Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41





Скачать 89.27 Kb.
НазваниеОб авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41
Дата публикации13.08.2014
Размер89.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола.

Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу.

Прожив большую часть своей жизни и отдав основную её часть такому виду спорта, как футбол, пройдя все пути и этапы, начиная от детской спортивной школы, любительского, затем профессионального футболиста, проработав детским тренером и учителем физкультуры более четверти века, хочется подвести небольшой итог пройденного пути и поделиться своими мыслями о футболе, наработанным опытом в области подготовки молодых футболистов, начиная с раннего возраста, в надежде на то, что когда-нибудь кому-нибудь это пригодится. Особенно молодым тренерам, которые только начинают свою работу с детьми, полны желания и амбиций покорить высоты тренерского мастерства и воспитать спортсменов самого высокого уровня и, которые ещё не испытывали горечи неудач и поражений оттого, что знания у них приобретены только теоретически, а практического опыта всегда будет не хватать.

Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения.

Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто.

Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо.

Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера.

1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру.

2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных.

3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать.

4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика.

5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре.

Отбор и рекомендации.

Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление.

Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.»

Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления.

Этапы отбора.

В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий.

Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста , и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать?

Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное.

Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше ,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества.

Показатели игровых способностей.

С мячом: 1.Склонность к обводке

2.Игра в пас

3.Нестандартные, самобытные действия.

Без мяча: 1.Выбор позиции

2.Подстраховка

3. Игра на перехвате, опережение, добивание

4. Умение открыться

5. Решение действия до приёма мяча.

Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:

  1. Игра и развитие физических качеств через упражнения с мячом. Суть этих упражнений в психологическом эффекте, возникающим благодаря положительным эмоциям от физических упражнений с мячом. И это очень важно в детском и подростковом возрасте.

  2. Суть методики развития самобытных навыков- в самостоятельном выполнении предложенных упражнений. Не нужно сразу поправлять или учить выполнять те или иные двигательные действия. Техника движений- это прежде всего многократное повторение упражнений. Хорошо, если сам ребёнок придёт к правильному выполнению техники движения.

Для первого года обучения предлагается программа:

Наименование


Месяц

Сент.

Окт.

Нб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июн

Июл.

Авг.

Теория

Беседы:





































Развитие самобытных навыков

Двигательные

Ведение мяча





































Удары





































Передачи





































Игровые

Футбол на ¼ поля





































Мини-футбол в зале





































Гандбол с элементами футбола





































Подвижные игры и эстафеты





































Продолжительность тренировки- 60минут

А) специальные двигательные навыки- 15 минут

Б) Игровые навыки- 40 минут

В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут

Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в

Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что:

При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза»)

2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще.

3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой.

При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно.

2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей( малейшее расслабление мышцы может привести к травме)

3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом ( а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги)

При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча.

2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча.

3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела.

Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений.

При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника).

Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу).

Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника.

Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры.

Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника.

Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения( в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте.

Надеюсь, у меня, как у тренера и учителя физической культуры, будет возможность поделиться своими мыслями и практическим опытом о дальнейшей подготовке юных футболистов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconВ подборе заданий осуществляет дифференцированный подход. Часто вопросы...
Ливенская восьмилетняя школу №9, учителем по физической культуры, с 1992г по 2012г дюсш города Ливны, тренер-преподаватель, с 2012...
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconМбоудод дюсш №3 2012 г. Теоретико методологические основы управления...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconМетодическая разработка: нетрадиционные методические подходы в тренировке...
Разработка нетрадиционных подходов в тренировке юных хоккеистов, направленных на развитие игрового мышления
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шабанов Александр Васильевич – составитель программы, старший тренер-преподаватель 1-ой категории
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconПлан. Введение. Роль тренера в предупреждении патологических состояний...
Опытный спортсмен, а тем более тренер или преподаватель физической культуры всегда должен находится во взаимодействии с медицинской...
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Михайлов Анатолий Егорович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Дьяков Михаил Иванович. На год позже пришли...
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconТихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической...
Тихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической культуры Лицея №1 г. Зеленодольска
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconКолледж русской культуры им. А. С. Знаменского
Тимофеева Я. И., преподаватель по классу флейты, преподаватель второй квалификационной категории
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconМку «уо и мп» с 22. 11. по 28. 11. 2013 года
Алексей Ляхов (в весовой категории 50 кг), Алексей Самбурских (в весовой категории 63 кг) в упорной борьбе завоевали серебряные медали;...
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconОпыта
Швед андрей иванович учитель физической культуры мбоу «Чубковичская основная общеобразовательная школа»
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconРабочая программа учебной дисциплины
Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconРабочая программа учебной дисциплины
Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconРабочая программа учебной дисциплины
Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна
Об авторе: Качан Александр Иванович 56лет. Тренер преподаватель отделения футбола дюсш «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры мбоу сош №41 iconРабочая программа учебной дисциплины
Программу разработала преподаватель физической культуры Соломатова Галина Николаевна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск