А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность





НазваниеА. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность
страница1/16
Дата публикации05.09.2013
Размер2.17 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

А. Н. Леонтьев.

Деятельность. Сознание. Личность.

Оглавление




Глава I. Марксизм и психологическая наука.

1. Об общих основаниях марксистской психологии.


Учение К. Маркса создало переворот в общественных науках: в философии, в политической экономии, в теории социализма. Психология, как известно, оставалась многие годы изолированной от влияния марксизма. Марксизм не допускался в официальные научные психологические центры, и имя К. Маркса на протяжении более полустолетия после опубликования его основных произведений почти не упоминалось в трудах психологов.

Только в начале двадцатых годов учеными нашей страны было впервые выдвинуто требование сознательно строить психологию на основе марксизма1.

Таким образом, именно советские ученые открыли Маркса для мировой психологической науки.

Первоначально задача создания марксистской психологии понималась как задача критики идеалистических философских взглядов, господствовавших в психологии, и внесения в нее некоторых положений марксистской диалектики.

Характерным в этом отношении было название вышедшего в 1926 г. нового учебника психологии, написанного К. Н. Корниловым. Он назывался так: "Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма". В нем, как и в других работах этого периода, многие основополагающие для психологии идеи и понятия марксизма-ленинизма, в том числе понятие отражения, оставались еще не раскрытыми. Хотя Корнилов и другие авторы того времени подчеркивали положение об общественной природе человеческой психики, однако оно обычно интерпретировалось в духе наивных представлений о биосоциальной обусловленности поведения людей.

Только после работ Л. С. Выготского2 и, несколько позже, С. Л. Рубинштейна3 значение марксизма для психологии стало пониматься более полно. Получили развитие исторический подход к психике человека, конкретно-психологическое учение о сознании как высшей форме отражения реальности, учение о деятельности и ее строении. Происходил процесс постепенного переосмысления значения трудов классиков марксизма для психологической науки. Становилось все более очевидным, что марксизмом была создана широкая теория, раскрывающая природу и общие законы психики, сознания, что вклад марксизма в психологическую науку несопоставим по своему значению с самыми крупными теоретическими открытиями, сделанными в психологии как в домарксистский период ее развития, так и после Маркса.

Осознание этого явилось результатом большой теоретической работы многих психологов-марксистов, в том числе и зарубежных4. Но и сейчас еще нельзя сказать, что психология исчерпала сокровищницу идей марксизма-ленинизма. Вот почему мы вновь и вновь обращаемся к трудам К. Маркса, дающим решение наиболее глубоких и сложных теоретических проблем психологической науки.

В теории марксизма решающее важное значение для психологии имеет учение о человеческой деятельности, о ее развитии и ее формах.

Свои знаменитые тезисы о Фейербахе Маркс, как известно, начинает с указания "главного недостатка всего предшествующего материализма". Он состоит в том, что предмет, действительность берутся им лишь в форме объекта, в форме созерцания, а не как человеческая деятельность, не субъективно5.

Говоря о созерцательности старого материализма, Маркс имеет в виду то обстоятельство, что познание рассматривалось им только как результат воздействия предметов на познающего субъекта, на его органы чувств, а не как продукт развития его деятельности в предметом мире. Таким образом, старый материализм отделял познание от чувственной деятельности, от жизненных практических связей человека с окружающим его миром.

Вводя понятие деятельности в теорию познания, Маркс придавал ему строго материалистический смысл: для Маркса деятельность в ее исходной и основной форме — это чувственная практическая деятельность, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их объективным свойствам. В этом и состоит коренное отличие марксистского учения о деятельности от идеалистического, которое знает деятельность только в ее абстрактной, спекулятивной форме.

Глубокий переворот, совершенный Марксом в теории познания, состоит в том, что человеческая практика была понята как основа человеческого познания, как тот процесс, в ходе развития которого возникают познавательные задачи, порождаются и развиваются восприятие и мышление человека и который вместе с тем несет в себе критерий адекватности, истинности знаний: в практике, говорит Маркс, должен человек доказать истинность, действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Напоминая эти хорошо известные тезисы Маркса, нужно особенно подчеркнуть, что ни один из них не может быть взят изолированно, в отрыве от марксистского учения в целом. В частности, это относится и к положению о роли практики, — положению, которое некоторые современные извратители марксизма пытаются трактовать как якобы выражающее и обосновывающее прагматическую точку зрения.

В действительности философское открытие Маркса состоит вовсе не в отождествлении практики с познанием, а в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по самой природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает и развивается в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и, в свою очередь, оказывает обратное влияние на их развитие.

"Предпосылки, с которых мы начинаем, — читаем мы в "Немецкой идеологии", — не произвольны, они — не догмы; это — действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни... "6 Предпосылки эти вместе с тем составляют три необходимых основных момента, три звена, диалектические связи которых образуют единую саморазвивающуюся систему.

Уже в самой телесной организации индивидов заключена необходимость того, что они вступают в активное отношение к внешнему миру; чтобы существовать, они должны действовать, производить необходимые им средства к жизни. Воздействуя на внешний мир, они изменяют его; этим они также изменяют и самих себя. Поэтому то, что они представляют собой, определяется их деятельностью, обусловленной уже достигнутым уровнем развития ее средств и форм ее организации.

Только в ходе развития этих отношений развивается также и психическое отражение людьми реальности. "... Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления"7.

Иными словами, мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных отношений. В своем саморазвитии система эта образует различные инфраструктуры, отношения и процессы, которые могут становиться предметом изучения отдельных наук. Однако марксистское требование состоит в том, чтобы они рассматривались внутри этой общей системы, а не изолированно от нее. Требование это, разумеется, относится также и к психологическому изучению людей, к психологической науке.

Старая метафизическая психология знала только абстрактные индивиды, подвергающиеся воздействию противостоящей им внешней среды и, со своей стороны, проявляющие присущие им психические способности: восприятие, мышление, волю, чувства. Безразлично, мыслится ли при этом индивид как некая реактивная машина (хотя бы и очень сложно запрограммированная), или он наделяется автохтонно проявляющимися духовными силами. Подобно высмеянному Марксом святому Санчо8, наивно полагавшему, что ударом стали мы высекаем огонь, хранящийся в камне, психолог-метафизик думает, что психика извлекается из самого субъекта, из его головы. Как и Санчо, он не подозревает, что огненные частички отделяются не от камня, а от стали и, главное, что все дело — в раскаляющем эти частички взаимодействии камня и стали. Психолог-метафизик тоже упускает главное звено — процессы, опосредующие связи субъекта с реальным миром, процессы, в которых только и происходит психическое отражение им реальности, переход материального в идеальное. А это суть процессы деятельности субъекта, первоначально всегда внешней и практической, а затем приобретающей также форму внутренней деятельности, деятельности сознания.

Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод научного познания психического отражения, сознания. В изучении форм общественного сознания — это анализ бытия общества, свойственных ему способов производства и системы общественных отношений; в изучении индивидуальной психики — это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconА. Н. Леонтьев деятельность. Сознание. Личность предисловие
Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Связь духовного...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сознание каждого разумного существа формирует тот мир, в котором это сознание воплощено 24
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconИспользование песенного материала при овладении иностранным языком...
В условиях гуманизации образования личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности....
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconТема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования"
Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconУчебный курс «Самосовершенствование личности» Познай себя (самопознание)
Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconПрограмма вступительного экзамена в мгту га по обществознанию
Человек как продукт биологической и социокультурной эволюции. Теории происхождения человека. Взаимоотношение биологического и социального...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconДоклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной...
Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconЛичность и искусственный интеллект: тенденции 21 века
Доклад, представленный на международном конгрессе: «Личность общество: перспективы 21 века» /Брага, Португалия,17-19 ноября 2005...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconЛеонтьева Дмитрия Алексеевича
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2-х тт. М.: Педагогика, т. 2, 1983
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconУрок по озож по общеобразовательной программе по умк «Школа 2000...
Урок по озож по общеобразовательной программе по умк «Школа 2000 – 2100» (руководитель Леонтьев А. А.)
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconПроект «личность и эпоха»
Центр информационных технологий и ресурсов Гомельского района, продолжая серию работ, посвященных владельцам и меценатам города Гомеля,...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconРоссийской федерации
Учебная дисциплина входит в систему курсов, связанных с изучением основных явлений и процессов русской и зарубежной литературы, что...
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность iconДекада иностранных языков «Чудеса под рождество»
Девиз: «Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности» А. Н. Леонтьев


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск