежегодной конференции.

3.2.3. Работа над диплом­ным проектом под научным руководством спе­циалиста факультета.
Конференция по случаям психоаналитической терапии (разбор слу­чаев из практики преподавателей и студентов спецфакультета).
Представление и защита диплом­ных работ.
Основания допуска к защите дипломной работы:

  • представление рефератов и курсовых работ за 1 и 2 курс;

  • участие в работе групп самопозна­ния и личностного роста;

  • документально подтвержденное прохождение психологической прак­тики в одной из предложен­ных реабилитационных служб города и об­ласти (на выбор);

  • практика первичного интервью: проведение не менее 5 сеансов первич­ного психоаналитического интервью, подтверждаемых доку­ментально (результаты обсуждаются и оцениваются ведущим кура­то­ром-супервизором);

  • описание и представление случая аналитически-ориентированной психо­логической помощи на супервизорской или баллинтовской группе;

  • прохождение курса индивидуальной аналитически-ориентированной психотерапии;

  • предъявление характеристики куратора-супервизора и научного руково­дителя.

Дипломная работа должна быть структурирована / оформлена согласно существующим стандартам и представлена в указанные сроки для прохождения рецензирования.

Основой дипломной работы может стать:

  • теоретический анализ научно-исследовательских и методологических проблем глубинной психологии, ее актуального состояния;

  • история становления психоаналитических идей и школ глубинной пси­хологии;

  • грамотно спланированное и корректно проведенное эмпирическое иссле­дование;

  • феноменологическое описание и анализ случая работы с клиентом или группой;

  • анализ результатов встроенного наблюдения за ребенком на определен­ной стадии его развития;

  • анализ результатов клинического наблюдения;

  • психоанализ социокультурных (культурно-исторических) явлений и за­кономерностей, феноменов обыденного / массового сознания, про­дуктов культуры и творчества.


По итогам образовательных мероприятий в зависимости от количества часов и набора учебных курсов выдаются следующие документы:

  • Сертификаты участия;

  • Дипломы о переподготовке и повышении квалификации государствен­ного образца;

  • Дипломы о втором высшем образовании (для специалистов-непсихоло­гов);

  • Сертификаты или дипломы международного образца (при участии в учебных программах зарубежных специалистов).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconТематика рефератов по истории психологии к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтиче­ской роли искусства в глубинной и гуманистической психологии
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconУчебно-методический комплекс «техника кляйнианского психоанализа»...
...
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconЭнциклопедия глубинной психологии
Т. III. Последователи Фрейда / Пер с нем. — М., «Когито-Центр», мгм, 2002.— 410 с
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»
Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconИнститут Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо “Институт психоанализа”
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconУчебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа icon«история и теория психоанализа»
Лейбин В. М. «История и теория психоанализа». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 44
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconЛитература по курсу «Суицидология»
Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №1
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconРазумовская П. Е. Юридическая психология
Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы ноу впо«Институт психоанализа»
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен...
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconТьюторское сопровождение студентов Института психоанализа Методический комплекс
Е. В. Гайманова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра тьюторского сопровождения Института психоанализа
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Программа обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск