Энциклопедия глубинной психологии





НазваниеЭнциклопедия глубинной психологии
страница1/49
Дата публикации09.11.2014
Размер9.35 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49






ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

TIEFEN­PSYCHOLOGIE

BAND DREI
III

Die Nachfolger Freuds

Kindler Verlag

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТОМ ТРЕТИЙ
III

Последователи Фрейда

Cogito MGM Москва 2002

ББК 88 Э68


Перевод и научная редакция A. М. Боковиков
Э 68 Энциклопедия глубинной психологии.

Т. III. Последователи Фрейда / Пер. с нем. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2002.— 410 с.

УДК 159.964 ББК 88

Настоящее издание является составной частью 15-томной энциклопедии «Психология в 20-м столетии», выпущенной в 1976—1982 гг. издательством Kindler.

Третий том уникального научного издания «Энциклопедия глубинной пси­хологии» освещает научный вклад и творческую деятельность последователей 3. Фрейда


© Kindler Verlag AG, Zurich 1976,1977 © «Когито-Центр». Оформление, 2001 © МГ Менеджмент 1998
ISBN 5-89353-071-3 (т. 3, Издательство «Когито-Центр») ISBN 5-89837-005-6 (т. 3, МГ Менеджмент) ISBN 5-89837-001-3 (рус.) ISBN 3-407-83041-6 (нем.)

Содержание

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АННЫ ФРЕЙД

Роланд Бессер 1

ХАЙНЦ ГАРТМАНН И СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Герберт Ф. Вальдхорн 55

ТВОРЧЕСТВО МЕЛАНИ КЛЯЙН

Рут Ризенберг 84

ВКЛАД МИКАЭЛА БАЛИНТА В ТЕОРИЮ И МЕТОД ПСИХОАНАЛИЗА

Манон Хоффмайстер 125

ТВОРЧЕСТВО ЭРИКА X. ЭРИКСОНА

Эдвард К. Адаме 178

ТВОРЧЕСТВО Д. В. ВИННИКОТТА

М. Масуд Р. Хан 224

ТВОРЧЕСТВО ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вольф Э. Бюнтиг 259

НЕОПСИХОАНАЛИЗ ХАРАЛЬДА ШУЛЬЦА-ХЕНКЕ

Эстер Цандер и Вольфганг Цандер 304

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КАРЕН ХОРНИ, ГАРРИ СТЕКА САЛЛИВЕНА И ЭРИХА ФРОММА

Герард Хржановски 358
ПРИЛОЖЕНИЕ 395

АВТОРЫ 397

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 399

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 402

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АННЫ ФРЕЙД

Роланд Бессер

ЖИЗНЬ АННЫ ФРЕЙД Путь по стопам отца

Якоб Фрейд, дед Анны Фрейд по отцовской линии, родился 18 декабря 1815 года в городе Тисменитце и умер 23 октября 1896. После смерти своей первой жены он колесил по Германии, пока, наконец, не вступил во второй брак, женившись в Вене на Амалии Натанзон. Она родилась 18 августа 1835 года и прожила до 12 сентября 1930. С этой энергичной женщиной, которая часто проводила лето в Ишле, у внучки Анны установились хорошие отношения: «Моя малышка, которую Вы, должно быть, помните, находится у 80-летней бабушки в Ишле...» (Freud/Andreas-Salomй 1966,35).

В браке у Якоба Фрейда и Амалии Натанзон в общей сложности родились восемь детей, из которых Зигмунд Фрейд, родившийся 6 мая 1856, был самым старшим.

В апреле 1882 года Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бер-найс, которая в то время гостила у семьи Фрейда. Она родилась 26 июля 1861 года. Ее отец Берман Бернайс, сын еврейского раввина, в 1869 года переехал вместе с семьей из своего родного города Гамбурга в Вену.

Мать Марты, Эммелина Бернайс, урожденная Филипс, происходила из сканди­навской семьи и прожила с 13 мая 1830 года до 26 октября 1910. Как и ее супруг, она придерживалась строгой иудейской ортодоксальной веры и воспитывала своих детей в этом духе.

После свадьбы, состоявшейся 13 сентября 1886 года, Зигмунд Фрейд первое время жил в Вене на Мария-Терезия-Штрассе, 8. Здесь 16 октября 1887 года у него родилась первая дочь, Матильда, 6 декабря 1889 года родился сын Жан Мартин, а 19 февраля 1891 года — сын Оливер. Для семьи Фрейда прежняя квартира стала слишком тесной, и в августе 1891 года Фрейд переехал на Берггассе, 19. Через год он снял еще три комнаты, чтобы заниматься частной практикой. 6 апреля 1892 года У него родился младший сын Эрнст, а 12 апреля 1893 года — дочь София.

В это время Зигмунд Фрейд разрабатывает свои первые теории возникновения и динамики неврозов.

3 декабря 1895 года Фрейд, находившийся в близких отношениях с Вильгель­мом Флиссом, сразу после рождения младшей дочери пишет ему письмо, в кото­ром сообщает об этом событии: «Если бы родился сын, я бы сообщил вам об этом по телеграфу, потому что он стал бы носить ваше имя. Но раз родилась дочурка, ко­торую я назвал Анна, вы узнаете об этом чуть позже. Она появилась на свет сегодня примерно в три с четвертью и выглядит настоящей барышней» (Freud 1962, 120).

Младшая дочь Анна была последним ребенком в семье Фрейда. По мнению Ро-зена (Roazen 1969), этот ребенок вначале не был желанным. Марта, которая очень легко беременела, полагала, что отсутствие у нее месячных в 35 лет объясняется кли­мактерическими изменениями.

О причине выбора имени «Анна», которым была названа младшая дочь Фрей­да, можно только догадываться. С одной стороны, Анной звали сестру Фрейда. С дру­гой — Фрейд имел склонность давать своим детям, во всяком случае сыновьям, име­на людей, которые для него были значимы. Так, например, если бы шестым ребенком родился сын, то он бы носил имя Флисса. Если следовать этой логике, то вполне мож­но предположить, что имя «Анна» имеет отношение к вошедшему в историю слу­чаю Анны О. (см. статью М. Гротьяна в т. I).

Уже вскоре отец сообщает о своей младшей дочери широкому кругу читате­лей. В своей написанной в 1895—1899 годах книге «Толкование сновидений» в гла­ве «Сон — исполнение желания» он рассказывает: «Мою младшую девочку, которой тогда было девятнадцать месяцев, утром рвало, и поэтому весь день ее держали на сухом пайке. Ночью, после дня голодания, можно было услышать, как она возбужденно восклицает во сне: 'Анна Фрейд, земляника, яичница, каша'» СП/Ш, 135).

По всей видимости, Анну с самого раннего возраста брали с собой в регулярные поездки во время отпуска, поскольку 20 августа 1898 года отец сообщает Флиссу: «Римская статуэтка, которую я купил в Инсбруке, Аннерль назвала — нельзя ска­зать, что не к месту — 'старым ребенком'» (Freud 1962, 223).

Замечания Зигмунда Фрейда об Анне указывают, однако, еще на одно семейное обстоятельство. Уже в то время, по всей видимости, между ними установились очень тесные отношения, которые можно рассматривать как основу их последующей бли­зости. Из писем Флиссу, которые тогда составляли, пожалуй, основную часть кор­респонденции Фрейда и одновременно служили обмену мыслями с его ближай­шим на тот момент другом, складывается впечатление, что из всех детей Анна упоминалась чаще других. Если же речь шла обо всех детях, то об Анне сообщалось либо отдельно, либо в первую очередь.

В 1901 году Анна пошла в школу. Вначале она посещала общественную на­родную школу в 9-м округе Вены на Грюне Торгассе. Затем с 1905 по 1911 года она училась в Коттедж Лицеум в Вене по адресу Гимназиумштрассе, 19, где и полу­чила аттестат зрелости. В 1965 году Анна Фрейд рассказывает о событиях того вре­мени: «Мое первое наблюдение подобного возврата от вторичного процесса к пер­вичному приходится на мои школьные годы, когда я училась в классе вместе с другими шестнадцатилетними девушками. Мы изнемогали от расписания уроков, в кото­ром сложные предметы сменяли друг друга без достаточного перерыва между ними. Последствия для дисциплины были крайне неблагоприятными. Девушки, которые ранним утром были способны спокойно и внимательно следить за учите­лем, становились все более беспокойными, пока, наконец, на пятом или шестом уроке не начинали реагировать даже на самые безобидные высказывания препо­давателей хихиканьем. Наши учителя-мужчины с негодованием называли нас за та­кое поведение 'глупыми гусынями'. Мне казалось их негодование не совсем умест­ным. Я понимала, что мы были слишком утомлены, но в то время взаимосвязь между усталостью и регрессией Я оставалась пока еще недоступной для моего по­нимания» (A. Freud 1965а, нем. изд., 100).

В качестве поощрения за сданный в 1911 году экзамен на аттестат зрелости отец Анны согласился на ее поездку в конце 1912 года в Мерано. По всей видимости, Анна провела зиму 1912—1913 года у сестры своего деверя, Мари Ришави, где она смогла отдохнуть и набраться сил.

В сентябре 1912 года Зигмунд Фрейд отправился в Рим и оттуда послал дочери несколько открыток, в которых называл ее своей будущей спутницей. Хотя прошло еще одиннадцать лет, прежде чем отец и дочь совершили совместную поездку в Рим, в \лярте 1913 года, под конец пребывания Анны в Мерано, которое длилось пример­но пять месяцев, они отправились на несколько дней в Венецию. Об этой поездке Зигмунд Фрейд писал Оскару Пфистеру: «Я не дождусь пасхальных дней, которые хочу провести с моей маленькой, теперь единственной дочерью в Венеции» (Freud/ Pfisterl963,62).

18 июля 1914 года Анна с разрешения отца отправилась в Англию (Freud/Pfister 1963, 344). Там ее застала Первая мировая война, и все уже опасались, что ей при­дется там задержаться. С многочисленными приключениями окружным путем че­рез Гибралтар и Геную Анна под защитой австрийского посланника в конце августа вернулась в Вену.

Именно в годы войны Анна стала играть особую роль для своего отца. Собствен­но, она была единственным человеком, который в это время жил в непосредствен­ном окружении Фрейда. Две другие дочери были замужем — София с Максом Халь-берштадтом жила в Гамбурге, а Матильда еще в 1909 году вышла замуж за Роберта Холличера. Оба сына, Мартин и Эрнст, вскоре отправились на войну.

Год начала войны и два предыдущих оказались решающими для профессиональ­ного становления Анны Фрейд. Еще находясь в Мерано после получения аттестата зрелости, она активно стремилась осуществить свое намерение стать учительницей. Она получила частное педагогическое образование и в 1914 году сдала один из поло­женных экзаменов.

После этого она два года работала учительницей, а в 1917 году, сдав второй экзамен, стала преподавать в народной школе «Коттедж Лицеум». Там она препо­давала до 1920 года. Тот факт, что это была частная школа — к тому же школа, которую она посещала сама, — объясняется тогдашними антисемитскими настро­ениями, из-за которых она, будучи еврейкой, не могла преподавать в обществен­ной школе (личное сообщение Ганса Лобнера, руководителя Общества 3. Фрей­да на Берггассе, 5).

Вместе с тем период обучения оказал решающее влияние на последующий вы­бор ею профессионального направления — детского психоанализа. Этот период жизни явился также этапом подготовки к будущей профессии психоаналитика, дав ей клинический опыт и научив контактировать с людьми.

Ее бывшие ученицы рассказывают, что были в восторге от своего преподавателя. Иногда Анна приносила экспонаты из музея антиквариата своего отца и показывала их детям.

Не только у учеников, но и у жителей дома на Берггассе, 19 Анна Фрейд пользо­валась большой любовью, в том числе у всех членов семьи Фрейда.

Очень скоро, несмотря на все увещевания отца, Анна Фрейд начала напряженно работать. Дело в том, что наряду с вышеупомянутым частным обучением профессии учителя в годы Первой мировой войны Анна начала также изучать психоанализ.

'одэтим, однако, не следует понимать, что она посещала учебный психоаналитиче­ский институт в соответствии с определенным учебным планом и в течение опреде­ленного времени, как это происходит сегодня. Психоаналитическое обучение озна­чало тогда выполнение по личной инициативе требований, предъявляемых к такому обучению, которые лишь в 1923 и 1924 годах были четко определены Берлинским и Венским психоаналитическими институтами: «С немногими оставшимися в жи­вых аналитиками моего поколения меня объединяет то, что мы обучались психо­анализу в то время, когда официальных учебных институтов еще не существо­вало. Мы обучались благодаря нашим личным аналитикам, постоянному чтению литературы, нашей собственной никем не контролировавшейся работе с первыми пациентами, а также живому обмену идеями и обсуждению проблем со старшими коллегами и ровесниками» (Writings, Vol. V, 511).

Одно из требований — необходимость практического контакта с людьми — Анна Фрейд выполнила, работая учителем. Второе требование — знание психиатрической симптоматологии — она выполнила благодаря посещению психиатрической клини­ки Вагнера фон Яурегга. Здесь она прежде всего посещала больничное отделение, где работали Пауль Шильдер и Хайнц Гартманн, которые в дальнейшем стали члена­ми Венского психоаналитического объединения. Эти визиты произвели на Анну Фрейд неизгладимое впечатление: «Все мы зачарованно слушали откровения паци­ентов, их сны, их бредовые представления, их фантастические системы...» (там же, 512). Поскольку Анна Фрейд в связи с этим также указывает, что имела возмож­ность наблюдать за тем, как Вагнер фон Яурегг лечил при помощи пиротерапии боль­ных прогрессивным параличом, можно утверждать, что ее визиты в клинику нача­лись в 1917 году. В общей сложности она посещала клинику в течение двух лет; сама она указывает период между 1915 и 1918 годами. Разрешение на это ей дал лично Вагнер фон Яурегг. Оно выглядит вполне понятным, поскольку Зигмунд Фрейд после присвоения ему в 1902 году звания экстраординарного профессора читал здесь лек­ции и поэтому находился в определенных отношениях с Вагнером фон Яуреггом, хотя тот и был ярым противником психоанализа.

Однако основную часть психоаналитического обучения тогда, как и сегодня, составляла глубинная психология. Здесь Анне Фрейд, разумеется, помогал отец. Так, с его разрешения она получила возможность посещать в 1914 и в 1915 годах лекции по психоанализу. В учебном плане лекции Зигмунда Фрейда указываются лишь в зимнем семестре 1914—1915 года, тогда как в летнем они отсутствуют. Под пунктом XVI «Психиатрия» указано: Фрейд Зигмунд, экстраординарный проф., доктор: «Введение в психоанализ». Судя по расписанию занятий лекции читались в конференц-зале психиатрической клиники. В качестве даты указывается суббота с 19 до 21 часа.

Кроме того, во время своего обучения глубинной психологии Анна Фрейд могла рассчитывать на поддержку отца. Так, в одном из писем он разъяснял ей значение переноса: «'Перенос' — это технический термин, который означает перенос пациен­том скрытых нежных или враждебных чувств на врача» (1968, 326).

Благодаря отцу Анна Фрейд получила также возможность пройти учебный ана­лиз, который, впрочем, в то время еще не являлся обязательным элементом подго­товки психоаналитиков. Поскольку принципы такого обучения были сформулиро­ваны гораздо позже, до начала 20-х годов учебный анализ не был предписан. Многие аналитики на заре психоанализа вообще не были проанализированы, другие про­шли учебный анализ без строгих правил, как, например, Эйтингон, анализ которого Фрейд проводил во время прогулок. Только на Будапештском конгрессе 1918 года Герман Нунберг внес предложение, чтобы каждый аналитик обязательно проходил личный анализ. Но только в 1926 году, на конгрессе в Бад Хомбурге под председа­тельством Карла Абрахама это предложение было принято, так что о настоящем учебном анализе можно говорить лишь начиная с этого времени (см. также статью Г. Метце в т. II).

С учетом сказанного и следует рассматривать анализ Анны Фрейд ее отцом и связанные с этим проблемы. Если сегодня анализ дочери отцом выглядит нару­шением самых элементарных аналитических требований, то в то время считалось, что из-за принципиального различия между анализом пациента и учебным анали­зом подобные действия аналитика нельзя рассматривать как нарушение. Отказ от строгого соблюдения основных правил тогда не считался недостатком, поскольку к анализу кандидата, считавшегося здоровым, относились иначе, чем к анализу нев­ротического больного. Поэтому было вполне естественно, что Зигмунд Фрейд анали­зировал свою дочь и стал ее личным аналитиком.

Уже в одной из своих самых ранних работ, «Введение в технику детского анализа» (1927), Анна Фрейд описывает проблемы, возникающие при переносе. Говоря об от­ношениях между аналитиком и анализандом, она отмечает, что дети не способны к четкому переносу, поскольку аналитик из-за процессов, характерных для детского анализа, уже не является тем чистым листом, на который пациент может переносить свои фантазии: «Такая четко очерченная... личность является, к сожалению, плохим объектом для переноса, то есть такой объект малопригоден, если встает вопрос об ин­терпретации переноса». В1938 году в своей работе «Проблемы учебного анализа» Анна Фрейд также описывает сложности, связанные с переносом и его интерпретациями, но возникающие уже в ходе учебного анализа По ее мнению, они возникают даже тогда, когда учебный анализ проводится в соответствии со строгими правилами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Энциклопедия глубинной психологии iconТематика рефератов по истории психологии к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтиче­ской роли искусства в глубинной и гуманистической психологии
Энциклопедия глубинной психологии iconПрограмма обучения на спецфакультете глубинной психологии и психоанализа
Зачисление на спецфакультет осуществляется по итогам предварительного собеседования
Энциклопедия глубинной психологии iconИздательство
Автомобильная энциклопедия Кирилла и Мефодия: Современная мультимедиа-энциклопедия
Энциклопедия глубинной психологии iconНазвание электронного пособия
Современная универсальная Российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Энциклопедия глубинной психологии iconМы изучим непременно элементы галогены
Энциклопедия школьника. Неорганическая химия (под ред. М. А. Прокофьева), «Советская энциклопедия», М., 1975
Энциклопедия глубинной психологии iconЭлектронные образовательные ресурсы, используемые на уроках алгебры и геометрии
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (бэкм) – электронная мультимедийная энциклопедия
Энциклопедия глубинной психологии iconКонспект открытого урока математики
«Энциклопедия Кирилла и Мефодия» сd, Школьная энциклопедия «История древнего мира», бсэ, «Чудеса света»
Энциклопедия глубинной психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Энциклопедия глубинной психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Энциклопедия глубинной психологии iconЗадача Ялома показать внутренний мир своих героев через их психологическое...
Ирвин Ялом, является одним из виднейших представителей школы глубинной психологии! К счастью, талант психолога и психиатра сочетается...
Энциклопедия глубинной психологии iconСписок новых поступлений в единый фонд мкук «цмб» за II полугодие...
Х46 Химия : (энциклопедия). – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2010. 653с. (Энциклопедия для детей)
Энциклопедия глубинной психологии iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Энциклопедия глубинной психологии iconГеография -1часть Современная иллюстрированная энциклопедия Главный...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Энциклопедия глубинной психологии iconПлан исследования: Вопросы для исследования: несчастные случаи при...
Большой энциклопедический словарь, Большая Российская энциклопедия, Советский энциклопедический словарь, Советская энциклопедия
Энциклопедия глубинной психологии iconПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен...
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса
Энциклопедия глубинной психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Большая Российская энциклопедия : в 30-ти т. Т. 19 : Маниковский Меотида / предс науч ред совета Ю. С. Осипов; отв ред. С. Л. Кравец....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск