Скачать 89.27 Kb.
|
Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола. Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу. Прожив большую часть своей жизни и отдав основную её часть такому виду спорта, как футбол, пройдя все пути и этапы, начиная от детской спортивной школы, любительского, затем профессионального футболиста, проработав детским тренером и учителем физкультуры более четверти века, хочется подвести небольшой итог пройденного пути и поделиться своими мыслями о футболе, наработанным опытом в области подготовки молодых футболистов, начиная с раннего возраста, в надежде на то, что когда-нибудь кому-нибудь это пригодится. Особенно молодым тренерам, которые только начинают свою работу с детьми, полны желания и амбиций покорить высоты тренерского мастерства и воспитать спортсменов самого высокого уровня и, которые ещё не испытывали горечи неудач и поражений оттого, что знания у них приобретены только теоретически, а практического опыта всегда будет не хватать. Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения. Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто. Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо. Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера. 1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру. 2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных. 3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать. 4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика. 5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре. Отбор и рекомендации. Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление. Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.» Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления. Этапы отбора. В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий. Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста , и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать? Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное. Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше ,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества. Показатели игровых способностей. С мячом: 1.Склонность к обводке 2.Игра в пас 3.Нестандартные, самобытные действия. Без мяча: 1.Выбор позиции 2.Подстраховка 3. Игра на перехвате, опережение, добивание 4. Умение открыться 5. Решение действия до приёма мяча. Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:
Для первого года обучения предлагается программа:
Продолжительность тренировки- 60минут А) специальные двигательные навыки- 15 минут Б) Игровые навыки- 40 минут В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что: При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза») 2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще. 3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой. При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно. 2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей( малейшее расслабление мышцы может привести к травме) 3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом ( а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги) При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча. 2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча. 3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела. Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений. При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника). Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу). Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника. Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры. Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника. Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения( в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте. Надеюсь, у меня, как у тренера и учителя физической культуры, будет возможность поделиться своими мыслями и практическим опытом о дальнейшей подготовке юных футболистов. |
В подборе заданий осуществляет дифференцированный подход. Часто вопросы... Ливенская восьмилетняя школу №9, учителем по физической культуры, с 1992г по 2012г дюсш города Ливны, тренер-преподаватель, с 2012... | Мбоудод дюсш №3 2012 г. Теоретико методологические основы управления... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | ||
Методическая разработка: нетрадиционные методические подходы в тренировке... Разработка нетрадиционных подходов в тренировке юных хоккеистов, направленных на развитие игрового мышления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шабанов Александр Васильевич – составитель программы, старший тренер-преподаватель 1-ой категории | ||
План. Введение. Роль тренера в предупреждении патологических состояний... Опытный спортсмен, а тем более тренер или преподаватель физической культуры всегда должен находится во взаимодействии с медицинской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Михайлов Анатолий Егорович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Дьяков Михаил Иванович. На год позже пришли... | ||
Тихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической... Тихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической культуры Лицея №1 г. Зеленодольска | Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского Тимофеева Я. И., преподаватель по классу флейты, преподаватель второй квалификационной категории | ||
Составитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М.... По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой | Мку «уо и мп» с 22. 11. по 28. 11. 2013 года Алексей Ляхов (в весовой категории 50 кг), Алексей Самбурских (в весовой категории 63 кг) в упорной борьбе завоевали серебряные медали;... | ||
Опыта Швед андрей иванович учитель физической культуры мбоу «Чубковичская основная общеобразовательная школа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна | Рабочая программа учебной дисциплины Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна | Рабочая программа учебной дисциплины Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна |