СТАТЬИ ДЛЯ ДОКЛАДОВ и написания рефератов Вопросы возрастной психологии:
Венгер А.Л. Ребенок и общество: исторический кризис детства //Вопросы психологии, 2008, № 4. С.3-12. Важнейшая проблема современности – несформированность ведущей деятельности подростков.
Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы диагностики и адаптации // Психологический журнал, 2010, том 31, № 1. – С.41-54. Современные зарубежные подходы к проблеме одаренности. Способы выявления одаренности.
Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития коллективе // Психологический журнал, 2011, том 32, № 5. – С.69-79. Рассматриваются варианты перехода от детской одаренности к взрослой. Показано, что не всякий одаренный ребенок остается таким же во взрослом возрасте и не всякий одаренный взрослый был способным ребенком. Предлагаются разные критерии оценки детской и взрослой одаренности.
Виноградов Е.С. Географическая широта и одаренность //Вопросы психологии, 2008, № 6. С.138-150. Широта, радиостимуляция, сложность нейронных сетей при рождении.
Смирнова Е.О., Салмина Н.Г. и др. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек //Вопросы психологии, 2008, № 1. С.16-27. Научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка рассматривается как средство активизации детской деятельности и усвоения культурного опыта. На основании культурно-исторического и деятельностного подходов выделяются основные требования к игрушкам как средству развития ребенка. Описаны основные этапы развития игры (предметная игра, сюжетная, игра по правилам) от младенческого до семилетнего возраста и требования к игровым материалам на каждом этапе.
Циринг Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей //Вопросы психологии, 2009, № 1. С.22-31. Исследование стилей воспитания, характерных для семей беспомощных детей.
Трушкина С.В. Модели материнства у женщин с нормальным и нарушенным родительским поведением //Вопросы психологии, 2010, № 5. С.95-104. выделены «модели материнства» у современных городских женщин. Показана связь «моделей» с особенностями психического развития ребенка.
Кругликова А.Ю. Личностный рост младших подростков в разновозрастном коллективе // Психологический журнал, 2010, том 31, № 4. – С.47-58. Разновозрастной коллектив, включающий родителей и родственников является лучшей социокультурной средой для личностного роста подростков.
Сухарев А.В., Неверова Т.В. Роль этнофункциональных факторов в повышении мотивации к обучению у подростков //Вопросы психологии, 2011, №5. С.81-90. Формирование образов родной природы и знание сказок своего народа положительно влияют на мотивацию обучения. Каким образом?
Семенова Т.С. Динамика психологической готовности к школе в период адаптации первоклассников //Вопросы психологии, 2013, № 4. С.27-34. Полезна, если есть знакомые первоклассники.
Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков //Вопросы психологии, 2013, № 2. С.24-30. Обзор исследований и ситуаций школьного насилия (буллинг). Результаты обследования московских школьников 5-7 классов.
Проблемы мышления и интеллекта:
Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности //Вопросы психологии, 2008, № 2. С.17-29. Обзор и анализ междисциплинарных исследований креативности и гениальности.
Чумакова М.А. Психологические аспекты решения задач на конструирование //Вопросы психологии, 2010, № 4. С.83-94. Широкое понимание конструирования (в т.ч. гуманитарное). Связь с психометрическим интеллектом и креативностью. Хороший пример организации исследования.
Лазарев В.С. Понятие умственного действия и его формирования в теориях П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова //Вопросы психологии, 2010, № 4. С.119-128. Рассматривается одна из наиболее продуктивных для обучения концепция поэтапного формирования умственных действий.
Гуськова А.В. Роль «модели психического» при решении мыслительных задач //Вопросы психологии, 2008, № 1. С.26-35. Результаты эмпирического исследования показали, что при решении мыслительных задач взрослыми испытуемыми используются различные подсистемы знаний о психической реальности другого человека («модель психического»): культурные стереотипы, личный опыт, предметные знания по психологии, «сложные модели», Факторами, влияющими на выбор модели, явились степень неопределенности задачи и наличие научных знаний по психологии.
Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» //Вопросы психологии, 2009, № 4. С.131-141. Конкретизация содержания концептов, взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом.
Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности //Вопросы психологии, 2010, № 5. С.3-13. Не очень валидная проверка перспективной гипотезы относительно креативности. Но занятно.
Щебланова Е.И. Взаимосвязь когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников //Вопросы психологии, 2013, № 1. С.13-23. Показаны общие и специфические для каждого возраста (1,3,5,7 и 9-й классы) типы взаимосвязей между показателями.
Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Понимание информационных текстов: что меняется за пять лет обучения //Вопросы психологии, 2013, № 2. С.3-17. Типология способов понимания текстов, методика их изучения, анализ причин недопонимания. По сути – это статья о психологии понимания-мышления.
Психология искусства:
Панаиотиди Э.Г. Эмоции и музыка: новые подходы к старой проблеме //Вопросы психологии, 2008, № 3. С.110-118.
Марцинковская Т.Д. Психология восприятия абстрактного искусства //Вопросы психологии, 2008, № 6. С.83-91.
Яновский М.И. Проблема изучения кинематографа в психологии // Психологический журнал, 2010, том 31, № 5. – С.78-88.
Насиновская Е.Е., Шалина О.С. Автопортрет как средство овладения миром личностных переживаний //Вопросы психологии, 2008, № 1. С.77-88. Автопортрет понимается как особое культурное средство осуществления деятельности переживания. Функции а/п в личностном становлении: катартическая, коммуникативная, автобиографическая, стабилизация образа Я, поиск и построение нового образа Я, символическое преодоление кризисной ситуации. Анализ серии а/п Фриды Кало и Эгон Шиле.
Ковязина М.С., Коган М.А. Восприятие юмора больными с локальными поражениями мозга //Вопросы психологии, 2008, № 2. С.74-83. Нейропсихологические аспекты восприятия юмора. Апробация методики, специфика восприятия юмора при право и левополушарной асимметрии.
Тхостов А.Ш. Преступление и наказание женщины (психоаналитическое эссе) // Психологический журнал, 2010, том 31, № 6. – С.70-82. На примере романа «Анна Каренина» показано, как проявляются в поведении (и восприятии читателей) три подструктуры личности, выделенные Фрейдом: «Я», «Оно», «Сверх Я». Рассматривается психологический механизм романтизации читателями главной героини. Очень интересная статья.
Айламазьян А.М. О механизмах музыкального переживания: опыт музыкального движения //Вопросы психологии, 2013, № 5. С.35-44. Как в движении происходит трансформация личных переживаний в музыкальные.
Социально-психологическая проблематика:
Гришунина Е.В., Ртищева М.С. Имидж современной российской женщины //Вопросы психологии, 2009, № 5. С.103-113. Психосемантическая методология исследования
Рютя Х., Комулайне К., Скороходова Н.Ю., Колесников В.Н. Образы умных людей у российских и финских школьников //Вопросы психологии, 2013, № 5. С.25-34. Русские и финские дети рисуют умных людей. Что включают дети в эти рисунки? как относятся к умным людям? Результаты можно экстраполировать , как будет относиться к вам поколение будущих студентов.
Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста. //Вопросы психологии, 2008, № 3. С.92-98. психологические особенности, связанные и не связанные с карьерным ростом.
Вайнер А.В. Групповая готовность к риску как социально-психологический фактор эффективности управленческих команд //Вопросы психологии, 2008, № 4. С.45-54. Современные и классические подходы к исследованию риска. Влияние риска на эффективность решения групповых задач.
Нестик Т.А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ // Психологический журнал, 2009, том 30, № 1.
Еникополов С.Н., Мкртычан А.А. Психологические последствия терроризма //Вопросы психологии, 2008, № 3. С.71-80.
Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен //Вопросы психологии, 2009, № 1. С.67-80. Нарциссизм как нарушение структуры идентичности. Влияние на него потребительских ценностей.
Ставропольский Ю.В. Кросскультурные различия в структуре личностной идентичности (американо-российские исследования) //Вопросы психологии, 2009, № 2. С.98-106.
Никольская А.В. Особенности взаимодействия человека с домашней собакой //Вопросы психологии, 2009, № 2. С.107-115.
Горбатов Д.С. Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий //Вопросы психологии, 2009, № 4. С.71-80.
Горбатов Д.С. Сплетничание как социально-психологический феномен // Психологический журнал, 2009, том 30, № 1.
Горбатов Д.С. Микрогрупповой анализ факторов распространения слухов. // Психологический журнал, 2010, том 31, № 5. – С.30-38.
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журнал, 2010, том 31, № 2. – С.5-19.
Морозов В.П., Морозов П.В. Искренность – неискренность говорящего и «психологический детектор лжи» // Психологический журнал, 2010, том 31, № 5. – С.54-67.
Щебетенко С.А. Восприятие иммигрантов россиянами: эффекты когнитивной нагрузки, стереотипности и черт личности // Психологический журнал, 2010, том 31, № 2. – С.28-38.
Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии // Психологический журнал, 2010, том 31, № 3. – С.5-16.
Демин А.Н., Петрова И.А. Психологические эффекты угрозы потери работы // Психологический журнал, 2010, том 31, № 6. – С.38-49. Ненадежная работа как трудная жизненная ситуация. Методика ее измерения.
Журавлев А.Л., Юревич А.В. Социально-психологические последствия неравенства доходов //Вопросы психологии, 2013, № 4. С.45-57. Интересный обзор разного рода последствий (мотивация, восприятие перспектив, здоровье, рождаемость, коррупция и пр.) в нашей стране и др. странах.
Эмоциональная и волевая регуляция, психические состояния:
Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа //Вопросы психологии, 2008, № 2. С.3-16. Эмоциональное выгорание – следствие неэкзистенциальной установки по отношению к жизни. Автор – логотерапевт.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов //Вопросы психологии, 2009, № 3. С.16-26.
Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека //Вопросы психологии, 2009, № 4. С.80-90. Образ спиртного меняет состояние человека на сходное с опьянением.
Ротенберг В.С., Китаев-Смык Л.А. Сон и стресс //Вопросы психологии, 2009, № 5. С.64-73. Адаптивные и дезадаптивные изменения структуры ночного сна при стрессе.
Соснин В.А. Последствия террористических актов: проблема оценки и психологического реагирования // Психологический журнал, 2010, том 31, № 1. – С.100-112.
Куфтяк Е.В. Совладающее поведение супружеской пары: динамика и структура // Психологический журнал, 2010, том 31, № 3. – С.17-24.
Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал, 2010, том 31, № 6. – С.57-69. Обзор исследований. Различные формы и аспекты регуляции эмоций
Соснин В.А. Психология суицидального терроризма в ХХ1 веке: исторические параллели и современные геополитические тенденции // Психологический журнал, 2011, том 32, № 4. – С.30-44. Анализ мотивации терроризма – духовно-нравственная и религиозная основа. Суицид как способ террора в западной и восточной культурах.
Зеленев И.А. Восприятие социального окружения и оптимизм/пессимизм в России и других европейских странах //Вопросы психологии, 2013, № 2. С.52-65. Сравнительное исследование социально-психологической ситуации в России. Большими пессимистами в Европе являются только украинцы. А все из-за того, что большую часть людей рядом с нами мы воспринимаем как «Чужих».
Личность, самооценка:
Молчанова Ю.Ю. Ценностные установки личности гемблера //Вопросы психологии, 2010, № 4. С.75-83.
Ахмедов А.Б. Особенности Я-концепции подростков, живущих в экстремальных условиях //Вопросы психологии, 2010, № 5. С.33-40.
Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления //Вопросы психологии, 2009, № 1. С.3-12. Регуляторный опыт на этапах старших классов и периоде профессионального обучения.
Еникополов С.Н., Мешкова Н.В. Предубежденность в контексте свойств личности // Психологический журнал, 2010, том 31, № 4. – С.35-46. Исследование проведено на представителях неформальных организаций националистического типа.
Александров А.А., Котова М.Б., Розанов В.Б., Климович В.Ю. Профилактика курения у подростков //Вопросы психологии, 2008, № 2. С.55-61. Роль психологической зависимости от табака у подростков. Программа по борьбе с курением.
Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников //Вопросы психологии, 2009, № 5. С.54-63. Типичные признаки поведения в ситуации выбора.
Нехорошева И.В. Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью //Вопросы психологии, 2013, № 3. С.22-32. Попытка анализ причин того, что люди с высокой нравственной направленностью чувствуют себя менее счастливые, чем безнравственные.
Карпинский К.В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности //Вопросы психологии, 2013, № 1. С.78-93. Результаты кросскультурного исследования (белорусы и поляки) конфликтов ценностей.
Кабалевская А.И., Донцов А.И. Особенности гендерного поведения водителей //Вопросы психологии, 2013, № 4. С.69-87. Реальные и стереотипные различия между водителями женщинами и мужчинами.
Грошев И.В. Особенности речевого поведения мужчин и женщин //Вопросы психологии, 2013, № 2. С.80-93. Рассматриваются особенности общения (вербальные и невербальные) через призму пола/гендера.
Студенты, преподаватели, ученые: психологические особенности
Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов //Вопросы психологии, 2013, № 1. С.24-35. Обзор западный исследований феномена прокрастинации (откладывание на завтра того, что надо сделать сегодня) – в отечественной традиции часто называемое ленью.
Гордеева Т.О., Сычев Е.Н., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие //Вопросы психологии, 2013, № 1. С.35-45. Все сказано в названии
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность преподавателей и студентов. //Вопросы психологии, 2013, № 4. С.117-127. Результаты экспериментального исследования.
Прихидько А.И. Социально-психологические аспекты адаптации российских ученых к социальным изменениям //Вопросы психологии, 2008, № 1. С.101-110. Показаны особенности мотивации ученых, психологическое благополучие, толерантность к неопределенности, профессиональная идентичность, копинг-стратегии.
Алишев Б.С., Аникеенок О.А., Галанина О.Н. Добро и зло в представлениях российских студентов //Вопросы психологии, 2013, № 2. С.41-51. Представления студентов о добре и зле отличаются неоднозначностью и отсутствием четких границ. Как правило, носят прагматический характер («цель оправдывает средства»), чаще оцениваются мотивы, чем последствия действий.
Разумникова О.М. Влияние индуцированных эмоций на креативность //Вопросы психологии, 2013, № 2. С.93-103. Показано, что позитивное и негативное настроение по-разному действует на творческие способности студентов-математиков и психологов.
Носенко Э.Л., Труляев Р.А. Позитивный личностный ресурс педагога и субъективное благополучие учеников //Вопросы психологии, 2013, № 5. С.14-25. Рассматривается, на какие личностные и учебные особенности учеников влияет характер и поведение педагога.
Чмыхова Е.В., Давыдов Д.Г. Уровень образования как фактор привлекательности партнера противоположного пола //Вопросы психологии, 2013, № 5. С.44-53. Догадайтесь, какие результаты получили исследователи.
|