Скачать 460.27 Kb.
|
ГОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет психологии и безопасности жизнедеятельности УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института _________________/____________/ (подпись/ Ф.И.О.) «____ » ________________ 20 __ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина Безопасность на дороге _____________ и в общественном транспорте ___ (наименование) Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профили подготовки Безопасность жизнедеятельности, Право Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности (название) Курс 1 семестр 1 форма обучения очная Программа разработана ст. преподавателем каф. МБД и БЖ Швецовым А.М. (должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание автора(ов) программы) Рецензент(ы) ______________________________________________________ (должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола 2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ______________________________________________________________________________________________________ (название кафедры) протокол заседания №__ от __________200__г____________________________________ (Ф.И.О. зав.кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» относится к числу дисциплин предметной подготовки по специальности 050100.62 Педагогическое образование. Изучение безопасности на дороге и в общественном транспорте играет важную роль в образовании учителя БЖД. Содержание учебной дисциплины обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин. Актуальность проблемы обучения будущих педагогов диагностике опасностей на дорогах, знанию факторов риска, умению их прогнозировать и с их помощью выявлять опасные явления и процессы заключается в возросшей необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности. Опасные и чрезвычайные ситуации в населенных пунктах по своим разрушительным последствиям не уступают, а порой и превосходят природные, техногенные, социальные, экологические и иные катаклизмы. Это обусловлено причинами, связанными с компактным проживанием человека и социума, которые придают этим катастрофическим явлениям и процессам массовый, изощренный и целенаправленный характер. Знание будущими педагогами сущностных характеристик и классификации чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах послужит теоретической и практической основой для выявления, предотвращения и прогнозирования возникновения опасных ситуаций в населенных пунктах на территории регионов России. Курс рассчитан всего на 108 часов, из них 36 ч отводится аудиторной работе, включающей 14 ч лекций, 22 ч – лабораторных занятий, 36 ч отводится на самостоятельную работу. Контроль знаний студентов традиционно по дисциплинам ДПП осуществляется по нескольким направлениям: срез начальных знаний, текущий контроль в виде устных опросов, контрольных тестов, терминологических диктантов, межаттестационная проверка – защита реферативных докладов по дисциплине, итоговая аттестация в виде экзамена. В процессе итогового контроля учитывается рейтинговая оценка студента. 1. Цели и задачи дисциплины Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» ориентирует на выполнение учебно-воспитательных, культурно-просветительских и научно-методических видов профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины способствует подготовке студентов к решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: – осуществление процесса обучения основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой; – планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; – использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; – применение современных средств оценивания результатов обучения; – воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; – реализация личностно- ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению. в области культурно-просветительской деятельности: – формирование общей культуры учащихся в области научно-методической деятельности: – выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; – самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации. Цель: формирование целостного представления об опасных процессах и явлениях на дороге и в общественном транспорте. Овладение культурой поведения на улице, на дороге, в транспорте. Задачи: – дать представление о различных экстремальных ситуациях, могущих возникнуть в населенных пунктах; – рассмотреть механизмы происхождения ЧС в социальной среде; – активизировать знания в области психологии, физики, химии, биологии, социологии; – изучить особенности поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах; – показать необходимость знаний гражданами своих прав и обязанностей по обеспечению безопасности и жизнедеятельности в населенных пунктах; – приобрести навыки поведения в неуправляемости толпе, при пожаре, панике, погромах, авариях на транспорте. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); - способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); - готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в области педагогической деятельности: - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); в области культурно-просветительской деятельности: - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8); - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Студент должен знать: – права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности на дороге и общественном транспорте; – государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера; – принципы и правила, требования безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте. Студент должен: – уметь прогнозировать ЧС и их последствия на дороге, на транспорте; – владеть основными способами, средствами и методами индивидуальной и коллективной защиты на дороге и в общественном транспорте; – владеть навыками и умениями психологической диагностики в случаях мошенничества, террора и шантажа; – уметь грамотно применять навыки безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Дорожное движение Законодательство РФ о безопасности дорожного движения. Участники дорожного движения и их безопасность. Правила дорожного движения. 2. Опасности на дороге Основные причины ДТП. Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях. Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков. Методы предотвращения ДТП. 3. Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при аварийных ситуациях. Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения при их возникновении. Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Тематический план изучения учебной дисциплины
3.1. Методические рекомендации к закреплению лекционного материала Лекционный курс по «Безопасности на дороге и в общественном транспорте», рассчитанный на 12 тем (14 ч), позволяет усвоить студентам базовую часть дисциплины. Помимо учебных пособий для закрепления лекционного материала студентам предлагаются презентационные материалы, вопросы для самоконтроля. В институте мозга им. В.М. Бехтерева просчитали мнемонические параметры обучаемых в высших школах, которые должны запоминать не менее 70% нового материала, иначе их IQ не соответствует требованиям высшего образования. Удивляет то, что в самой высшей школе не прослеживается качественный подход как к выбору будущих специалистов, так и к качеству усвоения лекционного материала. Алгоритм усвоения теоретического материала включает следующие техники: – информаппетит (интересная подача и актуализация материала, без желания услышать и понять знания образовываться не могут, знания должны быть поданы «аппетитно»); – информнасыщение (знания должны быть легко усваиваемые, приносить удовлетворение – «легко перевариваться», становиться частью потенциального опыта); – ретранслятор (рефлексивно-оценочный этап, который включает не только обобщение, анализ и самоанализ, оценка и самооценка, оценивание, но и способность к трансляции вновь полученного знания на уровне 70% усвоения). 3.2. Тематический план лекций
3.3. Список рекомендуемой литературы
3.4. Методические рекомендации к выполнению практических и семинарских занятий Практические и семинарские занятия студентов планируется по принципу систематизации и углубления знаний учебного материала по разделам программы в форме конспектирования, подготовки рефератов и тематических докладов. Особое внимание на семинарских и практических занятиях студентам следует обратить на предложенный после каждой темы список рекомендуемой литературы. В него включены как учебные пособия по курсу, так и практикумы по основам знаний безопасности жизнедеятельности, которые позволят наглядно представить и виртуально разрешить возможные практические ситуации в учебных учреждениях. При самостоятельном рассмотрении вопросов применения уголовного и административного законодательства следует уделить внимание мерам ответственности за мошенничество, нарушение общественного порядка. При самостоятельном изучении федеральных законов целесообразно обращаться к нормативной базе, которая издана в развитие этих законов (постановления Правительства, ведомственные акты). При рассмотрении вопросов о формах и методах классной и внеурочной работы по формированию навыков защиты от опасных ситуаций на дорогах у детей в школе, помимо рекомендуемой литературы, следует заняться самостоятельным поиском литературных источников по инновационным методам в педагогической практике. 3.5. Тематический план практических и семинарских занятий
Вопросы для подготовки к семинарским занятиям Семинар №1. «Дорожное движение»
Семинар № 2. «Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков»
Семинар № 3. «Основные причины ДТП»
Семинар № 4. «Методы предотвращения ДТП»
Семинар № 5. «Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте»
Семинар № 6. «Правила безопасного поведения пассажиров при аварийных ситуациях»
Вопросы для подготовки к практическим занятиям Практическая работа №1. «Участники дорожного движения и их безопасность»
Практическая работа №2. «Правила дорожного движения»
Практическая работа № 3. «Опасности на дороге»
Практическая работа № 4. «Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях»
Практическая работа № 5. «Условия безопасности при пользовании общественным транспортом»
Практическая работа № 6. «Аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте»
Практическая работа № 7. «Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения их при возникновении»
Практическая работа № 8. «Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» |
Рабочая программа по дисциплине В. В безопасность в чрезвычайных ситуациях Учебная дисциплина «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом | Рабочая программа Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | ||
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность в сфере коммерции» Учебная дисциплина «Безопасность предприятия в сфере коммерции» относится к дисциплинам специализации по специальности 080301 –Коммерция... | ||
Рабочая программа дисциплины «Организация транспортных услуг и безопасность... Дисциплина «Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса» относится к циклу б дисциплина обеспечивает логическую... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пешеход это не просто название, фактически у пешехода есть не только права, но и обязанности. Маленький пешеход должен понимать,... | ||
Рабочая учебная программа для студентов направления «Физическая культура» Л. В. Шилова, Е. А. Меньш. Английский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления «Безопасность... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | ||
«Безопасность детей на дороге – забота каждого» Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения" | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины заканчивание скважин Учебная дисциплина "Заканчивание скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений... | Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина история | Рабочая учебная программа по дисциплине «Компьютерная графика» Учебная дисциплина «Компьютерная графика» предназначена для специализированной компьютерной подготовки | ||
Российской федерации Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного... |