Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания





Скачать 120.95 Kb.
НазваниеМетодическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания
Дата публикации08.08.2013
Размер120.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса»

Цель совещания: разработать комплексные меры, направленные на обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся.

Задачи:

  • проанализировать состояние здоровья;

  • выявить факторы, влияющие на здоровье школьников;

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

- Что ты делаешь?- спросил мудрец.

- Не видишь, я работаю! – сердито ответил лесоруб.

- Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее, - посоветовал мудрец.

- Не мешай, мне некогда, мне работать надо, - ответил упрямый лесоруб.

Эта ситуация всем нам знакома. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.

Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Это противоречия между:

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;

  • направленностью на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификацией;

  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;

  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;

  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;

  • достаточно жёсткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей.

В практике существует множество определений понятия «здоровье».

Будем руководствоваться определением, предложенным Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Компоненты здоровья:

  • Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.

  • Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.

  • Социально-личностный компонент включает в себя социально- обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний).

  • Духовно-нравственный компонент учёные не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребёнка, здоровьесберегающим обучением, думается, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.

Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

Основные показатели:

  • Чувство тревоги, безотчётного страха.

  • Чувство раздражения, гнева и враждебности.

  • Состояние депрессии.

  • Чувство вины.

Эти показатели можно взять за основу психического здоровья школьников, педагогов и родителей. Чтобы сохранить психическое здоровье человека (ребёнка или взрослого), необходимо научить его самооценке и самонаблюдению, тогда справиться с ситуацией будет гораздо проще.

Здоровьесберегающая деятельность в школе (выступление № 1)

Какая работа проводится в нашей школе по сохранению здоровья учащихся?

  • создание комплексных условий для развития ребёнка и сохранения его здоровья

  • Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, баскетбола.

  • В школе организована работа кружков. (Выступление Чистяковой Е.В.)

  • состояние и содержание здания и помещений в соответствии санитарно-гигиеническими нормам

  • организация качественного горячего питания (Чистякова Т.Ю.)

Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности можно применить «Тест школьной тревожности Филипса».

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей школе данная проблема не является остро стоящей, но все же имеется.

Социальный паспорт семей - (Чистякова Е.В.)

Рациональная организация учебного процесса (Выступление №2)

Необходимо отметить, что в результате такой организации учебного процесса возрастет качество знаний по школе.

Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии Законом

Российской Федерации «Об образовании», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Давайте посмотрим, каков паспорт здоровья детей, с которыми мы работаем, и здоровье которых обязаны сохранить. (Выступление кл. рук-лей)

Как видим, учителям и классным руководителям есть над чем работать.

Какова же роль каждого педагога в сохранении здоровья детей? Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие, поэтому на своих уроках учителя должны создавать благоприятные комфортные условия, доброжелательно держать себя с детьми, создавать обстановку доверия, стимулировать инициативу учеников, индивидуально подходить к каждому учащемуся, динамично и легко разрешать конфликты, проблемы.

Общение – вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен обратить на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.

Очень важен вопрос о значимости смены деятельности (физкультминутки) в учебном процессе как фактор физического благополучия.

С началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50%. Доминирующей становится учебная деятельность. И очень важно, чтобы учителя не забывали среди урока проводить физкультминутки, которые могут включать в себя:

  • упражнения для глаз;

  • упражнения для мелких мышц пальцев рук;

  • упражнения, которые позволяют компенсировать недостаточную двигательную активность.

Различные варианты физкультминуток нам предлагает попробовать на себе учитель физкультуры Осипова В. Ф.

Итак, мы видим, что резервы в подходах к проблеме сохранения здоровья есть. Мы не до конца используем их, может быть потому, что не знаем этих резервов.

Каждый учитель должен быть валеологом, иначе говоря, мы должны понимать, что здоровье учеников в существенной мере зависит и от нас самих.

Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости может являться умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физ. упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки (по СанПиНам 5-7 мин. от урока ребёнок должен отдыхать). Контролировать и регулировать процесс утомления работоспособности ребёнка должен учитель, т.к. от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребёнка. Особенно склонен к утомлению младший школьный возраст.

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.

Утомление имеет разнообразное проявление на уровнях:

  • поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

  • физиологическом – затруднение выработки условных связей, увеличение инертности в динамике нервных процессов;

  • психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально мотивационной сфере.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

  • начало учебного года и недели;

  • возникает ежедневно к 3-4 урокам;

  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

  • окончание четверти, учебного года, недели.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних имеет как положительную направленность, так и некоторые негативные тенденции, одна из которых – ухудшение здоровья учащихся. Она проявляется в повышении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, повышении среди них количества простудных, росте всевозможных нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений. Естественно, что такое положение дел приводит к снижению общего уровня образованности личности.

Конечно, это относится не ко всем образовательным технологиям, имеются и здоровьесберегающие, следовательно, к выбору следует относиться очень осторожно, взвешивая все стороны.

Таким образом, школа должна быть не только школой знаний, но и может быть школой здоровья, если:

  • Все работники ОУ будут относить здоровье учащихся к приоритетным направлениям в образовании в целом и в своей работе в частности.

  • В ОУ будут создаваться условия для сохранения здоровья детей.

  • Будет повышаться роль физической культуры в оздоровлении детей.

  • Будет разработана на диагностической основе комплексная программа по охране и укреплению здоровья учащихся.

  • Будет отслеживаться здоровье учащихся посредством мониторинга (паспорт здоровья школьника)

Решение:

1. Обеспечить условия для сохранности и укрепления здоровья обучающихся.

2.Вести целенаправленную работу по направлениям программы «Здоровье».

3. Вести мониторинг здоровья обучающихся.

4. Провести тест на определение уровня тревожности среди обучающихся.

Здоровьесберегающая деятельность в школе (выступление № 1)

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

Задачи:

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;

  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для апробирования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;

  • перейти от пассивных форм обучения к деятельностному подходу с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

Задачи мониторинга:

  • описание здоровьесберегающей деятельности.

  • анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.

  • оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

  • создание и распространение эффективных моделей здоровья.

  • оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.

С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

  • состояние здоровья школьников;

  • пропуски уроков по болезни;

  • уровень тревожности;

  • охват горячим питанием;

  • занятия в спортивных секциях;

  • уровень адаптации и мотивации учащихся;

  • результаты обученности.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

  • Принцип ненанесения вреда

  • Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом

  • Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания

  • Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся

  • Принцип отсроченного результата

  • Принцип активной обратной связи

Повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

  • образовательный процесс в школе организован с учётом возрастных и психологических особенностей личности

  • предоставлены возможности для развития и самореализации

  • включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность

  • охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств

  • УВП организован с учётом рационального распределения рабочего времени.


Рациональная организация учебного процесса (Выступление №2)

Реализация этого блока создаёт условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся

  • использование при составлении расписания новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учётом каждой возрастной группы

  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

Медико-гигиенические технологии:

  • контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

  • проведение прививок

Физкультурно-оздоровительные технологии:

  • направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты и гибкости.

Экологические здоровьесберегающие технологии:

  • создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.

  • обустройство пришкольной территории

  • аэрофитомодуль: зелёные растения в классах.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:

  • грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Компенсаторно-нейтрализующие:

  • проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.

  • эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.

  • витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.

Стимулирующие:

Эти приёмы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

  • физические нагрузки

  • обучение психологическим приёмам борьбы с унынием, плохим настроением.

Информационно-обучающие:

Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своём и своих близких.

  • проведение тематических классных часов

  • лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья

  • оформление тематических стендов на тему здоровья.

Таким образом, систему образования можно считать здоровьесберегающей, если она на каждом этапе созревания обеспечивает удовлетворение возрастных и психологических потребностей участников образовательного процесса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconМониторинг степени удовлетворённости участников образовательного...
Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconПрограмма совещания руководителей оу первомайского района по теме...
Анализ выполнения задач по информатизации муниципальных образовательных учреждений в 2012 году заведующая Управлением образования...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconДоклад на семинар-совещание с участием представителей Государственного...
Проведение настоящего семинара-совещания вызвано необходимостью принятия мер по расширению участия республиканских товаропроизводителей,...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconО состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения...
Материально-техническое (учебно-методическое) обеспечение образовательного процесса
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconДоклад о деятельности гбоу нпо «Профессиональное училище №79» г....
Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconДоклад о деятельности гбоу нпо «Профессиональное училище №79» г....
Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconДоклад о деятельности гоу нпо то «Профессиональное училище №36» г....
Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Научно- методическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения профессиональной компетентности специалиста...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Научно- методическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения профессиональной компетентности специалиста...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconСистемно – деятельностный подход к организации образовательного процесса...
Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Три медведя» (мастер- класс), проведенного в рамках городского методического семинара «Развивающая направленность образовательного...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconСодержание
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в библиотеке колледжа
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconКурса
Методическое сопровождение образовательного процесса в образовательной системе"Школа 2100"
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационный методический центр» подготовлена программа, на основании которой состоялось заседание методического совета, 24 заседания...
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconУчебно-методическое обеспечение образовательного процесса ноу «Основная...

Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания iconПримерная программа по информатике 5-9 классы
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск