Скачать 120.95 Kb.
|
Методическое совещание: «Валеологическая направленность образовательного процесса» Цель совещания: разработать комплексные меры, направленные на обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся. Задачи:
Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. - Что ты делаешь?- спросил мудрец. - Не видишь, я работаю! – сердито ответил лесоруб. - Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее, - посоветовал мудрец. - Не мешай, мне некогда, мне работать надо, - ответил упрямый лесоруб. Эта ситуация всем нам знакома. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования. Это противоречия между:
Как разрешить данную проблему? На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. В практике существует множество определений понятия «здоровье». Будем руководствоваться определением, предложенным Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Компоненты здоровья:
Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребёнка, здоровьесберегающим обучением, думается, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности. Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные. Основные показатели:
Эти показатели можно взять за основу психического здоровья школьников, педагогов и родителей. Чтобы сохранить психическое здоровье человека (ребёнка или взрослого), необходимо научить его самооценке и самонаблюдению, тогда справиться с ситуацией будет гораздо проще. Здоровьесберегающая деятельность в школе (выступление № 1) Какая работа проводится в нашей школе по сохранению здоровья учащихся?
Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности можно применить «Тест школьной тревожности Филипса». Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей школе данная проблема не является остро стоящей, но все же имеется. Социальный паспорт семей - (Чистякова Е.В.) Рациональная организация учебного процесса (Выступление №2) Необходимо отметить, что в результате такой организации учебного процесса возрастет качество знаний по школе. Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Давайте посмотрим, каков паспорт здоровья детей, с которыми мы работаем, и здоровье которых обязаны сохранить. (Выступление кл. рук-лей) Как видим, учителям и классным руководителям есть над чем работать. Какова же роль каждого педагога в сохранении здоровья детей? Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие, поэтому на своих уроках учителя должны создавать благоприятные комфортные условия, доброжелательно держать себя с детьми, создавать обстановку доверия, стимулировать инициативу учеников, индивидуально подходить к каждому учащемуся, динамично и легко разрешать конфликты, проблемы. Общение – вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен обратить на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе. Очень важен вопрос о значимости смены деятельности (физкультминутки) в учебном процессе как фактор физического благополучия. С началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50%. Доминирующей становится учебная деятельность. И очень важно, чтобы учителя не забывали среди урока проводить физкультминутки, которые могут включать в себя:
Различные варианты физкультминуток нам предлагает попробовать на себе учитель физкультуры Осипова В. Ф. Итак, мы видим, что резервы в подходах к проблеме сохранения здоровья есть. Мы не до конца используем их, может быть потому, что не знаем этих резервов. Каждый учитель должен быть валеологом, иначе говоря, мы должны понимать, что здоровье учеников в существенной мере зависит и от нас самих. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости может являться умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физ. упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки (по СанПиНам 5-7 мин. от урока ребёнок должен отдыхать). Контролировать и регулировать процесс утомления работоспособности ребёнка должен учитель, т.к. от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребёнка. Особенно склонен к утомлению младший школьный возраст. Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. Утомление имеет разнообразное проявление на уровнях:
Утомление часто возникает в следующие периоды:
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних имеет как положительную направленность, так и некоторые негативные тенденции, одна из которых – ухудшение здоровья учащихся. Она проявляется в повышении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, повышении среди них количества простудных, росте всевозможных нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений. Естественно, что такое положение дел приводит к снижению общего уровня образованности личности. Конечно, это относится не ко всем образовательным технологиям, имеются и здоровьесберегающие, следовательно, к выбору следует относиться очень осторожно, взвешивая все стороны. Таким образом, школа должна быть не только школой знаний, но и может быть школой здоровья, если:
Решение: 1. Обеспечить условия для сохранности и укрепления здоровья обучающихся. 2.Вести целенаправленную работу по направлениям программы «Здоровье». 3. Вести мониторинг здоровья обучающихся. 4. Провести тест на определение уровня тревожности среди обучающихся. Здоровьесберегающая деятельность в школе (выступление № 1) Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей. Задачи:
Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе. Задачи мониторинга:
Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости. С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:
Принципы здоровьесберегающей деятельности:
Повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:
Рациональная организация учебного процесса (Выступление №2) Реализация этого блока создаёт условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья: Медико-гигиенические технологии:
Физкультурно-оздоровительные технологии:
Экологические здоровьесберегающие технологии:
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Компенсаторно-нейтрализующие:
Стимулирующие: Эти приёмы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
Информационно-обучающие: Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своём и своих близких.
Таким образом, систему образования можно считать здоровьесберегающей, если она на каждом этапе созревания обеспечивает удовлетворение возрастных и психологических потребностей участников образовательного процесса. |
Мониторинг степени удовлетворённости участников образовательного... Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами... | Программа совещания руководителей оу первомайского района по теме... Анализ выполнения задач по информатизации муниципальных образовательных учреждений в 2012 году заведующая Управлением образования... | ||
Доклад на семинар-совещание с участием представителей Государственного... Проведение настоящего семинара-совещания вызвано необходимостью принятия мер по расширению участия республиканских товаропроизводителей,... | О состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения... Материально-техническое (учебно-методическое) обеспечение образовательного процесса | ||
Доклад о деятельности гбоу нпо «Профессиональное училище №79» г.... Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся | Доклад о деятельности гбоу нпо «Профессиональное училище №79» г.... Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся | ||
Доклад о деятельности гоу нпо то «Профессиональное училище №36» г.... Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Научно- методическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения профессиональной компетентности специалиста... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Научно- методическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения профессиональной компетентности специалиста... | Системно – деятельностный подход к организации образовательного процесса... Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Три медведя» (мастер- класс), проведенного в рамках городского методического семинара «Развивающая направленность образовательного... | Содержание Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в библиотеке колледжа | ||
Курса Методическое сопровождение образовательного процесса в образовательной системе"Школа 2100" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информационный методический центр» подготовлена программа, на основании которой состоялось заседание методического совета, 24 заседания... | ||
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ноу «Основная... | Примерная программа по информатике 5-9 классы Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса |