Скачать 57.04 Kb.
|
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА СИНТЕЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ПО ПОЧЕРКУ Лапинская Г.В. Ижевский государственный технический университет, г. Ижевск Тел.: (3412) 900053 e-mail: g.lapinskaya@gmail.com В течение длительного времени существовала идея изучения характера человека по почерку. Известно, что возможности идентификации человека по почерку тесно связаны с индивидуальностью почерка, т.е. неповторимостью совокупности характеризующих его признаков в почерках разных лиц [1]. Установлено, что на каждом этапе формирования почерка, а затем и в период закрепления навыка письма наблюдается зависимость между признаками почерка и внешними и внутренними факторами, действующими на человека [2]. Изучив материалы по данному вопросу, мы обнаружили, что можно составить достаточно полную характеристику человека по почерку. К сожалению, методик по анализу человеческого почерка пока что разработано достаточно мало, а автоматизированные средства анализа до сих пор находятся в стадии разработки. Различные методы психологического исследования характера человека применяется довольно давно. В Интернете имеются сайты, где все желающие могут узнать тип и свойства нервной системы (темперамент и возбудимость), черты характера и т.д. с помощью разнообразных методик. Подобные программы существуют и для локальных ПК, не подключенных ни к каким сетям. Однако до сих пор практически закрытой и не автоматизированной остается методика составления психологического портрета личности по почерку, а ведь почерк, как и отпечатки пальцев, сетчатка глаза, набор ДНК, является уникальным источником данных, позволяющим идентифицировать конкретного человека. В то же время, набор параметров почерка позволяет охарактеризовать его владельца с психологической стороны, основываясь не на субъективном восприятии индивидуума, а на объективных параметрах, отраженных в письме. Графология, как наука, развивается уже более 400 лет, но именно в век компьютерных технологий, она сделала большой скачок вперед: сегодня для анализа почерка применяются уже современные компьютерные технологии, что позволяет не только облегчить труд исследователя и значительно уменьшить время проведения эксперимента, но и исключить субъективность в оценки почерка. В начале ХХ века графология получила широкое распространение не только как наука, но и как область практической деятельности. На сегодняшний день в услугах специалистов – графологов нуждаются профессионалы различных сфер деятельности, таких как бизнес, криминалистика, медицина, спорт, педагогика и т.д. С рождения человек учится распознавать объекты: делит на составные части, выделяет индивидуальные характеристики, запоминает подученные данные. Чем больше информации накопил человек, тем проще ему проанализировать новый объект: достаточно контакта объекта с одним из анализаторов (зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным), чтобы определить не только абсолютные характеристики: холодный он или горячий, шершавый или гладкий, твердый или мягкий, - но и относительные: оттенок цвета, громкость звучания, терпкость запаха. Мозг человека просто берет только что полученные сведения о новом объекте и сопоставляет их с уже имеющимися данными. Возвращаясь к обработке изображений рукописных текстов стоит отметить, что проанализировав возможности компьютерного анализа рукописного текста, мы пришли к выводу, что его перед обработкой необходимо векторизовать. Для этого была создана программа AQResearcher, которая предназначена для перевода растрового изображения рукописного текста в векторное, при этом информация о геометрических примитивах записывается в файл, который в последствии будет обрабатываться [3]. Для получения более качественной информации в этой программе можно произвести перевод в двухцветное изображение, сделать утоньшение и т.д. Таким образом, входной информацией для нашей программы являются отрезки прямых и дуг. Полученные геометрические примитивы и будут той основой, в соответствии с которой будет проводиться классификация образов [4]. В настоящее время, в ходе работы программы находятся следующие параметры почерка: Наклон букв – особенности волевых качеств человека Наклон строки – особенности восприятия жизненной ситуации Амплитуда между заглавными и строчными буквами – требовательность человека к себе и окружающим Величина букв – рациональность, практичность человека Разрывы – особенность мышления, Поля – внутренние аспекты: я, начало, прошлое, критичность, постоянство, отстранение, неприязнь, Ширина или узость почерка – постоянство и последовательность самопродвижения в обществе, опасливость, смелость, сдержанность, развитие [5]. Отрезки, которые были выделены на этапе векторизации, образуют типовые конструктивные элементы (ТКЭ) распознаваемых объектов. На рис. 1 представлен типовой конструктивный элемент "верхняя дуга". Рис. 1. ТКЭ "верхняя дуга" Мы выделили следующие типы конструктивных элементов: 1) верхняя дуга (UА); 2) нижняя дуга(DА); 3) левая дуга(LА); 4) правая дуга(RА); 5) наклонная черта (OL); 6) правосторонний крючок(RH); 7) левосторонний крючок (LH); 8) верхний крючок(UH); 9) петля верхняя (UL); 10) петля нижняя (DL); 11) петля нижняя малая (LL). Основой для выделения конструктивных элементов стал накопленный экспериментальный материал, полученный в ходе обработки изображений различных почерков. Далее выбирается ориентация ТКЭ из 8 значений. Кодирование букв будем проводить следующим образом: сначала будем записывать тип элемента (буквенное обозначение), а затем, его ориентацию (цифровое обозначение). На третьем уровне происходит логический анализ и распознавание. Таблица 1. Правила соединения ТКЭ в буквы
Мы предположили, что за счет вариаций углов наклона ТКЭ, а так же за счет связей между самими ТКЭ (то есть за счет возможности кодирования буквы разными ТКЭ) можно будет обеспечить повышение надежности работы данного алгоритма. Разрабатывая данную программу, мы поставили перед собой цель создать технологию, основывающуюся на известных нейрофизиологических моделях сетчатки глаза и имитирующую механизмы зрения биологических систем, в частности, путем разделения и оперативного взаимодействия функций локального зрительного анализатора, уровня фрагментарного анализа и уровня логического анализа и распознавания. Литература
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение личности с целью составления и написания психологического портрета личности | Курса «Психодиагностика». Данный курс реализуется в рамках специальности... Тат, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические... | ||
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные... | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | ||
«Информационная безопасность как условие формирования психологического... Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,... | В книге проводится анализ биологических основ оптимистического мировоззрения.... Серия очерков посвящена ленинградским блокадникам. Показана возможность сохранить человеческое достоинство в экстремальной ситуации.... | ||
Вопросы к экзамену по дисциплине Понятия социально-психологического... Спт как метод психологического воздействия. Цели, задачи, механизмы, способы психологического воздействия | Развитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга | ||
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно... | Какие же особенности психологического и социального развития младших подростков? Окого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности... | ||
Социометрия Спт как метод психологического воздействия. Цели, задачи, механизмы, способы психологического воздействия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа психологического кружка «Познай себя» направлена на сохранение психологического здоровья детей | ||
Программа дисциплины методология и методы социологического исследования... Спт как метод психологического воздействия. Цели, задачи, механизмы, способы психологического воздействия | Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального... «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» | ||
План работы социально-психологической службы на 2014-2015 учебный год общие цели и задачи Цель: Создание благоприятного социально-психологического климата развития, саморазвития, социализации личности | Игра «Узнай первым» Цель Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности... |