Самостоятельную деятельность учащихся





Скачать 93.32 Kb.
НазваниеСамостоятельную деятельность учащихся
Дата публикации28.09.2013
Размер93.32 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Психология > Вопрос
Cценарий мастер-класса «Научить ребенка мыслить»

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри.

Скажите, пожалуйста, есть ли среди вас психологи, или те, кто увлекается психологией?

Тогда вы, наверное, слышали о левополушарных и правополушарных способностях человека.

Проведем эксперимент:

-сложите кисти рук в замок- какой палец сверху? буква противоположная

-сложите руки на груди- какая рука сверху? буква противоположная

-положите ногу на ногу- какая нога сверху? буква противоположная

-поднесите к уху телефонную трубку- к какому уху? буква противоположная.

Если в результате этой диагностики вы получили 3 Л, то у вас преобладает левое полушарие. Таких людей на Земле более 80%. Наши школьники, как правило, также используют только левополушарные способности, способности логического мышления и недостаточно используют образное мышление

Поэтому многие проблемы обучения возникают в связи с неполной работой мозга.

И сегодня я хочу вас познакомить с методом, который позволяет задействовать оба полушария мозга.

“Я мыслю – значит, я существую!” - эти слова философа Декарта стали сегодня эпиграфом к мастер-классу по теме. .

В наши дни обеспечение качественного образования учащихся остается одной из самых важных проблем образования. При переходе к новой модели образования больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях.

Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми.

Сегодня я предлагаю познакомиться с универсальным методом интеллект-карт, в основу которого положены исследования англ. психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. 

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

 «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт. 

 «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Первый этап создания интеллект-карты «Принимай» (вывесить)

Итак, я обращаюсь к группам. Вам необходимо познакомиться с правилами создания интеллект-карт.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

-изучение нового материала,

-закрепление материала,

-обобщение материала,

-написание научно-исследовательских работ,

-создание проектов и т.д.

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

  • изучать личность обучающихся, выявлять  причины их когнитивных затруднений

  •  корректировать знания

Уважаемые коллеги, каковы основные правила?

(читают правила: 1.И.-к. начинается от центра- главного обобщающего понятия и продолжается в разные стороны к ключевым понятиям.

2. Понятия соединяются линиями, карта дополняется рисунками, символами.)

Обратите внимание, стрелки рисуются не прямыми.

Спасибо. Молодцы. Итак, первый этап «принимай» создания и.-к. пройден.

(вывесить)

А сейчас я предлагаю вам поработать над созданием интеллект-карты по теме «Наше Здоровье», выполнив задания и разместив всю информацию на карте. Это следующий принцип создания интеллект-карт «применяй» (вывесить). Данный принцип позволяет использовать разные приемы и методы в обучении.

1.Первое задание: изобразите как вы представляете здоровье человека.

1 группа- рисует образ здоровья, 2 группа- описывает здоровье, используя прилагательные.

Уважаемые коллеги, группы получили задания, которые им нужно выполнить используя метод образного видения (вывесить).

Это эмоциональное, образное исследование объекта. Реальный объект предлагается либо нарисовать, либо описать на что он похож. Образовательный продукт учащихся выражается в словесной или графической образной форме, т.е. ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего видения. Задача этого метода- познание самого объекта, а не информации об объекте.

Обращение к группам: Что у вас получилось? Как вы себе представили образ здоровья?

2.Следующее задание: (работа со словарями) дать определение понятию здоровье, используя научную литературу. Перед вами выдержки из словарей, энциклопедий, используя эту информацию, выберите наиболее полное, емкое определение здоровья, поместите в картах.

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме. Для того чтобы работа со словарями учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться не только непосредственно на уроках, но и дома. Данный метод позволяет развивать навыки работы со словарями, справочниками, другой научной информацией и может применяться на других уроках и в жизни. (вывесить)

Группы справились, прочтите, какие определения вы использовали.

3.А сейчас вам необходимо провести исследование: определить, есть ли нарушения вашего здоровья по таким параметрам как: частота пульса, величина артериального давления, температура тела. Используя необходимый для этого инструментарий, проведите измерения дважды: до и после дозированной нагрузки. Измеряйте.

Нагрузка: 1 группа- после минуты работы на велотренажере, 2 группа- после ходьбы на степе. Чтобы сделать вывод о состоянии вашего здоровья фактически полученные данные сравните с нормативными показателями. Что у вас получилось до нагрузки?

Метод исследования (вывесить) предполагает самостоятельную работу ученика по предложенному алгоритму. Данный метод предполагает самостоятельный поиск ответов на поставленные учителем вопросы или проблемы. Учащиеся учатся, опираясь на логику и интуицию, искать ответ на поставленный вопрос. Объекты исследования выбираются в соответствии с тематикой изучаемого теоретического знания.

Группы выполнили задания. Что у вас получилось после нагрузки.

4. На здоровье человека в современном мире действует множество факторов: загрязненная атмосфера, нервный стресс, гиподинамия (недостаток движений) и т.д. Ваша задача- определить факторы сохранения и укрепления здоровья человека, записать не менее трех.

Наблюдение  – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Уже в школе на уроках зоологии, ботаники, анатомии детей учат проведению самых простых биологических исследований путем наблюдения за ростом и развитием растений и животных, за состоянием собственного организма. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, а точнее, еще ее предшественницы – естественной истории. И это неудивительно, так как наблюдение опирается на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). 

Группы готовы.

5.Задание. Вопрос сохранения здоровья является чрезвычайно актуальным. На уроках и во внеурочное время уделяется большое внимание здоровьесбережению, охране труда и здоровья. Сейчас я вам предлагаю придумать символ, отражающий бережное отношение к своему здоровью и нарисовать его на карте.

Это метод символизации (вывесить). Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, здесь выступает средством наблюдения и познания этой реальности. Этот метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и символом. В данном случае объектом явился лес. В знаковой форме необходимо представить определенную информацию.

Группы готовы. Вы сделали интеллект-карты по теме «Наше здоровье».

Это следующий принцип «приспосабливай» Вывешивают карты

Обратите внимание, используя разные свойства мышления, различные виды познавательной деятельности вы научились выделять объект изучения в центральном образе и объединили основные темы в виде ветвей.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения: (писать на доске)

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ

  • Задействовать оба полушария головного мозга

  • Повышать работоспособность

  • формировать общеучебные умения и навыки:

§  запоминание информации при быстром и полном обзоре темы

§  конспектирование или составление аннотаций письменных текстов

§  создание конспектов лекций, докладов, выступлений

§  написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

  • улучшать все виды памяти

  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность

  • формировать  орфографические и пунктуационные навыки

  • обогащать словарный запас

  • повышать результативность.

Я тоже в процессе мастер-класса использовала метод создания интеллект-карт , у меня получилась карта, на которой отражены принципы составления этой карты. Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи компьютерных программ ConceptDraw Mindmap Professional.

Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована не только любым учителем-предметником, но и в обычной жизни.

Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. Применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни. На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность. Вот пример интеллект карты миллиардера Ричарда Брэнсона:

Это самая большая в мире интеллект-карта бизнеса:

А это интеллект-карта женщины- риэлтора.

Это интеллект-карта желаний на год.

Рефлексия. А сейчас небольшой социологический опрос: Кто считает возможным применение данного метода на своих уроках?

Кто не считает так?

Воздержавшиеся?

Спасибо за участие. Я вижу, что многие уловили достоинства метода.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами Катрана:

Коль ты, мудрец, других мудрее, сто человек учи.

Зажечься смогут 100 свечей лишь от одной свечи.

Желаю творческих успехов.

 

Работа в группах - "Обучение сообща"     или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельную деятельность учащихся iconУрок по теме «Причастие»
Урок ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную и групповую. В ходе урока со своими мини проектами, презентациями...
Самостоятельную деятельность учащихся iconУрок тема. Семенар по теме «причастия»
Цель: 1 активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о предложении
Самостоятельную деятельность учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и приемы обучения: вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность через
Самостоятельную деятельность учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся с помощью икт
Самостоятельную деятельность учащихся iconУроках биологии. Занятие на тему «Лишайники»
Б. Эльконин)(1). Деятельностный подход предполагает активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, т е становление...
Самостоятельную деятельность учащихся iconУрок орксэ в 4 классе на тем у : «Сходства и различия в религиях»
Цели урока: через самостоятельную деятельность учащихся, используя икт технологии, систематизировать и обобщить знания по христианству...
Самостоятельную деятельность учащихся iconПроектная работа в области изучения иностранного языка как средство...
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют...
Самостоятельную деятельность учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического...
Самостоятельную деятельность учащихся iconЛ. С. Лифорева пр. №29 от 25. 08. 2014 пр.№30 от 31. 08. 2014
Цель познавательного развития школьников развивать познавательные интересы, потребности и способности учеников, их самостоятельную...
Самостоятельную деятельность учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Самостоятельную деятельность учащихся iconКонспект урока № п\п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность...
Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки (Приложение 1)
Самостоятельную деятельность учащихся icon3 2 Интернатура и клиническая ординатура Интернатура
Интернатура, представляющая собой врачебную стажировку, является обязательным этапом для выпускников медицинских вузов, желающих...
Самостоятельную деятельность учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность,...
Самостоятельную деятельность учащихся iconВ мире живописи
Предполагается, что настоящий курс поможет учащимся реализовать свой интерес в освоении разных способов сбора, систематизации интерпретации...
Самостоятельную деятельность учащихся iconРеферат Тема: «Ознакомление детей с универсальными подвижными играми...
...
Самостоятельную деятельность учащихся iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск