Скачать 8.01 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Челябинск, декабрь 2013 г.) УДК 796.01 : 612 (075.8) ББК Ч510я73, Ч510.76 Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию кафедры спортивной медицины и физической реабилитации (г. Челябинск, 20 декабря 2013г.) / Под ред. Е.В. Быкова. – Челябинск: УралГУФК, 2013. – 689 с. ISBN 978-5-93216-421-1 Рецензенты: Сабирьянов А.Р. – д.м.н., профессор, зав. каф. физической реабилитации и спортивной медицины Южно-Уральского государственного медицинского университета; Шибкова Д.З. – д.б.н., профессор, зав. каф. анатомии, физиологии человека и животных Челябинского государственного педагогического университета Ответственный за выпуск: Быков Е.В. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. спортивной медицины и физической реабилитации УралГУФК Сборник включает тексты научных статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов». Представлены актуальные материалы по проблемам и перспективам подготовки спортсменов, оценки их функционального состояния, эффективности применяемых средств восстановления. Материалы сборника представляют интерес для ученых и практиков в области спорта, адаптивной физической культуры. Материалы, включенные в настоящий сборник, даны в авторской редакции с минимальными правками. При перепечатке материалов ссылка обязательна. ISBN 978-5-93216-421-1 © Уральский государственный университет физической культуры, 2013 © Коллектив авторов ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ И.О. РЕКТОРА УРАЛГУФК ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА Е.Ф. ОРЕХОВА В нашей стране в течение последних лет существенно возросло внимание к развитию физической культуры и спорта. Об этом свидетельствуют расширение законодательной базы и организация крупнейших спортивных форумов: Универсиады в Казани (2013 г.), Зимней Олимпиады и Паралимпийских игр в Сочи (2014 г.), чемпионата мира по футболу (2018 г.), Зимней Универсиады в Красноярске (2019 г.). В современном мире успешное решение любой поставленной задачи невозможно без использования передовых достижений науки, поэтому совершенствование технологий спортивной подготовки тесно связано с развитием спортивной медицины и реабилитации. С учетом этого возрастает значимость установления тесных контактов между специалистами различных регионов России – тренерами, спортивными врачами, физиотерапевтами, массажистами, постоянного обмена новой информацией и опытом применения на практике инновационных технологий. Реализации этих целей, несомненно, способствуют научные форумы, материалы которых дают возможность познакомиться с работой коллег и являются импульсом для новых идей. Настоящая конференция приурочена к 40-летию кафедры спортивной медицины и физической реабилитации УралГУФК. За эти годы ее коллективом пройден большой и достойный путь: кафедра была в числе первых в России, кто начал подготовку специалистов в области физической реабилитации и адаптивной физической культуры, создана Челябинская школа массажа и мануальной терапии, открыта и успешно функционирует аспирантура «Восстановительная медицина, лечебная физическая культура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия», накоплен богатый опыт проведения научно-практических конференций, связанных с вопросами укрепления и восстановления здоровья средствами физической культуры, а также профилактики и реабилитация в спорте. Наш университет, являясь научно-образовательным центром Уральского региона, нацелен на расширение контактов с коллегами не только в Росси, но и за рубежом. Материалы, представленные в настоящем сборнике, являются коллективным трудом ученых 8 стран, в том числе – вузов и научных центров более чем 20 городов России. От всей души желаю участникам конференции постоянного творческого поиска, достижения новых высот в профессиональной деятельности, успешной реализации всех намеченных планов! ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ УРОКОМ ПЛАВАНИЯ Анисимова Д.И., Горбунова В.В., Булычева М.А., Сивкова О.В. Институт психологии, кафедра анатомии, физиологии и медицины ПГГПУ, г. Пермь, Россия vitagorbunova@mail.ru Адаптация к обучению в школе протекает у детей по-разному. Прежде всего, следует отметить, что направленность – социальная, психологическая и физиологическая могут быть, как синхронизированы, так и не синхронизированы и даже десинхронизированы у разных детей и в разных ситуациях (Медведев В.И.,1982; Венгер, А.Л., 2003). В зависимости от их синхронизации – десинхронизации может изменяться «цена» адаптации, а вместе с ней устойчивость ребенка по отношению к разным факторам внешней среды (Александровская, Э.М., 2000; Ильин Е.П., 2005). В предыдущих наших работах, в том числе и на страницах данного сборника, было показано, что в школе с дополнительным уроком плавания (школа «П») первоклассники имели достаточно высокий уровень адаптационного потенциала. Из 83 детей лишь у 12 зарегистрирован неудовлетворительный уровень адаптации, у остальных 72 – относительно небольшая степень напряжения адаптационных процессов или удовлетворительный уровень адаптации (29 детей). Чрезвычайно важно, во-первых, определить, как соотносятся друг с другом адаптационные процессы разных уровней, и какие изменения произошли в течение первого года учебы в школе, во-вторых. Цель работы. Выявление соотношения разных уровней адаптационного процесса у детей 7-8 лет, начавших обучение в школе. Задачи. 1. Используя анализ показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР), определить степень напряжения организма в процессе первых месяцев обучения в школе. 2. Провести корреляционный анализ показателей ВСР и параметров, отражающих социально-психологические аспекты адаптации (СПА) к обучению в школе. Материал и методы. Запись кардиоинтервалограммы с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 1.41», измерение массоростовых параметров, артериального давления (САД – систолического и ДАД – диастолического) у 83 детей 7-8 лет. Из них у 64 детей были измерены социально-психологические аспекты адаптации с использованием методик: измерение социально-психологической адаптации по Э.М. Александровской (Александровская Э.М., 1988); оценки уровня школьной мотивации по Н. Лускановой (Лусканова Н.Г., 1995); определение уровня тревожности по Ч.Д. Спилбергеру в адаптации Ю.Л. Ханина (Райгородский Д.Я., 2001). Обработка полученных результатов проводилась с применением пакета программ Statistika 6.0 for Windows. Использовались Т-критерий Стьюдента для связанных и несвязанных групп. Различие признавалось достоверным при уровне значимости р<0,05. Корреляционный анализ осуществлялся методом непараметрической статистической процедуры – корреляционной матрицы Спирмена, использующей ранговые значения показателей. Результаты. Все дети были поделены на группы по уровню адаптационного потенциала, расчет которого проводился по показателю ИФИ – индекс функциональных изменений (Баевский Р.М., Берсенева А.Н., 1997). Для разделения использовался центильный метод. Представлены группы: с удовлетворительной адаптацией – ИФИ≤1,77 – группа 1, 29 детей; с разной степенью напряжения механизмов адаптации – ИФИ от 1,78 до 2,09 – группа 2, 43 ребенка; неудовлетворительной адаптацией – ИФИ≥2,10 – группа 3, 12 детей. Эти группы практически не отличаются по показателям социально-психологической адаптации, однако по основным параметрам ВСР имеют ряд статистически значимых различий. Мы не касаемся различий массы тела, роста, ЧСС, САД и ДАД, поскольку именно они лежат в основе вычислений показателя ИФИ и их анализ не являлся предметом настоящего исследования. Нас интересовали такие величины, которые отражают баланс отделов вегетативной нервной системы и уровень напряжения центральных механизмов регуляции. В табл. 1 представлены статистически значимые различия по ряду показателей между группами 1 и 3. Таблица 1 Параметры ВСР первоклассников групп 1 и 3 на протяжении учебного года
Эти отличия, в частности более высокие значения модального интервала (Мо), среднеквадратичного отклонения вариационного ряда кардиоинтервалов (SDNN), доли интервалов с разницей длительности более 50 мс (pNN50%), величины общей мощности спектрограммы и ее компонентов (TP, HF, LF), а также меньшие величины АМо – показателя стационарности кардиоинтервалограммы и индекса напряжения (SI) – показателя вклада центральных компонентов в регуляцию сердечным ритмом, свидетельствуют о меньшем напряжении регуляторных механизмов у детей первой группы, по сравнению с третьей. Обращают на себя внимание еще 2 факта. Первое – то, что ни один из указанных показателей ни в той, ни в другой группе не изменился на протяжении полугода, разделяющего два этапа исследования (ноябрь 2012 и май 2013 года). Второе – то, что состав 3-й группы уменьшился, 4 человека «перешли» во вторую группу. Это значит, что у части детей с неудовлетворительной на начало учебного года адаптацией регуляторные процессы значительно улучшились и стали менее напряженными. Произошли обмены также между 1-й и 2-й группами, однако их различия при этом минимальны и практически ни в одном из показателей, кроме САД и ДАД, не достигают статистически значимых величин. Как уже указывалось по психологическим тестам, включавшим измерение социально - психологической адаптации по методике Э.М. Александровской, оценку уровня школьной мотивации по Н. Лускановой и определение уровня тревожности по Ч.Д.Спилбергеру в адаптации Ю.Л.Ханина статистически значимых различий ни между группами, ни между этапами исследования обнаружено не было. Тем не менее, по оценкам педагогов дети стали более адаптированными, начали гораздо лучше ориентироваться в школьной обстановке, спокойнее вести себя на уроках, больше успевать. На наш взгляд это можно объяснить лучшей координацией между разноуровневыми процессами регуляции в организме, установлением связей, которые либо отсутствовали, либо не проявлялись из-за избыточного напряжения. Корреляционный анализ по Спирмену между параметрами физиологического и социально-психологического уровней адаптационных характеристик позволил установить следующее. Количество связей между параметрами разных компонентов учебной деятельности в интервале времени между осенним и весенним срезами увеличился. Это относится как ко всей выборке, так и к отдельным группам, выделенным по величине адаптационного потенциала. Если во всей выборке (64 человека) на начальном этапе прослеживались связи, лишь между эмоциональным благополучием (ЭМ) и средним значением кардиоинтервала (R-R), а также между индексом напряжения (SI) и ситуативной тревожностью (СТ), то весной количество и разнообразие связей возросло на порядок. Наиболее важными из них являются связи таких показателей как эффективность учебной деятельности (УД), поведение (ПВД), уровень социальных контактов (СОЦ), суммарный эффект социально-психологической адаптации (СПА), школьная мотивация (ШМ) ситуативная и личностная тревожность (СТ и ЛТ) со многими параметрами сердечной деятельности (САД, ДАД, ЧСС и др.). Связи, преимущественно положительные, изображены на рисунке 1. Сущность этих связей: дети, имеющие большее артериальное давление и меньшую частоту сокращений сердца психологически более адаптированы и менее тревожны. Б Рис.1 Значимые корреляционные связи между показателями ВСР и СПА у первоклассников в начале (А) и в конце (Б) учебного года (n=64); – положительная связь, – отрицательная связь С другой стороны большая выраженность мощности спектральных характеристик ритма и особенно медленных волн первого порядка – LF, отражающих вклад симпатического и центрального компонентов в регуляцию ритмом сердца, сопровождается большей личностной тревожностью. Приблизительно такая же картина наблюдается и при анализе корреляционных связей между показателями ВСР и СПА в отдельных группах – очень мало (2 – 4) связей осенью и 15 – 20 весной. Кроме уже описанных, в группе 1 весной выявились четкие корреляционные взаимодействия между медленными волнами 2 порядка (VLF), показателем влияния высших вегетативных центров на нижележащие, и такими параметрами социально-психологической адаптации как эффективность учебной деятельности (УДэ), поведение (ПВД), социальные контакты (СОЦ), суммарный эффект социально-психологической адаптации (СПА). Все связи – отрицательные, как и УДэ с общей мощностью спектрограммы (ТР), отражающей суммарный эффект регуляции. Учитывая, что группа 1 характеризуется более высокими значениями мощности волновой структуры сердечного ритма, чем группа 3, эти связи могут быть истолкованы так: регуляторные механизмы обеспечивают стабильный уровень деятельности организма с высоким адаптационным резервом, однако в этом ряду увеличение мощности регуляции сопровождается относительным снижением параметров СПА. Возможно, в данной ситуации следует говорить о взаимодействии уровней регуляции по принципу реципрокности. В группе 2 хорошо прослеживается отрицательная корреляция между параметрами поведения и уровнем централизации регулирования деятельности организма. Это значит, что меньшее напряжение центрального компонента регуляции (IC – индекс централизации, SI – индекс напряжения) сопровождается более дисциплинированным поведением на уроках и более активным игровым поведением на переменах. Рис.2 Значимые корреляционные связи между показателями ВСР и СПА у первоклассников в группах 1, 2, 3 в конце учебного года – положительная связь, – отрицательная связь В группе 3 обнаружена другая значимая корреляция – между мощностью волн HF и LF (для первых – положительная, вторых – отрицательная) с уровнем школьной мотивации, включающей множество параметров. Волны HF – волны автономизации управления, показатель парасимпатического компонента регуляции, в группе 3 существенно ниже, чем в группе 1, что свидетельствует об относительно низком уровне адаптации. Так что в этой небольшой группе, более адаптированные по параметрам сердечной регуляции, мотивированы на учебу в школе в большей степени, чем менее адаптированные. |
Формирование нравственной компетентности будущих педагогов физической... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный... | Российская федерация баскетбола российский государственный университет... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | Законодательное собрание челябинской области постановление Постановление законодательного собрания Челябинской области от 27. 10. 2005 n 1895 "о законе челябинской области "о внесении изменения... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство... | «Теория культуры» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. 31 с | ||
Моу впо «Новосибирский государственный педагогический университет»... Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного... Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений... | Положение о IV региональном конкурсе «Учитель физической культуры XXI века» «Ивановский государственный университет» Шуйским филиалом ИвГУ, автономным учреждением «Институт развития образования Ивановской... | ||
Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма | Бюллетень новых поступлений за март 2013 г В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство... | ||
Протокол №15 от 20 июля 2012г В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство... | Пионерская организация. История, атрибутика, легенды Истоки и зарождение пионерского движения В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития... В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» 5-7 класс Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях... |