Скачать 336.22 Kb.
|
Тема 1. Политическая психология как наука. Лекция (4 часа) План лекции: 1. Методологические основы политической психологии. 2. Предмет и задачи политической психологии. 3. Основные объекты изучения политической психологии. 4. Основные проблемы и методы политической психологии. 5. Основные принципы политической психологии. Семинарское занятие (2 часа) Вопросы: 1. Политика как сфера деятельности: психологическое содержание. 2. Поведенческий подход как методология политической психологии. 3. Предмет, объекты и принципы политической психологии. 4. Методы политической психологии. 5. Место политической психологии в системе наук о политике. Самостоятельная работа (6 час.) Характеристика политико-психологических феноменов. Проблема объекта психологических исследований политических процессов. Основные вехи истории бихевиоризма, его достоинства и недостатки. Психологическое содержание политики как сферы деятельности. Психологические аспекты, факторы и составляющие политики как предмета политической психологии. Междисциплинарность политической психологии. Тематика докладов, рефератов: 1. Психологические основы формирования российского менталитета. 2. «Теория деятельности» А.Н. Леонтьева. 3. Бихевиоризм и необихевиоризм. Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература: 1.Гозман А.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.. 4.Ольшанский Д.В. Политическая психология: Учебник. СПб., 2002. Гл. 1. 5.Политическая психология. М., 2001. 6.Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. 7.Рощин С.С. Политическая психология. // Психологический журнал. 1981.№ I. С. 113-121. 8.Шестопал Е.Б. Психология политики. М., 1989. 9. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Л., 1992. Тема 2. Основные понятия и категории политической психологии. Лекция (4 часа) План лекции: 1. Базовые категории психологии и их приложение к анализу политики. 2. Основные понятия и категории как логический и методологический аппарат политической психологии: а) политическое сознание; б) политическое самосознание; в) коллективное бессознательное в политике; г) политическая культура; д) политическое восприятие, политическое мышление, политические эмоции; е) политические установки и стереотипы; ж) политическое поведение. Семинарское занятие (2 часа) Вопросы: 1. Основные понятия и категории как логический и методологический аппарат политической психологии. 2.Политическое сознание – центральная категория политической психологии. 3. Политическое самосознание: его субъекты и компоненты. 4. Коллективное бессознательное в политике: понятие, структура, влияние на индивидуальное сознание. 5. Политическая культура: понятие, содержание, основные типы. 6. Политическая психика. 7. Роль установок и стереотипов в политике. Самостоятельная работа (8 час.) Генезис политического сознания. Массовое групповое и индивидуальное политическое сознание. Анализ основных компонентов политического самосознания. Коллективное бессознательное в политике: история понятия. Характеристика основных типов политической культуры. Три блока психики в политике: политическое восприятие, политическое мышление и политические эмоции. Проблема мотивации в политике. Адекватное и неадекватное политическое поведение. Тематика докладов, рефератов: 1. Политическое сознание и мифы. 2. Бессознательное в политике. Контрольные вопросы:
Рекомендуемая литература: 1. Баталов Э.А. Политическая культура современного общества. М., 1990. 2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. 3. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. 4. Лебон Г. Психология социализма. – Литературное обозрение. 1991. № 6. 5.Ольшанский Д.В. Социальная психология «винтиков» // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 91- 103. 6. Ольшанский Д.В. Политическая психология: Учебник. СПб., 2002. Гл. 2. 7. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983. С. 354. 8. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 9. Юнг К. Психологические типы. М., 1924. Тема 3. Основные вехи истории политической психологии Лекция (4час.) План лекции: 1. Предыстория политико-психологических идей. 2. Политико-психологические идеи эпохи Возрождения и Просвещения. 3. Политическая психология XIX века. 4. Политическая психология в первой половине ХХ века. 5. Современная политическая психология Запада. 6. Политическая психология в России. Семинарское занятие (4 часа) Вопросы: 1. История развития политической психологии (от античности до ХIХ века): а) в Древней Греции и в Древнем Риме; б) в эпоху Возрождения и Просвещения; 2. История развития зарубежной политической психологии: а) в XIX веке. б) в первой половине ХХ века. 3. Современная западная психология. 4. Развитие политико-психологических идей в России. Самостоятельная работа (10 час.) Политико-психологические идеи Аристотеля. Психоанализ З. Фрейда и политическая психология начала ХХ века. Труды Г. Лассуэлла как первые серьезные попытки формирования самостоятельного политико-психологического направления науки. Основные вехи и направления развития западной политической психологии. Тематика докладов, рефератов: 1. «Государь» Н. Макиавелли и его роль в развитии политической психологии Нового времени. 2. Становление Чикагской школы – предтеча современной политической психологии. Контрольные вопросы:
Рекомендуемая литература: 1.Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской истории. М., 1983. 2. Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1908. 3. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 4.Ольшанский Д.В. Политическая психология. // Психологический журнал. 1992. № 2. С. 173-174. 5.Политическая психология: Учебник. СПб., 2002. Гл. 3. 6.Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. М., 2001. Тема 3: История политической психологии. 7.Политическая психология / Под ред. Юрьева А.Д. Л., 1992. 8.Фрейд 3., Буллит У. Т.В. Вильсон: 28-й президент США: Психологическое исследование. М., 1992. 9.Шестопал Е.Б. Психоаналитическое движение в исторической науке // История СССР. 1991. № 5. Тема 4. Политическая психология личности Лекция (4час.) План лекции: 1. Понятие и проблема личности в социальной и политической психологии. 2. Психологическая структура личности и политика. 3. Политическая социализация индивида. 4. Проблема политического участия. Семинарское занятие (6 часа) Вопросы: 1. Человек и политика. 2. Политическая социализация: а) понятие и сущность; б) механизмы и стадии; в) основные системы. 3. Политическое участие: понятие, сущность, основные варианты. Самостоятельная работа (12 час.) Человек и политика. Политическая социализация: становление личности. Индивид, индивидуальность, личность. Механизмы политической социализации на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. Основные возрастные стадии политической социализации и их особенности. Генезис политического сознания и политического мышления по Дж. Адельсону. Основные системы политической социализации: система целенаправленной социализации; стихийной социализации; самовоспитание и самообразование. Политическая активность. Политическая пассивность. Политическое отчуждение. Политическое участие. Особенности политического участия в авторитарном, тоталитарном и демократическом обществах. Основные мотивы политического участия или неучастия граждан. Тематика докладов, рефератов: 1. Политическое отчуждение. 2. Мотивы политического участия или неучастия граждан. Контрольные вопросы:
Рекомендуемая литература: 1.Ашин Г.К. Современные теории элиты. М., 1985. 2.Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. 3.Гозман Л.П., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-н/Д, 1996. 4.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. 5.Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988. Тема 5. Политическая психология лидерства Лекция (6 час.) План лекции: 1. Ранние теории лидерства. 2. Современные концепции: общие типологии и типы лидерства. 3. Политико-психологические типологии. 4. Современные подходы к феномену лидерства. 5. Психология политической элиты. Семинарское занятие (6 часа) Вопросы: 1. Феномен лидерства как проблема политической психологии. 2. Идеи лидерства в истории: а) ранние теории политического лидерства; б) современные подходы к проблеме лидерства. 3.Политический лидер: социальные функции, роли, политико-психологические требования. 4. Личностно-психологические черты лидера. 5. Психология политической элиты. Самостоятельная работа (12 час.) Общие типологии и типы лидерства. Политико-психологические типологии лидерства: психопатологическая типология Г. Лассуэлла; типология политических типов Д. Рисмана; теория «макиавеллистской личности»; типология президентов Дж.Д. Барбера; типология Д.М. Бернса; «трансформационное» и «трансдейственное» лидерство. Отечественные типологии политического лидерства. Политико-психологическое понятие элиты. Правящая элита и правящий (личностный) режим: феномены, определения, критерии. Тематика докладов, рефератов: 1. Современные зарубежные концепции политического лидерства. 2. Лидерство и вождизм. 3. Политико-психологические портреты лидеров (по выбору студентов). Контрольные вопросы:
Рекомендуемая литература: 1. Ашин Г.К. Современные теории элиты. М., 1985. 2. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. М.: ЭКСМО, 2008. 3. Егорова-Гантман Е.В. и др. Политиками не рождаются. Как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993. 4. Емельянов Ю.Н. О сущности лидерства. Лидер и группа [электронный ресурс] // Psyfactor:[сайт].–2001-2011.–URL:http://psfactor.org/lider3.htm (24.03.2011) 5. Задорожнюк И.Е. Политический лидер // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. - № 2. 6. Карабущенко П.Л. Психологические теории элит. М.: Памятники исторической мысли, 2006. 7. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие. М.: Статут, 2007. 8. Менегетти А. Психология лидера. М.: Изд-во ННБФ «Онтопсихология», 2002. 9. Ольшанский Д.В. Политическая психология: Учебник. – СПб., 2002. – Гл.5. 10. Ушлятский Б.Ю. Лидер и группа [Электронный ресурс] // Центр решений: [сайт]. – 2004. – URL://index.php?page=pub133 (24.03.2011). 11. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник. – М., 2002. – Гл. 14. |
Контрольные вопросы для самопроверки: Что такое пантеизм? Как и почему... Охватывает собой себя и все остальное | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Мы сегодня с вами будем говорить о подарках осени. Что вы себе представляете себе, когда слышите о подарках осени? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Читанное? Что такое читательский талант—природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное—недостаток... | Конспект урока математика Я сегодня видела замечательный сон. Мне снилась Жар-птица. Как вы её себе представляете? | ||
Экзаменационные билеты по литературному чтению 4 класс. Билет №1... | А политико-правовые идеи Европы и Азии Сравнительна характеристика основных школ политико-правовой мысли Древнего Китая | ||
Контрольные вопросы 1 Каковы основные значения термина «политика» Позиция 2: Экономика – социум – политика: социальная структура общества и политический процесс | Методические указания для студентов рекомендации по подготовке к... Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого... | ||
Тема: Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения | Научно-практическая конференция Ля, Си. Если вдуматься, то непонятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, и какой за ними кроется смысл? Эти вопросы я... | ||
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» При расслоении памяти соседние по адресам ячейки размещаются в различных модулях памяти, так что появляется возможность производить... | Основные приемы сжатия текста Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Обучение учащихся... | ||
Что такое компьютерный вирус? «полной изоляции». Это означает, что сегодня нельзя представить себе вирус, который бы так или иначе не использовал код других программ,... | Понятно, вертикальный прыжок – так расскажите мне как его улучшить?! Я улучшила свой вертикальный прыжок на 19 дюймов (47 сантиметров), а теперь собираюсь рассказать, как этого достичь Вам самим | ||
Что такое история и зачем мы её изучаем России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность... | Вопросы к экзамену канд минимума 2004 г Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»).... |